Духовно-нравственное развитие личности ребенка в семье

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2011 в 17:49, реферат

Описание работы

Актуальность исследования взаимовлияния семьи как целого на индивида и индивида на семью как целое усиливается тем, что современные разработки, посвященные развитию ребенка в семье, рассматривают его как процесс, основные параметры которого задаются извне, при этом целое редуцируется до уровня индивида и индивидуальной активности: родительские стили, родительские установки, родительское отношение и т.п. Вопрос о собственной активности ребенка в системе семейных отношений остается открытым.

Содержание

Введение 2
1. Дети – зеркало родителей?......................................................................4
2. Содержание семейного воспитания 7
3. Состав семьи 9
4. Стили общения……………………………………………………………….13
5. Роль родительского авторитета в воспитании детей 16
Заключение……………………………………………………………………...17
Библиографический список 19

Работа содержит 1 файл

реферат.docx

— 35.42 Кб (Скачать)

     Саранский Кооперативный Институт

     Российского университета кооперации 

     Кафедра социально-гуманитарных дисциплин 
 
 

     Реферат по дисциплине

     «Психология и педагогика»

     Тема : «Духовно-нравственное развитие личности ребёнка в семье» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Саранск 2008

 

      Содержание 

Введение 2

1. Дети – зеркало  родителей?......................................................................4

2. Содержание  семейного воспитания 7

3. Состав  семьи 9

4. Стили общения……………………………………………………………….13

5. Роль  родительского авторитета в воспитании  детей 16

Заключение……………………………………………………………………...17

Библиографический список 19

 

      Введение. 

     Последнее десятилетие характеризуется масштабными  изменениями в политическом, экономическом, социальном и культурном укладе жизни  страны, адаптация к новым макроусловиям сопровождается ростом психического напряжения. Стрессы, фрустрации, социальная и личностная нестабильность сформировали общественную потребность в психологической помощи населению и, прежде всего, семье как важнейшей социальной форме организации бытия индивида. Ответом на этот социальный запрос стало интенсивное развитие служб семьи, возникновение широкого круга учреждений и организаций, ставящих своей целью оказание психологической помощи семье.

     В значительной мере это стало возможным  благодаря становлению семейной терапии как самостоятельной  отрасли психологической науки  и практики. Различные аспекты семейной психотерапии хорошо изучены и разработаны как в отечественной (А.Я. Варга, Е.М. Вроно, А.И. Захаров, Е.Т. Соколова, А.С. Спиваковская, В.А. Петровский, А.В. Черников, Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкий и др.), так и в зарубежной психологии (N.W. Ackerman, M. Bowen, A. Meneghetti, S. Minuchin, V. Satir, C.A. Whitaker, R. Weiss и др.). Однако, несмотря на это, семейная терапия продолжает испытывать острый дефицит как методологических исследований, так и конкретных терапевтических техник. Особенно актуальны такие исследования в нашей стране, что связано с несколькими чрезвычайно существенными противоречиями.

     Семейная  психотерапия в России находится  на начальном этапе своего развития и, следовательно, не располагает собственными сколько-нибудь значительными теориями и концепциями. В этих условиях отечественные  семейные психотерапевты вынуждены  использовать западные теоретические  модели и методические приемы. Однако западный опыт оказания психологической помощи семье не может быть без изменений перенесен на российскую почву, поскольку российские семьи характеризуются национальной спецификой (А.Я. Варга).

     Актуальность  исследования взаимовлияния семьи  как целого на индивида и индивида на семью как целое усиливается  тем, что современные разработки, посвященные развитию ребенка в  семье, рассматривают его как  процесс, основные параметры которого задаются извне, при этом целое редуцируется до уровня индивида и индивидуальной активности: родительские стили, родительские установки, родительское отношение  и т.п. Вопрос о собственной активности ребенка в системе семейных отношений остается открытым.

 

      1. Дети – зеркало  родителей? 

     Вы, наверное, видели фильм, одна из сцен которого волнует меня до сих пор. Малышам  из старшей группы детского сада психологи  предложили сыграть во «взрослый» праздник. Расставили столы, поставили лимонад  и сласти, рассадили детей и... Перед глазами потрясенных взрослых разыгралась безобразная сцена. Дети, «выпив» лимонада и «закусив» его сладостями, начали вести себя точно так, как ведут себя за столом в праздник изрядно подвыпившие взрослые, вплоть до глупых ссор и драк между «гостями»...

