Фигуры речи как приемы усиления мысли оратора

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 19:35, курсовая работа

Описание работы

Деятельность человека, профессия которого связана с постоянным произнесением речей, чтением лекций и докладов, просто немыслима без основательных знаний принципов и правил ораторского искусства. К числу таких людей относятся политики, профессора, преподаватели, прокуроры, адвокаты и др. Для них публичная речь – главнейшее оружие. Ораторство – сильнейший рычаг культуры. Однако теоретические вопросы ораторского искусства, являющегося одним из средств человеческого познания, разработаны мало.

Содержание

Введение 3
1 Фигуры речи и их использование в ораторском искусстве 6
1.1 Фигуры речи и их виды 6
1.2 Особенности публичной речи 11
2 Анализ выступлений В.В. Жириновского 18
2.1 Использование фигур речи в ораторском искусстве 18
2.2. Использование фигур речи В.В. Жириновским в выступлениях 21
Заключение 26
Список использованной литературы 29

Работа содержит 1 файл

курс_Фигуры речи как приемы усиления мысли оратора.docx

— 64.22 Кб (Скачать)

Слова, употребленные в переносном значении с целью создания образа, называются тропами (гр. tropos - поворот, оборот, образ). Тропы придают наглядность изображению тех или иных предметов, явлений [Грозовая туча курилась пепельным дымом и быстро опускалась к земле. (Пауст.)]. Выступая как тропы, обыкновенные слова могут приобрести большую выразительную силу. Однако неверно было бы считать, что тропы используются писателями лишь при описании необычных, исключительных предметов и явлений. Тропы могут быть ярким средством создания реалистических картин: Наш сильно пожилой автомобиль катится не торопясь, храпит и чихает, вздымая облака пыли.

Традиционное определение метафоры связано с этимологическим объяснением  самого термина: метафора (гр. metaphorá - перенос) - это перенос названия с одного предмета на другой на основании их сходства. Однако лингвисты определяют метафору как семантическое явление; вызванное наложением на прямое значение слова добавочного смысла, который у этого слова становится главным в контексте художественного произведения. При этом прямое значение слова служит только основой для ассоциаций автора.[13, c. 203]

Аллегорией (гр. allēgoria - иносказание, из allos - иной, agoreúo - говорю) называется выражение отвлеченных понятий в конкретных художественных образах. Например, в баснях, сказках глупость, упрямство воплощаются в образе Осла, трусость - в образе Зайца, хитрость - в образе Лисы. Аллегорический смысл могут получать иносказательные выражения: пришла осень может означать «наступила старость».

Метонимией (от гр. metonomadzo - переименовывать) называется перенос названия с одного предмета на другой на основании их смежности.

Особый вид метонимии - антономасия (гр. antonomasia - переименование) - троп, состоящий в употреблении собственного имени в значении нарицательного.[6, c. 168]

Разновидностью метонимии является синекдоха (гр. synecdochē - соподразумевание, соотнесение). Этот троп состоит в замене множественного числа единственным, в употреблении названия части вместо целого, частного вместо общего и наоборот.

1.2 Особенности публичной речи

 

Публичная речь — монолог по форме, а по существу —диалог. И это создает оратору дополнительные трудности. Если в диалоге реакция собеседника выражается очень определенно, то при публичном выступлении о ней надо догадываться по поведению слушателей, их жестам, репликам, выражению глаз. Это надо делать одновременно с произнесением речи. И здесь вступает в строй другое затруднение — лингвистическое, или языковое. Необходимость «охватить более обширное тематическое содержание» усложняет синтаксис монолога по сравнению с диалогом: предложения становятся конструктивно сложнее; соединение их в связный кусок текста многоступенчато; чтобы соблюсти структурно-стилистическое единство текста в целом, говорящий вынужден держать в поле внимания и конец и начало высказывания.

Формирование публичной  сферы и активные публичные коммуникации нашли свое отражение и в речевой  практике общества, изменилась языковая и речевая ситуации, в этот период «происходит формирование и одновременно структурирование огромного речевого массива, который удобнее было бы называть устной публичной речью. В сфере устной публичной речи формируются свои типы речевых стратегий, своя система речевых действий, свои, качественно новые разновидности текстов». Все это вызывает пристальное и обостренное внимание российского общества к собственно проблемам языка, служит причиной возрождения риторики как науки и активной общественной практики.[11, c. 224]

Характерной особенностью публичной  речи является то, что она происходит в ситуации живого общения, в то время  как письменный монолог от нее  отстранен. Отсюда проистекают специфические  трудности для каждой из этих форм.

Другая отличительная особенность  — это живая интонация разговорной  речи, т.е. возможность в устном монологе выразить свое отношение к произносимому не только словами, но и тембрально-тоновой окраской голоса, системой логических ударений и пауз, мимикой, жестом.

