Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 11:37, реферат
Цель исследования - изучение влияния дидактической игры на развитие познавательной активности учащихся, разработка и внедрение рекомендаций по её совершенствованию.
Задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по теме исследования.
2. Провести диагностику уровня познавательной активности учащихся начальной школы.
ВВЕДЕНИЕ.
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РОЛИ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ В РАЗВИТИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ.
1.1Анализ литературных источников о роли дидактической игры в развитии познавательной активности учащихся начальной школы.
1.2Роль дидактической игры в развитии познавательной активности, виды игр, их значение
Выводы по первой главе
ГЛАВА II. ИССЛЕДОВАНИЕ РОЛИ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ В РАЗВИТИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.
2.1 Диагностика уровня развития познавательной активности учащихся начальной школы. 2.2 Разработка рекомендаций по развитию познавательной активности через дидактические игры. 2.3 Анализ результатов исследования.
Вывод по второй главе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
Все структурные элементы дидактической игры взаимосвязаны между собой и отсутствие основных из них, разрушает игру. Без игрового замысла и игровых действий, без организующих игру правил дидактическая игра или невозможна, или теряет свою специфическую форму, превращается в выполнение указаний, упражнений. Поэтому при подготовке к уроку, содержащему дидактическую игру, необходимо составить краткую характеристику хода игры (сценарий), указать временные рамки игры, учесть уровень знаний и возрастные особенности учащихся, реализовать межпредметные связи.
Сочетание всех этих элементов игры и их взаимодействие повышают организованность игры. Её эффективность, приводят к желаемому результату.
Ценность дидактических игр заключается в том, что в процессе игры дети в значительной мере самостоятельно приобретают новые знания, активно помогают друг другу в этом.
При подборе и разработке игр мы исходили из основных закономерностей обучения. Назовем главную из них. "Обучение происходит только при активной деятельности учащихся. Чем разностороннее обеспечиваемая учителем интенсивность деятельности учащихся с предметом усвоения, тем выше качество усвоения на уровне, зависящем от характера организуемой деятельности - репродуктивной или творческой".
Учитывая эту закономерность,
мы разработали и отобрали игры с
учетом разнообразных видов
Игры, требующие от детей исполнительской деятельности. С помощью этих игр дети выполняют действия по образцу. Например, составляют узор по образцу и другие.
Игры, в ходе которых дети
выполняют воспроизводящую
Определи курс движения самолета.
Учитель обращается к детям: "Летчик-командир придумал для вас задание. Он наметил курс движения самолета из одного города в другие. Самолет должен лететь над городами в указанном порядке от меньшего числа (номера) к большему номеру. Номер каждого города зашифрован (записан) примером. Чтобы расшифровать номера городов, надо решить правильно примеры. Далее надо показать линиями, как двигался самолет от одного города к другому, третьему и т.д. Покажите и расскажите, в каком направлении двигался самолет. Я буду выполняют роль летчика-командира, а вы - роль летчиков-курсантов (учеников)".
Игровое действие выполняется поэтапно в соответствии с заданием.
Сначала дети расшифровывают номера городов (решают примеры).
Далее дети называют номера городов по порядку от меньшего числа к большему.
Потом они поочередно показывают линиями путь движения самолета.
Затем дети по цепочке рассказывают, в каком направлении двигался самолет.
На доске учащиеся записывают ответы примеров и показывают мелом путь движения самолета (можно перемещать рисунок самолета).
На доске учащиеся записывают ответы примеров и показывают мелом путь движения самолета (можно перемещать рисунок самолета от одного примера к другому).
Покажем пример такой записи.
3 + 4 = 7 6 + 4 = 10
5 + 3 = 8
5 + 4 = 9
9 - 4 = 5 8 - 4 = 4
10 - 4 = 6 10 - 7 = 3
10 - 8 =2
8 - 7 = 1
3). Игры, в которых запрограммирована
контролирующая деятельность
Например, игра "Контролеры".
Учитель распределяет детей на две команды. От каждой команды вызывается к доске по 1 контролеру. Они следят за правильностью ответов: один - за первой командой, другой - за второй командой.
По сигналу учителя (движению руки) ученики первой команды делают несколько ритмичных наклонов влево и вправо и считают про себя. По сигналу учителя - хлопку они называют хором число выполненных наклонов (например,
5). Ученики второй команды
по сигналу учителя дополняют
число наклонов первой команды
до заданного числа и ведут
счет про себя (например, 6 - прибавил
1, 7 - прибавил 2, 8 - прибавил 3). Затем
они называют число
Если допущена ошибка, упражнение повторяется.