     До  чего же похожи на нас наши дети! Еще  в младенческом их возрасте мы непрестанно  умиляемся, обнаружив у маленького розового комочка наши глаза, уши  или нос. Попозже, в раннем детстве, опять-таки частенько вытираем умильные слезы, подсмотрев у чада наш жест, поступок или совсем-совсем взрослую фразу. А еще через несколько лет, утирая холодный пот со лба, пытаемся понять, как же смогло проявиться в ребенке не только то, что есть в нас лучшего, но и то, что мы предпочли бы не воспроизводить в потомстве...

     Именно  основываясь на этом, многие из нас  в разговорах о воспитании глубокомысленно, а иногда и со вздохом повторяют  фразу: «Дети — это зеркало  родителей». Но это и так, и не так одновременно. Дело в том, что, действительно, одним из психологических механизмов социализации (процесса превращения ребенка в гражданина и члена общества) выступает так называемая идентификация: буквально — уподобление взрослым, подражание им, ориентировка на их поведение как на пример и прообраз собственных действий. И конечно же, в первую очередь механизм идентификации действует в парном взаимодействии «ребенок — родитель», поскольку именно родители выступают для детей наиболее «доступными» взрослыми. Именно от нас, пытливо вглядываясь в наши поступки и действия (сколь бы малозначимыми они нам ни казались), и получают наши дети образцы и модели поведения, которые впоследствии будут реализовывать в собственной взрослой жизни. И именно в контакте с нами формируются их индивидуальные роли и представления о всем многообразии явлений окружающей действительности и отношении к ним.

     Однако  далеко не всегда это происходит по законам зеркального отражения. У зазеркалья семейной педагогики свои, временами очень сложные законы, и прямому отражению ребенком ваших личности и поведения могут помешать описанные И. С. Коном механизмы противодействия, когда вы, например, настолько ограничивали свободу своего сына, что, он, в пику вам, вырос «нигилистом» или, наоборот, в ответ на предоставление ему максимальной самостоятельности — зависимо-послушным, полностью находящимся под пятой авторитетов человеком. Или же ролевой взаимодополнительности, когда в семье рачительных и бережливых хозяев вырастает мот и транжира (еще бы — ему ведь не требовалось проявлять подобные качества, ибо все и без него шло нормально и хорошо) или, наоборот, в многодетной семье старшие дети становятся подлинными хозяевами. Хочется обратить здесь ваше внимание на то, что «зеркальный эффект» искажается во всех этих случаях определенными моментами семейных отношений.

     К тому же нельзя не отметить, что зеркало-то это всегда бывает с двойным дном, и ваш ребенок является для вас не только воспитуемым, но и воспитателем. Советские психологи А. У. Хараш и О. М. Дерябина, впервые обратившие внимание на эти воспитательные функции ребенка, утверждают, что наши дети, во-первых, предъявляют нам образцы поведения, принадлежащие к числу высших этических эталонов: сосредоточенность на исследуемом предмете — бескорыстную и самозабвенную (у нас уже этого зачастую не остается), а также доверительное подлинно диалогическое общение без свойственных нам, взрослым, защитных механизмов. Во-вторых, они предоставляют нам редкую возможность, встав на детскую точку зрения, увидеть мир по-новому, без искажающих наше восприятие стереотипов и предрассудков. В-третьих, воспринимая нас непосредственно и точно, без свойственных нам «соглашательских» моментов, именно дети возвращают нам действительно точное зеркальное изображение нас, родителей, свободное от всяческих «взрослых» искажений. Весьма важно здесь то, что дисфункции семейного воспитания (зачастую основывающиеся на отказе родителей принимать своего ребенка таким, каким он есть) проистекают из-за неспособности взрослых людей принять свое собственное «Я», усматриваемое в миропонимании и поведении ребенка, и процесс воспитания малыша взрослым идет тем менее успешно, чем менее успешно «обратное» воспитание взрослого ребенком.

     Так что формула «дети — зеркало  родителей» верна лишь отчасти, отчего сплошь и рядом слепо использующий ее родитель может оказаться Алисой в Зазеркалье. И можно вполне согласиться с И. С. Коном, утверждавшим, что конкретные свойства личности ребенка в принципе не выводимы ни из свойств личности родителей, ни даже из отдельно взятых методов воспитания.

 

      2. Содержание семейного  воспитания. 

     Составными  компонентами содержания семейного  воспитания являются следующие направления — физическое, нравственное, интеллектуальное, эстетическое, трудовое воспитание. Они дополняются экономическим, экологическим, политическим, половым образованием подрастающих поколений.

     Физическое  воспитание детёй сегодня выступает на один из первых планов, поскольку приоритет здоровья не может быть заменен никаким другим. Физическое воспитание в семье основывается на здоровом образе жизни и включает правильную организацию распорядка дня, занятия спортом, закаливание организма и т.д.

