Домашняя контрольная работа по «Педагогика»

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 19:10, контрольная работа

Описание работы

Умственное воспитание (умственное развитие+сенсорное воспитание).
Условия обогащения личного опыта для ребёнка (предметная среда).
Компоненты процесса обучения.
Учебная деятельность и её особенности.
Модели и типы обучения.
Обучение вне занятий (индивидуальная форма).
Взаимодействие дошкольных учереждений и семьи по умственному воспитанию (теория+практика+пример).

Работа содержит 1 файл

педагогика последняя.doc

— 87.00 Кб (Скачать)

4. Играете ли  вы  совместно  с детьми?

5.   Обращаются ли  дети  к  вам  за  советом  по поводу  игры?

6. Какие  методы  и  приемы  вы  используете  при организации  игровой деятельности? 

    Вот  здесь самое время    сказать  о  месте педагога  в  предметно-развивающей  среде.  Он  -  автор, он  - компонент. Автор  потому, что, зная особенности  развития  каждого ребенка, творит, проектирует  и  создает  среду;  компонент, потому  что, определяя  свое место  в ней  относительно каждого  ребенка.  

Вот  сильный  ребенок   в интеллектуальном развитии  -  он  не  нуждается  в  разъяснении  задач, действий, результатов  деятельности, ему надо  создать  среду  самостоятельного  поиска  ответа  на данный вопрос. Этому ребенку  достаточно  только  подсказать, предложить  среду  деятельности, подсказки, и он  сам  решит  эту задачу. А  вот  ребенок,  которому  нужна  частичная  поддержка, и, наконец, тот, кто нуждается  в помощи, в разных видах ее преподнесения:  объяснения, совместное  выполнение  действия, показ, рассказ, постоянное  напоминание  и т. д. Все  эти  виды  использования  среды  и  самого педагога, как  ее    компонента ориентируют всех  обозначенных детей  на  успех, на радость достижения, а  значит  и на  продвижение  вперед.  Поскольку  именно успех – радость достижения  создают   уверенность   в  своих  силах,  заставляют  многократно  возвращаться  к  достигнутому, т. е. совершенствоваться, именно  они  я  являются фактором  развития  личности ребенка.   

     Необходимо, чтобы  организация  предметно-развивающей  среды  в различных  возрастных группах  детского  сада учитывала, и особенности поэтапного развития игровой  деятельности  детей  и  одновременно    представляла  бы    максимальную  возможность   развертывания  событийной  стороны    игры, учитывала возрастной объем знаний, впечатлений, содержание   переживаний  детей. (предложить определить  соответствие   развивающей  среды  возрастным  особенностям детей)

    Гр. Раннего  возраста  -   предметная деятельность + условия  сенсорного развития

    Младшая  группа     -   рубеж перехода от предметной  деятельности  к игровой    (творческая игра)

    Средняя  группа    -  переход  от  творческой  игры, к игре, заставляющей  ребенка  самого  искать  комбинации  игровой  ситуации, правил  и  действий.

    Старшая  группа  -  период  пика  развития   творческой  сюжетно-ролевой  игры. 

  Т. о.   предметно-игровая   среда в ДОУ  должна   отвечать  определенным  требованиям, и  это,  прежде  всего свобода  достижения  ребенком  темы, сюжета игры.  В каждом возрасте   ребенку  нужны    различные по  своей тематике и  назначению игрушки:   сюжетные, технические, игрушки-орудия  труда, игрушки-забавы, театрализованные, музыкальные, спортивные. 

  По мнению психологов,  обогащение  предметно-развивающей среды, т. е.  такой обстановки, в которой  бы  ребенок  активнее  и быстрее  познавал  окружающий  мир  во всем  его  взаимодействии  просто   необходимо. И  пространство  должно быть оборудовано  с учетом  его  психофизических  особенностей  и  возможностей. И  я  как  психолог  хотела бы   предложить  вам   несколько  рекомендаций  по  обогащению  предметно - развивающей  среды  в  группах. 

