Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2012 в 07:34, курсовая работа
Социализация подрастающих поколений есть сложный непрерывный процесс, при котором, с одной стороны, потребности отдельно взятой личности адаптируются к потребностям общественным, но эта адаптация носит не пассивный характер, приводящий к конформизму. Она представляет собой активный творческий процесс присвоения общечеловеческих ценностей, когда индивид проявляет всю мощь своих сущностных сил, добровольно выстраивая свою роль в обществе, самоактуализируясь.
Как видно из сказанного выше, типов досугового общения подростков общения существует достаточно много. Каждому из них присуща определенная линия поведения, стиль общения. Социальному педагогу как специалисту, организующему досуг подростков, необходимо хорошо знать и различать все типы досугового общения, так как для наиболее рациональной организации коллективных творческих дел, игры или любого другого вида деятельности необходимо уметь скомплектовать такой коллектив, такую группу подростков, чтобы в ней гармонично сочетались представители каждого из предложенных выше типов общения. Это будет способствовать наиболее плодотворной деятельности в процессе досуга, а, следовательно, самым лучшим образом влиять на процесс социализации.
2.3. Формы организации досуга
Существует множество форм организации досуга подростков. Для того чтобы выявить предпочитаемые подростками формы досуга, нами был задан следующий вопрос учащимся шестого класса: «В какой форме досуга вы хотели бы принять участие?». Участники опроса выбрали три наиболее понравившиеся им формы. Подведя итог данного опроса, мы выяснили, что I место занял КВН, II - праздник, III-IV разделили конкурс и игра, V - викторина. По количеству первых выборов лидировал праздник, по количеству вторых выборов – игра (приложение ).
Исходя из полученных данных, мы составили комплекс мероприятий по организации досуга, направленный на социализацию подростков (приложение ).
КВН
Конкурс веселых и находчивых является наиболее развитой формой театрализованного игрового состязания. Он включает в себя элементы викторины, ревю, спортивного состязания, «живой газеты», «капустника», потешной эстафеты. Юмор, находчивость, эрудиция – вот основные принципы, на которых строится КВН. Основой КВНа является сценарий, который может быть посвящен определенной теме.
Мы подобрали КВН на тему: «Веселья час». Исходя из темы, определили сюжет конкурсных заданий, что позволило создать целостное зрелище, основанное на импровизации подростков. Такая форма досуга способствует развитию творческой и коммуникативно-информационной функциям социализации [10, с. 30].
Праздник
Массовая общественно-политическая или культурно-просветительная акция, рассчитанная на один или несколько дней и представляющая собой по структуре содержания целый комплекс культурных мероприятий, связанных между собой единой идеей, совпадающими или близкими друг другу общественно значимыми темами и проблемами. Велика роль праздников в нравственном, трудовом, эстетическом, физическом, правовом и экологическом воспитании подростков. Праздники могут быть различной тематики. Они способствует формированию мировоззрения, воспитанию высоких нравственных чувств, уважительного отношения к труду, к женщине; прививают уважение к закону, к нормам морали; утверждают здоровый образ жизни; помогают интересно и содержательно построить свой отдых.
Праздник нашего комплекса «Итоги 20 века» формирует чувства патриотизма и гуманизма, воспитывает уважительное отношение к старшим, развивает эстетический вкус; повышает культуру досуга. Праздник направлен на развитие всех функций и помогает подросткам пройти процесс социализации наиболее успешно[10, с. 41].
Конкурс
Познавательно – развлекательная форма отдыха, позволяющая выявить лидирующих участников или их группы в какой-либо области знаний или деятельности. Конкурс – форма досуга, используемая в различных ситуациях, многие компоненты конкурса готовятся заранее, но интересны и импровизации участников в процессе его проведения.
Конкурс «Это вы можете!», включенный в наш комплекс направлен на формирование комфортного микроклимата класса, развитие дружеских отношений между учащимися, преодоление неуверенности подростков в себе. Такая форма досуга развивает компенсаторную и прокреативную функции социализации подростков[10, с. 29].
