Досуг и социализация подростков

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2012 в 07:34, курсовая работа

Описание работы

Социализация подрастающих поколений есть сложный непрерывный процесс, при котором, с одной стороны, потребности отдельно взятой личности адаптируются к потребностям общественным, но эта адаптация носит не пассивный характер, приводящий к конформизму. Она представляет собой активный творческий процесс присвоения общечеловеческих ценностей, когда индивид проявляет всю мощь своих сущностных сил, добровольно выстраивая свою роль в обществе, самоактуализируясь.

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа.doc

— 157.00 Кб (Скачать)

Итогом социализации, ее логическим завершением является формирование самооценки и осознание своего места в жизни.  Если на процесс социализации подростка будет оказано какое-то отрицательное воздействие, то, во-первых, самооценка подростка  может оказаться неадекватной, а во-вторых, им будет неправильно воспринята его социальная роль. Вследствие этого, сформируется неверное мировоззрение и жизненная позиция. В свою очередь, это отразиться на всей дальнейшей жизни человека.

Таким образом, социализация – сложный, многогранный процесс, не прекращающийся на протяжении всей жизни человека. Во многом успех социализации зависит от общества, в котором индивид осуществляет свою жизнедеятельность. Ведь именно общественные нормы морали, нравственные ценности, эталоны поведения являются основными элементами усвоения в процессе социализации. Личность должна адаптироваться к ним, чтобы не вступать в конформные отношения с обществом в целом. Особенно это сложно для подростков в силу особенностей склада психики, переходного возраста, освоения им новых социальных и общественных ролей. К тому же, в этот период молодой человек не располагает достаточным жизненным опытом, не знает, какие решения следует принимать в определенных жизненных ситуациях.

 

 

2.  ДОСУГ КАК СФЕРА СОЦИАЛИЗАЦИИ

2.1. Понятие досуга, его функции и принципы

Плодотворное использование досуга человеком – важная задача общества, ибо, когда он осуществляет процесс своего досугового общения с искусством, техникой, спортом, природой, а так же с другими людьми, важно, чтобы делал он это рационально, продуктивно и творчески[4, с. 56].

Так что же такое досуг? До сих пор нет общепринятого определения этого понятия. Более того, в специальной литературе досуг имеет самые разнообразные определения и толкования.

Досуг часто отождествляется со свободным временем, с внешкольной и внеклассной работой, и даже с внеучебным временем. Но можно ли отождествлять свободное время с досугом? Нет, так как свободное время есть у всех, а досугом обладает не каждый. Существует много интерпретаций слова «досуг». Досугом называется деятельность, отношения, состояние ума. Множество подходов осложняет попытки понять, что значит досуг.

Досуг способен объединить и отдых, и труд. Большая часть досуга в современном обществе занята разными видами отдыха, хотя понятие «досуг» включает в себя и такие виды деятельности, как продолжение образования, общественная работа на добровольных началах.

В Российской педагогической энциклопедии мы встречаемся с таким определением досуга: «возможность человека заниматься в свободное время разнообразной деятельностью по  своему выбору»[15, с. 288].

Определение досуга распадается на четыре основных группы.

Досуг как созерцание, связанное с высоким уровнем культуры и интеллекта; это состояние ума и души. Досуг рассматривается с точки зрения эффективности, с какой человек делает что-либо.

Досуг как деятельность - характеризуется как деятельность не связанная с работой. Это определение включает ценности самореализации.

Досуг, как свободное время, время выбора. Время может быть использовано различным образом. Оно может быть использовано для деятельности связанной с работой или не связанно с ней. Досуг – это время, когда человек занимается тем, что не является его обязанностью.

Досуг интегрирует три предыдущих концепции, стирает грань между «работой» и «не работой». Он включает в себя понятия времени и отношения ко времени[4, с. 78].

Досуг является благоприятной почвой для испытания подростками фундаментальных человеческих потребностей. В процессе досуга проще формировать уважительное отношение к себе, даже личные недостатки можно преодолеть посредством досуговой активности. Досуг ответственен за формирование характера и  таких качеств как инициативность, уверенность в себе, сдержанность, мужественность, выносливость, настойчивость, искренность, честность.

Досуг может стать важным фактором физического развития. Любимые занятия в часы досуга поддерживают эмоциональное здоровье. Досуг способствует выходу из стрессов и мелких беспокойств, и, наконец, досуг признается значительным орудием в предупреждении умственной отсталости и реабилитации умственно больных детей. Особая его ценность заключается в том, что он может помочь подростку реализовать то лучшее, что в нем есть. Следовательно, досуг оказывает влияние на процесс социализации.

Можно выделить реальный досуг (общественно полезный) и мнимый (асоциальный, личностно значимый) досуг[4, с. 34].