  Роль  развивающей среды  многообразна  и  функциональна. И  высоко  оценивая   роль игры, А. С. Макаренко  писал:  «Игра  имеет  важное  значение, какое  у  взрослого  имеет  деятельность, работа, служба. Каков  ребенок  в  игре, таков  во  многом  он  будет  в  работе, когда  вырастет». И  наша  с  вами  задача  так  организовать   предметно-развивающую  среду, чтобы,  играя, ребенок  обучался  всему  тому, что  умеют  взрослые. 

   3.Современная дидактика определяет обучение как двусторонний процесс – взаимодействия педагога (обучающего) и учеников (учащихся), направленный на освоение последними знаний, навыков и умений, формирование у них умственных сил и способностей, воспитание мировоззрения, нравственных черт личности.

   Центральным, основным компонентом обучения является учение – учебная деятельность. Для учения характерны все основные компоненты, составляющие любую деятельность:

– цель или конкретная задача;

– мотивы;

– планирование;

– процесс осуществления познаний с помощью личных действий и операций;

– результат.

    Обучение в детском саду – составной частью педагогического процесса, направленного на всестороннее развитие и воспитание ребенка—дошкольника. Он, как и в школе, представляет собой целенаправленный и организованный процесс формирования знаний, навыков и умений, воспитания отношений, навыков и привычек поведения, построенный на основе принципов дидактики, имеющий четкую программу, протекающий в специально созданных условиях, с использованием специальных методов и приемов.

   Дошкольное обучение играет ведущую роль при переходе ребенка в среднее звено обучения. Целенаправленный характер обучения, его программность положительно влияют на формирование произвольности психических процессов (несомненно, относительной): памяти, внимания, восприятия. В процессе дошкольного обучения дети овладевают важнейшими компонентами учебной деятельности: умением принимать учебную задачу, планировать свою деятельность.

    4. Из различных взаимоотношений ребёнка со взрослыми может быть уже на этой ступени выделена и сформирована деятельность, которую мы назовём учением или учебной деятельностью. Характерным для этой деятельности является усвоение ребёнком знаний и умений.

     Учебная деятельность - первый вид учения, прямо и непосредственно направленный на овладение знаниями и умениями. Учебная деятельность не вытекает непосредственно из разнообразных детских игр и не является игрой, а формируется под непосредственным педагогическим воздействием.

     Практика показывает, что детей в дошкольном возрасте необходимо обучать для того, чтобы они могли овладеть сведениями и навыками, важными для их правильного развития на данной ступени и подготовиться к школе.

    Обучение - представляет собой специально организованную взаимосвязанную деятельность тех, кто обучает (преподавание), и тех, кого обучают (учение). Помимо этих двух компонентов процесса обучения есть третий - научение.

    Научение - это тот результат процесса обучения, который выражается в позитивных изменениях в развитие ребёнка.

    Учебная деятельность требует особой психологической установки ребёнка. Больше, чем все другие виды деятельности, она основана на развитие у ребёнка дошкольного возраста познавательного отношения к действительности.

     Говоря об обучении как особом средстве влияние на детей, мы связываем результаты его воспитательного влияния не только с определёнными знаниями и умениями, которые могут приобрести дети, но и с усвоением способа их приобретения; не только с тем, что у ребёнка при этом лучше будет развито внимание, восприятие, память, но и с тем, что все эти отдельные психические качества дадут более обобщенное выражение определённого типа деятельности (учебной).

В процессе обучения совместная деятельность обучающего и обучаемых осуществляется в определённом порядке и установленном режиме, другими словами, облечена в конкретную форму. Исторически сложились 3 формы организации обучения: индивидуальная, групповая, (с подгруппой), фронтальная (со всей группой).

Каждая  из форм отличается своей спецификой, которая выражается в дидактической цели, в степени самостоятельности детей, в соотношении коллективной и индивидуальной работы, в особенностях педагогического руководства.

       Индивидуальная форма организации обучения заключает в себе много положительных факторов. Педагог имеет возможность определять задачу, содержание, методы и средства обучения соответственно уровню развития ребёнка, с учётом темпа усвоения им материала, особенностей психических процессов т. п.

