Дидактические основы логопедических занятий с заикающимися детьми

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 18:55, контрольная работа

Описание работы

Дидактические основы детской логопедии. Система коррекционного воспитания и обучения детей с нарушенной речевой деятельностью строится на основе общей теории обучения (дидактики), объектом изучения которой являются закономерности и принципы, методы, организационные формы и средства.
В современной педагогике принято выделять следующие основные дидактические принципы: индивидуализации и коллективности, систематичности и последовательности, сознательной активности, наглядности, прочности и др. Совокупность этих принципов и своеобразие их реализации в отношении к заикающимся детям определяют все стороны коррекционного обучения — содержание, методы и организационные формы.

Работа содержит 1 файл

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ С ЗАИКАЮЩИМИСЯ ДЕТЬМИ.docx

— 34.08 Кб (Скачать)

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ С  ЗАИКАЮЩИМИСЯ ДЕТЬМИ

1 вопрос

Дидактические основы детской логопедии. Система коррекционного воспитания и обучения детей с нарушенной речевой деятельностью строится на основе общей теории обучения (дидактики), объектом изучения которой являются закономерности и принципы, методы, организационные формы и средства.

В современной педагогике принято выделять следующие основные дидактические принципы: индивидуализации и коллективности, систематичности и последовательности, сознательной активности, наглядности, прочности и др. Совокупность этих принципов и своеобразие их реализации в отношении к заикающимся детям определяют все стороны коррекционного обучения — содержание, методы и организационные формы.

Многообразие существующих в настоящее время методик  логопедической работы в зависимости  от формы речевого нарушения, от разного  возраста детей, от условий логопедической работы подчеркивает необходимость  разработки основополагающей теории их коррекционного обучения. Взаимообогащающая связь общей теории обучения и частных логопедических методик безусловна. Они строятся с использованием общих положений дидактики, а общая теория обучения использует результаты частных методик как материал для обобщения.

Таким образом, основные дидактические закономерности и принципы, преломленные по отношению  к детям с нарушенной речевой  деятельностью, являются основополагающими. Знание этих основ предопределяет успешность (и в целом и в частностях) коррекционно-педагогической работы с  заикающимися детьми.

2 вопрос

Индивидуальный  подход к заикающимся детям. Групповые, коллективные логопедические занятия с заикающимися оправдали себя многолетней практикой.

Занятия с коллективом  создают условия для активной работы всех детей. Требование индивидуального  подхода не означает противопоставления личности коллективу. Лишь хорошо зная возможности каждого ребенка, можно  организовать коллективную работу.

Индивидуальный  подход в логопедической работе выражается прежде всего в тщательном изучении каждого заикающегося перед началом и в процессе логопедической работы, в выборе средств коррекционно-педагогической работы, в зависимости от его психологических особенностей и речевых возможностей. Возраст заикающихся определяет подбор дидактического материала и форм работы. Психофизические особенности дошкольников, школьников, подростков и взрослых требуют от логопеда в одном случае ориентации на «Программу воспитания и обучения в детском саду» и игровую деятельность; в другом — на школьную программу и учебную деятельность, в третьем — на разные виды трудовой деятельности.

Комплектование  логопедических групп проводится с  учетом возраста заикающихся. Разный возраст  вызывает необходимость использования  своеобразных методик логопедической работы, изменения интенсивности  отдельных компонентов лечебно-педагогического  подхода к преодолению заикания в целом.

У дошкольников, например, основное место занимают речевые  занятия в игровой форме, воспитательные мероприятия, меньше — медицинские. У подростков и взрослых — наоборот, основное значение придается медицинским  средствам, психотерапии (в том числе  и ее суггестивным методам), меньше — педагогическим.

В реализации принципа индивидуального подхода  в логопедической работе с заикающимися имеет большое значение первичное и динамическое (в процессе занятий) изучение ребенка. Для логопеда важны лингвистические, психологические и педагогические наблюдения. Они позволяют выбрать необходимые формы коррекционного воздействия на заикающегося, прогнозировать эффективность логопедической работы с ним.

3 вопрос

СИСТЕМАТИЧНОСТЬ И ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

Дидактический принцип  систематичности и последовательности в логопедических занятиях с заикающимися отражается прежде всего в логическом расположении содержания этих занятий, когда сообщение определенных знаний и воспитание навыков правильной речи у них происходит в строго систематическом и последовательном порядке, с учетом их речевых возможностей, когда весь процесс обучения идет от простого к сложному, от известного к неизвестному, от легкого к трудному.

