Дидактические игры

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 11:37, реферат

Описание работы

Цель исследования - изучение влияния дидактической игры на развитие познавательной активности учащихся, разработка и внедрение рекомендаций по её совершенствованию.
Задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по теме исследования.
2. Провести диагностику уровня познавательной активности учащихся начальной школы.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ.
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РОЛИ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ В РАЗВИТИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ.
1.1Анализ литературных источников о роли дидактической игры в развитии познавательной активности учащихся начальной школы.
1.2Роль дидактической игры в развитии познавательной активности, виды игр, их значение
Выводы по первой главе
ГЛАВА II. ИССЛЕДОВАНИЕ РОЛИ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ В РАЗВИТИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.
2.1 Диагностика уровня развития познавательной активности учащихся начальной школы. 2.2 Разработка рекомендаций по развитию познавательной активности через дидактические игры. 2.3 Анализ результатов исследования.
Вывод по второй главе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ

Работа содержит 1 файл

диплом.docx

— 102.65 Кб (Скачать)

Игре свойственны определенный темп, ритм; в процессе ее недопустимы  пространные объяснения; правила  должны излагаться кратко, доступно, лаконично. Снижает интерес обилие замечаний  дисциплинарного характера, пассивное  ожидание ребенком своего участия в  игре.

Учитель должен сам показать живой интерес к игре, увлечь учащихся. В некоторых играх он создает  ситуацию ожидания, загадочности. Успех  игры зависит от того, как учитель  ее проводит. Вялость, безразличие улавливается даже младшими школьниками, и интерес  детей к игре быстро угасает.

В игре дети должны себя чувствовать  свободно, непринужденно, испытывать удовлетворение от сознания своей самостоятельности  и полноценности.

В большинстве игр целесообразно  вносить элементы соревнования, что  повышает активность детей в процессе обучения. Ошибки учащихся надо анализировать  не в ходе игры, а в конце, чтобы  не нарушать впечатления. К разбору  ошибок надо привлекать слабых учащихся. Форма проведения игры может быть разной: коллективной, групповой и  индивидуальной.

При объяснении нового материала  или его первичном закреплении  целесообразно проводить игру со всем классом.

В работе со слабыми учащимися  целесообразно проводить индивидуальные игры с раздаточным материалом. В  своей работе я почти на каждом уроке использую дидактические  игры. В приложении можно увидеть  несколько фрагментов уроков, с использованием игр на разных этапах урока.

Итак, дидактическая игра позволяет не только активно включить учащихся в учебную деятельность, но и активизировать познавательную деятельность детей. Игра помогает донести  учителю до учащихся трудный материал в доступной форме. Отсюда можно  сделать вывод о том, что использование  игры необходимо при обучении детей  младшего школьного возраста на данном конкретном уроке.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выводы по I главе

Игра  является и средством первоначального  обучения, усвоения детьми "науки  до науки". В игре дети отражают окружающую жизнь и познают те или иные доступные их восприятию и пониманию  факты, явления. Используя игру как  средство ознакомления с окружающим миром, педагог имеет возможность  направить внимание детей на те явления, которые ценны для расширения круга представлений. И вместе с тем он питает интерес детей, развивает любознательность, потребность и сознание необходимости усвоения знаний для обогащения содержания игры, а через игру, в процессе игры формирует умение распоряжаться знаниями в различных условиях. Руководя игрой, педагог воспитывает активное стремление делать что-то, узнавать искать, проявлять усилие, и находить, обогащает духовный мир детей. А это все содействует умственному и общему развитию. Этой цели и служат дидактические игры.       Дидактическая игра как феномен культуры обучает, развивает, воспитывает, социализирует, развлекает, дает отдых, и она же пародирует, иронизирует, смеется, публично демонстрирует относительность социальных статусов и положений. С самых ранних начал цивилизации игра стала контрольным мерилом проявления всех важнейших черт личности. Основным в дидактической игре на уроках математики является обучение математике. Игровые ситуации лишь активизируют деятельность учащихся, делают восприятие более активным эмоциональным, творческим.  Поэтому использование дидактических игр дает наибольший эффект в классах, где преобладают ученики с неустойчивым вниманием, пониженным интересом к предмету, для которых математика кажется скучной и сухой наукой.           Создание игровых ситуаций на уроках математики повышает интерес к математике, вносит разнообразие и эмоциональную окраску в учебную работу, снимает утомление, развивает внимание, сообразительность, чувство соревнования, взаимопомощь.

Систематическое использование дидактических игр  на разных этапах изучения различного по характеру математического материала  является эффективным средством  активизации учебной деятельности школьников, положительно влияющим на повышение качества знаний, умений и навыков учащихся, развитие умственной деятельности. Словом дидактические  игры заслуживают право дополнить  традиционные формы обучения и воспитания школьников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА II. Исследование роли дидактической игры в развитии познавательной активности учащихся начальной школе.

