Духовно-нравственное развитие детей на уроках музыки

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2010 в 01:58, курсовая работа

Описание работы

Духовная музыка может помочь детям открыть путь к своему совершенствованию на уроках музыки. Духовная музыка эмоционально очищает, помогает избавиться от обид внутри нас, тяжестей в душе, накопленных ранее. Духовные песнопения, слушание духовной музыки, радость совместного духовного осознания, возможность в этом общении поделиться появившимся духовным опытом, - всё это представляет своего рода систему духовной поддержки, такую же, как мы имеем в природе. Духовная музыка помогает человеку вслушаться в своё внутреннее «Я» и почувствовать глубокую связь с ритмами вокруг нас, ритмами жизни.

Содержание

Введение…………………………………………………..
1. Воспитание и его духовно нравственная сторона………………
1.1. Осуществление духовно-нравственного воспитания…………….
1.2. Средство духовно – нравственного воспитания……………..
2. Духовная музыка и её роль в духовно - нравственном воспитании
детей на уроках музыки по программе Е.Д.Критской………………………
2.1. Музыкальная интонация……………………………
2.2. Аспект важности духовной музыки по программе Критской…………
2.3. Основные принципы и методики программы……………
Заключение…………………………………………….
Список использованной литературы………………..

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ ГОТОВАЯ.doc

— 110.50 Кб (Скачать)

     Все темы имеют широкое общечеловеческое значение, они значительны и серьёзны. Через связь духовного искусства с жизнью осознаются главные этические законы – Любви, Добра, Справедливости, по которым должен жить человек, нравственные ценности наполняют истинным смыслом жизнь человека. Важность  воспитания в человеке способности видеть красоту окружающего мира, ощущать себя в гармонии с этим миром, является  основной идеей духовно-нравственного воспитания школьников на уроках музыки по программе Е.Д. Критской.8 

     2.3. Основные принципы  и  методики  программы 

Основные  принципы программы:

     1. Принципы духовно-нравственного воспитания (гуманистическая направленность воспитания, природосообразность, культуросообразность, светский характер образования и законность).

     2. Принципы отбора содержания образования (научность и каноничность, многоуровневость, учёт требований типовых программ).

     3. Принципы организации занятий: (наглядность, доступность, учёт возрастных и индивидуальных особенностей детей, систематичность и последовательность, связь теории с практикой, воспитание в процессе обучения, вариативный подход).

     Характеристика  деятельности:

     сочетание обучения и духовно-нравственного  воспитания, интеграция духовно-нравственного  содержания в эстетическое, интеллектуальное, физическое развитие и трудовое воспитание.

     Методы  реализации программы:

     1. Наглядный (иллюстративный рассказ (лекция) с обсуждением наиболее сложных вопросов темы; проведение дидактических игр; экскурсии; работа с текстами, картами, составление кроссвордов, иллюстрирование библейских сюжетов).

     2. Словесный (чтение литературных произведений, фрагментов из Библии с последующим обсуждением и творческим заданием; беседа с закреплением материала в творческих работах под руководством учителя; анализ поэтического текста с раскрытием сюжетов и образов религиозного содержания; проведение сюжетно-ролевых, дидактических игр, разбор житейских ситуаций; проведение викторин, конкурсов, тематических вечеров).

     3. Практический (организация продуктивной деятельности учащихся).  

     Методика  работы с детьми:

     - Факультативные, индивидуально-групповые  занятия, беседы, игры нравственного и духовного содержания.

     - Лекции, семинары, практикумы (в старших  классах).

     - Творческая художественная деятельность  детей: рукоделие, рисование, создание предметов декоративно-прикладного творчества, развитие способностей сольного и хорового пения, музыкально-сценического движения.

     - Проведение праздников и мероприятий.

     - Использование мультимедийных технологий (заочные экскурсии, виртуальный  музей, создание презентаций).

     - Исследовательская деятельность  учащихся.

     - Экскурсии.

     - Организация выставок.

     - Тематические и творческие вечера.

     - Участие в смотрах-конкурсах,  фестивалях, концертах.

     Формы работы с родителями:

     - Родительские собрания на духовно-нравственные  темы.

     - Лекторий для родителей.

     - Вечера вопросов и ответов.

     - Выставки, конкурсы.

     - Анкетирование родителей с целью  выявления ошибок и коррекции  процесса духовно-нравственного  воспитания в семье.

     - Информационные стенды для родителей,  выставки детских работ.

     - Совместно организованные с родителями  праздники.

     Предполагаемый  результат:

     - Усвоение ребёнком добродетели,  направленность и открытость  его к добру.

     - Формирование позитивного отношения  к окружающему миру, к другим людям.

     - Потребность к сопереживанию.

     - Формировании истинных ценностей: любовь, долг, честь, Родина, вера.

     - Приобщение к опыту православной культуры.

     - Деятельное отношение к труду.

     - Ответственность за свои дела  и поступки.

     Духовно-нравственное воспитание осуществляется как целенаправленная деятельность, одной из основных форм которой является повышение культуры учащихся через участие в творческих конкурсах и предметных  олимпиадах православной направленности.9

     Для примера можно привести проведение ежегодных Рождественских и Пасхальных выставок декоративно-прикладного творчества учащихся, школьники могут быть заинтересованы проведение творческих конкурсов, следующей тематики «Красота Божьего мира», «Светлый праздник Рождества», «Святые заступники Руси»,  «Пасха в кубанской семье». Каждая работа ребёнка есть результат погружения в эпоху, изучения  культурных традиций и мастерства предыдущих поколений.  Так происходит овладение опытом предков, их нравственными и духовными ценностями, формирование собственной картины мира.

