Домашняя контрольная работа по «Педагогика»

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 19:10, контрольная работа

Описание работы

Умственное воспитание (умственное развитие+сенсорное воспитание).
Условия обогащения личного опыта для ребёнка (предметная среда).
Компоненты процесса обучения.
Учебная деятельность и её особенности.
Модели и типы обучения.
Обучение вне занятий (индивидуальная форма).
Взаимодействие дошкольных учереждений и семьи по умственному воспитанию (теория+практика+пример).

Работа содержит 1 файл

педагогика последняя.doc

— 87.00 Кб (Скачать)

1. Умственное воспитание - планомерное целенаправленное воздействие взрослых на умственное развитие детей с целью сообщения знаний, необходимых для разностороннего развития, для адаптации к окружающей жизни, формирование на этой основе познавательных процессов, умение применять усвоение знания в деятельности.

   Умственное воспитание и умственное развитие находятся в тесном взаимодействии. Умственное воспитание во многом определяет умственное развитие, способствует ему. Однако это происходит лишь в том случае, если учитываются закономерности и возможности умственного развития детей первых лет жизни.

    В дошкольные годы наблюдаются более высокие темпы умственного развития, чем в последующие возрастные периоды. Особо следует обратить внимание на умственное развитие детей раннего возраста. Современные исследования установили, что обычно до 2 лет дети живут столь насыщенно, что наблюдается очень большой объем познавательной деятельности. Мозг ребенка развивается удивительно быстро: к 3 годам он уже достигает 80 % веса мозга взрослого человека. Как свидетельствуют данные физиологии, большинство современных детей раннего возраста страдает не от избытка информации, а от ее недостатка.

    Не следует допускать и другой крайности, когда путем усиленного воспитания и обучения малыша перегружают чрезмерными по содержания и объему знаниями, пытаясь развить у него какие-либо высокие способности. При интенсивной тренировке ребенок может усвоить знания, достигнуть результатов, но это будет стоить физических и нервно-психических затрат. Отсюда вытекает правило, следовать которому обязательно: не перегружать, не переутомлять мозг ребенка!

    Дефекты, допущенные в умственном развитии ребенка на протяжении дошкольного детства, трудно устранить в более старшем возрасте. Они оказывают отрицательное влияние на все последующее развитие. Например, в семье, в дошкольном учреждении не уделяют внимания играм ребенка со строительным материалом, с конструкторами. Из-за этого у него не развивается пространственное воображение, что может создать трудности при изучении геометрии, овладении черчением в школе.

    Основная особенность умственного развития ребенка дошкольного возраста - преобладание образных форм познания: восприятия, образного мышления, воображения. Для их возникновения и формирования дошкольный возраст обладает особыми возможностями.

    Для развития нравственного облика ребенка важны представления о моральных нормах, правилах поведения, о конкретных проявлениях нравственных качеств. Например, дети 3-4 лет говорят о любом ребенке, с которым играли, не ссорились: «Это мой друг». Кто такой друг? Что значит значить дружить? Представления о дружбе, друге, которые ребенок усваивает, направляют его поведение, наполняя его новым содержанием, служат для оценки поступков друга и самооценки.

    С раннего возрастом ребенок приобретает знания об уходе за своим телом, которые становятся основой охраны здоровья, формирования культурно-гигиенических привычек, усвоения правильных движений.

    Умственное воспитание, имея своей целью воздействие на ум ребенка, благотворно сказывается на становлении его нравственного облика, эстетическом развитии, приобретение привычки к здоровому образу жизни.

                                              Задачи умственного воспитания.

    Основной функция умственного воспитания детей первых лет жизни - формирование познавательной деятельности, т. е. такой деятельности, в ходе которой ребенок учится познавать окружающий мир.

    Познавательная деятельность осуществляется в формах восприятия и мышления. При помощи восприятия ребенок познает внешние свойства предметов в их совокупности. Благодаря мышлению ребенок постигает внутренние, скрытые свойства, между предметами и явлениями. Между восприятием и мышлением существует тесная связь. Восприятие формируется в первые месяцы жизни ребенка, а начало развития мышления относится к возрасту около 2 лет.

