Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2010 в 01:58, курсовая работа
Духовная музыка может помочь детям открыть путь к своему совершенствованию на уроках музыки. Духовная музыка эмоционально очищает, помогает избавиться от обид внутри нас, тяжестей в душе, накопленных ранее. Духовные песнопения, слушание духовной музыки, радость совместного духовного осознания, возможность в этом общении поделиться появившимся духовным опытом, - всё это представляет своего рода систему духовной поддержки, такую же, как мы имеем в природе. Духовная музыка помогает человеку вслушаться в своё внутреннее «Я» и почувствовать глубокую связь с ритмами вокруг нас, ритмами жизни.
Введение…………………………………………………..
1. Воспитание и его духовно нравственная сторона………………
1.1. Осуществление духовно-нравственного воспитания…………….
1.2. Средство духовно – нравственного воспитания……………..
2. Духовная музыка и её роль в духовно - нравственном воспитании
детей на уроках музыки по программе Е.Д.Критской………………………
2.1. Музыкальная интонация……………………………
2.2. Аспект важности духовной музыки по программе Критской…………
2.3. Основные принципы и методики программы……………
Заключение…………………………………………….
Список использованной литературы………………..
Одно из самых трогательных событий в истории рождественской музыки произошло в ночь на кануне Рождества в 1914 году, во время Первой Мировой войны. Немецкие солдаты перестали стрелять из своих пушек и начали петь рождественские песни, британские войска вышли из траншей, и обе армии отправились на нейтральную территорию, где они всю ночь напролет пели рождественские гимны, забыв о военных действиях.
В
православной Руси с особой любовью
и почитанием относились к колоколам
и колокольному звону. Вспомним песню
"Вечерний звон”, которую слушаем в
5 классе, "Вечерний звон” И.Левитана…Дети
сами приходят к мысли, что колокольный
звон на Руси был чем – то большим, чем
простое явление колокольного звона в
нем словно отразилась русская душа, русская
жизнь. Не случайно нигде колокола не были
так тесно связаны со всем укладом жизни,
как на Руси. Люди хорошо понимали язык
колоколов, ведь их звон сопровождал человека
от рождения до смерти.4
2. Духовная музыка и её роль
в духовно - нравственном воспитании
детей
на уроках музыки по
программе Е.Д.Критской
О дивной красоте и чудесности искусства музыки говорится обычно метафорически. А на самом деле это его сердцевина и сущность. Если же так, то дивность музыки заслуживает не только эмоциональных восклицаний, но и сосредоточенного усердного вглядывания, ибо в противном случае нарушается закон соответствия метода предмету познания, и понимание музыки становится неадекватным, лживым в самом корне. По мысли митрополита Амфилохия, метод — свойство истины. "К Истине нельзя прийти ложным путем, но только тем, который согласуется с ней, который освящен и исполнен ею. В ее собственном свете открывается настоящий путь к ней — недоступной"6. Если культура воскрылена дивным светом традиции, то и познание должно быть устремлено к раскрытию этого света. Если же тьма претендует на познание света, то это и антикультурно, и антинаучно, и просто абсурдно.
Всякая деятельность предваряется упованием. От воспитания музыкой в школе мы ждем осветления будущего наших детей. Стало быть, предполагаем наличие света в самой музыке, а педагогическим искусством надеемся раскрыть его в сердцах школьников — и к этой возвышенной цели направляем педагогический анализ шедевров музыкального искусства. Анализ же в вузах воспитывает самих воспитателей.
Раскрыть свет музыки — не значит подменить словом ее пленительную красоту. Не подменить ее оно должно, а помочь формированию музыкального слуха как органа поиска и восприятия небесной красоты.
В начале человеческой истории всякое слово и всякая мысль пелись. Об этом свидетельствует мысль всех народов земли. Вот некоторые свидетельства греков. По Аристотелю, законы воспевались, прежде чем были записаны. По мысли Полибия, "лучше не знать науку, чем быть неискусным в благодарственных песнях"5. Обобщая эти высказывания, русский автор XVIII века пишет: "История сохранялась песнями". Со временем интонация слова и интонация пения разделились. Напевная интонация передалась инструментальной музыке.