     Духовно-нравственное воспитание на основе православных традиций благотворно влияет на все стороны и формы взаимоотношений человека с миром. 

 

Заключение 

     Духовно-нравственный кризис, лежащий в сердцевине системного кризиса страны и человечества (угрожающее загрязнение природы и культуры, в частности, ее звуко - нравственная нечистота, преступность, наркомания, стремительный прогресс болезней, близящееся исчерпание энергетических ресурсов и пр.), стремительно углубляется. — Потому от всех людей во всех сферах культуры и жизни требуются новые нравственные усилия.

     Проблему  духовно-нравственного воспитания исследовали и философы, и психологи, и педагоги – ученые. Но и сейчас она актуальна.

     Духовно - нравственное воспитание школьников в учебной деятельности может способствовать повышению уровня воспитательной подготовки учащихся в школе, обеспечивая развитие нравственных качеств личности в учебной деятельности. Воздействие на человека, с целью формирования у него духовно-нравственных качеств - тема, которую изучают ученые уже несколько тысяч лет. За это время уже было более-менее сформировано понятие о морали и моральном поведении человека. Вопрос оставался в том, как сформировать нравственное поведение человека. Значение и функция начальной школы в системе непрерывного образования определяется не только преемственностью ее с другими звеньями образования, но и неповторимой ценностью этой ступени становления и развития личности ребенка. 
 
 
 
 
 
 
 

Список  использованной литературы 
 

     1. Азбука нравственного воспитания: Пособие для учителя. / Под ред.  И.А. Каирова, О.С. Богдановой.–  М.: Просвещение, 2007– 17с.

     2. Бабанский Ю.К. Педагогика. /Ю.К. Бабанский.–М.: Просвещение,-1998– 479с.

     3. Богданова О.С., Петрова В.И. Методика  воспитательной работы в начальных  классах/ О.С. Богданова, В.И. Петрова. — М.: Просвещение, 2010. — 207 с.

     4. Болдырев Н.И. Духовно - нравственное воспитание школьников/ Н.И. Болдырев. – М.: Просвещение,2009.- 289 с.

     5. Васильева М.С., Оморокова М.И., Абдуллина  А.А. Воспитание учащихся средствами литературы. // Начальная школа.- 2009.- №8.- С.11.

     6. Выготский Л.С. Педагогическая  психология /Под редакцией В.В. Давыдова. – М.: Педагогика, 2001.- 420 с.

     7. Воспитание личности школьника  в духовно - нравственной деятельности: Метод. рекомендации/Ом. гос. пед. ин-т им. Горького. – Омск: ОГПИ, 2001.- 267 с.

     8. Дробницкий О.Г. Проблемы нравственности/ О.Г. Дробницкий. - М.: Просвещение, 1977.- 211 с. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка/ В.И. Даль.– М.: 2009, т.11.- 640 с.

     9. Заславская С.Г. Первые шаги/ С.Г.  Заславская. – М.: Педагогика, 2009.- 267

     10.Каирова  И.А. Духовно-нравственное развитие младших школьников в процессе воспитания/ И.А. Каирова. - М.: Просвещение, 2008.- 290 с.

     11. Карпов И.А. Азбука духовного воспитания в современное время/ И.А. Карпов. – М.: Просвещение, 2009.- 198 с.

     12. Кузнецова Л.В. Гармоничное развитие  личности школьника/ Л.В. Кузнецова. – М., 2008.- 280 с.

     13. Левитов Н.Д. Детская и педагогическая  психология/ Н.Д. Левитов. – М.: Просвещение, 2004.- 390 с.

     14. Ломов Б.Ф. Методологические и  теоретические проблемы психологии/ Б.Ф. Ломов. — М.: Наука, 2004. — 431 с.

     15.Марьенко  И.С. Основы процесса духовно-нравственного воспитания школьников/ И.С. Марьенко. — М.: Просвещение, 2010. — 183 с.

     16. Марьенко И.С. Духовно - нравственное становление личности / И.С. Марьенко. — М.: Педагогика, 2005. — 368 с.

     17. Психология. Словарь. Под общей редакцией Петровского А.В., Ярошевского М.Г. – М.: Педагогика, 2007.- 423 с.

     18. Толкачева Т.М. Гражданское воспитание  младших школьников в учебном  процессе. Методические указания/ Т.М.  Толкачева. – Оренбург: ГОУ ОГУ, 2008. –14 с.

     19. Харламов И.Ф. Педагогика: Курс  лекций/ И.Ф. Харламов. - М.: Просвещение,  2010.- 367 с.

     20. Харламов И.Ф. Нравственное воспитание  школьников/ И.Ф. Харламов.- М.: Просвещение, 2008. — 144 с.

     21. Чепикова Л.В. О преемственности  в воспитании нравственной культуры у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста / Л.В. Чепикова // Воспитание школьников. – 2007. – № 8. – С. 37-38.

     22. Чепиков В.Т. Воспитание нравственных  качеств младших школьников/Учеб.-метод. пособие / В.Т. Чепиков. - Гродно: ГрГУ, 2010. — 189 с.

     23. Шакирова Г.М. Методика изучений  нравственных убеждений школьников  в реальной жизненной ситуации.// Вопросы психологии, 2004, №2.- С. 32-35.

     24. Шадриков В.Д. Развитие и воспитание  духовности. // Школа духовности. – 2007. №1. – С. 21.

     25. Шарапова О.В. Роль литературных  произведений в нравственном  воспитании младших школьников. ЮНИТИ-ДАНА – 2009 – С.37

     26. Этическое воспитание младших  школьников: Учебно-методическое пособие  для учителей начальных классов./ Сост. А.К. Лопаткина. – Омск: Омск.

Информация о работе Духовно-нравственное развитие детей на уроках музыки