    Для полноценного умственного развития ребенка первых лет жизни необходимо заботиться о развитии его восприятия и мышления. В связи с этим важнейшими задачами умственного воспитания детей дошкольного возраста являются:

- сенсорное воспитание

- развитие мыслительной  деятельности

- становление речи

    Умственное развитие - это совокупность качественных и количественных изменений, происходящих в мысленных процессах в связи с возрастом и под влиянием среды, а также специально организованных воспитательных и обучающих воздействий и собственного опыта ребенка. На умственном развитии ребенка сказываются и биологические факторы: строение мозга, состояние анализаторов, изменения нервной деятельности, формирование условных связей, наследственный фонд задатков.

    По данным ученых (генетиков, психологов), предпосылки умственных способностей заложены в природе ребенка на 50-60 % (в зарубежной научной литературе указывается более высокий уровень - до 80%). Причем подчеркивается, что умственные способности ребенка от рождения носят преимущественно творческий характер, но не у всех получается должное развить. Оказывается, что от воспитания зависит, будут ли вообще развиваться умственные способности малыша, а тем более, - какое направление они получат. Представьте, что ребенку посчастливилось, и природа наградила его задатками различения цветов. На основе этих задатков может развиться способность к живописи, к художественному труду: он будет сам создавать произведения (рисунки, композиции из разных материалов), проявляя острую наблюдательность, собственное видение мира, анализировать, оценивать произведения искусства, наслаждаться творчеством и т. д. условия жизни, воспитания, отношение родителей, педагогов к самому ребенку и к его деятельности - вот факторы, от которых зависит, насколько реализуются задатки, которыми его отметила природа.

    Об умственном развитии ребенка судят по объему и содержанию знаний, по уровню сформированности познавательных процессов (ощущение, восприятие, память, мышление, воображение, внимание), по способности к самостоятельному творческому познанию. С раннего возраста у ребенка начинает формироваться совокупность индивидуальных способностей к накоплению знаний, совершенствованию мыслительных операций, другими словами развивается его ум. В дошкольном возрасте в большей или меньшей степени проявляются такие свойства ума, как быстрота, широта, критичность, гибкость мыслительных процессов, глубина, креативность, самостоятельность.

    Таким образом, умственное развитие детей дошкольного возраста зависит от комплекса социальных и биологических факторов, среди которых направляющую, обогащающую, систематизирующую роль выполняет умственное воспитание и обучение.

   Сенсорное воспитание - целенаправленные педагогические воздействия, обеспечивающие формирование чувственного познания и совершенствование ощущений и восприятия.

    Для развития восприятия ребенок должен овладеть общественным сенсорным опытом, который включает в себя наиболее рациональные способы обследования предметов, сенсорные эталоны.

    Сенсорные эталоны - это обобщенные сенсорные знания, сенсорный опыт, накопленный человечеством за всю историю своего развития.

    В первые годы жизни у детей формируются предпосылки сенсорных эталонов. Со второй половины первого года до начала третьего года формируются так называемые сенсомоторные предэталоны. В дошкольном возрасте ребенок пользуется так называемыми предметными эталонами. Между тем исследования показали, что в старшем дошкольном возрасте дети могут соотносить качества предметов с освоенными общепринятыми эталонами: солнце как шар.

    Содержание сенсорного воспитания включает широкий объем признаков и свойств предметов, которые ребенок должен постичь на протяжении дошкольного детства. В отечественной системе сенсорного воспитания традиционное содержание расширено и дополнено за счет включения ориентировки во времени, развития речевого и музыкального слуха. Ориентирование во времени предполагает, что ребенок усваивает представления о частях суток, днях недели, месяцах, годе, о текучести времени.

    Речевой (фонематический) слух - это способность воспринимать звуки речи, дифференцировать и обобщать их в словах как смыслоразличительные единицы. Уровень развития фонематического слуха проявляется при обучении ребенка грамоте.

    Музыкальный слух - это умение различать звуки по высоте, тембру, ритмическому рисунку, мелодии.

    Методика сенсорного воспитания предусматривает обучение детей обследованию предметов, формирование представлений о сенсорных эталонах. Один и тот же предмет обследуется по-разному в зависимости от целей обследования и самих обследуемых качеств. Например, перед рисованием зайца дети обследуют игрушку. Внимание ребенка обращают на контур, основные части (голова, глаза, туловище, лапы, хвост, усы), их форму и цвет.

    Для обогащение сенсорного опыта детей используют дидактические игры. Многие из них связаны с обследованием предмета, с различением признаков, требуют словесного обозначения этих предметов. 