На речь заикающегося оказывает влияние разная степень ее самостоятельности. Это значит, что частота и сила речевых судорог зависит от того, говорит ли он сам (задает вопросы, самопроизвольно выражает свои мысли, желания) или делает это с чьей-либо пользой. Помощь выражается в подсказке образца фразы, в совместном ее проговаривании.

В зависимости от степени самостоятельной речи в  ней можно выделить несколько  постепенно усложняющихся этапов:

Сопряженная речь: заикающийся вслед за логопедом и вместе с ним произносит фразы. Даже в случае очень тяжелой степени заикания человек сопряженно говорит свободно, поскольку фактически копируется чужая фраза (ее конструкция, манера произнесения). Степень самостоятельности минимальная.

Отраженная речь: заикающийся повторяет фразы вслед за логопедом. Здесь он также использует чужую конструкцию фразы, ее темп, интонацию, манеру произнесения. Это тоже обычно доступная для всех заикающихся форма речи.

Следующая, более  сложная форма речи для заикающегося — ответы на вопросы, сначала простые, затем развернутые. В отличие от отраженной речи здесь появляются элементы самостоятельной речи. Ответ на вопрос позволяет заикающимся использовать определенную конструкцию предложения и почти все слова вопроса, добавив лишь 1—2 слова. Сложнее заикающемуся давать развернутые ответы на вопросы.

Пересказ еще  более усложняет речь, так как  надо произнести не 1—2 фразы, а значительно  больше. В пересказе есть некоторые  моменты, облегчающие речь: пересказ сказки, рассказа, увиденного диафильма  взрослым.

Рассказ представляет самостоятельное изложение материала  по теме, по картинке, по впечатлениям от экскурсии, прогулки и пр.

И наконец, спонтанная речь (самопроизвольная, самостоятельная) — самая сложная для заикающихся. Она предполагает естественное и активное речевое общение с окружающими: вопросы, просьбы, обращения, сообщения, обмен мыслями, выражение желаний и пр.

Таким образом, свободная  самостоятельная речь у заикающихся может воспитываться на речевых занятиях в такой последовательности:

1) сопряженно-отраженная  речь; 2) ответно-вопросная форма  речи; 3) пересказ, рассказ; 4) спонтанная  речь.

Другим фактором, оказывающим влияние на состояние  речи заикающихся, является разная степень ее подготовленности.Заикающемуся легче говорить тогда, когда текст выучен наизусть или необходимый материал заранее отрепетирован, вслух или предварительно мысленно продумано то, что он хочет сказать и в какой последовательности. Проявления заикания усиливаются, когда текст незнакомый и говорить нужно экспромтом.

Речевые упражнения строятся в следующей последовательности:

1) заученный текст; 2) отрепетированный вслух; 3) мысленно  продуманный; 4) незнакомый текст,  экспромт.

Следующим фактором, влияющим на проявление или исчезновение речевых судорог у заикающегося, является разная сложность речевой структуры.

Обычно заикающиеся  легко произносят отдельные звуки, особенно гласные, реже — слоги, еще  реже — слова. Трудности у них, как правило, возникают в начале изложения (трудно начать говорить), в  начале смыслового отрезка развернутой  фразы (после дыхательной или  смысловой паузы) или в начале простой фразы. Нередко остановки, спотыкания появляются на некоторых  определенных («трудных») звуках.

Свободная и громкая речь у заикающихся достигается путем последовательных речевых упражнений, произносимых ими сначала беззвучно, потом шепотом, тихо, громко, обычным голосом.

 

6 вопрос

На речь заикающихся благотворно действуют плавность и ритмичность речи. При пении, ритмичной стихотворной речи, разговоре нараспев речевые судороги или вовсе отсутствуют, или значительно уменьшаются.

Определенное облегчение испытывают заикающиеся, когда сопровождают речь ритмичными движениями. Затем навыки свободного общения с ритмизованной речи переводятся на разнометричную, т. е. обычную речь.

Таким образом, плавность и ритмичность речи у заикающихся может воспитываться в такой последовательности:

1) пение; 2) пение  с движениями; 3) ритмизованная речь (стихи, затем проза) в сопровождении  движений; 4) ритмизованная речь (стихи,  проза) без движений; 5) опора на  гласные звуки; 6) разнометричная речь.