Набор языковых средств в разных типах публичных политических выступлений может варьироваться, но некоторые общие черты здесь мы можем отметить. Как правило сначала придумывается костяк публичной речи, на который затем нанизываются определенные аргументы и факты, затем добавляются образные и экспрессивные средства языка, в конце вносится какая-либо «изюминка» - фирменный языковой знак того или иного политика. Стилистическими средствами в публичной речи политика выступают различные цитаты, которые будут повторять масс-медиа, пословицы и поговорки, которыми будут перебрасываться обычные люди.

Публичное выступление —  устная форма речи. И чем более  ей свойственны все характеристики живого разговора, тем сильнее ее воздействие на слушателей. В то же время это речь подготовленная, базой для нее, как правило, служит написанный текст.

Социально-политическое красноречие  включает в себя политическую речь (выступление с определенной политической программой), митинговую речь (имеет своей целью мобилизацию масс, призыв к какому-то действию), агитационную речь (разновидность митинговой, отличающаяся масштабом и степенью эмоционального накала), доклады на социально-политические темы и различные отчетные доклады социально-политического характера.

Именно от социально-политического  красноречия берет начало история  развития ораторского искусства, получившая свою научную базу в Древней Греции V века до н.э. Здесь в Афинах, раздираемых общественными противоречиями в период становления демократии, красноречие было сильнейшим орудием борьбы. Политический деятель должен был публично отстаивать свою точку зрения, убеждать народное собрание, чтобы повести его за собой. Лучшими представителями блестящей плеяды политических ораторов были Демосфен и Эсхин. Их спор «О венке» вошел в золотой фонд ораторского искусства.

Традиционное риторическое учение состояло из пяти частей. В учении о нахождении рассказывалось о содержательной разработке текста. Учение о расположении разрабатывало вопросы композиции воздействующего текста. Учение о выражении – центральная часть риторического учения, здесь давалось представление о таких качествах речи, как правильность, ясность, четкость, точность, уместность. Одновременно вырабатывались навыки художественной обработки речевого материала, обращалось внимание на форму и приемы подачи содержания. Эта часть риторики включала в себя раздел о тропах и фигурах. Учение о запоминании имело целью развить профессиональные навыки оратора, связанные с работой памяти. Учение о произнесении разрабатывало теорию звучащей речи. Именно сам акт произнесения воспринимался как действие оратора, требующее определенного результата.

Характерной особенностью публичной  речи является то, что она происходит в ситуации живого общения, в то время  как письменный монолог от нее  отстранен. Отсюда проистекают специфические  трудности для каждой из этих форм.[15, c. 168]

Другая отличительная  особенность — это живая интонация  разговорной речи, т.е. возможность  в устном монологе выразить свое отношение  к произносимому не только словами, но и тембрально-тоновой окраской голоса, системой логических ударений и пауз, мимикой, жестом. [3, c. 112]

Основные требования к  оратору определяются задачами, которые  перед ним стоят: сообщение знаний, формирование мировоззрения, воспитание масс. Для того чтобы решать эти  задачи, лектор прежде всего должен отлично знать предмет своей  лекции, быть широко эрудированным  в этой области и, конечно же, образованным и политически грамотным человеком. Главным всегда остается содержание лекции, ее высокая идейность, научность, информативность, актуальность и органическая связь с действительностью, жизнью народа.

Красота речи в наши дни  во многом сродни красоте любого предмета обихода — это прежде всего функциональность, соответствие своей основной задаче. Чем лучше и полнее речь осуществляет цель говорящего — привлекает внимание слушающего, пробуждает в последнем именно те мысли и эмоции, тот отклик, который так нужен оратору или собеседни­ку,— тем она совершенней. Красота речи, как мы уже говорили,— это также стройность ее мыслительного каркаса, смысловая насыщенность и глубина. Замечательный преподаватель риторики, автор одного из популярнейших учебников, выдержавшего множество изданий, Николай Федорович Кошанский (учитель Пушкина) писал: «Грамматика занимается только словами; Риторика преимущественно мыслями». Эту особенность риторики мы и имели в виду выше, когда утверждали, что будем говорить не только о словах.[5, c. 264]

Риторика, особенно со­временная,— это прежде всего школа мысли, а затем уже — школа слова. Простота и сила, присущие ораторским образцам античной классики, приобретают сегодня особое значе­ние. Хорошую современную публичную речь можно охарактеризовать так же, как некогда было сказано о речах замечательного афинского оратора и политического деятеля Демосфена (384— 322 гг. до н. э.): «Не ищите у него украшений: там имеются только доводы. Аргументы и доказательства скрещиваются, подталкивают друг друга, стремительно бегут перед вашими глазами, выбрасывая на ходу восхитительные блестки антитез». Значит, современная речь — это некая «литературная геометрия», результат усиленной мыслительной работы, это соразмерное здание, логически выстроенное из четких смыслов точно употребленных слов. Мужественная логика слова вызывает у наших современников одобрение и восхищение скорее, чем его женственное изящество.[2, c. 321]

Исследователи говорят о  двух видах полемичности:

1) имплицитной (или скрытой,  внутренней)

2) эксплицитной (или открытой, внешней).