    2. Одним    из  важнейших  вопросов  педагогики  в настоящее  время  является  вопрос  о  формировании  личности.  Психологические  и  педагогические  исследования    доказывают, что  развитие  творческих  способностей  детей берет  свое  начало  в дошкольном  возрасте, когда  изменяется  характер деятельности  ребенка.  Как  же  сформировать личность  для  дальнейшей  успешной  жизнедеятельности?  Одно  из решений данной  проблемы  -  это  организация  в  ДОУ  предметно-развивающей среды. 

   Что же относится   к пониманию  «предметно-развивающая среда?»  Концепция  дошкольного  воспитания   дает  четкий  ответ: под  предметно- развивающей  средой  следует  понимать такое предметное  наполнение, организация  которого  влияет на   развитие   ребенка наиболее эффективно.   Иными словами,  непременное условие    ее  построения -  опора  на    личностно-ориентированную модель  взаимодействия   между  детьми. Отсюда можно  сделать  вывод:   предметно-пространственная  среда должна    выполнять, по  крайней  мере,   две  важнейшие  функции. 

   Одна  из  функций  носит   информативный  характер, другая – развивающий. Ведь  предметно-развивающая среда  включает  в себя  разнообразие  предметов  и объектов социальной действительности, где каждый    предмет  и каждый  объект, в свою очередь, несут  определенные знания  об окружающем   мире,  становится  средством  передачи  социального  опыта.   

    Предметно-развивающая среда  должна  носить  обогащающий характер  и иметь для  занятий   наглядный материал, игровые  атрибуты, дидактические  пособия,  настольные  игры. 

  Необходимо, чтобы  организация  предметно-развивающей  среды  в различных  возрастных группах  детского  сада учитывала, и особенности поэтапного развития игровой  деятельности  детей  и  одновременно    представляла  бы    максимальную  возможность   развертывания  событийной  стороны    игры, учитывала возрастной объем знаний, впечатлений, содержание   переживаний  детей. (предложить определить  соответствие   развивающей  среды  возрастным  особенностям детей)

Гр. Раннего  возраста  -   предметная деятельность + условия  сенсорного развития.

    Младшая  группа     -   рубеж перехода от предметной  деятельности  к игровой (творческая игра).

   Средняя  группа    -  переход  от  творческой  игры, к игре, заставляющей  ребенка  самого  искать  комбинации  игровой  ситуации, правил  и  действий.

   Старшая  группа  -  период  пика  развития   творческой  сюжетно-ролевой  игры. 

    Предметно-игровая   среда в ДОУ  должна   отвечать  определенным  требованиям, это,  прежде  всего свобода  достижения  ребенком  темы, сюжета игры.  В каждом возрасте   ребенку  нужны    различные по  своей тематике и  назначению игрушки:   сюжетные, технические, игрушки-орудия  труда, игрушки-забавы, театрализованные, музыкальные, спортивные. 

   Современные требования  к  созданию    полноценной  предметно-развивающей  среды  отвечают реальности:   в групповой  комнате нужно создавать обстановку  для  проведения  различных игр,   предусмотреть  ее  тематический  и сюжетный  поворот,  найти для  каждой  игры  только  ей    присущий стиль  интерьера  и оборудования, что конечно же не всегда  возможно.  Т. о.  создание    предметно игровой  среды  требует  специальной заботы воспитателя. Главный педагогический    принцип  тут заключается  в непременной  связи знаний, полученных детьми,  с  содержанием  игровой   среды.

На  основе вышесказанного можно предположить, что  организация  предметно-развивающей  среды  может рассматриваться   как  условие развития  игры детей  дошкольного  возраста, если педагог:

- организует предметную  среду  для развития    игровых   замыслов детей;

- создает  эмоционально-благоприятную  атмосферу;

- обеспечивает   руководство сюжетно-ролевой    игрой  в целях развития  творчества.

(выступления  воспитателей)  

  С целью  определения  воспитания  в предметно-развивающей   среде,  творческого  фона  в  игровой  деятельности, я  бы  хотела  предложить  вам ответить на  вопросы мини-анкеты:

1. Считаете  ли вы  важным  организацию  предметной  среды  в группе  д/с?

2. Необходимо  ли игрушки  и предметы  обстановки  предлагать  для  свободного  пользования  во время  самостоятельной  игры?  Почему?

3. Какие  предметы  вы считаете  обязательными  для  организации  предметно-развивающей  среды?

Информация о работе Домашняя контрольная работа по «Педагогика»