2.1 Диагностика уровня развития познавательной активности учащихся начальной школы.

Использование дидактических  игр на уроках математики в начальных  классах является одним из важнейших  факторов, когда закладываются прочные  знания, умения, навыки в процессе активной познавательной деятельности, важнейшей  предпосылкой которой является интерес.

Для исследования игровой  деятельности в процессе обучения, мы воспользовались методами научно-педагогического  исследования и для изучения практической стороны нашей работы мы обратилась методам изучения опыта. При изучении педагогического опыта я использовала следующие методы:

беседа

анкетирование

интервьирование

протоколирование

Исследование по использованию  игровой деятельности в учебном  процессе проходили в п. Ленинск  г.Миасса.

Для выяснения целей и  задач игры как метода обучения, в каких случаях и на каких  этапах она проводится, было проведено  анкетирование учителей этой школы. На вопросы анкеты ответили

Учителям были предложены вопросы анкеты (приложение 1).

Анализ анкетирования  учителей начальных классов показал, что только

Но остановимся на опыте  организации игровой деятельности конкретного учителя начальных  классов - Асфандияровой Галии Фаритовны. Она учительница - 1-го класса. Стаж работы в школе - 28 лет. Последние 8 лет она применяет дидактические игры, и по ее словам довольно успешно. Исследование проходило на уроках математики. Опираясь на результаты исследования, мы выяснили, что на уроках она использует различные формы игр: индивидуальную, групповую, коллективную. Выбор формы зависит от целей и задач игр. Цель выбирается в зависимости от результата, которого необходимо добиться.          Для того, чтобы понять, как сделать использование игр более эффективным для обучения и воспитания учащихся, как использовать игры и на каких этапах предпочтительнее, мы провели исследование среди учащихся 2 класса Исянгильдинской средней школы предложив им ответить на вопросы анкеты (приложение 2).

Анализ ответов учащихся этого класса дал следующие результаты:

1).Игра на уроках нравится  всем без исключений.

2).Большинство учащихся  хотели бы играть на каждом  уроке, но если только эта  игра им интересна.         3).Дети больше всего любят групповую форму игр. По-видимому это объясняется стремлением к общению со сверстниками, стремлением поделиться с ними своими мыслями, фантазиями, а также утвердить свой авторитет среди товарищей.        Учащимся может не нравиться игра, в случае, если при организацииигры не учитываются интересы учащихся, содержание игры не соответствует теме урока или увлечением учеников.     Желание учеников участвовать в игре очень часто зависит от их взаимоотношений с учителем вследствии чего учителю необходимо четко продумывать свои действия, прослеживать реакцию учеников на эти действия и выводы.        Большинству учеников нравится в игре побеждать. По-моему мнению, это стремление к победе обеспечивает обучение и развитие учащихся в игровой деятельности.          Нами был проведен эксперимент, главной целью которого было выяснение, как дидактические игры развивают познавательную деятельность.

Для экспериментальной  работы была выбрана база исследования МОУ СОШ д. Исянгильдино Хайбуллинского района. Экспериментальная работа проводилась  во 2-ом классе по программе М.И. Моро (1 - 4) в период государственной практики, которая проходила с 14.09.09 по 11.10 09 г. г. Учитель - Сафина Эльвира Галеевна. В экспериментальную вошли 6 человек.

Экспериментальная работа состоит  из 3 этапов:

констатирующий этап

формирующий этап

контрольный этап

Каждый из этапов имели  свои цели:

Целями констатирующего  этапа эксперимента явились:

Выявить пробелы в знаниях  младших школьников;

Выявить, насколько учащиеся смогут самостоятельно решить задачи.

При проведении констатирующего  этапа эксперимента младшим школьникам предложена была следующая работа:

Иванушке 5 лет, он младше Аленушки на 4 года. Сколько лет Аленушке?

"Одуванчик".

Жил-был на свете грустный одуванчик. Грустил он оттого, что  лепестки у него опали, а пушинки, как у других, никак не вырастали. Мы можем помочь.

После решения примеров пушинки  вставляются в прорези - получается пушистая голова одуванчика.

 

☼ 7 + 3 - ☼ 23 + 2

☼ 2 - 2 - ☼ 13 - 2

☼ 5 + 5 - ☼ 15 + 6

☼ 4 - 1 - ☼ 17 + 2

 

Поведет Ивана-царевича волшебный  клубочек, но до него нужно добраться  по лабиринту чисел (по возрастанию).

 

38 + 2 65 + 5 28 + 2

46 - 4 87 - 3 39 - 6

46 + 40 87 + 10 39 + 30

82 + 8 56 + 6 76 + 4

100 - 20 50 + 30 90 - 40

75 - 5 91 - 90 83 - 3

59 - 30 36 - 2 49 - 3

59 - 3 36 - 20 49 - 30

 

Текст письменной работы составили  по учебнику, рассмотрим результаты констатирующего  этапа исследования.