     Интеллектуальное  воспитание предполагает заинтересованное участие родителей в обогащении детей знаниями, формировании потребности их применения и постоянного обновления. Развитие познавательных интересов, способностей, наклонностей и задатков ставится в центр родительской заботы.

     Культурно-нравственное воспитание в семье является стержнем отношений, формирующих личность. Здесь на первый план выступает воспитание моральных ценностей любви, уважения, доброты, порядочности, честности, справедливости. В семье формируются разумные потребности, ответственность, самостоятельность, бережливость.

     Эстетическое  воспитание в семье призвано развить таланты и дарования детей, дать им представления о прекрасном, существующем в жизни. Это особенно важно теперь, когда прежние эстетические идеалы подвергаются сомнению, появилось много сомнительных ценностей в области искусства.

     Трудовое  воспитание детей закладывает основу их будущей трудовой жизни. Именно здесь формируются первоначальные трудовые умения и навыки, отношение к труду.

     В последние годы возрастает роль религиозного воспитания в семье с его культом  человеческой жизни и смерти, со множеством таинств и обрядов,

     В основе семейного воспитания лежит  любовь к ребенку. Педагогически  целесообразная родительская любовь —  это любовь к ребенку во имя  его будущего, в отличие от любви  во имя удовлетворения собственных  сиюминутных родительских чувств. Слепая, неразумная родительская любовь порождает у детей потребительское отношение к жизни, пренебрежение к труду, притупляет чувство благодарности и любви к родителям.

     Важную  роль в семейном воспитании играет авторитет родителей — это  высокая значимость и признание личных качеств и жизненного опыта отца и матери в глазах детей и основанная на этом сила родительского влияния на их поступки и поведение: послушание и выполнение детьми указаний или советов родителей, осуществляемые ими не из страха или материальной заинтересованности, а из-за признания их справедливости и целесообразности.

 

      3. Состав семьи. Роль родителей. 

     Мы  давно уже привыкли пенять на неполные семьи как основной поставщик  «дефектного в воспитательном плане  Материала. Однако связь здесь далеко не всегда однозначна и весьма существенно  опосредуется морально-психологическим  климатом семьи.

     Не  случайно социолог Н. Гаврилова, обследовав 372 семьи, состоящие на учете в  детских комнатах милиции, обнаружила среди них 60,6% полных и только 39,4% неполных (а семей, состав которых  определялся формулой «Мать плюс внебрачные дети», оказалось еще  меньше — 32,2%.

     Существует много исследований, посвященных влиянию фактора неполной семьи на личность ребенка. Так, установлено, что мальчики гораздо острее девочек воспринимают отсутствие отца. В таких семьях мальчики более беспокойны, более агрессивны и задиристы. Особенно сильно заметив, разница между мальчиками в семьях с отцами и без них в первые годы жизни детей. В ходе одного из исследований было установлено, что 2-летние дети, чьи отцы умерли до и рождения, живя с матерями-вдовами, были менее самостоятельны, проявляли тревожность и агрессивность в большей степени, чем дети, у которых были отцы (П. Массен, дж.Конджер и др., 198). При обследовании детей старшего возраста выяснилось, что поведение мальчиков, растущих без отцов отцов, оказалось менее мужественным в сравнении с теми, у кого были отцы. С другой стороны, оказалось, что поведение и личностные особенности девочек, выросших только с матерями, мало, чем отличаются от тех, кто жила полной семье. Но в интеллектуальной деятельности обнаруживается разница в пользу полной семьи.

     Роль  родителей. Родители выполняют разнообразные  воспитательные задачи, заменяя и дополняя друг друга. Взаимодополняемость связана со спецификой выполнения мужской и женской социальных ролей в семье.

       От женской роли матери зависит,  прежде всего, развитие эмоциональной  сферы ребенка, воспитание его  морально-нравственных качеств.  В семье именно женщина-мать  создает эмоциональный климат, удовлетворяет  повседневные потребности детей, приучает их к семейным традициям.

     Роль  отца в процессе семейного воспитания специфична. Э. Фромм, анализируя психологию отцовства, подчеркивает, что отец представляет ребенку мир мысли, созданные человеческим трудом вещи, закон, порядок и дисциплину. Фромм утверждает, что отец необходим ребенку на всем протяжении его развития. Отцы являются основными воспитателями дисциплины и независимости. Отец для ребенка — источник безопасности. Роль отца, активно общающегося с детьми и имеющего у них авторитет, незаменима. Отсутствие мужчины в семье оказывает негативное влияние на развитие личности ребенка (особенно мальчика). Это может проявиться в следующем:

Информация о работе Духовно-нравственное развитие личности ребенка в семье