Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2010 в 01:58, курсовая работа
Духовная музыка может помочь детям открыть путь к своему совершенствованию на уроках музыки. Духовная музыка эмоционально очищает, помогает избавиться от обид внутри нас, тяжестей в душе, накопленных ранее. Духовные песнопения, слушание духовной музыки, радость совместного духовного осознания, возможность в этом общении поделиться появившимся духовным опытом, - всё это представляет своего рода систему духовной поддержки, такую же, как мы имеем в природе. Духовная музыка помогает человеку вслушаться в своё внутреннее «Я» и почувствовать глубокую связь с ритмами вокруг нас, ритмами жизни.
Введение…………………………………………………..
1. Воспитание и его духовно нравственная сторона………………
1.1. Осуществление духовно-нравственного воспитания…………….
1.2. Средство духовно – нравственного воспитания……………..
2. Духовная музыка и её роль в духовно - нравственном воспитании
детей на уроках музыки по программе Е.Д.Критской………………………
2.1. Музыкальная интонация……………………………
2.2. Аспект важности духовной музыки по программе Критской…………
2.3. Основные принципы и методики программы……………
Заключение…………………………………………….
Список использованной литературы………………..
Все
темы имеют широкое общечеловеческое
значение, они значительны и серьёзны.
Через связь духовного искусства с жизнью
осознаются главные этические законы
– Любви, Добра, Справедливости, по которым
должен жить человек, нравственные ценности
наполняют истинным смыслом жизнь человека.
Важность воспитания в человеке способности
видеть красоту окружающего мира, ощущать
себя в гармонии с этим миром, является
основной идеей духовно-нравственного
воспитания школьников на уроках музыки
по программе Е.Д. Критской.8
2.3.
Основные принципы
и методики
программы
Основные принципы программы:
1. Принципы духовно-нравственного воспитания (гуманистическая направленность воспитания, природосообразность, культуросообразность, светский характер образования и законность).
2. Принципы отбора содержания образования (научность и каноничность, многоуровневость, учёт требований типовых программ).
3. Принципы организации занятий: (наглядность, доступность, учёт возрастных и индивидуальных особенностей детей, систематичность и последовательность, связь теории с практикой, воспитание в процессе обучения, вариативный подход).
Характеристика деятельности:
сочетание обучения и духовно-нравственного воспитания, интеграция духовно-нравственного содержания в эстетическое, интеллектуальное, физическое развитие и трудовое воспитание.
Методы реализации программы:
1. Наглядный (иллюстративный рассказ (лекция) с обсуждением наиболее сложных вопросов темы; проведение дидактических игр; экскурсии; работа с текстами, картами, составление кроссвордов, иллюстрирование библейских сюжетов).
2. Словесный (чтение литературных произведений, фрагментов из Библии с последующим обсуждением и творческим заданием; беседа с закреплением материала в творческих работах под руководством учителя; анализ поэтического текста с раскрытием сюжетов и образов религиозного содержания; проведение сюжетно-ролевых, дидактических игр, разбор житейских ситуаций; проведение викторин, конкурсов, тематических вечеров).
3.
Практический (организация продуктивной
деятельности учащихся).
Методика работы с детьми:
- Факультативные, индивидуально-групповые занятия, беседы, игры нравственного и духовного содержания.
- Лекции, семинары, практикумы (в старших классах).
-
Творческая художественная
-
Проведение праздников и
-
Использование мультимедийных
-
Исследовательская
- Экскурсии.
- Организация выставок.
-
Тематические и творческие
- Участие в смотрах-конкурсах, фестивалях, концертах.
Формы работы с родителями:
-
Родительские собрания на
- Лекторий для родителей.
- Вечера вопросов и ответов.
- Выставки, конкурсы.
-
Анкетирование родителей с
-
Информационные стенды для
-
Совместно организованные с
Предполагаемый результат:
-
Усвоение ребёнком добродетели,
-
Формирование позитивного
- Потребность к сопереживанию.
- Формировании истинных ценностей: любовь, долг, честь, Родина, вера.
- Приобщение к опыту православной культуры.
- Деятельное отношение к труду.
- Ответственность за свои дела и поступки.