Реальный досуг никогда не находится в разрыве как с самой личностью, так и с обществом. Наоборот, это состояние деятельности, создание свободы из необходимых повседневных дел, время для отдыха, самоактуализации, развлечения[4, с. 34].

Мнимый досуг - это, прежде всего насилие либо над собой, либо над обществом, и как результат разрушение себя и общества. Мнимый досуг, обусловленный неумением проводить свое время, это бесцельное времяпрепровождение, приводящее к асоциальным поступкам [4, с. 35].

Как видно из вышесказанного, досуг не имеет четкого определения. На наш взгляд, это связано с тем, что детский досуг привлек внимание ученых сравнительно недавно. Досуг чаще всего  отождествляют со свободным временем. Но наоборот быть не может, так как свободное время есть абсолютно у каждого человека, а досугом обладают не все. Более того, неправильно организованный досуг при определенных условиях может привести к асоциальному поведению подростков, правонарушениям, преступлениям. И тогда досуг становится разрушающим общество фактором.

Характерологические особенности досуга являются основополагающими для определения его функций.

1)  Восстановительная, которая проявляется в восстановлении человеком энергетических затрат, отдыхе, разрядке.

2)       Коммуникативная, которая реализуется в общении при организации досуга.

3)       Познавательная, реализуется в том, что в процессе досуговой деятельности человек сознательно или несознательно открывает для себя нечто новое, неизвестное ранее.

4)       Креативная, которая приводит в движение творческий потенциал личности.

5)       Духовная, которая обеспечивает самоопределение личности в культуре[10, с. 7].

Деятельность базируется на общих закономерностях ее развития. Досуг подростков развивается по своим законам, принципам, теоретически обоснованным и апробированным на практике. Рассмотрим эти принципы.

Принцип всеобщности и доступности - возможность приобщения, вовлеченности всех без исключения подростков в сферу деятельности досуговых учреждений с целью удовлетворения творческих потенций подрастающего поколения, их досуговых запросов и интересов.

Принцип самодеятельности – реализуется на всех уровнях досуга: от любительского объединения до массового праздника. Самодеятельность, как сущностное свойство личности, обеспечивает высокий уровень достижений в любой индивидуальной и коллективной деятельности. Принцип самодеятельности основан на творческой активности, увлеченности и инициативе подростков.

Принцип индивидуального подхода – предполагает учет индивидуальных запросов, интересов, склонностей, способностей, возможностей, психофизиологических особенностей и социальной среды обитания подростков при обеспечении их досуга. Дифференцированный подход обеспечивает комфортное состояние каждого участника.

Принцип систематичности и целенаправленности – предполагает осуществление этой деятельности на основе планомерного и последовательного сочетания непрерывности и взаимозависимости в работе всех социальных институтов, призванных обеспечивать досуг подростков. Важно направлять их на дела общественно значимые, поскольку богатство творческих сил индивида зависит от всестороннего и полного проявления этих сил в жизни общества. Это процесс ограниченного превращения человека в общественное существо, в активную и творческую личность, живущую полной жизнью в согласии с самим собой и обществом.

Принцип преемственности – предполагает культурное взаимодействие и взаимовлияние поколений. Необходимо активизировать деятельность родителей, всех взрослых на передачу подросткам социального знания и опыта на проведение разумного досуга. Принцип означает поддержание норм и традиций при перемещении подростков из одной возрастной общности в другую, из одного социально-воспитательного учреждения в другое.

Принцип занимательности – заключается в создании непринужденного эмоционального общения посредством выстраивания всего досуга на основе игры и театрализации. Досуг должен быть красочно оформлен и дополнен самой разнообразной атрибутикой. Все это превращает досуг в праздник.

Досуг имеет множество функций.  Все они очень важны для успешной социализации и для личностного роста подростков. Основной функцией досуга является воспитание здоровой личности, способной сосуществовать с обществом, быть конкурентоспособной, мобильной, компетентной в своем ремесле, каким бы оно не было. Досуг основывается на многих принципах, осуществление которых помогает развивать личность всесторонне, что способствует процессу социализации.

Грамотно организованная досуговая деятельность имеет ряд особенностей, ценных для гармонического развития личности. Во-первых, это смена деятельности и одновременно смена ролевого статуса. Во-вторых, деятельность в сфере досуга – это деятельность по интересу, по свободному желанию. В-третьих, это вид свободной деятельности, в котором формируются навыки социальной активности, самоорганизации и самоуправления. И, главное, досуговая деятельность коллективная, социализированная в значительной мере, ставя поведение личности в сфере досуга под социальный контроль, оказывается фактором управления поведением личности в процессе социализации[10, с. 7,8].

Отсюда следует, что существует несколько типов досугового общения подростков.

2.2. Типы досугового общения подростков.

