Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 13:43, контрольная работа
Целью данного исследования является изучение вопроса о воспитании ребенка в процессе обучения. Следуя из цели ,были поставлены следующие задачи:
Изучение кризисных моментов в развитии личности в процессе обучения
Ведущие функции обучения в развитии личности школьника
Движущие силы процесса обучения в развитии личности школьника
Введение………………………………………………………………………….2
Глава 1 Кризисные моменты в развитии личности в процессе обучения…...3
Глава 2 Ведущие функции обучения в развитии личности школьника……….6
Глава3 Движущие силы процесса обучения в развитии личности школьника………………………………………………………………………16
Заключение……………………………………………………………………..19
Список использованной литературы………………………………………...20
Введение…………………………………………………………
Глава 1 Кризисные моменты в развитии личности в процессе обучения…...3
Глава 2 Ведущие функции обучения в развитии личности школьника……….6
Глава3
Движущие силы процесса обучения в развитии
личности школьника………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список
использованной литературы………………………………………...20
Актуальность темы: Есть большая доля истины в том, когда иной раз говорят: голова даже самого способного человека мало чего стоит без хорошего образования. Но, чтобы обеспечить человеку такое образование, нужно хорошо обучать его, правильно осуществлять этот сложнейший педагогический процесс. Важнейшая и непреходящая задача школы – добиваться от учащихся глубокого и прочного усвоения научных знаний, вырабатывать умения и навыки применять их на практике, формировать материалистическое мировоззрение и нравственно-эстетическую культуру. Говоря иначе, нужно так организовать учебный процесс, чтобы учащиеся хорошо овладели изучаемым материалом, т.е. содержанием образования. Все это требует глубокого осмысления учителями теоретических основ обучения и выработки соответствующих методических умений.
Целью данного исследования является изучение вопроса о воспитании ребенка в процессе обучения. Следуя из цели ,были поставлены следующие задачи:
Глава 1.Кризисные моменты в развитии личности в процессе обучения
Опираясь на представления Фрейда о психосексуальном развитии человека, Эриксон (Erikson, 1950) разработал теорию, в которой акцентируются социальные аспекты этого развития.1 По мнению Эриксона, человек на протяжении жизни переживает восемь психосоциальных кризисов, специфических для каждого возраста, благоприятный или неблагоприятный исход которых определяет возможность последующего расцвета личности.
Первый
кризис человек переживает на первом
году жизни. Он связан с тем, удовлетворяются
или нет основные физиологические
потребности ребенка
Второй
кризис связан с первым опытом обучения,
особенно с приучением ребенка к
чистоплотности. Если родители понимают
ребенка и помогают ему контролировать
естественные отправления, ребенок
получает опыт автономии .Напротив, слишком
строгий или слишком
Третий кризис соответствует второму детству. В этом возрасте происходит самоутверждение ребенка. Планы, которые он постоянно строит и которые ему позволяют осуществить, способствуют развитию у него чувства инициативы. Наоборот, переживание повторных неудач и безответственности могут привести его к покорности и чувству вины.
Четвертый кризис происходит в школьном возрасте. В школе ребенок учится работать, готовясь к выполнению будущих задач. В зависимости от царящей в школе атмосферы и принятых методов воспитания у ребенка развивается вкус к работе или же, напротив, чувство неполноценности как в плане использования средств и возможностей, так и в плане собственного статуса среди товарищей.
Пятый
кризис переживают подростки обоего
пола в поисках идентификаций(
Шестой
кризис свойствен молодым взрослым
людям. Он связан с поиском близости
с любимым человеком, вместе с
которым ему предстоит
Седьмой
кризис переживается человеком в
сорокалетнем возрасте. Он характеризуется
развитием чувства сохранения рода
(генеративности), выражающегося главным
образом в "интересе к следующему
поколению и его воспитанию".
Этот период жизни отличается высокой
продуктивностью и
Восьмой
кризис переживается во время старения.
Он знаменует собой завершение предшествующего
жизненного пути, а разрешение зависит
от того, как этот путь был пройден.
Достижение человеком цельности
основывается на подведении им итогов
своей прошлой жизни и
Глава 2 Ведущие функции обучения в развитии личности школьника
Дидактика выделяет три функции процесса обучения: образовательную, развивающую и воспитательную2. Образовательная функция состоит в том, что процесс обучения направлен, прежде всего, на формирование знаний, умений и навыков, опыта творческой деятельности, что является основой интеллектуального развития школьников. Знание в педагогике определяется как понимание, сохранение в памяти и воспроизведение фактов науки, понятий, правил, законов, теорий. В процессе обучения ученики получают необходимые фундаментальные сведения по основам наук и видам деятельности, представленные в определенной системе, упорядоченные, при условии, что учащиеся осознают объем и структуру своих знаний и умений ими оперировать в учебных и практических ситуациях. Современная дидактика считает, что знания обнаруживаются в умениях ученика и что, следовательно, образование состоит не столько в формировании “абстрактного” знания, сколько в развитии умений использовать его для получения новых знаний и решения жизненных задач. Поэтому образовательная функция обучения предполагает, что обучение направлено, наряду со знанием, на формирование умений и навыков, как общих, так и специальных. Под умением надо понимать владение способом деятельности, способность применять знания. Это как бы знание в действии. Специальные умения относятся к способам деятельности в отдельных отраслях науки, учебного предмета (например, работа с картой, лабораторная научная работа). К общим умениям и навыкам относятся владение устной и письменной речью, информационными материалами, чтение, работа с книгой, реферирование и пр.Анализ образовательной функции обучения естественно ведет к выделению и описанию тесно связанной с ней развивающей функции.
Так
же как воспитывающая функция, развивающий
характер обучения объективно вытекает
из самой природы этого
Начиная
с 60-х г. в педагогической науке
разрабатываются различные
Обучение состоит из двух неразрывно связанных явлений: преподавания взрослых и учебной трудовой деятельности, именуемой учением детей.4 Преподавание есть специальная деятельность взрослых, направленная на передачу детям суммы знаний, умений и навыков и воспитание их в процессе обучения. Учение – специально организованная, активная самостоятельная познавательная, трудовая и эстетическая деятельность детей, направленная на освоение знаний, умений и навыков, развитие психических процессов и способностей.
Социальная,
педагогическая, психологическая сущность
обучения наиболее полно и ярко проявляется
в его практически
Конечным результатом реализации образовательной функции является действенность знаний, выражающаяся в сознательном оперировании ими, в способности мобилизовать прежние знания для получения новых, а также сформированность важнейших, как специальных (по предмету), так и обще- учебных умений и навыков. Умение как умелое действие направляется четко осознаваемой целью, а в основе навыка, то есть автоматизированного действия, лежит система упрочившихся связей. Умения образуются в результате упражнений, которые варьируют условия учебной деятельности и предусматривают её постепенное усложнение. Для выработки навыков необходимы многократные упражнения в одни и тех же условиях. Осуществление образовательной функции неразрывно связано с формированием навыков работы с книгой, справочной литературой, библиографическим аппаратом, организации самостоятельной работы, конспектирования и др.
Все
основные функции обучения, выражающие
его глубинную сущность, тесно
взаимосвязаны и
Функции
форм обучения сложны и многообразны.
Среди них на первом месте обучающе-
По
отношению друг к другу формы
обучения способны выполнять комплексирующую
и координирующую функции. В целях
повышения эффективности
Наконец,
стимулирующая функция формы
организации учебных занятий
проявляется с наибольшей силой,
когда соответствует
Информация о работе Движущие силы процесса обучения в развитии личности школьника