Духовно-нравственное развитие личности ребенка в семье

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2011 в 17:49, реферат

Описание работы

Актуальность исследования взаимовлияния семьи как целого на индивида и индивида на семью как целое усиливается тем, что современные разработки, посвященные развитию ребенка в семье, рассматривают его как процесс, основные параметры которого задаются извне, при этом целое редуцируется до уровня индивида и индивидуальной активности: родительские стили, родительские установки, родительское отношение и т.п. Вопрос о собственной активности ребенка в системе семейных отношений остается открытым.

Содержание

Введение 2
1. Дети – зеркало родителей?......................................................................4
2. Содержание семейного воспитания 7
3. Состав семьи 9
4. Стили общения……………………………………………………………….13
5. Роль родительского авторитета в воспитании детей 16
Заключение……………………………………………………………………...17
Библиографический список 19

Работа содержит 1 файл

реферат.docx

— 35.42 Кб (Скачать)

     • в нарушении гармоничного развития интеллектуальной сферы (страдают математические, пространственные, аналитические способности  ребенка за счет способностей вербальных);

     • в менее четком процессе половой  идентификации мальчиков и девочек;

     • в затруднении обучений подростков навыкам общения с противоположным  полом;

     • в возможной избыточной привязанности  к матери, поскольку отсутствует  член семьи, который мог бы «оторвать  ребенка от матери».

     Также у ребенка могут сформироваться комплексы вины и неполноценности  вследствие неправильного поведения  матери в период развода (ребенок  может решить, что именно он является причиной ухода отца из семьи).

     Любой человек для нормального развития нуждается и в отцовской, и  в материнской любви. Ему необходима справедливая оценка его достоинства, он также нуждается и в безусловн0м принятии и понимании. Любой сдвиг в сторону преобладания одного из видов любви — отцовской или материнской — приводит, как правило, к нарушению поведения.

     Колоссальное  значение для развития как, мальчика, так и девочки имеют отношения  между отцом и матерью. Сухомлинский подчеркивал, что в хорошей семье, где мать и отец живут в согласии, перед ребенком раскрывается все то, чем утверждается его вера в человеческую красоту, его душевное спокойствие, равновесие, его непримиримость ко всему аморальному, антиобщественному.

     - Ребенок наблюдает панораму отношений  между родителями, которые становятся для него моделью, положительным или отрицательным образцом отношений между мужчиной и женщиной вообще. Ребенок видит, какими способами и в чью пользу решаются конфликты, какие качества (грубость, хитрость, нежность, доброта и т.д.) больше всего ценятся. Он предвидит здесь свою будущую роль, получает «сценарии для построения своих собственных отношений в дальнейшем, и чтобы разрушить этот сценарий, чтобы понять, что жить можно по-другому, ему понадобятся большие усилия и большой опыт.

     По  данным исследователей, занимающихся этим вопросом (Спиваковский, Кочубей и др.), воспитание ребенка в семье с устойчивыми супружескими отношениями способствует:

     • усвоению ребенком поведения, связанного со своим полом;

     • формированию у детей таких качеств, как общительность, дисциплинированность, активность, волевые компоненты.

     Необходимо  также остановиться еще на одном  факте, оказывающем большое влияние  на развитие личности ребёнка, — это  наличие семье других детей. Эксперименты показывают, что дети, выросшие в  одной семье и, казалось бы, имеющие одинаковую среду для развития личности, оказываются на практике абсолютно разными. Почему? Для ответа на этот вопрос необходимо рассмотреть каждого ребенка в отдельности.

     Первый  ребёнок до появления второго был единственным. Для своих родителей он был чем-то новым, непознанным, вызывал большую неуверенность, тревогу. Поэтому такой ребёнок испытывал со стороны любовь и заботу. Первые дети часто занимают такую позицию : «Я счастлив только тогда, когда другие обращают на меня внимание и заботятся обо мне». Эта позиция может привести к негативным по последствиям в виде инфантильности ребенка, эгоизма, несостоятельности и др.