Потом учитель предлагает детям второй команды по сигналу учителя (движению руки) сделать несколько приседаний, а ученики первой команды дополняют число приседаний до заданного числа. Называется состав числа.
Контролеры подтверждают
или опровергают названный
Аналогично анализируется состав числа на основе хлопков, выполненных учениками двух команд. Выигрывает та команда, которая не допустит ни одной ошибки или сделает меньшее число ошибок.
Контролеры подтверждают
или опровергают названный
4) Игры, с помощью которых
дети осуществляют
Учитель делит класс на три команды (по рядам). Сначала он вызывает пять учеников из первой команды и выдает им карточки с цифрами и знаками действий. Дети по заданию учителя составляют пример на сложение вида 2+8=10. Учитель предлагает "числам" (ученикам) перебежать так, чтобы получился другой пример на сложение с этими числами. Дети составляют другой "живой" пример на сложение, например 8+2=10.
Аналогично, перебегая на другие места и меняя знаки действий, дети составляют другие примеры вида 10 = 2 + 8, 10 - 2 = 8, 10 - 2 = 8.
Все примеры, составленные детьми, учитель записывает на доске. На основе сравнения первой пары примеров дети делают вывод о переместительном свойстве сложения. Затем учитель выдает карточки с цифрами и знаками действий пяти ученикам другой команды, они составляют цепочку аналогичных примеров.
Выигрывает команда, которая быстро и правильно составит цепочку взаимосвязанных примеров и сделает вывод о переместительном свойстве сложения.
5) Игры, включающие элементы поисковой деятельности.
Так, в игре "Угадайка" дети сами формулируют правило по рисунку, схеме, по опорным словам.
Проведение игры требует
большого мастерства от учителя. Перед
игрой учитель должен доступно изложить
ее сюжет, распределить роли, поставить
перед детьми познавательную задачу,
подготовить необходимое
Если дидактическая задача скрыта сюжетом, ролью, игровым действием, то в ходе беседы с детьми учитель должен обратить на это внимание.
В игре в той или иной роли должен участвовать каждый ученик класса. Если у доски работает небольшое число учащихся, то все остальные должны выполнять роли контролеров, судей, учителя и т.д.
Характер деятельности учащихся в игре зависит от места игры на уроке, от ее места в системе уроков. Она может быть проведена на любом этапе урока и на уроке каждого типа.
В игре исследует продумывать не только характер деятельности детей, но и организационную сторону, характер управления игрой. С этой целью следует использовать такие простейшие средства обратной связи, как сигнальные карточки или разрезные цифры. Сигнальные карточки служат средством активизации детей в игре.
При использовании дидактических очень важно следить за сохранением интереса школьников к игре. При отсутствии интереса или угасании его ни в коем случае не следует принудительно навязывать игру детям, т.к игра по обязанности теряет своё дидактическое, развивающее значение; в этом случае из игровой деятельности выпадает самое ценное - эмоциональное начало. При потере интереса к игре учителю следует своевременно принять действия, ведущие к изменению обстановки, этому служить эмоциональная речь, приветливое отношение, поддержка отстающих.
При наличии интереса дети занимаются с большой охотой, что благотворно влияет и на усвоение ими знаний.
Очень важно проводить
игру выразительно. Если учитель разговаривает
с детьми сухо, равнодушно, монотонно,
то дети относятся к занятиям безразлично,
начинают отвлекаться. В таких случаях
бывает трудно поддерживать интерес, сохранять
желание слушать, смотреть, участвовать
в игре. Нередко это и совсем
не удаётся, и тогда дети не получают
от игры никакой пользы, она вызывает
у них только утомление. Возникает
отрицательное отношение к
Математика - трудный предмет.
Надо уметь трудится, быть усидчивым,
настойчивым, чтобы знать эту
науку. Но в то же время, учеба должна
быть детям радость. Занятия математикой,
особенно с младшими школьниками
не должны быть строгими, сухими, скучными,
однообразными и сводится лишь к
овладению вычислительными
Математическая сторона содержания игры всегда должна отчётливо выдвигаться на первый план. Только тогда игра будет выполнять свою роль в математическом развитии детей и воспитании интереса их к математике.
