Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 19:10, контрольная работа
Умственное воспитание (умственное развитие+сенсорное воспитание).
Условия обогащения личного опыта для ребёнка (предметная среда).
Компоненты процесса обучения.
Учебная деятельность и её особенности.
Модели и типы обучения.
Обучение вне занятий (индивидуальная форма).
Взаимодействие дошкольных учереждений и семьи по умственному воспитанию (теория+практика+пример).
1. Умственное воспитание - планомерное целенаправленное воздействие взрослых на умственное развитие детей с целью сообщения знаний, необходимых для разностороннего развития, для адаптации к окружающей жизни, формирование на этой основе познавательных процессов, умение применять усвоение знания в деятельности.
Умственное воспитание и умственное развитие находятся в тесном взаимодействии. Умственное воспитание во многом определяет умственное развитие, способствует ему. Однако это происходит лишь в том случае, если учитываются закономерности и возможности умственного развития детей первых лет жизни.
В дошкольные годы наблюдаются более высокие темпы умственного развития, чем в последующие возрастные периоды. Особо следует обратить внимание на умственное развитие детей раннего возраста. Современные исследования установили, что обычно до 2 лет дети живут столь насыщенно, что наблюдается очень большой объем познавательной деятельности. Мозг ребенка развивается удивительно быстро: к 3 годам он уже достигает 80 % веса мозга взрослого человека. Как свидетельствуют данные физиологии, большинство современных детей раннего возраста страдает не от избытка информации, а от ее недостатка.
Не следует допускать и другой крайности, когда путем усиленного воспитания и обучения малыша перегружают чрезмерными по содержания и объему знаниями, пытаясь развить у него какие-либо высокие способности. При интенсивной тренировке ребенок может усвоить знания, достигнуть результатов, но это будет стоить физических и нервно-психических затрат. Отсюда вытекает правило, следовать которому обязательно: не перегружать, не переутомлять мозг ребенка!
Дефекты, допущенные в умственном развитии ребенка на протяжении дошкольного детства, трудно устранить в более старшем возрасте. Они оказывают отрицательное влияние на все последующее развитие. Например, в семье, в дошкольном учреждении не уделяют внимания играм ребенка со строительным материалом, с конструкторами. Из-за этого у него не развивается пространственное воображение, что может создать трудности при изучении геометрии, овладении черчением в школе.
Основная особенность умственного развития ребенка дошкольного возраста - преобладание образных форм познания: восприятия, образного мышления, воображения. Для их возникновения и формирования дошкольный возраст обладает особыми возможностями.
Для развития нравственного облика ребенка важны представления о моральных нормах, правилах поведения, о конкретных проявлениях нравственных качеств. Например, дети 3-4 лет говорят о любом ребенке, с которым играли, не ссорились: «Это мой друг». Кто такой друг? Что значит значить дружить? Представления о дружбе, друге, которые ребенок усваивает, направляют его поведение, наполняя его новым содержанием, служат для оценки поступков друга и самооценки.
С раннего возрастом ребенок приобретает знания об уходе за своим телом, которые становятся основой охраны здоровья, формирования культурно-гигиенических привычек, усвоения правильных движений.
Умственное воспитание, имея своей целью воздействие на ум ребенка, благотворно сказывается на становлении его нравственного облика, эстетическом развитии, приобретение привычки к здоровому образу жизни.
Основной функция умственного воспитания детей первых лет жизни - формирование познавательной деятельности, т. е. такой деятельности, в ходе которой ребенок учится познавать окружающий мир.
Познавательная деятельность осуществляется в формах восприятия и мышления. При помощи восприятия ребенок познает внешние свойства предметов в их совокупности. Благодаря мышлению ребенок постигает внутренние, скрытые свойства, между предметами и явлениями. Между восприятием и мышлением существует тесная связь. Восприятие формируется в первые месяцы жизни ребенка, а начало развития мышления относится к возрасту около 2 лет.
