Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 13:43, контрольная работа
Целью данного исследования является изучение вопроса о воспитании ребенка в процессе обучения. Следуя из цели ,были поставлены следующие задачи:
Изучение кризисных моментов в развитии личности в процессе обучения
Ведущие функции обучения в развитии личности школьника
Движущие силы процесса обучения в развитии личности школьника
Введение………………………………………………………………………….2
Глава 1 Кризисные моменты в развитии личности в процессе обучения…...3
Глава 2 Ведущие функции обучения в развитии личности школьника……….6
Глава3 Движущие силы процесса обучения в развитии личности школьника………………………………………………………………………16
Заключение……………………………………………………………………..19
Список использованной литературы………………………………………...20
Функции
методов обучения обеспечивают обучивающе-воспитательное
взаимодействие учителя и учащихся.
Их сущность и своеобразие заключается
в следующем. Прямая функция методов
обучения состоит в передаче и
организации усвоения детьми знаний,
формировании их мировоззрения. На основе
знаний методе обеспечивают развитие
у учащихся умений и навыков, закрепление
их в нервной системе ребенка
в качестве нервно-психических
Эффективность
процесса обучения и воспитания во
многом зависит от того, насколько
быстро и успешно ребенок превращается
из объекта дидактических
Актуальное
звучание приобрела и профориентационная
функция обучения. Общеобразовательная
школа закладывает основы профориентационной
работы с детьми в плане выявления
и развития задатков, способностей,
интересов, дарований, склонностей. В
этих целях организуются спецшколы,
гимназии, лицеи, колледжи, дифференциация
обучения, классы и группы углубленного
изучения отдельных предметов. Немалую
роль в этом деле играет хорошо поставленное
соединение обучения с производительным
трудом. С учащимися старших классов
проводится специальная профориентационная
работа в специальных кабинетах
профориентации и на предприятиях.
В процессе обучающего и производительного
труда, приобретая конкретные знания и
навыки в области той или иной
профессии, акцентируя личный интерес
на определенных общеобразовательных
знаниях, школьник получает возможность
ориентации и выбора профессии, непосредственного
перехода в сферу производства или
продолжения образования в
Развивающая
функция обучения обозначает то, что
в процессе обучения, усвоения знаний
происходит развитие обучаемого. Это
развитие происходит во всех направлениях:
развитие речи, мышления, сенсорной
и двигательной сфер личности, эмоционально-волевой
и потребностно-мотивационной
Таким образом, еще раз следует напомнить: всякое учение ведет к развитию, но обучение носит развивающий характер, если специально направлено на цели развития личности, что должно находить реализацию и в отборе содержания образования, и в дидактической организации учебного процесса.
Процесс
обучения носит также и воспитывающий
характер, что также соответствует
поступательному характеру
Обучение
воспитывает всегда, но не автоматически
и не всегда в нужном направлении.
Поэтому реализация воспитывающей
функции требует при
Вторым
фактором воспитания в процессе обучения
является характер общения учителя
и школьников, психологический климат
в классе, взаимодействие участников
в процессе обучения, стиль руководства
учителем познавательной деятельности
учеников. Современная педагогика считает,
что оптимальным стилем общения
учителя является демократический
стиль, который соединяет в себе
в себе гуманное, уважительное отношение
к учащимся, предоставляет им известную
самостоятельность, привлекает их к организации
процесса обучения. С другой стороны, демократический
стиль обязывает учителя осуществлять
руководящую роль и деятельность в процессе
обучения .Следовательно, для реализации
воспитательной функции обучения учителю
недостаточно знать об объективном характере
связи обучения и воспитания. Чтобы оказывать
формирующее воздействие на учащихся
в обучении, учитель должен, во-первых,
анализировать и отбирать учебный материал
с точки зрения его воспитательного потенциала,
во-вторых, так строить процесс обучения
и общения, чтобы стимулировать личностное
восприятие учебной информации учениками,
вызывать их активное оценочное отношение
к изучаемому, формировать их интересы,
потребности, гуманистическую направленность.
Для реализации воспитательной функции
процесс обучения должен быть специально
проанализирован и разработан учителем
во всех его компонентах .Обучение, как
целостная система содержит в себе множество
взаимосвязанных элементов: цель, учебную
информацию, средства педагогической
коммуникации педагога и учащихся, формы
их деятельности и способы осуществления
педагогического руководства учебной
и другими видами деятельности и поведения
учащихся. Системообразующими понятиями
процесса обучения как системы, формирующей
личность школьника, выступают цель обучения,
деятельность учителя (преподавание),
деятельность учащихся (учение) и результат.
