Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 19:35, курсовая работа
Деятельность человека, профессия которого связана с постоянным произнесением речей, чтением лекций и докладов, просто немыслима без основательных знаний принципов и правил ораторского искусства. К числу таких людей относятся политики, профессора, преподаватели, прокуроры, адвокаты и др. Для них публичная речь – главнейшее оружие. Ораторство – сильнейший рычаг культуры. Однако теоретические вопросы ораторского искусства, являющегося одним из средств человеческого познания, разработаны мало.
Введение 3
1 Фигуры речи и их использование в ораторском искусстве 6
1.1 Фигуры речи и их виды 6
1.2 Особенности публичной речи 11
2 Анализ выступлений В.В. Жириновского 18
2.1 Использование фигур речи в ораторском искусстве 18
2.2. Использование фигур речи В.В. Жириновским в выступлениях 21
Заключение 26
Список использованной литературы 29
Почетное место в «
На первый взгляд, метафора не очень сильный способ для введения аксиом. Однако она способна блокировать критический анализ, особенно в случае образования так называемых символов, то есть метафор, имеющих еще и дополнительный метонимический компонент [10, с. 7-8]. Образ строительства коммунизма – это не только метафора, но благодаря тому, что в конструирование этого образа включаются вполне реальные стройки (метонимический, феноменологический компонент), метафора становится чрезвычайно убедительной. Такова же гомогенная метафора переплавки старого быта с вовлечением образа доменной печи. Подобные синкретичные символы очень плохо поддаются критическому демонтажу вроде рассуждений о том, что выплавка стали сама по себе не может служить доказательством переделки человеческого материала и тотального переустройства жизни на лучший лад.
В самом деле, по своей природе политическая риторика апеллирует не только к единомышленникам и в норме предполагает состязательность. Кроме того, здесь уже отсутствовал компенсатор в виде рационализма, обнаруживавшего условность аллегории. Напротив, все было построено так, чтобы исключить условность, исключить отстраненный подход к приемам агитации и пропаганды.
Традиционно фигуры рассматривались в рамках риторики, которая позиционировала себя как наука об убеждающей речи. Можно выделить две стороны фигуры: архитектоническую и диаграмматическую. Первая связана с прояснением мысли через адекватную ей композицию, вторая с прояснением чувства оратора, выраженного через синтаксическую диаграмму. И то, и другое связано с лингвистическим иконизмом, но означающее иконичного знака оказывается различным.
Отметим, что очень многие фигуры совпадают с композиционными приемами. Например, говорят об анафоре и анафорической композиции, кольце и кольцевой композиции. Некоторые фигуры прямо совпадают со схемами выдвижения, как, например, градация. Достаточно наглядно функцию выдвижения и вообще функцию когезии в тексте выполняет такая фигура, как регрессия, любимая, по мнению Квинталиана, греческими ораторами. Напомним, что регрессия (эпанод) – анонсирование каких-то пунктов последующего сообщения, которые затем даются в развернутом виде и каждый отдельно.
Практика высокоразвитого
В собственном смысле речь ораторская — это речь политическая по содержанию и устная и публичная по форме. Политическая речь, закрепляемая литературно, в условиях опосредствованного общения, выступает и развивается как публицистическая — в широком смысле. Устная публичная речь выступает тем определеннее, полнее и ярче как ораторская, чем более выражен ее непосредственно-политический характер. Чем шире массы, к которым речь адресуется, и чем более всеобщий и злободневно-актуальный характер имеют реальные интересы, выражаемые речью, тем сильнее проявляется ораторское качество.
Таким образом речь ораторская определяется не внешне-формальными признаками, а внутренней структурой, обусловленной ее содержанием и функцией. Любая форма устно-публичного монолога — академическая речь, речь на банкете или на похоронах и т. п. — приобретает ораторский характер в зависимости от конкретных условий общественной практики, поскольку содержание и функция речи получают то или иное непосредственно политическое значение.