Для полноценного умственного развития ребенка первых лет жизни необходимо заботиться о развитии его восприятия и мышления. В связи с этим важнейшими задачами умственного воспитания детей дошкольного возраста являются:
- сенсорное воспитание
- развитие мыслительной деятельности
- становление речи
Умственное развитие - это совокупность качественных и количественных изменений, происходящих в мысленных процессах в связи с возрастом и под влиянием среды, а также специально организованных воспитательных и обучающих воздействий и собственного опыта ребенка. На умственном развитии ребенка сказываются и биологические факторы: строение мозга, состояние анализаторов, изменения нервной деятельности, формирование условных связей, наследственный фонд задатков.
По данным ученых (генетиков, психологов), предпосылки умственных способностей заложены в природе ребенка на 50-60 % (в зарубежной научной литературе указывается более высокий уровень - до 80%). Причем подчеркивается, что умственные способности ребенка от рождения носят преимущественно творческий характер, но не у всех получается должное развить. Оказывается, что от воспитания зависит, будут ли вообще развиваться умственные способности малыша, а тем более, - какое направление они получат. Представьте, что ребенку посчастливилось, и природа наградила его задатками различения цветов. На основе этих задатков может развиться способность к живописи, к художественному труду: он будет сам создавать произведения (рисунки, композиции из разных материалов), проявляя острую наблюдательность, собственное видение мира, анализировать, оценивать произведения искусства, наслаждаться творчеством и т. д. условия жизни, воспитания, отношение родителей, педагогов к самому ребенку и к его деятельности - вот факторы, от которых зависит, насколько реализуются задатки, которыми его отметила природа.
Об умственном развитии ребенка судят по объему и содержанию знаний, по уровню сформированности познавательных процессов (ощущение, восприятие, память, мышление, воображение, внимание), по способности к самостоятельному творческому познанию. С раннего возраста у ребенка начинает формироваться совокупность индивидуальных способностей к накоплению знаний, совершенствованию мыслительных операций, другими словами развивается его ум. В дошкольном возрасте в большей или меньшей степени проявляются такие свойства ума, как быстрота, широта, критичность, гибкость мыслительных процессов, глубина, креативность, самостоятельность.
Таким образом, умственное развитие детей дошкольного возраста зависит от комплекса социальных и биологических факторов, среди которых направляющую, обогащающую, систематизирующую роль выполняет умственное воспитание и обучение.
Сенсорное воспитание - целенаправленные педагогические воздействия, обеспечивающие формирование чувственного познания и совершенствование ощущений и восприятия.
Для развития восприятия ребенок должен овладеть общественным сенсорным опытом, который включает в себя наиболее рациональные способы обследования предметов, сенсорные эталоны.
Сенсорные эталоны - это обобщенные сенсорные знания, сенсорный опыт, накопленный человечеством за всю историю своего развития.
В первые годы жизни у детей формируются предпосылки сенсорных эталонов. Со второй половины первого года до начала третьего года формируются так называемые сенсомоторные предэталоны. В дошкольном возрасте ребенок пользуется так называемыми предметными эталонами. Между тем исследования показали, что в старшем дошкольном возрасте дети могут соотносить качества предметов с освоенными общепринятыми эталонами: солнце как шар.
Содержание сенсорного воспитания включает широкий объем признаков и свойств предметов, которые ребенок должен постичь на протяжении дошкольного детства. В отечественной системе сенсорного воспитания традиционное содержание расширено и дополнено за счет включения ориентировки во времени, развития речевого и музыкального слуха. Ориентирование во времени предполагает, что ребенок усваивает представления о частях суток, днях недели, месяцах, годе, о текучести времени.
Речевой (фонематический) слух - это способность воспринимать звуки речи, дифференцировать и обобщать их в словах как смыслоразличительные единицы. Уровень развития фонематического слуха проявляется при обучении ребенка грамоте.
Музыкальный слух - это умение различать звуки по высоте, тембру, ритмическому рисунку, мелодии.
Методика сенсорного воспитания предусматривает обучение детей обследованию предметов, формирование представлений о сенсорных эталонах. Один и тот же предмет обследуется по-разному в зависимости от целей обследования и самих обследуемых качеств. Например, перед рисованием зайца дети обследуют игрушку. Внимание ребенка обращают на контур, основные части (голова, глаза, туловище, лапы, хвост, усы), их форму и цвет.