Задача воспитания правильной речи у заикающегося заключается  и в тренировке правильной речи в  разных эмоциональных состояниях.Логопед учит заикающегося владеть собой, своей речью независимо от настроения, от эмоционального возбуждения или подавленности. На эмоциональное состояние и речь человека влияют окружающая обстановка,

характер его  деятельности и люди. Поэтому на занятиях важно предусматривать  постепенное усложнение не только речевых  упражнений, но и различных ситуаций, в которых они проводятся.

 

5 вопрос

В зависимости от обстановки последовательность речевых  упражнений может быть следующей: тренировка правильной речи в знакомой, привычной  обстановке; в малознакомой; в незнакомой, чужой.

С учетом общественного  окружения — в одиночестве; с  близкими и друзьями; с воспитателями; с малознакомыми людьми; с незнакомыми, хотя здесь возможны различные варианты в зависимости от реакции заикающихся  на участников и условия общения.

И наконец, деятельность заикающегося ребенка также может  влиять на качество его речи в зависимости  от: а) ее вида; б) степени сложности (элементарные действия, комплекс действий); в) отношение ее к речи во времени (описание того, что есть, было или  будет).

Существование многообразных  факторов, влияющих на состояние речи заикающегося ребенка, позволяет логопеду комбинировать различные виды речевых  упражнений и ситуаций так, чтобы  предугадать возможность возникновения  речевых судорог и избежать их.

Принцип систематичности  и последовательности включает не только логическую, но и организационную  сторону логопедического воздействия  на заикающихся, так как овладение определенными знаниями, навыками и умениями осуществляется систематически, регулярно и по плану. Только в этом случае происходит регулярная тренировка нервных процессов, которая собственно и лежит в основе лечения неврозов.

 

4 вопрос

Курс логопедических занятий представляет завершенную, целостную по времени, задачам и  содержанию систему работы с заикающимися и разделяется на периоды (подготовительный, тренировочный, закрепительный). В каждом периоде можно выделить ряд этапов (например, молчания, сопряженной, отраженной речи, речеручного режима и т. д.). Каждый этап логопедической работы состоит из связанных между собой занятий.

 

7 вопрос

В задачи подготовительного периода входит создание щадящего режима, подготовка ребенка к занятиям, показ образцов правильной речи.

Щадящий режим заключается  в том, чтобы оградить психику  ребенка от отрицательно влияющих факторов; создать спокойную окружающую обстановку, доброжелательное и ровное отношение; не допускать фиксации на неправильной речи; определить и выдерживать режим дня; предусмотреть спокойные и разнообразные занятия; не допускать шумных, подвижных игр, перегрузок занятиями.

Необходимо также  успокоить заикающегося ребенка, отвлечь  от болезненного внимания к своему дефекту и снять связанную  с этим напряженность. Целесообразно  по возможности ограничить речевую  активность заикающегося и тем самым несколько ослабить неправильный речевой стереотип.

Для привлечения  ребенка к занятиям необходимо использовать радиопередачи, магнитофонные записи или пластинки, беседы о литературных произведениях, обратить внимание заикающегося на выразительную речь окружающих людей, на положительные примеры, продемонстрировать магнитофонные записи речи детей  до и после занятий, особенно в  случаях осознания ими имеющегося заикания.

Контрасты между  плохой речью в начале занятий  и правильной, свободной речью  в их конце вызывает у детей  желание научиться говорить хорошо. Для этой цели можно использовать выступления и инсценировки детей, прошедших курс занятий.

С первых занятий  логопед отрабатывает с ребенком необходимые качества правильной речи: громкость, выразительность, неторопливость, правильное оформление фразы, последовательность изложения мыслей, умение уверенно и свободно держаться при разговоре  и пр.

 

8 вопрос

В задачи тренировочного периода входит овладение ребенком всеми трудными для него формами речи в разных речевых ситуациях. Опираясь на знания, умения и навыки, которые ребенок приобрел в первом периоде, ведется работа по воспитанию навыков свободной речи и правильного поведения в разных формах речи и разнообразных речевых ситуациях.

В наиболее сложных  случаях заикания тренировочный  период начинается с сопряженно-отраженной речи. Если все требования правильной речи хорошо и легко выполняются  на этом этапе, логопед отказывается от совместного проговаривания фраз с ребенком и предоставляет ему  возможность самостоятельно копировать образец фразы.

Информация о работе Дидактические основы логопедических занятий с заикающимися детьми