Докажите, что направленность личности педагога является системообразующей характеристикой

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2012 в 10:25, контрольная работа

Описание работы

Одним из основных профессионально значимых качеств личности педагога является его «направленность».

Данное понятие рассматривается в работах отечественных (Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова, Я.Л. Коломинский, Г.А. Томилова, А.И. Щербаков, А.А. Леонтьев, Л.М. Митиной и др.) и зарубежных (А. Маслоу, Д.Дьюи, К.Роджерс) исследователей.

Согласно Н.В. Кузьминой, личностная направленность является одним из важнейших субъективных факторов достижения вершины профессионально-педагогической деятельности.

Можно выделить три направления, определяющих сущность направленности:

1. Эмоционально-ценностное отношение к профессии учителя, склонность заниматься видами деятельности, воплощающими специфику данной профессии (Маркова А.К., Зимичева С.А.);

2. Профессионально-значимое качество личности учителя или компонент педагогических способностей (Щербаков А.И., Леонтьев А.А.);

3. Рефлексивное управление развитием учащихся (А.Б. Орлов).

Содержание

1. Докажите, что направленность личности педагога является системообразующей характеристикой
2. Как Вы представляете себе возможность сочетать свободу развития личности школьника с коллективным характером воспитания и обучения и едиными требованиями обучения
3. Конспект научно-педагогической работы
И.Т. Посошкова «Завещание отеческое»

Работа содержит 1 файл

Педагогика.doc

— 70.00 Кб (Скачать)


1. Докажите, что направленность личности педагога является системообразующей характеристикой

 

              Одним из основных профессионально значимых качеств личности педагога является его «направленность».

              Данное понятие рассматривается в работах отечественных (Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова, Я.Л. Коломинский, Г.А. Томилова, А.И. Щербаков, А.А. Леонтьев, Л.М. Митиной и др.) и зарубежных (А. Маслоу, Д.Дьюи, К.Роджерс) исследователей.

              Согласно Н.В. Кузьминой, личностная направленность является одним из важнейших субъективных факторов достижения вершины профессионально-педагогической деятельности.

Можно выделить три направления, определяющих сущность направленности:

1.      Эмоционально-ценностное отношение к профессии учителя, склонность заниматься видами деятельности, воплощающими специфику данной профессии (Маркова А.К., Зимичева С.А.);

2.      Профессионально-значимое качество личности учителя или компонент педагогических способностей (Щербаков А.И., Леонтьев А.А.);

3.      Рефлексивное управление развитием учащихся (А.Б. Орлов).

А.К. Маркова считает, что анализ личности учителя следует начинать с изучения направленности, то есть того, на что устремлен учитель в своем труде, тогда как способности в целом являются более компенсируемой чертой личности, их можно сформировать, если у человека есть устойчивое желание быть учителем. Педагогическая направленность – это мотивация к профессии учителя, действенная ориентация на развитие личности ученика. Устойчивая педагогическая направленность – это стремление стать, быть и оставаться учителем, помогающее преодолевать препятствия и трудности в своей работе.

              Н.В. Кузьмина под сущностью педагогической направленности понимает интерес и любовь к педагогической профессии, осознание трудностей в учительской работе, потребность в педагогической деятельности, стремление овладеть основами педагогического мастерства.

              Ряд авторов определение сущности педагогической направленности связывают с ведущим мотивом, доминирующим интересом ( С.А. Зимичева, Е.М. Никиреев).

              Наиболее полно направленность рассмотрена в работах Л.М. Митиной, выделявшей педагогическую направленность в качестве одной из интегрирующих характеристик педагогического труда учителя, наряду с педагогической компетентностью и эмоциональной гибкостью. По мнению Л.М. Митиной, стремление учителя к самоактуализации в сфере педагогической деятельности действительно является показателем педагогической направленности. Направленность – интегрирующая характеристика труда учителя, в ней выражается стремление педагога к реализации, росту и развитию в профессиональной сфере. Такая направленность включает в себя самоактуализацию учеников, а не только «самосозидание» своего «феноменального мира».

              Направленность личности педагога рассматривается в узком и широком смыслах. В более узком смысле педагогическая направленность – это профессионально-значимое качество, которое занимает центральное место в структуре личности учителя и обуславливает его индивидуальное и типической своеобразие. В более широком смысле – это система эмоционально-ценностных отношений, задающая иерархическую структуру доминирующих мотивов личности учителя, побуждающих его к ее утверждению в педагогической деятельности и общении.