     Второй  ребенок никогда не был единственным, никогда и жил в семье, где кроме него и родителей жил еще один ребенок. Этот ребенок рождается в более спокойной обстановке (мать уже имеет опыт общения с детьми). Исследования показывают, что со вторым ребенком мать меньше разговаривает, меньше занимается. Частично это восполняет старший ребенок.

     Очень часто между первым и вторым ребёнком наблюдается конкуренция. Особенно остро она проявляется, если разница  в возрасте составляет 1-2 года: старший старается превзойти младшего и наоборот — младший стремится догнать и перегнать старшего. Если младший в чем-то обойдет старшего, для последнего это будет тяжелым испытанием. Причиной такой конкуренции является обыкновенная ревность. Последствиями могут оказаться: инфантильность одного из малышей, чувство неуверенности в себе, агрессивность по отношению к брату или сестре, чувство неполноценности и т.д.

 

      4. Стили общения. 

     Семья как социокультурная среда воспитания. Развитие личности ребенка включает две стороны. Одна из них состоит в том, что ребёнок постепенно начинает понимать окружающий мир и осознавать свое место в нем, это порождает новые типы мотивов поведения, под влиянием которых ребенок совершает те или иные поступки. Другая сторона — это развитие чувств и воли. Они обеспечивают действенность этих мотивов, устойчивость поведения, его определенную независимость от изменения внешних обстоятельств.

     Основной  путь влияния взрослых на развитие личности детей — организация  усвоения ими моральных норм, регулирующих поведение людей в обществе. Образцами  поведения для детей служат, прежде всего, сами родители — их поступки, взаимоотношения. На ребёнка оказывает  воздействие поведение людей, непосредственно  его окружающих.

     Одним из важнейших факторов, формирующих  гармонически развитую личность ребенка, являются воспитательные позиции родителей, определяющие общий стиль воспитания. Воспитательные позиции родителей — это характер эмоционального отношения отца и матери к ребенку. Выделяют следующие основные типы отношений родителей к ребенку с точки зрения дистанции между ними.

     1. «Оптимальная дистанция» («уважение») — эмоционально уравновешенное  отношение к ребенку (оптимальный стиль поведения родителей): родители воспринимают ребенка как формирующуюся личность с определенными возрастными, половыми и личностными особенностями, потребностями и интересами. Основой этих отношений является уважение взрослым ребенка. Родители выражают ребенку свои чувства, категоричность и настойчивость, но при этом сохраняют необходимую для него степень свободы и независимости. Взрослый воспринимает ребенка как личность.

     Межличностные отношения родителей и детей  строятся на основе взаимодействия и. взаимопонимания.

     2. «Сокращенная дистанция» («слияние»)  — концентрация внимания родителей на ребенке (нежелательный стиль родительского поведения): семья существует ради ребенка. Родители проявляют постоянную гиперопеку по отношению к ребенку. Они постоянно контролируют поведение ребенка, ограничивают его социальные контакты, стремятся давать советы, навязывают общение. В этом случае родительские позиции заключаются в следующем:

     а) чрезмерная уступчивость;

     б) неадекватность понимания личности ребёнка;

     в) отношение с ребёнком как с  младенцем (не учитывая его возрастные особенности);

     г) неспособность адекватно воспринимать степень социальной зрелости и активности ребенка;

     д) неумение руководить детьми;

     е) духовная отдаленность отца и матери от ребенка.

     3. «Увеличенная дистанция» («отчуждение») — эмоциональная дистанция между  родителями и ребенком ( нежелательный стиль родительского поведения). Дистанция означает психологическую отдаленность взрослых от детей — редкие и поверхностные контакты с ребенком, эмоциональное равнодушие к нему. Отношения родителей и детей не приносят взаимного удовлетворения, так как в основе своей имеют ориентацию взрослых «найти на ребенка управу», не понимая его индивидуальных особенностей, потребностей и мотивов поведения.

     Согласно  другой, более традиционной классификации, существует два стиля семейных взаимоотношений  — авторитарный и демократический.

