Дидактические основы логопедических занятий с заикающимися детьми

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 18:55, контрольная работа

Описание работы

Дидактические основы детской логопедии. Система коррекционного воспитания и обучения детей с нарушенной речевой деятельностью строится на основе общей теории обучения (дидактики), объектом изучения которой являются закономерности и принципы, методы, организационные формы и средства.
В современной педагогике принято выделять следующие основные дидактические принципы: индивидуализации и коллективности, систематичности и последовательности, сознательной активности, наглядности, прочности и др. Совокупность этих принципов и своеобразие их реализации в отношении к заикающимся детям определяют все стороны коррекционного обучения — содержание, методы и организационные формы.

Работа содержит 1 файл

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ С ЗАИКАЮЩИМИСЯ ДЕТЬМИ.docx

— 34.08 Кб (Скачать)

На этапе сопряженно-отраженной речи используются разные тексты:

заученные наизусть известные сказки, вопросы и ответы,

незнакомые сказки, рассказы.

Речевые занятия  проводятся в кабинете или дома с  логопедом или с родителями. Условия  усложняются, если на занятия приглашаются посторонние люди, сверстники, которые  могут присутствовать молча или принимать участие в занятиях.

Следующий шаг в  логопедической работе с ребенком —  этап вопросо-ответной речи. В этот период ребенок постепенно освобождается от дублирования фраз по образцам и делает первые успехи в самостоятельном речевом общении. Целесообразно начинать с отраженных ответов, когда взрослый задает вопрос, сам на него отвечает, а ребенок повторяет ответ. Постепенно от коротких ответов на вопросы он переходит к более сложным. Ребенок, пользуясь ранее полученными образцами, учится самостоятельно строить сложные предложения. Чтобы предупредить искусственность речевых упражнений, их следует проводить на самом разнообразном материале, связанном с повседневной жизнью ребенка и с программным материалом: вопросы по ходу игры и др. Полезно сопровождать вопросами различные виды деятельности, организуемые на общеобразовательных занятиях: наблюдение за окружающим, труд, лепка, рисование, конструирование, игры с игрушками и пр.

Ответы ребенка  вначале отражают его простые  действия, несложные наблюдения, производимые в настоящее время (Я рисую дом. На столе стоит ваза с яблоками.). Затем — в прошедшем времени, о завершенном действии или сделанном наблюдении (Я ходил вчера с папой в зоопарк. Мы видели там носорога.). Наконец — в будущем времени, о предлагаемом действии (Мы пойдем сейчас в детский парк. Там меня ждут Таня и Вова. Мы будем играть в прятки.). В этом случае от конкретного осмысливания и передачи своих непосредственных наблюдений и действий ребенок переходит к обобщающим выводам, описанию предполагаемых ситуаций и действий.

Разнообразные занятия  помогают детям переносить навыки правильной речи в свою повседневную жизнь.

Если ребенок  запнулся, следует попросить его  снова повторить фразу, мотивируя  тем, что ответ был недостаточно громко произнесен (или слишком быстро, или невыразительно). Ребенок повторит фразу свободно. Если же речевой  спазм был сильный и ребенок  не смог преодолеть его, целесообразно  задать наводящий конкретный вопрос, который позволит ему изменить или  упорядочить конструкцию фразы.

При выборе речевых  упражнений необходимо знать, в каких  случаях (трудные звуки, начало фразы, обстановка) у ребенка могут проявляться  речевые судороги, чтобы уметь  их предупредить или вовремя прийти на помощь. Показателем хорошо подготовленного  и проведенного занятия с ребенком служит полное отсутствие у него речевых  судорог.

После того как ребенок  научится свободно отвечать на несложные  вопросы, на занятиях используются пересказ и рассказ. Соблюдая последовательность перехода от ответов на вопросы к  пересказам и рассказам, логопед  вначале предлагает ребенку самому составлять и произносить простые  самостоятельные фразы по картинкам, затем задавать вопросы по новой  картинке и отвечать на них.

От простых фраз можно перейти к более сложным, связанным по смыслу, а затем к  пересказу хорошо знакомого текста (сказки, рассказа), малознакомого (недавно  или только что услышанного), к  описанию фактов из окружающей жизни, к рассказам о своей прогулке, экскурсии, занятиях и пр.

Соответственно  усложнению форм речи усложняется и  обстановка занятий. Занятия проводятся не только в кабинете или дома, но и вне их. В кабинете ведется подготовка к выходу на улицу, в общественные места, репетируется предстоящая экскурсия, логопед задает вопросы о воображаемых или окружающих предметах или явлениях. Например: «Ты видишь перед собой дом. Сколько у него этажей, какого цвета крыша? Какой цветок растет на клумбе? Кто сидит на скамейке? Кто играет в мяч? Кто сидит на ветке? Какая сегодня погода?» В дальнейшем эти вопросы усложняются, ребенок рассказывает об увиденном, услышанном или сделанном и, наконец, участвует в беседах.