По результатам письменной работы ученики получили оценки:

"5" - 2 ученика  - 33,3%

"4" - 1 ученик - 16,6%

"3" - 2 ученика  - 33,3%

"2" - 1 ученик - 16,6%

 

Диаграмма 1.

 

Только 2 из учеников смогли решить задания правильно без  ошибок. По результатам констатирующего  этапа эксперимента заметно, что  ученики слабо решают задания, они не достаточно подготовлены.

 

На формирующем этапе  проводим дидактические игры для  развития интереса, активности, деятельности.

 

На формирующем этапе ученики активно включались в работу и старались не ошибаться, каждый хотел говорить правильный ответ.

 

На третьем, на контрольном  этапе, мы даем задания для развития познавательной деятельности.

Математический ребус.

 

+ * * + * 3 7 + 5 8

2 0 * _2 3 _* *

2 * 2 2 * 0 8 5

 

В квартире живут живут 2 мамы, 2 дочки и бабушка с внучкой. Сколько человек живет в квартире? (3)

Заполни пропуски.

 

9 =  +  10 =  +   17 =  + 

 

Когда Винни-Пух подарил  ослику Иа 1 горшочек с медом, то у  него осталось 5 горшочков с медом. Сколько горшочков с медом  у Винни-Пуха было?

Рассмотрим результаты контролирующего  этапа исследования.

По результатам письменной работы ученики получили оценки:

"5" - 3 ученика - 49,8%

"4" - 2 ученика - 33,3%

"3" - 1 ученик - 16,6%

 

 

На контрольном этапе  видно, что результаты улучшились. С  помощью дидактических игр мы активизировали младших школьников, у них повысился интерес к  математике, желание решать все новые  и новые задания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выводы по II главе

Дидактическая игра содействует  лучшему пониманию математической сущности вопроса, уточнению и формированию математических знаний учащихся. Игры можно использовать на разных этапах усвоения знаний: на этапах объяснения нового материала, его закрепления, повторения, контроля. Игра позволяет  включить в активную познавательную деятельность большее число учащихся. Она должна в полной мере решать как образовательные задачи урока, так и задачи активизации познавательной деятельности, и быть основной ступенью в развитии познавательных интересов  учащихся. Игра помогает учителю донести  до учащихся трудный материал в доступной  форме. Отсюда можно сделать вывод  о том, что использование игры необходимо при обучении детей младшего школьно возраста.  Применение дидактических игр поможет учителю математики организовать разнообразную творческую деятельность учащихся на уроке, подскажет способы эмоционального преподнесения строгих математических истин, что сделает процесс познания интересным и увлекательным. Создание игровой атмосферы на уроках развивает познавательный интерес, активность и познавательную деятельность учащихся, снимает усталость, позволяет удержать внимание. Продолжительность игры 8-12 минут дети играют, а играя, непроизвольно закрепляют, совершенствуют навыки вычисления.  Развивая математические способности, формируя интерес путем активных игр, играх путешествий, наглядных пособий, занимательных задач в рифмованной форме, загадывание загадок, используя шарады, мегаграммы, логогрифы все это помогает активизировать познавательную деятельность детей и улучшает качество знаний.

 

Заключение

 

В процессе работы над дипломной  работой на основе рассмотренной  психолого-педагогической и методической литературы по данному вопросу, а  также исследования, мы пришли к  выводу, что в педагогической работе большое внимание уделяется дидактической  игре на уроке и выявлено ее существенное значение для получения, усвоения и  закрепления новых знаний у учащихся начальных классов.       Проведя и проанализировав наши исследования, мы выявили, что дидактическая игра позволяет не только активно включить учащихся в учебную деятельность, но и активизировать познавательную деятельность детей. Игра помогает учителю донести до учащихся трудный материал в доступной форме. Отсюда можно сделать вывод о том, что использование игры необходимо при обучении детей младшего школьного возраста на данном конкретном уроке.         В ходе проделанной нами работы, мы сделали вывод, что дидактическая игра может быть использована как и на этапах повторения и закрепления, так и на этапах изучения нового материала. Она должна в полной мере решать как образовательные задачи урока, так и задачи активизации познавательной деятельности, и быть основой ступенью в развитии познавательных интересов учащихся.     Дидактические игры особенно необходимы в обучении и воспитании детей младшего школьного возраста. Благодаря играм удается сконцетрировать внимание и привлечь интерес даже у самых несобранных учеников. Вначале их увлекают только игровые действия, а затем и то, чему учит та или иная игра. Постепенно у детей пробуждается интерес и к самому предмету обучения.

Таким образом, дидактическая  игра - это целенаправленная творческая деятельность, в процессе которой  дети успешно усваивают математические понятия и решают данные задания.


Информация о работе Дидактические игры