       Авторитарный стиль в отношениях характеризуется властностью родителей, желанием выработать у ребенка привычку беспрекословного подчинения. Взрослые мало считаются с индивидуальностью ребенка, с его интересами и желаниями. Хотя дети и растут послушными и дисциплинированными, но эти качества складываются у них без эмоционально-положительного и осознанного отношения к требованию взрослых. В большей мере это слепое послушание, основанноё на опасении быть наказанным. Уже в дошкольном возрасте у таких детей, как правило, не проявляются, или проявляются слабо самостоятельность, инициативность, творчество.

     При демократическом стиле воспитания взаимоотношения между членами семьи характеризуются взаимной любовью, уважением, вниманием и заботой взрослых и детей друг о друге. В семьях с демократическим стилем общения деятельными участниками жизни семьи очень рано становятся и дети. Взрослые обсуждают с детьми вопросы, доступные детскому пониманию. Родители стараются лучше познать своих детей, выяснить причины их хороших и дурных поступков. Предъявляя требования, взрослые обращаются прежде всего к сознанию ребенка, поощряют ёго инициативу. Демократический стиль воспитания дает наибольший эффект в формировании у детей сознательной дисциплины, осознаваемой заинтересованности в делах семьи, в событиях окружающей жизни. При этом родители пользуются авторитетом у детей. Наказания в таких семьях обычно не применяются — достаточно порицания или огорчения родителей. Дети из семей с демократическим стилем воспитания, как правило, более раскованны и непосредственны в общении, чем их сверстники из семей с авторитарным стилем.

 

      5. Роль родительского  авторитета в воспитании  детей. 

     А.С. Макаренко выделил типы родительских авторитетов, негативно сказывающихся на воспитании ребенка:

     — авторитет подавления — повседневное воздействие на ребенка своим  видом, действиями, жесткое и порой жестокое отношение к нему как личности, его действиям и поступкам;

     — авторитет расстояния — родители стараются быть подальше от своих  детей, встречаясь с ними, как начальники;

     — авторитет чванства — возвышение над окружающими в связи со своим положением, в том числе и дома;

     — авторитет педантизма — большое  внимание детям на уровне бюрократа, требование к детям, чтобы они  относились к ним как к непререкаемому авторитету;

     — авторитет резонерства — бесконечные  назидания и наставления ребенка;

     — авторитет любви — стремление повседневной повсеместно демонстрировать свою любовь к ребенку и демонстрация любви ребенка к ним;

     — авторитет доброты — чрезмерная мягкость, доброта. Уступчивость по отношению к поведению ребенка;

     — авторитет подкупа — послушание ребенка достигается путем подкупа  подарками и обещаниями.

     Настоящий родительский авторитет — это  авторитет, основанный на жизни и  работе родителей, их поведении, знании жизни своих детей и стремлении прийти к ним на помощь ненавязчиво, предоставляя возможность детям  самостоятельно выходить из сложных ситуаций, формируя свой характер.

 

      Заключение. 

     Формирование  духовно-нравственных основ личности составляет одну из главных задач современного общества. Преодоление отчуждения человека от его подлинной сущности, формирование духовно-развитой личности в процессе исторического развития общества не совершается автоматически. Оно требует усилий со стороны людей, и эти усилия направляются на создание объективных социальных условий, на реализацию открывающихся на каждом историческом этапе новых возможностей для духовно-нравственного совершенствования человека. В этом процессе реальная возможность развития человека как личности обеспечивается всей совокупностью культурно-ценностных и духовных ресурсов общества.

     Общеизвестно, что кризисные ситуации в обществе, в силу своей непредсказуемости, сложности происходящих процессов, закладывают основы и формируют «очень долговременные стратегические жизненные установки и ценностные ориентации» .Кризисные явления в первую очередь негативно сказываются на молодом поколении, особенно на учащейся молодежи, не усвоившей основных форм жизнедеятельности людей в период реформирования экономической и социально-политической основ общества.

     Т.А. Панкова пишет «Молодежь как  совокупность развивающихся личностей  – самая динамичная, энергичная и критически мыслящая часть общества, которая обладает огромным социальным и творческим потенциалом и способна активно влиять на процесс гуманизации социально-экономических отношений, происходящих в обществе».

Информация о работе Духовно-нравственное развитие личности ребенка в семье