Музыкальная интонация способна воплотить энергии души, чистые и грязные. В богослужебном пении они светоносны. И в светской музыке интонация может выступать как удивительнейшее средство познания и общения, сгусток бытия, истории, культуры, надмирный свет и озарение жизни.
Противоположный
полюс представлен интонациями
кривляющимися, наглыми, грязными, хрипло-агрессивными
(в рок-музыке). Каков диапазон человека
на шкале жизни-смерти, света и тьмы, —
таков диапазон и его интонационных проявлений.
2.1. Музыкальная интонация
Музыкальная интонация, следовательно, имеет духовно-нравственное измерение. Оно столь важно, что не может быть опущено в определении интонации.
Ее можно определить как род знака, материально-акустическое тело которого, включающего в себя одновременно все стороны звучания, оживляется осмысленными энергиями души и духа, а также (это дополнение — для верующих) энергиями призывающей (а в церковном пении — обуживающей) благодати. Интонация прикреплена к Традиции духовной жизни и служит ей.
Приведенное определение, как очевидно, ценностно не безразлично, не отлучено от совести, — и на этом принципе познания необходимо заострить внимание; так поступать и в других случаях. Добро и зло онтологически не равнозначны. Груша может существовать без грушевой гнили, а гниль без нее не может. Раковая опухоль вырастает на человеке, а человек не вырастает из нее. Не определять же понятие человека через понятие рака, как непорядка в размножении клеток! Беспорядок живет разложением порядка, ложь паразитирует на истине, злоба разрушает любовь. Тьма не охватит света, ибо представляет собой его отсутствие. И в познании мы должны видеть эту онтологическую неоднопрядковость. И вначале видеть прекрасную идею, и лишь потом — ее искажения.
Так — и в интонации, которую человек, извратившись сам, может извратить.
Скверную, гнилую интонацию можно определить как род знака, материальное тело которого пронизано мертвящими (бессмысленными, глупыми, нравственно-фальшивыми, безобразными) энергиями души, злой духовности и демонических внушений. Она прикреплена к контртрадиции и ее функцией (лучше сказать — дисфункцией) в обществе оказывается передача духовной смерти.
Понятия души и духа, задействованные в определении, позволяют провести самую важную разграничительную линию между двумя рангами человека, состояний народов и всего человечества с его культурой и искусством. Эстрадная музыка — бездуховно-душевна, ублажает плоть и похоти человека. Из нее никогда не подымятся возвышенные и сильные тяготения к чистоте, свету и святости жизни, к спасительной для человека красоте. Эта способность уплотнять в звуках энергии духа — непременное свойство уже не эстрадной, а серьезной музыки в ее исторической и онтологической связи с богослужебным пением Церкви. Основная тема светской возвышенной музыки, а соответственно и курса анализа музыки, — духовно-преображенный человек. Тема христианского преображения души возвела высокую светскую музыку в уникальное явление, которого не знал мир.
Традиция (=Священное Предание), прилепленностью к которой питались когда-то взгляды на музыку, и саму ее возведшие из ничтожества к величию, есть передача боговдохновенной переизбыточествующей жизни. Она держится благодатью Божией при подвиге любви к Богу, а без подвига меркнет. Память слабеет, высота забывается, общество глупеет.
Нет
ничего великого без великой цели.
Великое искусство не могло не
воздвигнуться великой целью, оставшейся
в его глубине, подобно силе натянутой
тетивы, остающейся в летящей стреле. Последняя
цель высокого искусства — самый скрытый
и важный слой его содержания. "Во всем,
что встретится тебе в Писаниях, доискивайся
цели слова, чтобы проникнуть тебе в глубину
мысли святых"6. Но и в высоком
искусстве спрятана великая цель.
2.2.
Аспект важности духовной
музыки по программе
Критской
Важнейшим аспектом в духовно-нравственном воспитании на уроках музыки по программе Е.Д.Критской, является изучение духовной музыки.
Духовность - это то, что даёт ощущение полноты жизни, наличие её цели и смысла, понимания счастья и того, что жизнь есть важнейшая тайна.