              Иерархическая структура педагогической направленности учителя включает в себя следующие компоненты:

1.      Направленность на ребенка, связанная с развитием его личности и индивидуальности;

2.      Направленность на себя, связанная с самосовершенствованием;

3.      Направленность на предметную сторону профессии (содержание учебного предмета).

Динамика направленности личности педагога определяется перестройкой мотивационной структуры личности учителя с предметной направленности на гуманистическую, в центре которой находится личность человека и ее развитие.

Педагогическая направленность имеет свою структуру (Л.М. Ахмедзянова):

- неосознанное влечение к педагогической деятельности;

- осознание объекта и содержания деятельности;

- склонность к педагогической деятельности.

Н.В. Кузьмина выделяет три типа направленности личности педагога:

      Истинно педагогическая;

      Формально педагогическая;

      Ложно педагогическая.

Только первый тип направленности способствует достижению высоких результатов в педагогической деятельности.

              Основным мотивом истинно педагогической направленности является интерес к деятельности.

              На основании вышеизложенного, можно сделать вывод  о том, что направленность личности педагога является  ее системообразующей характеристикой, в которой выражается стремление педагога к самореализации, росту и развитию в сфере профессиональной деятельности. Направленность личности педагога – это свойство личности, которое занимает важное место в структуре характера и выступает проявлением  индивидуальности и типического своеобразия личности.  На основании это педагог выстраивает  деятельность учащихся, в процессе и в результате которой происходит развитие их нравственных убеждений, системы знаний и познавательных способностей, а также практических умений и навыков. Направленность личности проявляется во всей профессиональной деятельности и в отдельных педагогических ситуациях, определяет его восприятие и логику поведения, весь облик человека в целом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Как Вы представляете себе возможность сочетать свободу развития личности школьника с коллективным характером воспитания и обучения и едиными требованиями обучения

 

              В своей деятельности педагог должен уметь сочетать свободу развития личности каждого школьника с тем, что процессы воспитания и обучения носят коллективный характер и подчиняются единым требованиям. Ребенок должен подчиняться установленным требованиям, но в то же время перед педагогом стоит задача сохранить своеобразие и уникальность формирующейся личности. Как это сделать, ведь учитель, работая с обучающимися над освоением материала, всегда ориентирует его результат на всех детей одновременно?             

              На мой взгляд, важное место в процессе воспитания и обучения занимает индивидуальный подход к ребенку, умение выявит его склонности и интересы, постараться, чтобы его цели и устремления соответствовали единым требованиям воспитательного процесса. Обучая ребенка в коллективе, используя одни и те же методы и приемы при освоение материала, постараться найти именно те моменты, которые будут интересны отдельной личности. Тема индивидуального подхода рассмотрена  в работах таких ученых, как Митина Л.М, Дубровина И.В., Выготский Л.С., Кащенко В.П. и других ученых.

              Ребенок приходит в школу, уже имея многие личностные качества, но развитие процесс длительный, протекающий в течение всей жизни человека. Педагогу важно уметь грамотно и целенаправленно работать над формированием детской личности.

              Чтобы обеспечить каждому ребенку полноценное личностное развитие, например Л.В. Занков считал, что в процессе обучения и воспитания необходимо применять следующие актуальные принципы воспитательного процесса:

      Личностный подход: личность ребенка – высшая ценность. Ребенка надо принимать таким, какой он есть, не стараясь его переделать. Важно уважение личности каждого ребенка, его индивидуальность, бережное отношение к его чувствам, мыслям, ожиданиям.

      Принцип целостности: необходимость охватить как урочную, так и внеурочную деятельность ребенка, с целью достижения необходимого педагогу результата.

      Деятельностный подход: ребенку нужна интересная, отвечающая его потребностям и особенностям деятельность – игровая, познавательная, трудовая, творческая, досуговая. Только деятельность способствует укреплению отношений между воспитанниками.

      Средовой подход: школа не может оградить детей от негативного влияния социальной среды, но в состоянии включить в деятельность детей заботы и проблемы ближнего окружения.

      Комплексный подход: воспитание и развитие актуальных качеств личности ребенка происходить параллельно, а не изолированно друг от друга. Нужно организовать деятельность учащихся таким образом, чтобы ребенок раскрылся с разных сторон и развивал свои личностный качества.

Опираясь на вышеперечисленные принципы, можно сделать вывод, что воспитательная и образовательная деятельность призвана обеспечить условия для личностного роста детей. Так как эта деятельность коллективная, можно прийти к выводу, что  развитие ребенка идет от общего к частному, то есть при условии выдвижения единых воспитательных и образовательных требования, но при использовании выявления склонностей, присущих каждому ребенка в отдельности, можно развивать его как личность уникальную, не похожую на другие. Целью образовательного процесса, следовательно, становится развитие личности, создание условий для самореализации и самовыражения. И даже не смотря на то, что обучение носит коллективный характер и выдвигает единые требования ко всем детям, индивидуальный подход дает возможность для свободного развития каждого  ребенка.