Игра
Групповая или массовая форма культурных развлечений с элементами интеллектуальных занятий, межличностного общения и организованного отдыха. Диапазон игровых занятий широк, выделяют спортивные игры, настольные, интеллектуальные, деловые. Для подростков игра – это активная форма отдыха, способ снятия физического и психологического напряжения, способ предупреждения стрессовых состояний.
Игры нашего комплекса «Кладоискатели», «Экологическая кругосветка», «Радуга» направлены на формирование воли, закалку характера, тренировку памяти, воспитание эстетического вкуса, помогают обрести опыт общения с окружающим миром, способствуют более прочному закреплению знаний, умений и навыков. Такая форма досуга оказывает положительное влияние социализацию подростков, так как реализуются ее компенсаторная и коммуникативно-информационная функции[10, с. 23].
Викторина
Популярная форма массово-затейной работы, непосредственное или заочное соревнование игрового характера, преследующее цель популяризации знаний из области науки, техники, литературы, искусства, спорта. В основе названия – слово «виктория», то есть победа. Викторину считают самостоятельным культурно-развлекательным мероприятием, которое предполагает выявление победителя – наиболее эрудированного и сообразительного подростка. Викторина развивает фантазию, воображение, находчивость и сообразительность в поиске ответов на поставленные вопросы[10, с. 13].
Подводя итог, можно сказать, что досуг – понятие довольно объёмное. Однако отождествлять досуг со свободным временем, как его многие понимают, нельзя. Свободное время есть абсолютно у каждого человека, но досугом обладает не каждый. Более того, существует мнимый досуг – асоциальный, личностнозначимый. При определенных условиях он может стать фактором, ведущим к деградации личности.
Досуг подростков имеет множество функций, которые обуславливают успешную социализацию и развитие личности. Также досуг помогает решить многие вопросы, проблемы, которые встают перед подрастающим поколением: от творческой самореализации до выбора будущей профессии. При правильной организации досуговой деятельности, при реализации всех принципов досуга будет возможным развивать подростка во всех направлениях, что в будущем поспособствует плодотворной, социально-полезной деятельности.
Необходимо отметить, что существует довольно много типов досугового общения подростков. Каждый из них предполагает определенные качества личности, способствующие либо препятствующие социализации подростков, его адаптации в обществе. Исходя из этого, социальный педагог должен уметь относить каждого подростка к определенному типу. Это нужно для того, чтобы суметь подобрать ему такой вид досуговой деятельности, который будет наиболее подходящим для конкретного подростка, поможет ему подчеркнуть и развить положительные черты характера и сгладить либо устранить вовсе отрицательные.
К тому же, необходимо правильно подобрать форму организации досуга подростков. Это, на наш взгляд, поспособствует наиболее эффективному осуществлению функций и принципов досуга, что, в свою очередь, поможет наиболее успешному протеканию процесса социализации.
Заключение
В ходе нашего исследования мы ознакомились с большим количеством литературных источников по рассматриваемой нами теме. Изучив и проанализировав литературу, мы познакомились с понятиями «социализация» и «досуг».
Процесс социализации рассматривается разными учеными с различных сторон. Этой проблеме посвящены работы многих выдающихся ученых: Л.С. Выготского, Р.С. Немова, А.В. Мудрика, И.С. Кона.
По определению Р.С. Немова, социализация – это «процесса и результата усвоения ребенком социального опыта».
С точки зрения Г.М. Андреевой, социализация может быть рассмотрена, как усвоение и воспроизводство индивидом социального опыта в процессе жизни.
Также нет однозначного определения понятия «досуг», так как нет достаточно прочной теоретической основы исследования досуга. В Российской педагогической энциклопедии досуг трактуется как «возможность человека заниматься в свободное время разнообразной деятельностью по своему выбору».