Духовность – это наше личное понимание, интимное ощущение своей глубины природы, осознание того, что позволяет раскрываться тем глубинным потенциалам, которые находятся внутри нас. Мы живём, чтобы познать мир как внешний, так и внутренний, чтобы совершить нечто полезное, чтобы совершенствоваться.
Новые
возможности духовно-
Духовная музыка – одно из средств, которое способно воздействовать на тот потенциал духовных и творческих способностей, возможностей, которые заключены в эмоциональной сфере человека. Необходимо содержанием такой музыки пробудить ту устремлённость к Добру и Свету, которая заложена в каждой душе ребёнка и может стать источником нравственности и гармоничности личности.
Открытость, искренний интерес детей к религиозному искусству; принятие духовных образов, которые содержат музыкальное и изобразительное искусство; раскрепощённость, свободное самовыражение в исполнении песен с духовным содержанием; чистота, неподдельная искренность детей в своих высказываниях, чувствах – всё это даёт возможность глубже раскрыть внутренний мир ребёнка, его духовную природу.
Духовная музыка может помочь детям открыть путь к своему совершенствованию на уроках музыки. Духовная музыка эмоционально очищает, помогает избавиться от обид внутри нас, тяжестей в душе, накопленных ранее. Духовные песнопения, слушание духовной музыки, радость совместного духовного осознания, возможность в этом общении поделиться появившимся духовным опытом, - всё это представляет своего рода систему духовной поддержки, такую же, как мы имеем в природе. Духовная музыка помогает человеку вслушаться в своё внутреннее «Я» и почувствовать глубокую связь с ритмами вокруг нас, ритмами жизни.
«В
самом деле, писал Учитель Церкви
св. Иоанн Златоуст, - какое из искусств
сравнится с искусством образования
души и просвещения ума?» И далее: «В этом
искусстве главным является забота о душе,
потому многое в общественной и частной
жизни идёт у нас не по нашему желанию,
что мы не заботимся о духовном, прежде
всего, а потом о житейском». «Необходимо
заботиться не о том, чтобы сказать больше,
а говорить с пользой духовного обогащения
ребёнка»7. Пробуждение мышления
лежит в основе, (по мнению св. Иоанна Златоуста),
бесед Иисуса Христа. Он, проповедуя притчами,
отнюдь не пытался оставить слушателей
в неведении. Напротив, Он старался «возбудить»
их вопросами.
Духовная музыка способствует:
Всё это способствует духовно-нравственному развитию личности ребёнка.
В программе «Музыка» Е.Д.Критской, духовная музыка раскрывается в нескольких направлениях:
Храм- это внешняя и внутренняя красота и гармония.
Колокольный звон – это проникновение в сокровенный мир чувств, мыслей и чаяния наших предков, осознание личностно-значимого смысла колокольного звона для русских людей в различных жизненных ситуациях.
Икона – духовный опыт, стоящий за трудом иконописца, позволяющий воспринять и осмыслить весть, передаваемую через века. Здесь всюду гармония и отсутствие безобразия и беспорядка. В иконе самое главное «приходит оттуда», через внешние видимые формы выражен внутренний мир человека, некая тайна. Икона сама обращается к молящемуся. Человек же в молитвенном содержании должен раскрыть душу, чтобы принять то, что несёт в себе икона – её гармонию, её свет.
Жизнь святых подвижников – образ для подражания, имеет большую ценность в воспитании. Личный путь любого человека уникален. Когда мы читаем Жития святых, то видим разные пути нравственного совершенствования. Из Жития святых становится понятным, что чем ближе к Богу, тем неповторимее личность. И напротив, если люди из года в год духовно нищают, то всё больше и больше стирается их неповторимость, индивидуальность.
Церковно-православные праздники – это духовное наследие русского народа, его традиции. Обрядовые формы православного богослужения – это кристаллизация духовного опыта русского народа. Внешние формы богослужения, церковные песнопения православного прихода в той или иной местности России имеют свой особый колорит. Однако при этом сохраняется общий духовный строй.
Информация о работе Духовно-нравственное развитие детей на уроках музыки