Каждый из нас живет среди людей. В любой ситуации, мы, независимо от нашего желания, общаемся с людьми. Человеческое общение напоминает своеобразную пирамиду, состоящую из четырех граней: мы обмениваемся информацией, взаимодействуем с другими людьми, познаем их и, вместе с этим, переживаем собственное состояние, возникающее в результате общения. Для социализации общение играет одну из важных ролей - это реализация коммуникативно-информационной функции, приводящей человека во взаимоотношения с другими людьми, группами людей, системой, насыщающей человека информацией с целью формирования его образа жизни[14, с. 10].

Так как мы рассматриваем досуговую сферу, то тип досугового общения определяет сам процесс взаимодействия подростков. Можно выделить следующие типы досугового общения.

Позитивист

Подростки этого типа способны творчески подходить к поставленной задаче, взваливая основной груз на себя. Они прислушиваются к мнению родителей, педагогов и сверстников, изо всех сил пытаясь реализовать полезные советы. Их отличает настойчивость в достижении цели, способность правильно оценивать собственные результаты и результаты своих товарищей. Подростки - позитивисты обладают необходимыми трудовыми навыками, способны планировать свою работу и согласовывать ее с работой группы. Своеобразная избирательная интуиция позволяет им сразу чувствовать, как к ним относятся окружающие, безошибочно, при первом контакте определяя, кто к ним расположен, а кто безразличен. Ответное отношение, прямолинейное, возникает незамедлительно, без попыток его утаить. Самооценка отличается адекватностью и умением правильно подметить черты своего характера. Для них важен результат - признание со стороны. Они стремятся приобрести вес в той общности, в которой прибывают на досуге, занять лидерские позиции. Этот тип подростков отличается повышенным чувством ответственности за себя, успехи в игре и тому подобное, которое со временем перерастает в чувство ответственности за других. Иногда уверенность подростка в себе переходит в страх не оправдать надежд, возложенных на него им самим, друзьями, педагогами, родными. В этих случаях возможно проявление нервных срывов.

Способный

Тип подростков, отличающихся универсальным свойством проявлять способность ко всему и вся. Они проявляют успехи в учебе, хорошие дети и друзья, достигают больших успехов в художественной, технической и спортивной деятельности. Такой тип подростков отличают глубокие чувства, искренняя привязанность к тем, от кого исходит любовь, забота и внимание. Привязанность сохраняется, несмотря на легкость и частоту мимолетных ссор. Утраты переносятся тяжело и переживаются долго. Маломотивированные смены настроения могут создать впечатления поверхностности и легкомыслия, на самом деле это преданные друзья. Они очень чутки к знакам внимания, благодарности, похвалам и поощрениям. Способны активизировать и воодушевлять на реализацию творческой идеи большую группу подростков, но их инициативу перехватывает активный позитивист. Формирование такого типа происходит при активной поддержке родителей, их регулярном общении.

Меланхоличный тип (домосед)

Тип характеризуется вялостью. Общество раздражает, компании избегает, приключения и риск для не привлекательны. Подростки этого типа тяжело переживают мелкие неприятности и неудачи, болезненно реагируют на замечания и укоры сверстников и взрослых. Они предпочитают дружить с теми, кто способен удовлетворить их потребность в сопереживании. Тяга к группированию со сверстниками зависит от настроения. Никогда не претендует на роль лидера,  довольствуясь теневым положением.

Невротичный тип

У подростков этого типа часто бывает хорошее, излишне приподнятое настроение, которое нередко омрачается вспышками раздражения и гнева. Им присущи тревожность, социальная беспомощность, негативизм. Подростки нетерпимы к проигрышу, вторым ролям, раздражаются, когда долго остаются в тени. Они в постоянном стремлении к самостоятельности и независимости, плохо переносят строгую дисциплину и строго регламентированный режим. Отсутствие навыков самоанализа и теплого дружеского общения, склонность к конфликтам порождают чувство одиночества.

Неустойчивый тип

Лживые, дерзкие, недисциплинированные подростки с низкой требовательностью к себе и неспособностью к адекватной самооценке. Они отличаются эгоистической направленностью, не ориентированы на социальные нормы. В общении с друзьями маловнимательны к их запросам, интересам, в группе - конфликтны. Положительные качества трансформируются в отрицательные. Главная их черта – крайняя изменчивость в настроении, которое меняется слишком часто и чрезмерно круто от ничтожных и даже незаметных для окружающих поводов. Подростки часто инициируют асоциальное поведение сверстников, при этом сами готовы совершить подлость, правонарушение, активно противодействуют воспитательному воздействию на них. Для них характерна нестабильность, резкая перемена привычных взаимоотношений с окружающими, конфликтность в сфере досугового общения.

Информация о работе Досуг и социализация подростков