             

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

             

 

 

 

 

 

 

3. Конспект научно-педагогической работы

И.Т. Посошкова «Завещание отеческое»

 

Иван Тимофеевич Посошков (1652 – 1726) – мыслитель-самоучка, не получивший систематического образования. Видный экономист и публицист. Родился в семье ремесленника-ювелира из подмосковного села Покровское, занимался различными ремеслами, затем стал купцом, предпринимателем, владел землей.

И.Т. Посошков постоянно занимался самообразованием. Его произведения «Письмо о денежном деле», «О ратном поведении», «Зерцало очевидное», «Завещание Отеческое», «Книга о скудности и богатстве» проникнуты чувством глубокого патриотизма, желанием сделать Россию сильной, промышленно развитой.

Сочинение И.Т. Посошкова «Завещание отеческое» представляет собой философско-богословский трактат, затрагивающий нравоучительные, политико-правовые и мировоззренческие вопросы. Изложены прогрессивные идеи о необходимости обучать народ грамоте, создавать школы, печатать книги на русском языке, упростить церковнославянский алфавит.

Рассмотрим  ряд идей И.Т. Посошкова в нашем конспекте.

1.      Особое внимание уделяется «книжному учению»: «…в начале паче всех наук прилежи книжному научению, не токмо славянскому одному, но и греческому, или латинскому, или хотя польскому, а аще латинскому поучитися… обаче не все их книги приемли: кои обрящеиши на разврат благочестивой нашей веры или каковому греху приводящие, ты весьма от себя отрывай».

2.      Далее высказана идея о том, что от зла и греха следует держаться подальше, жить так, чтобы никого не оскорблять: « так жить навыкай, еже бы тебе никого, старого или малого, или богатого или убогого, ничем же бы оскорбите…»

3.      Затем И.Т. Посошков дает наставление сыну своему быть внимательным, аккуратным и уважительным по отношению ко всем окружающим, будь то человек или животное: «Поедеши на коне, блюдись того, дыбы ты какого человека, богатого или убогого, конем своим не потесни… И не токмо человека люби, но и скот милуй… Тебе от того трудности великой не будет…»

4.      Также И.Т. Посошков призывает сына своего уважать и ценить труд людей других: «Такожде и по пашне насеянной на коне отнюдь не езди…; насеявшему ниву великую обиду учениши: егда конь на кое место ступит, то не токмо колос повредит, но из корени изторгнет»

5.      Иван Тимофеевич особое внимание уделяет нравственным вопросам: «начнет в тебе возжигатися пламень похотения блудного, то ты немедленно оженись законным браком, дабы тебе в беззаконие не впасти и чистоты бы своей телесной осквернением блуда не погубити…».

6.      При выборе невесты дает совет сыну своему руководствоваться не внешней красотой, а внутренней, духовной: «егда невесту будеши себе избирати, то и красоты преизлишней не ищи…А еще же искать будеши красоты духовной, а не телесной, то есть смирения и страха божия, и по той духовной красоте аще получиши и телесную красоту…».

7.      Важным в учении И.Т. Посошкова был пункт, касающийся воспитания детей будущих, телесные наказания допускались и даже считались необходимым элементом процесса воспитания. По мнению мыслителя детям маленьким потакать нельзя, чтобы потом от их избалованности не пострадать же самим: « со младенчества детей своих научите себя бранить и бить…Всякое бо зло и безумство родится от родительской потачки…».

8.      Строгость и контроль со стороны родителей должны присутствовать и в подростковом возрасте. Чтобы ничто не мешало ребенку овладевать науками: «Егда же коего сына отдатите во училище, книжного ради научения, то и тогда ни малой воли ему не давай, но в великой грозе держи его…».

9.      Особое внимание, по мнению И.Т. Посошкова, нужно уделять разностороннему развитию ребенка. Чем больше ребенок постигает, тем меньше свободного времени у него остается для поступков безнравственных: « Егда же книжного учения славенского крепко навыкнут, и грамматику славенскую изучить кой, такоже и писать доброе научится, и, выкладке цифровой научив до деления, поучи его и латинской грамоте и языку, или греческому, или хотя польской грамоте и языку, а потом поучи его и художеству…дабы никогда празднен не был и дней бы своих  не терял даром…».

Информация о работе Докажите, что направленность личности педагога является системообразующей характеристикой