Многие термины композиции
в классической риторике трактовались
как фигуры. Все они были связаны
с риторической анатомией, членением
предмета анализа. Сюда относятся такие
приемы, как рассмотрение разбираемого
вопроса через систему
Квинтилиан разрабатывает методику обучения ораторской мысли. Эта методика состоит в следующем.
1. Изучение теории риторики.
В данном случае, помимо знания
фигур речи и фигур мысли,
необходимы знание и
2. Изучение классических образцов ораторского
искусства. Это значит, что надо сначала
подвергнуть произведение ораторского
искусства филологическому анализу и
лишь затем перейти к собственно риторическому
осмыслению, т.е. к гражданским обстоятельствам
произнесения речи, аргументам противников
и эффекту речи в аудитории ее произнесения.
3. Подражание. Всякий оратор рождается
от оратора. Должен быть хороший оратор,
к которому начинающий поступает в ученики.
Ученик должен, во-первых, помогать учителю
в сборе и подготовке материалов и, во-вторых,
смотреть и слушать, как учитель готовит
и произносит речь.
4. Собственная ораторская практика. Она
начинается от школьных учебных речей,
а затем постепенно ученик должен сам
начать выступать и после всякого выступления
оценивать успех или неудачу своей речи.
Эти четыре момента и на сегодня являются основой развития ораторской интуиции. При любом самом явном таланте нельзя миновать этого процесса воспитания, так как речь идет о введении человека в практику диалога, который есть непрерывный процесс, куда оратор должен войти и начать действовать в нем.
Из тропов
в современной ораторской практике
регулярно встречаются и
Сущность
и специфика построения сравнения
и метафоры уже была описана в
Изобретении, поэтому здесь нет
необходимости повторять это
еще раз. Отметим однако, что для
оратора полезно уметь
Метафора-аргумент уместна в любой ситуации (торжественной, официальной, академической), в любой аудитории, в любой речи (не только агитационной, где это — один из главных типов аргументов, но и в поздравлении, академической лекции и т. д.), т. к. собственно не являясь украшением, представляет тезис в наглядной форме, что делает его более запоминающимся; позволяет выстроить доказательство, пояснить одно с помощью другого.
Правда, этот факт можно объяснить и по-другому: появление средств массовой коммуникации разрушило традиционную схему общения, заменив ее суррогатом — текстом массовой коммуникации, который соотносится с живой речью примерно так же, как свежемолотый кофе с растворимым. (В.В. Жириновский)
В данном случае сравнение не воспринимается как украшательство, оно делает мысль понятнее, зримее, следовательно, затрагивает эмоции и тем самым помогает реализовать замысел. Перед нами как раз тот случай, когда сравнение является доводом воздействующей речи, выполняет роль топоса при утверждении (относительно детских умов), которое, по мнению оратора, аудитория не могла не принять сразу и безоговорочно.
Оценочная
лексика позволяет выявить
Старушка-Европа загнила, она больше ничего не может породить. Европа превращается в отстойник для пенсионеров. Будущее за Тихоокеанским регионом, и здесь Приморский край – наш форпост, передовой регион. Надо сделать так, чтобы иностранцы в очередь вставали в наших портах, чтобы на коленях приползали. (В.В. Жириновский, О перспективах Приморья)
Особенно большое значение имеет оценочная лексика для агитационных речей. От ее умелого употребления часто в значительной степени зависит успех всей речи. Как уже говорилось, в начале должна быть показана острота проблемы и сформировано желание эту проблему решать. Для этой цели весьма успешно используется отрицательно-оценочная лексика.
Оценочная лексика не только украшает речь, но и служит более точному выражению смысла и позиции автора. Это особенно актуально в выступлениях общественно-политического характера, где оценка личная поглощается оценкой групповой, партийной, национальной и т. п. и поэтому требует еще большего такта и осмотрительности.
Наши чудаки-руководители отдали Порт-Артур младшему брату, сейчас младший брат планирует отобрать у старшего брата еще что-то.