Духовно-нравственное воспитание осуществляется как целенаправленная деятельность, одной из основных форм которой является повышение культуры учащихся через участие в творческих конкурсах и предметных олимпиадах православной направленности.9
Для примера можно привести проведение ежегодных Рождественских и Пасхальных выставок декоративно-прикладного творчества учащихся, школьники могут быть заинтересованы проведение творческих конкурсов, следующей тематики «Красота Божьего мира», «Светлый праздник Рождества», «Святые заступники Руси», «Пасха в кубанской семье». Каждая работа ребёнка есть результат погружения в эпоху, изучения культурных традиций и мастерства предыдущих поколений. Так происходит овладение опытом предков, их нравственными и духовными ценностями, формирование собственной картины мира.
Духовно-нравственное
воспитание на основе православных традиций
благотворно влияет на все стороны
и формы взаимоотношений человека с миром.
Заключение
Духовно-нравственный кризис, лежащий в сердцевине системного кризиса страны и человечества (угрожающее загрязнение природы и культуры, в частности, ее звуко - нравственная нечистота, преступность, наркомания, стремительный прогресс болезней, близящееся исчерпание энергетических ресурсов и пр.), стремительно углубляется. — Потому от всех людей во всех сферах культуры и жизни требуются новые нравственные усилия.
Проблему духовно-нравственного воспитания исследовали и философы, и психологи, и педагоги – ученые. Но и сейчас она актуальна.
Духовно
- нравственное воспитание школьников
в учебной деятельности может способствовать
повышению уровня воспитательной подготовки
учащихся в школе, обеспечивая развитие
нравственных качеств личности в учебной
деятельности. Воздействие на человека,
с целью формирования у него духовно-нравственных
качеств - тема, которую изучают ученые
уже несколько тысяч лет. За это время
уже было более-менее сформировано понятие
о морали и моральном поведении человека.
Вопрос оставался в том, как сформировать
нравственное поведение человека. Значение
и функция начальной школы в системе непрерывного
образования определяется не только преемственностью
ее с другими звеньями образования, но
и неповторимой ценностью этой ступени
становления и развития личности ребенка.
Список
использованной литературы
1.
Азбука нравственного
2. Бабанский Ю.К. Педагогика. /Ю.К. Бабанский.–М.: Просвещение,-1998– 479с.
3.
Богданова О.С., Петрова В.И. Методика
воспитательной работы в
4. Болдырев Н.И. Духовно - нравственное воспитание школьников/ Н.И. Болдырев. – М.: Просвещение,2009.- 289 с.
5. Васильева М.С., Оморокова М.И., Абдуллина А.А. Воспитание учащихся средствами литературы. // Начальная школа.- 2009.- №8.- С.11.
6. Выготский Л.С. Педагогическая психология /Под редакцией В.В. Давыдова. – М.: Педагогика, 2001.- 420 с.
7. Воспитание личности школьника в духовно - нравственной деятельности: Метод. рекомендации/Ом. гос. пед. ин-т им. Горького. – Омск: ОГПИ, 2001.- 267 с.
8.
Дробницкий О.Г. Проблемы
9. Заславская С.Г. Первые шаги/ С.Г. Заславская. – М.: Педагогика, 2009.- 267
10.Каирова И.А. Духовно-нравственное развитие младших школьников в процессе воспитания/ И.А. Каирова. - М.: Просвещение, 2008.- 290 с.
11. Карпов И.А. Азбука духовного воспитания в современное время/ И.А. Карпов. – М.: Просвещение, 2009.- 198 с.
12.
Кузнецова Л.В. Гармоничное
13.
Левитов Н.Д. Детская и
14.
Ломов Б.Ф. Методологические и
теоретические проблемы
15.Марьенко
И.С. Основы процесса духовно-
16. Марьенко И.С. Духовно - нравственное становление личности / И.С. Марьенко. — М.: Педагогика, 2005. — 368 с.
17. Психология. Словарь. Под общей редакцией Петровского А.В., Ярошевского М.Г. – М.: Педагогика, 2007.- 423 с.
18.
Толкачева Т.М. Гражданское
19. Харламов И.Ф. Педагогика: Курс лекций/ И.Ф. Харламов. - М.: Просвещение, 2010.- 367 с.
20.
Харламов И.Ф. Нравственное
21.
Чепикова Л.В. О
22.
Чепиков В.Т. Воспитание
23.
Шакирова Г.М. Методика
24.
Шадриков В.Д. Развитие и
25.
Шарапова О.В. Роль
26.
Этическое воспитание младших
школьников: Учебно-методическое пособие
для учителей начальных
Информация о работе Духовно-нравственное развитие детей на уроках музыки