После усвоения речевого материала совершается экскурсия, на которой ребенку задаются те же самые вопросы.

В процессе занятий  вне кабинета ребенок учится спокойно реагировать на окружающую обстановку и людей, не стесняться и правильно  отвечать на вопросы логопеда, сверстников  и сам задавать вопросы. Занятия  вне кабинета имеют большое значение для формирования правильной речи у  заикающихся детей. Недооценка этих занятий обычно приводит к тому, что ребенок в кабинете, т. е. в  привычных для него условиях, может  говорить совершенно свободно, а вне  кабинета в его речи продолжают сохраняться  судороги.

 

9 вопрос

В задачи закрепительного периода входит автоматизация приобретенных ребенком правильных навыков речи и поведения в разнообразных ситуациях и видах речевой деятельности. Названные задачи наиболее активно реализуются на материале спонтанной речи, возникающей у ребенка под влиянием внутренних побуждений (обращение к окружающим с вопросами, просьбами, обмен впечатлениями).

Постепенно меняется степень участия логопеда в речевых  занятиях с заикающимся ребенком. На первых этапах больше говорит руководитель, на последних — роль логопеда сводится в основном к тому, чтобы правильно выбрать тему речевого занятия, направить ход его и контролировать самостоятельную речевую деятельность ребенка. Занятия постепенно приобретают характер бесед о проведенном дне, прослушанной сказке, увиденной телепередаче и пр.

Используются творческие игры на темы из повседневной жизни: «Гости и хозяйка», «За столом», «На приеме у врача», «Магазин», «Мама и дочка» и др., игры-драматизации на сюжеты известных  сказок.

В закрепительный период основное внимание логопеда и родителей  направлено на то, как ребенок говорит  вне занятий. Поэтому не следует  упускать возможности поправить  его, когда это нужно, в разговоре  на прогулке, дома при подготовке к  обеду, во время утреннего туалета  и т. д.

 

10 вопрос

Структурные части  отдельного занятия. Принцип последовательности в каждом занятии выражается в  соотнесении его структурных  частей: подготовительной, основной и  заключительной.

Подготовительная  часть занятия включает организацию  детского коллектива, беседы психологического характера, речевые зарядки, повторение и закрепление пройденного на предыдущем занятии речевого материала, подготовку ребенка к предстоящей  работе.

Основная часть  занятия содержит новый вид речевых  упражнений или новые условия, в  которых они проводятся.

В заключительной части  занятия логопед закрепляет новый  материал, подводит итоги работы детей, обращает внимание на их успехи, дает советы и задания для тренировки речи вне логопедических занятий.

Такое построение отдельного логопедического  занятия позволяет увидеть его  в ряду других, составляющих в целом  единую последовательную цепь направленного  и систематического коррекционно-педагогического  воздействия на заикающегося ребенка.

11 вопрос

СОЗНАТЕЛЬНОСТЬ И АКТИВНОСТЬ ДЕТЕЙ  НА ЗАНЯТИЯХ

Принцип сознательности и активности в педагогике рассматривается  не только в плане познавательной деятельности, но и в плане эмоционально-волевой, т. е. чувственно-практической, деятельности. Обучение предполагает сознательное многократное выполнение сходных действий на различном  материале и в разных условиях.

В логопедической работе с заикающимися реализация дидактического принципа сознательности и активности занимает одно и ведущих мест.

Понимание заикающимися цели логопедических занятий — одно из необходимых условий коррекции  заикания в случаях, когда заикающиеся  осознают свой недостаток, стесняются его, переживают, по-разному маскируют  или пытаются преодолеть, чувствуют  свою неполноценность, ущемленность.

Цель логопедических занятий логопед должен видеть не только в преодолении самого речевого дефекта, его проявлений, но и связанных  с ним особенностей поведения  и личности самого заикающегося; в  необходимости перестройки его  отношения к себе, к дефекту, к  оценке окружающих.

Владение  логопедическими приемами преодоления  проявлений заикания, особенностей своего поведения и речи позволяет заикающемуся активнее и успешнее включаться в процесс преодоления дефекта речи и связанных с ним недостатков. Заикающийся, своей активностью добившийся избавления от заикания, как считал Г. Д. Неткачев, будет всегда помнить, что его правильная речь есть его собственное приобретение — плод труда и энергии и уже никогда не отнимется от него. В работе с заикающимися логопед опирается также на специфические средства обучения.

13 вопрос

НАГЛЯДНОСТЬ И ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ

На логопедических занятиях с заикающимися используются соответственно их возрасту общепринятые в учебном процессе пособия и  технические средства обучения и  специфические, направленные непосредственно  на коррекцию неправильной речи.