Таким образом, нами раскрыты основные понятия темы.
Также в своей работе мы ставили ряд задач. В ходе исследования мы изучили теоретические основы процесса социализации подростков. Как выяснилось, этому вопросу посвящены работы довольно представительного круга ученых. Но, несмотря на это, в социализации подрастающего поколения остается немало неизученных областей. Социализация – это сложный непрерывный процесс, протекающий на всех уровнях жизнедеятельности человека. В ходе этого процесса личность приспосабливается к окружающему ее социуму. Причем, эта адаптация носит активный характер. Придя к своему логическому завершению – самооценке, на определенном этапе жизни этот процесс повторяется, но уже на новом качественном уровне.
В своей работе выявили особенности досуга подростков. Главная из них заключается именно в возрасте. Он характеризуется переходным периодом, происходит кризис подросткового возраста, когда индивид еще не является взрослым, но уже и не ребенок. В это время ведущим видом деятельности является интимно-личностное общение со сверстниками. Именно поэтому для подростка наиболее предпочтительны те формы досуга, основой которых будет какое-то коллективное мероприятие.
Также задачей мы ставили подбор диагностического материала для изучения социализации подростков и составление комплекса мероприятий по организации их досуга. Нами были проведены методика изучения социализированности личности М.И. Рожкова, анкета «Адаптация». Результаты этих исследований представлены в приложении. Также мы разработали комплекс досуговых мероприятий на основании опроса подростков о том, в какой форме досуга они хотели бы принять участие.
Досуг осуществляет восстановительную, креативную, коммуникативную, познавательную и духовную функции. При этом грамотно организованный, он способствует смене ролевого статуса, формирует навыки социальной активности, самоорганизации и самоуправления, контролирует поведение подростка и тем самым оказывает положительное влияние на его социализацию.
Подводя итог, можно сказать, что досуг – понятие довольно объёмное. Однако отождествлять досуг со свободным временем, как его многие понимают, нельзя. Свободное время есть абсолютно у каждого человека, но досугом обладает не каждый. Более того, существует так называемый мнимый досуг – асоциальный, личностнозначимый. При определенных условиях он может стать фактором, ведущим к деградации личности.
Досуг подростков имеет множество функций, которые обуславливают успешную социализацию и развитие личности. Также досуг помогает решить многие вопросы, проблемы, которые встают перед подрастающим поколением: от творческой самореализации до выбора будущей профессии. При правильной организации досуговой деятельности, при реализации всех принципов досуга будет возможным развивать подростка во всех направлениях, что в будущем поспособствует плодотворной, социально-полезной деятельности.
Необходимо отметить, что существует довольно много типов досугового общения подростков. Каждый из них предполагает определенные качества личности, способствующие либо препятствующие социализации подростков, его адаптации в обществе. Исходя из этого, социальный педагог должен уметь относить каждого подростка к определенному типу. Это нужно для того, чтобы суметь подобрать ему такой вид досуговой деятельности, который будет наиболее подходящим для конкретного подростка, поможет ему подчеркнуть и развить положительные черты характера и сгладить либо устранить вовсе отрицательные.
К тому же, необходимо правильно подобрать форму организации досуга подростков. Это, на наш взгляд, поспособствует наиболее эффективному осуществлению функций и принципов досуга, что, в свою очередь, поможет наиболее успешному протеканию процесса социализации
Таким образом, цель нашей работы, которая заключалась в выявлении возможности организации досуговой деятельности в социализации подростков, можно считать достигнутой.
Библиография
5. Гинзбург Ф.В., Детский загородный лагерь/ Ф.В. Гинзбург, Ю.Ф. Гинзбург. – Ростов н/Д.: Феникс, 2005. – 158 с.
6. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Словарь по педагогике. – Москва: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2005. – 448 с.
8. Мухина В.С., Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. – 4-е издание, стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 1999. – 456 с.