Фигуры речи как приемы усиления мысли оратора

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 19:35, курсовая работа

Описание работы

Деятельность человека, профессия которого связана с постоянным произнесением речей, чтением лекций и докладов, просто немыслима без основательных знаний принципов и правил ораторского искусства. К числу таких людей относятся политики, профессора, преподаватели, прокуроры, адвокаты и др. Для них публичная речь – главнейшее оружие. Ораторство – сильнейший рычаг культуры. Однако теоретические вопросы ораторского искусства, являющегося одним из средств человеческого познания, разработаны мало.

Содержание

Введение 3
1 Фигуры речи и их использование в ораторском искусстве 6
1.1 Фигуры речи и их виды 6
1.2 Особенности публичной речи 11
2 Анализ выступлений В.В. Жириновского 18
2.1 Использование фигур речи в ораторском искусстве 18
2.2. Использование фигур речи В.В. Жириновским в выступлениях 21
Заключение 26
Список использованной литературы 29

Работа содержит 1 файл

курс_Фигуры речи как приемы усиления мысли оратора.docx

— 64.22 Кб (Скачать)

Изучение политической речи как особой лингвокультурной области сможет внести существенный вклад в формирование нового политического дискурса, более диалогичного по своей природе, а значит, требующего нового участника -более толерантного, демократичного социального лидера.

Все части ораторской речи переплетены и взаимосвязаны, ее связанность обеспечивается когезией, ретроспекцией и проспекцией. Наличие интеграционных, т.е. когезийных (связывающих), ретроспективных, проспективных языковых элементов и многие другие особенности ее построения и восприятия объясняются отсутствием обозримой последовательности элементов, которую можно было бы охватить, как письменный текст, взглядом.

По наличию в речи политика определенных фигур речи можно говорить о его умении воздействовать на людей.

В речи В.В. Жириновского часто  встречаются риторические вопросы, с помощью которых он вовлекает  людей в беседу, заставляет задуматься над своими словами. Встречаются восклицания, говорящие о страстности  и импульсивности, показывающие неравнодушие к обсуждаемой теме.

Наиболее продуктивными  и частотными лингвистическими приемами, использующимися в политических публичных выступлениях, являются лексические (метафора, литота, перифраз) и синтаксические (многосоюзие и бессоюзие, риторический вопрос, градация, антитеза, параллельные конструкции), что обусловлено эмоциональным потенциалом данных средств, позволяющих полнее раскрыть отношение говорящего к предмету обсуждения и более эффективно воздействовать на слушателей.

Могут быть сделаны следующие  выводы:

1. Речь политика агрессивная,  тяжелая. 

2. Политик использует  множество средств языкового  воздействия, в том числе: различного  вида метафоры, риторические вопросы  и восклицания, антитезы, эпифоры. 

3. Политик считает своей  сильной стороной свои достижения, четко представляя, чем он будет  заниматься в будущем.

4. Речь эмоционально окрашена, что несет как негативный посыл,  так и положительный эффект.

5. Он ориентируется на  тех людей, которые недовольны  существующим положением дел  и хотят получить быстрый результат. 

6. Его текст ориентирован  на основную массу населения  страны.

Слово – мощное орудие, с которым  следует обращаться очень бережно, так как оно может не только вдохновлять на великие дела и  поступки, но и привести к гибели целые народы, что к сожалению нам хорошо известно на примере фашистской Германии.

Невозможно построить процветающее и достойное общество, опираясь только на материальные блага.

Культура речи позволяет сохранить  свою самобытность, но вместе с тем  способствует рождению диалога между  различными культурами.

Ораторская речь создается и  воспринимается в движении. И это  необратимое движение во времени  создает некоторые смысловые  барьеры для слушателей, а для  оратора представляет собой одну из основных трудностей в овладении  мастерством. Поэтому чрезвычайно  существенную роль в речи играют конструктивные элементы. Их можно еще назвать  приемами. Так вот, эти приемы, о  которых мы говорили раньше, структурно организуя речь, оказываются сильным  средством создания целостности  речи и ее действенности. Они служат одновременно и для точного смыслового, и для эмоционального выражения.

 

 

Список использованной литературы

 

  1. Официальный сайт партии ЛДПР "www.ldpr.ru"
  2. Бакулев Г.П. Массовая коммуникация: западные теории и концепции: учебное пособие / Г.П. Бакулев. – М.: Аспект-Пресс, 2005. – 176 с
  3. Бенедиктов К. Играя в прятки с большим братом // Смысл, № 14, 2007, с. 106-108.
  4. Бойко Т.Н. Основы мастерства спичрайтера, - М.: Гардарика, 2009. – 160с.
  5. Бориснёв С.В. Социология коммуникации: учебное пособие / К. Бориснёв. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – 270 с.
  6. Виноградов С.И. Культура русской речи. Учебник для вузов. – М.: Изд. группа НОРМА – ИНФРА.1999. – С.:432 – 451.
  7. Клушина Н.И. Язык публицистики: константы и переменные//Русская речь.2004.№3.С.51 -54.
  8. Кормилов С.И. Тропы//Литературная энциклопедия терминов и понятий. М.: НПК «Интелвак».2001.
  9. Костомаров В.Г. Языковой вкус эпохи: Из наблюдений над речевой практикой масс-медиа. – СПб.: «Златоуст».1999. - 320с.
  10. Москвин В.П. Типология повторов как стилистической фигуры// Русский язык в школе.2000.№2.С.81 – 85.
  11. Москвин В.П. Тропы и фигуры: параметры общей и частных классификаций//Филологические науки.2002.№4.С.75 – 85.
  12. Гойхманэ О.Я. Теория и практика референтской деятельности: Учеб. пособие / Под ред. проф. О. Я. Гойхманз, - М.: Олма-пресс, 1999. – 172с.
  13. Демин Ю. М. Бизнес-РR. – М.: Весна, 2003. – 398с.
  14. Джефкинс, Ф. Паблик рилейшнз: учебное пособие для вузов / Ф. Джефкинс, Д. Ядин. – Пер. с англ. – Под ред. Б. Л. Еремина. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – 416 с.
  15. Шарков Ф. И. Паблик рилейшнз: учебное пособие / Ф.И. Шарков. - М.: Дашков и К°, 2005. - 316 с.
  16. Шишкина М.А. Паблик рилейшнз в системе социального управления / М.А. Шишкина. – СПб.: Изд-ва «Паллада-медиа» и СЗРЦ «РУСИЧ», 2002. – 444 с.
  17. Колесников А. Узники Идеократии //Апология - №9 (9) 2006

Кондратьев Э.В. Связи с общественностью: учебное пособие для высшей школы / Э.В. Кондратьев, Р. Н. Абрамов, С.Д. Резник. – М.: Академический Проект, 2003. – 432 с.


Информация о работе Фигуры речи как приемы усиления мысли оратора