    С каждым ребёнком в группе педагог периодически проводит индивидуальное занятие контрольно - диагностического характера, чтобы выявить уровень его облученности, во время определить проблемы в усвоении знаний и умений. Это необходимо для корректировки дальнейшего обучения детей.

      Групповые формы обучения предполагает, что занятия проводятся с подгруппой не более 6 человек. Основанием для комплектования могут быть личные симпатии, общность их интересов, но ни в коем случае не совпадение в уровнях развития. В каждой подгруппе должны быть дети с разными уровнями развития, тогда «сильные» станут «маячками» для тех, кого часто относят к отстающим. Обеспечить такое взаимодействие детей в учебном процессе - основная функция групповой формы обучения.

    Фронтальные занятия также необходимы в условиях современного дошкольного учреждения. Их содержание может быть деятельностью художественного характера. На этих занятиях важен эффект «эмоционального воздействиями сопереживания», что приводит к повышению умственной активности, побуждает ребёнка к самовыражению.

    Обучение детей не ограничивается занятиями. Более того значительной частью знаний и умений ребёнок овладевает без специального обучения, в повседневном общении со взрослыми, сверстниками, в ходе игр, наблюдений. Поэтому задача педагога - помочь ребёнку приобрести полноценные знания вне занятий. 

    В современной жизни особую актуальность приобретает проблема осознания ответственности взрослых перед детьми. Обучение рассматривается как целостна форма педагогической деятельности, включающая систему взаимосвязанных задач, содержания, форм его организации, а также предполагаемых результатов, а форма его организации определяет устойчивость процесса обучения, ведущая роль в котором принадлежит взрослому. Гармония внутреннего и внешнего мира возможна в условиях единства мира взрослых и детей, общности их бытия. Основная задача педагога заключается в создании условий, обеспечивающих вхождение детей в новый для них мир взрослых и сверстников. Ему необходимо ориентироваться на тот внутренний мир ребёнка, который у него уже сложился. И только на основе этого опыта возможна гармонизация, а значит их нормальное развитие. Следует помнить, что существует не только культура взрослых, но и культура детей. Только изучая и понимая её, можно обеспечить детям нормальную жизнь и развитие.

Значение  особенностей учебной  деятельности дошкольника, основ теории обучения, принципов, методов  и форм организации процесса обучения, поможет педагогу так строить свою работу, чтобы она стимулировала развитие каждого ребёнка в соответствии не только с возрастными, но и индивидуальными возможностями. 
 

  1. Стиль взаимодействия педагога и детей может быть различным: авторитарным, демократическим, либеральным.

1. Авторитарный- учебно-дисцепленировання  модель.

2. Демократический-  взаимодействия педагога  и детей складывается личностно-ориетированная моделью.

3. Либеральный- когда  педагог становится  на ровень вместе с детьми. 

Типы  обучения:

1. Прямое обучение. Предполагает, что  воспитатель определяет  дидактическую задачу, ставит её перед детьми, ставя образец и способы выполнения задания. Для этого педагог должен направлять детей для нужного результата.

2. Проблемное обучение. Заключается в том, что детям не сообщают готовые знания, не предлагают способы деятельности. Дети сами должны вовлечены в мыслительный процесс, и направленны на решение проблемы.

3. Опосредованное обучение. Педагог изучает  уровень обученности,  воспитанности детей,  знает их интересы, наблюдает. Цель этого типа обучения поставить ребёнка как обучающего

других  детей. 

                                                                                                                                                                       6. Индивидуальный подход не есть разовое мероприятие. Он должен пронизывать всю

систему воздействия на ребенка, и именно потому это общий принцип воспитания.

     Вместе с тем в разных сферах воспитания и обучения этот подход проявляется в

разной мере.

    Индивидуальный подход нацелен в первую очередь на укрепление положительных

качеств и устранения недостатков. При умении и своевременном вмешательстве

можно избежать нежелательного, мучительного процесса перевоспитания.

    Индивидуальный подход требует от педагога большого терпения, умения

разобраться в сложных проявлениях поведения. Проблеме воспитания навыков организованного, произвольного

Информация о работе Домашняя контрольная работа по «Педагогика»