Первый вид проявляется  в том случае, когда оратору  приходится убеждать аудиторию в  своей правоте, не называя возможных  несогласных слушателей или оппонентов, которые могут быть в данной аудитории  или вне ее. Эксплицитная полемичность связана с открытой защитой своих взглядов и опровержением оппонентов. При этом оратор, высказывая свои взгляды, опровергает взгляды оппонентов, борется с воображаемым противником.

Полемика между оратором и оппонентом возникает в том  случае, когда эксплицитная полемичность направлена на определенное, реальное лицо, когда оратор публично выступает  в защиту своих взглядов. Полемика предполагает тщательный анализ исходного  фактического материала, статистических данных, научных проблем, мнений различных  людей и т.д., основанную на этом строгую  аргументацию, а также эмоциональное  воздействие на слушателя, необходимые  в процессе убеждения.

Ораторы пользуются средствами из богатого полемического арсенала: намеками, иронией, сарказмом, многозначительными умолчаниями, резкими оценочными суждениями, антитезой, сравнениями, ремарками, "картинностью" речи, пословицами, поговорками и другими классическими ораторскими приемами, связанными с речевым контрпланом.

Убедительность полемического  выступления во многом зависит от тех аргументов, с помощью которых  обосновывается истинность основной идеи, а также от степени использования  в качестве доказательства фактов и  положений, не требующих обоснования, сделанных ранее обобщений, точных цитат и высказываний. В результате усиливается аналитическая сторона  речи, ее информативная значимость и проявляется комментаторская  позиция оратора

Чем выше умение использования обеих  форм человеческого мышления: логической и образной, тем выше мастерство публичной речи. Оратор должен быть убежден в той идее, с которой  он выступает перед аудиторией, должен быть хорошим актером. Готовясь к  выступлению первое, что он должен сделать – определить свою основную задачу и средства, которые помогут  ее осуществить. После разработки задач  надо создать образ, в котором  оратор предстанет перед аудиторией: манеры говорить, жесты, мимику, характер. Выступление должно начинаться задолго  до выхода на трибуну и завершаться  намного позже ухода с нее. К выступлению перед любой  аудиторией оратор должен подготовиться. Процесс подготовки можно разделить  на два этапа:

1 этап можно назвать временем замысла, его вынашивания, продумывания идеи и темы, а так же конкретного содержания предстоящего выступления, его конспектирования.

2 этап - это уже реальное воплощение замысла и темы ораторской речи - ее публичное исполнение. Как на первом, так и на втором этапах оратор полностью самостоятелен, и его труд составляет совокупность обоих этапов. Материал для выступления необходимо подбирать, исходя из общего образовательного уровня аудитории, возраста слушателей и места проведения выступления. Неверно думать, что интересной может быть речь, содержащая только новые для аудитории сведения. Такую речь люди слушать не будут - при всем желании просто не смогут.

Необходимо, чтобы новое перемежалось и сочеталось с уже известным, а трудное с легким. Трудно удерживать внимание слушателей дольше, чем на три четверти часа. Называют и еще одну временную величину - 5-10 минут - естественный период, в течение которого человек может слушать не отвлекаясь

Когда публичная речь прочитана  должным образом, она волнует  и возбуждает не только мысли, но и  чувства человека. Оратор не должен говорить монотонно. Фразы желательно произносить с разной интонацией. Между ними необходимо делать небольшие  паузы. Более длительная пауза делается, например, при смысловом переходе, для эмоционального эффекта, и для  подчеркивания важности предыдущей или последующей фразы. Необходимо оратору как можно больше силы и энергии вливать буквально  в каждое слово своей речи.

Одним из важнейших условий ораторского  искусства является умение пользоваться образами и картинами. Без этого  речь всегда будет бледна и скучна, а главное — не способна воздействовать на чувства и через них на разум. Также и речь, состоящая из одних  рассуждений, не может удержаться в  голове людей, она просто быстро исчезает из памяти. Но если в ней были картины  и образы, тогда эта речь запомнится надолго. Всегда краски и образы привносят  живую струю в речь. Тогда на слушателей производится более сильное  впечатление.

Информация о работе Фигуры речи как приемы усиления мысли оратора