Для обогащение сенсорного
опыта детей используют
дидактические игры.
Многие из них связаны
с обследованием предмета,
с различением признаков,
требуют словесного
обозначения этих предметов.
2. Одним из важнейших вопросов педагогики в настоящее время является вопрос о формировании личности. Психологические и педагогические исследования доказывают, что развитие творческих способностей детей берет свое начало в дошкольном возрасте, когда изменяется характер деятельности ребенка. Как же сформировать личность для дальнейшей успешной жизнедеятельности? Одно из решений данной проблемы - это организация в ДОУ предметно-развивающей среды.
Что же относится к пониманию «предметно-развивающая среда?» Концепция дошкольного воспитания дает четкий ответ: под предметно- развивающей средой следует понимать такое предметное наполнение, организация которого влияет на развитие ребенка наиболее эффективно. Иными словами, непременное условие ее построения - опора на личностно-ориентированную модель взаимодействия между детьми. Отсюда можно сделать вывод: предметно-пространственная среда должна выполнять, по крайней мере, две важнейшие функции.
Одна из функций носит информативный характер, другая – развивающий. Ведь предметно-развивающая среда включает в себя разнообразие предметов и объектов социальной действительности, где каждый предмет и каждый объект, в свою очередь, несут определенные знания об окружающем мире, становится средством передачи социального опыта.
Предметно-развивающая среда должна носить обогащающий характер и иметь для занятий наглядный материал, игровые атрибуты, дидактические пособия, настольные игры.
Необходимо, чтобы организация предметно-развивающей среды в различных возрастных группах детского сада учитывала, и особенности поэтапного развития игровой деятельности детей и одновременно представляла бы максимальную возможность развертывания событийной стороны игры, учитывала возрастной объем знаний, впечатлений, содержание переживаний детей. (предложить определить соответствие развивающей среды возрастным особенностям детей)
Гр. Раннего возраста - предметная деятельность + условия сенсорного развития.
Младшая группа - рубеж перехода от предметной деятельности к игровой (творческая игра).
Средняя группа - переход от творческой игры, к игре, заставляющей ребенка самого искать комбинации игровой ситуации, правил и действий.
Старшая группа - период пика развития творческой сюжетно-ролевой игры.
Предметно-игровая среда в ДОУ должна отвечать определенным требованиям, это, прежде всего свобода достижения ребенком темы, сюжета игры. В каждом возрасте ребенку нужны различные по своей тематике и назначению игрушки: сюжетные, технические, игрушки-орудия труда, игрушки-забавы, театрализованные, музыкальные, спортивные.
Современные требования к созданию полноценной предметно-развивающей среды отвечают реальности: в групповой комнате нужно создавать обстановку для проведения различных игр, предусмотреть ее тематический и сюжетный поворот, найти для каждой игры только ей присущий стиль интерьера и оборудования, что конечно же не всегда возможно. Т. о. создание предметно игровой среды требует специальной заботы воспитателя. Главный педагогический принцип тут заключается в непременной связи знаний, полученных детьми, с содержанием игровой среды.
На основе вышесказанного можно предположить, что организация предметно-развивающей среды может рассматриваться как условие развития игры детей дошкольного возраста, если педагог:
- организует предметную среду для развития игровых замыслов детей;
-
создает эмоционально-
- обеспечивает руководство сюжетно-ролевой игрой в целях развития творчества.
(выступления воспитателей)
С целью определения воспитания в предметно-развивающей среде, творческого фона в игровой деятельности, я бы хотела предложить вам ответить на вопросы мини-анкеты:
1. Считаете ли вы важным организацию предметной среды в группе д/с?
2. Необходимо ли игрушки и предметы обстановки предлагать для свободного пользования во время самостоятельной игры? Почему?
3. Какие предметы вы считаете обязательными для организации предметно-развивающей среды?
Информация о работе Домашняя контрольная работа по «Педагогика»