Используя софизмы непоследовательности или неправильного рассуждения, политик приводит несколько примеров того, что такие-то лица или такие-то предметы обладают известным признаком и т. д., и без дальнейших рассуждений делает вывод, что все подобные лица и предметы обладают этим признаком. В данном примере безо всяких указаний на объективные критерии оценки делается вывод, что все люди и все страны ненавидят американцев.
"Но пока они еще господствуют почти на всей планете. Она уже ненавидит американцев. Нет ни одной страны в мире, где бы любили американцев. Все их ненавидят. Потому что их шестой флот заходил в арабские страны, в турецкие порты, в итальянские — и везде это вызывало ненависть. Потому что везде грубость и насилие, разврат, нарушение прав граждан тех стран, где находятся американские войска."(В. Жириновский)
Риторический вопрос и пролепсис повышают эмоциональный тонус всей речи, способствуют усилению внимания аудитории к излагаемому.
Мы помогли коммунистическому Китаю разгромить Чан Кайши, а сейчас Тайвань нас любит больше, чем “красный” Китай. Зачем такая политика? Мы должны были не помогать им, пусть они бы погибали без нас.(В.В. Жириновский, О врагах)
Риторический вопрос – это стилистическая фигура, состоящая в том, что вопрос ставится не с целью получить на него ответ, а чтобы усилить эмоциональное воздействие и привлечь внимание читателя или слушателя к предмету речи.
Риторический вопрос призван усилить выразительность высказывания особой организацией языкового материала, в первую очередь специальными синтаксическими построениями.
Хорошо, что администрация края сумела оценить по достоинству отличников учебы и дала им право бесплатно учиться в вузах. Почему до этого не додумалась Москва? Зато они регулярно приезжают сюда и мешают вашей администрации. (В.В. Жириновский Об администрации Приморского края)
В зависимости от ситуации общения, а в большей степени от затрагиваемой темы, тональность дискуссии политика варьируется от сдержанно-нейтральной до неполиткорректной, открыто враждебной, агрессивной.
Риторическое восклицание (эпекфонесис, экскламация) — приём передачи кульминации чувств. Оно передаёт различные эмоции автора: удивление, восторг, огорчение, радость и т. п. На письме риторическое восклицание обычно представляет собой предложение, оканчивающееся восклицательным знаком. При чтении риторические восклицания выделяются интонационно.
Нужно сделать так, чтобы было много жилья, чтобы было много машин, яхт-клубов, чтобы молодежь могла учиться, жениться – много раз жениться. Хоть каждый год! Каждый новый год встречать с новой женой, в новой квартире, в новом костюме и на новой машине! (В.В. Жириновский, О “новой эре”)
В своих речах Жириновский В.В. проявляет себя в роли активного оратора, с речью, практически революционера, побуждающей к каким либо действиям.
В своих выступлениях делает много акцентов на исторические, социально-бытовые, политические факты и проблемы. Практически всегда его речь читается на одном дыхании. Это, пожалуй, основной момент его выступлений. Он всё время держит аудиторию в напряжении и лишь иногда, чтобы плавно перейти на новую смысловую связь он делает короткие паузы.
Практически
все речи Владимира Вольфовича состоят
из сложных предложений, односложные
предложения в его речах
Выразительность, экспрессивность речи политика придают особые языковые структуры, которые поддерживают внимание и интерес у слушателя. Вполне очевидно, что усиление выразительности речи может осуществляться с помощью единиц языка всех его уровней (морфемный, лексический, синтаксический, единицы структуры текста и др.). Но в нашем исследовании внимание акцентировалось именно на таких «изобразительно-выразительных» средствах, как тропы и фигуры.
В широком смысле под риторической фигурой понимается всякое специальное средство усиления изобразительности. Фигуры необходимы тогда, когда у говорящего (убеждающего) возникает особое новое представление, не получившее еще специального названия или вообще готового выражения в языке.
Информация о работе Фигуры речи как приемы усиления мысли оратора