Игра ценна только в
том случае, когда она содействует
лучшему пониманию
Практика показывает, что дидактические игры применяется на разных этапах усвоения знаний: на этапах объяснения нового материала, его закрепления, повторения, контроля. Использование дидактических игр оправдано только тогда, когда они тесно связаны с темой урока, органически сочетаются с учебным материалом, соответствующим дидактическим целям урока.
В практике начальной школы имеется опыт использования игр на этапе повторения и закрепления учебного материала и крайне редко применяются игры для получения новых знаний.
Характер деятельности учащихся в игре зависит от места игры на уроке, от ее места в системе уроков. Она может быть проведена на любом этапе урока каждого типа.
При объяснении нового материала необходимо использовать такие игры, которые содержат существенные признаки изучаемой темы. Также в ней должны быть заложены практические действия детей с группами предметов или действий.
При изучении раздела "Нумерация чисел первого десятка" используются прежде всего такие игры, с помощью которых дети осознают приемы образования каждого последующего и предыдущего числа.
На этом этапе можно применять различные игры, на основе которых дети наглядно убеждаются, что каждое следующее число образуется путем прибавления единицы к предыдущему числу, а каждое предыдущее число получается путем вычитания единицы из последующего числа. Такие игры можно использовать на этапе объяснения нового материала.
В ходе игры "Составим поезд" учитель предлагает сосчитать число вагонов слева-направо и справа-налево и подводит их выводу: считать можно в любом направлении, но при этом важно не пропускать ни одного предмета и не сосчитать его дважды.
При изучении первого десятка одним из трудных вопросов, является состав числа. При изучении нумерации в пределах 10 необходимо довести до понимания детей, что последнее названное при счете число обозначает общее количество предметов группы. С этой целью можно проводить игры "Лучший счетчик", "Хлопки", "Найди себе пару", "Войди в ворота", "Лесенка" и другие. С помощью этих игр дети устанавливают соответствие между числом, числовой фигурой и цифрой.
Приведем пример игры "Курица
и цыплята", используемой при изучении
нумерации чисел первого
Учитель вызывает к доске девочку, надевает на нее маску курицы. Девочка изображая курицу наседку, стучит карандашом по столу (клюет), дети-цыплята (все остальные ученики) должны по сигналу (хлопку) учителя пропищать (пи-пи-пи) столько раз, сколько наседка постучала клювом. Дети вслух пищат, а про себя считают так: "Пи-один, пи-два, пи-три"…
По теме "Сложение и вычитание в пределах 10" можно использовать большое число игр, направленных на формирование вычислительных навыков.
Приведем пример игры "Составим поезд" в процессе, которой дети знакомятся с приемами прибавления и вычитания в пределах 10.
Учитель вызывает к доске пять девочек. Они образуют поезд из пяти вагонов (девочки цепляют друг друга - каждая девочка кладет правую руку на плечо стоящей впереди девочки). Затем прицепляются еще 2 вагона - две девочки (в два приема).
Учитель записывает пример вида:
5+2=7
5+1+1
Дети проговаривают прием прибавления.
Затем отцепляется два вагона (два ученика) по одному в два приема. Ученики записывают и проговаривают прием вычитания 2.
5-3=2
5-1-1
Аналогично раскрываются приемы прибавления и вычитания 3 и 4.
На уроках закрепления нового материала важно применять игры на воспроизведение свойств, действий, вычислительных приемов и т.д. В этом случае следует ограничить использование средств наглядности, а усилить внимание к громкому проговариванию правила, свойства, вычислительного приема. При закреплении материала форма проведения игры может быть разной: коллективной, групповой, индивидуальной. Целесообразно проводить игры в группах и в виде соревнования, что также повышает активность детей в процессе обучения математике. Для проведения соревнования учитель в таблице на доске звездочками отмечает дружную работу команд в течение урока. Если активность и интерес детей какой-либо команды ослабевает (например, из за того, что команда набрала меньше очков, учитель должен спросит такого ученика из этой команды, который ответит правильно и заработает звездочку). В конце урока учитель вместе с детьми подводя итоги соревнования, обращает внимание на дружную работу участников команд, что способствует формированию чувства коллективизма. Необходимо отнестись с большим тактом к детям допустившим ошибки. Ошибки учащихся надо анализировать не в ходе игры, а в конце, чтобы не нарушать общего впечатления от игры.