К первым относятся: учебные наглядные пособия, учебники, литература, произведения искусства, настольные игры, маски, кукольный и пальчиковый  театр, диафильмы, радио- и телепередачи, магнитофонные записи, пластинки  и пр.

К специфическим  техническим средствам относятся: корректофон Деражне, аппарат «Эхо» (АИР), аппарат звукоусиления, магнитофон.

Аппарат Деражне (как  и трещотка Барани) построен на эффекте звукозаглушения. Разной силы шум (в корректофоне он регулируется с помощью специального винта) подается через резиновые трубочки, оканчивающиеся оливами, прямо в слуховой проход, заглушая собственную речь. Для заикающихся, у которых имеется фиксированность на дефекте, отключение слухового контроля облегчает проведение речевых упражнений. Уменьшая силу заглушения, заикающиеся успешно учатся говорить и без корректофона.

Но далеко не во всех случаях метод звукозаглушения может быть применим. Некоторые заикающиеся плохо переносят шум, который вызывает у них головные боли, раздражительность. Постоянный шум может мешать выполнению сложных речевых упражнений. Отсутствие слухового контроля снижает возможность активного речевого общения заикающегося с окружающими.

Аппарат «Эхо», сконструированный  Б. Адамчиком, состоит из двух магнитофонов с приставкой. Записанный звук воспроизводится через долю секунды, что создает эффект эха. Отечественными конструкторами создан портативный аппарат «Эхо» (АИР) для индивидуального пользования.

Своеобразный аппарат  для работы с заикающимися был предложен В. А. Раздольским. Принцип его работы построен на звукоусилении речи заикающихся через громкоговорители или воздушные телефоны к слуховому аппарату «Кристалл». Воспринимая свою речь звукоусиленной, заикающиеся меньше напрягают речевую мускулатуру, чаще начинают пользоваться мягкой атакой звуков, что благотворно отражается на их речи. Положительным является и тот факт, что при использовании звукоусиления заикающиеся с первых же занятий слышат свою правильную речь, а это ускоряет выработку положительных рефлексов и свободной, ненапряженной речи. Ряд исследователей используют в практике различные варианты отставленной речи («белого шума», звукозаглушения и др.).

В процессе логопедических занятий с заикающимися в психотерапевтических целях можно использовать звукозаписывающую аппаратуру. При магнитофонном занятии с последующей беседой логопеда у заикающегося повышается настроение, появляется желание добиваться успехов в речевых занятиях, вырабатывается уверенность в положительном исходе занятий, растет доверие к логопеду. На первых магнитофонных занятиях материал для выступления заикающегося отбирается и тщательно репетируется.

Выработке навыков  правильной речи способствуют обучающие  магнитофонные занятия. Цель этих занятий  заключается в том, чтобы обратить внимание заикающегося на темп и плавность  его речи, звучность, выразительность, грамматическую правильность фразы. После  предварительных бесед о качествах  правильной речи, прослушивания соответствующих  образцов речи, после неоднократных  репетиций заикающийся выступает перед микрофоном со своим текстом в зависимости от этапа занятий. Задача — следить и управлять своим поведением, темпом, плавностью, звучностью речи, не допускать грамматических неправильностей в ней. Руководитель фиксирует в своей тетради состояние речи и поведение заикающегося в момент выступления перед микрофоном. Закончив выступление, заикающийся сам оценивает свою речь (говорил тихо-громко, быстро-медленно, выразительно-монотонно и т. д.). Затем, прослушав речь, записанную на магнитофонной пленке, заикающийся вновь оценивает ее. После этого логопед анализирует речь заикающегося, его умение дать правильную оценку своей речи, выделяет положительное в его выступлении, в поведении на занятии и подводит общий итог. Вариантом обучающих магнитофонных занятий является подражание выступлениям артистов, мастеров художественного слова. В этом случае прослушивается художественное выступление, выучивается текст, отрабатывается воспроизведение, записывается на магнитофонную пленку, а затем сравнивается с оригиналом, констатируются сходства и различия. Полезны сравнительные магнитофонные занятия, на которых заикающемуся предоставляется возможность сопоставить свою настоящую речь с той, что была у него раньше. В начале курса речевых занятий при включенном микрофоне ему задаются вопросы на бытовые темы, предлагаются сюжетные картинки для описания их содержания и составления рассказа и пр. Магнитофонная пленка фиксирует случаи судорог в речи: их место во фразе, частоту, длительность. В последующем эта первая запись речи заикающегося служит мерилом успешности проводимых речевых занятий: с нею сравнивается состояние речи в последующем.

По окончании  логопедического курса логопед  строит заключительную беседу на материале  последнего сравнительного магнитофонного занятия. Используя его логопед  советует заикающимся систематически наблюдать за своей речью, ежедневно закреплять приобретенные на занятиях умения и навыки.

Информация о работе Дидактические основы логопедических занятий с заикающимися детьми