Переменными составляющими этого процесса
выступают средства управления. Они включают
содержание учебного материала, методы
обучения (наглядные, технические, учебники,
учебные пособия и др.), организационные
формы обучения как процесса и учебной
деятельности учащихся. Связь и взаимообусловленность
средств обучения, как переменных компонентов
с постоянными смыслообразующими компонентами,
зависит от цели обучения и его конечного
результата.
Глава 3 Движущие силы процесса обучения в развитии личности школьников
Движущие силы и стимулы внутренне присущи процессу обучения как общему явлению, удовлетворяющему потребности детей, имеющему для них глубокий личностный смысл .Ребенок не может с одинаковым интересом относится ко всем изучаемым в школе предметам в течение всего времени обучения. Вместе с тем не дает эффекта и построение процесса обучения только на педантической организации учебных занятий и требовательности. Отношение к ученью, построенные только на интересе или полном его игнорирование, приучают ребенка либо следовать исключительно своим внутренним, индивидуальным побуждениям, связанным с получением удовольствия, либо относится к ученью как к неприятной повинности. У школьника формируется убеждение в том, что ученье, общественные дела обременительны и, если не вызывают интереса, не заслуживают серьезного внимания.8
Процесс
ученья, построенный только на интересе,
полностью исключающий
Формированию потребности в учении способствуют доброжелательные отношения учителя к учащимся, основанные на уважении и требовательности к ним, о чем уже шла речь, когда раскрывались общие закономерности воспитания. Уважение учителя способствует укреплению у учащихся чувства собственного достоинства, проявлению благожелательности к учителю, что, естественно, побуждает их старательно овладевать его предметом. Требовательность же уважаемого учителя позволяет им переживать недостатки в своем учении и поведении и вызывает стремление к их преодолению. Если же между учителем и учащимися складываются негативные отношения – это весьма отрицательно сказывается на познавательной деятельности последних.
В обучении, как одухотворенном общественными и личностно-значимыми целями процессе, можно выделить два понятия: непосредственного любопытства, поверхностного интереса, легко возбуждаемого внешними эффектами, и опосредованного духовными ценностями, целями, упорным трудом, успехом и личным удовлетворением внутреннего интереса. Внутренний и поверхностный интересы как движущие силы обучения находятся между собой в сложной взаимосвязи и взаимозависимости. Непосредственный интерес, граничащий с простым изменчивым любопытством, является у детей многосторонним, может охватывать широкий круг учебных предметов и стимулировать их изучение. Однако такой интерес, возбуждаемый случайными внешними эффектами, не способен долгое время поддерживать внимание ребенка, мобилизовать его волю, превратиться в устойчивую движущую силу познавательной деятельности. Случайно возбужденный интерес, как правило, быстро удовлетворяется, а полученные под его влиянием знания достаточно быстро забываются. На смену поверхностному интересу в обучении неизбежно приходят более сильные и устойчивые стимулы, образующие и углубляющие внутренний интерес. Среди них противоречие между нуждой в знаниях, умениях, навыках и их отсутствием, что рождает потребность в познавательной деятельности; удовольствие от успеха; осознание общественной важности успешной учебы. Эти движущие силы, будучи приведенными в действие, порождают опосредованный глубокий внутренний познавательный интерес, сопутствующий учебной деятельности.
Непосредственный
и внутренний интересы могут быть
едины и противоположны, могут
дополнять и противоречить друг
другу. Источником одного из них является
“познавательный рефлекс”, другого
– педагогически организованный
упорный труд. Первый проявляется
как кратковременное
Механизмом
и одновременно движущей силой учебной
деятельности детей, а следовательно
и развития личности школьника, является
преодоление противоречий, в процессе
которых образуется и постепенно
осознается детьми действительные мотивы
– стимулы. Формирование личности в
процессе обучения проходит путь от преодоления
противоречий к личностно значимым мотивам,
их глубокому осознанию, от социально
ценных мотивов к более сложной познавательной
деятельности и разрешению новых противоречий.
Противоречия учебной деятельности как
движущие силы процесса обучения и источник
образования внутренних стимулов подразделяются
на две основные группы. К первой относятся
противоречия самой жизни, отраженные
в содержании учебного процесса. Ко второй
группе относятся внутренние противоречия
развития самой формирующейся личности.
Это противоречие между необходимостью
становления каждого ребенка гражданином,
развитием у него чувства долга, ответственности,
общей активности, целеустремленности
и субъективной трудностью, сложностью,
в силу отсутствующего жизненного опыта,
большой волевой направленности такого
становления.
Информация о работе Движущие силы процесса обучения в развитии личности школьника