Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 17:46, контрольная работа
Познание человеком окружающего мира начинается с «живого созерцания», с ощущения и восприятия. В последнее время все больше внимания уделяется интеллектуальному развитию ребенка, а именно процессу сенсорного развития внимания, ведь известно, что развитие ощущений и восприятий создает необходимые предпосылки для возникновения всех других, более сложных познавательных процессов (памяти, воображения, мышления).
Введение 3
1. Сенсорное воспитание - основа умственного развития ребенка 4
2 Сенсорное воспитание в детском саду 5
3 Роль сенсорных игр в умственном развитии ребенка 8
3.1 Виды сенсорного восприятия 10
3.2 Сенсорные игры, как один из методов развития речи 11
3.3 Виды сенсорных игр 12
Заключение 17
Литература 18
3. Кубики. Данная игрушка появляется в жизни малыша с самого раннего детства. При помощи деревянных или пластмассовых кубиков можно конструировать башни, строить крепости и дома. Кроме того, продаются деревянные кубики с нанесёнными на них картинками (например, овощи, домашние животные, герои сказок), благодаря которым игра в кубики переходит в собирание картинки. Это уже не только развитие мелкой моторики и пространственного мышления, но и развитие внимания и логики.
4. Конструкторы. Свободное конструирование – самый простой способ развития у ребёнка пространственного мышления, моторики, творческих потребностей и произвольных действий. Детали конструктора очень приятно держать и вертеть в руках. Такой массаж рук благотворно воздействует на развитие осязания и мелкой моторики рук, а также полезен для здоровья.
5. Рамки и вкладыши. Деревянные пазлы, или рамки-вкладыши, способствуют развитию мелкой моторики рук, самостоятельности, внимания, цветового восприятия, целостного восприятия предмета, логического и ассоциативного мышления ребёнка. Впервые такие рамки были использованы Марией Монтессори. Игра строится на сравнении отверстий в рамке и вкладыша. Общим результатом могут быть как просто собранные в рамку фигуры, так и более сложные композиции. Существуют как простые рамки-вкладыши для самых маленьких, так и более сложные для деток постарше.
6. Фигурки на магнитах. Магнитная мозаика для ребёнка, не только способствует развитию у малыша мелкой моторики, но и координации движений, а так же пространственного мышления.
7. Пластилин или тесто для лепки. При помощи пластилина ребёнок самовыражается не только творчески, но и развивает гибкость и подвижность своих пальцев, что, в свою очередь, способствует улучшению речи. Естественно, что маленьким деткам не рекомендуется давать обычный пластилин. Поэтому для самых маленьких, начиная с полутора-двух лет, продаётся специальный пластилин в баночках, так званое «тесто для лепки».
8. Кубы-сортёры. Это замечательная игрушка для раннего развития ребенка. Ребёнок учится подбирать фигурки по форме и вставлять их в соответствующие отверстия. Благодаря таким занятиям малыш развивает мелкую моторику пальцев рук, а также знакомится с различными геометрическими фигурами и различными цветами.
9. Доски Сегена. Представляют собой разборные картинки, это деревянные доски с вкладышами, на которых изображены различные живые или неживые предметы. Ребенок должен закрыть доску составляющими элементами, подобрав нужную по рисунку и размеру часть. Данная игра способствует развитию речи, логики, координации движений, мелкой моторики рук, а также пространственного восприятия.
10. Пазлы. Собирая красочные картинки, ребенок развивает не только мелкую моторику, но и внимательность, сообразительность, логическое мышление, координирование работы глаз и кистей рук.
11. Мозайка. Игры с разными мозаиками способствуют развитию мелкой моторики, сообразительности и творческих способностей ребёнка. Такую развивающую игрушку можно давать малышу, как только ему исполнится один годик. Главное – обратите внимание на фишки и на возраст ребёнка, для которого предназначена мозаика. Для самых маленьких созданы мозаики с большими яркими фишками и дощечкой больших размеров.
12. Пальчиковые игры, пальчиковые куклы и куклы-перчатки.
Пальчиковые игры народная мудрость принесла к нам из глубины веков. Всем нам хорошо известны игры «Сорока-ворона», «ладушки», «Коза-рогатая» и многое другое. Игры и гимнастика для пальчиков помогают в общем всестороннем развитии малыша.
Пальчиковые куклы могут быть как деревянными, так и мягкими тканевыми. Благодаря такому нехитрому театральному реквизиту, можно не только устроить кукольный спектакль, но и отлично потренировать маленькие пальчики.
Эти игры создают благоприятный фон, обеспечивают хорошую тренировку пальцев, способствуют развитию усидчивости, логическому мышлению, внимательность и многое другое. Игры эти очень занимательные и в них можно играть как в детском саду, так и дома. Они увлекательны и способствуют развитию речи, творческой деятельности.
К развивающим играм, не стоит относиться как к коррекционной деятельности, исправлению чего-то, это — интересное и приятное занятие, отвечающее основным потребностям ребенка. Игра дарит ребенку первые победы, которые запомнятся на всю жизнь.
Заключение
И в заключении хотелось бы добавить, что именно ранний возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Поэтому, сенсорное воспитание - это одна из основных сторон дошкольного воспитания.
С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания – запоминание, мышление, воображение – строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Поэтому нормальное умственное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие.
Итак, сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка, а с другой — имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие является базовым для успешного овладения многими видами деятельности.
От
сенсорного развития ребенка зависит
и его готовность к школьному
обучению. Так, значительная часть трудностей,
возникающая перед детьми в ходе начального
обучения, связана с недостаточной точностью
и гибкостью восприятия. В результате
возникают искажения в написании букв,
в построении рисунка, неточности в изготовлении
поделок на уроках ручного труда. Случается,
что ребенок не может воспроизводить образцы
движений на занятиях по физической культуре.
И к большому сожалению об этих проблемах,
большинство родителей узнают только
перед школой. Это оборачивается форсированной
нагрузкой на ребенка: кроме усвоения
новой информации, приходится еще учиться
удерживать в непослушных пальцах карандаш.
ЛИТЕРАТУРА
1. Ананьев
Б.Г., Рыбалко Е.Ф. Особенности
восприятия пространства у
2. Аркин
Е.А. Ребенок в дошкольные
3. Запорожец А.В. Психология действия: Избранные психологические труды.- М., Воронеж: МОДЭК, 2000. – 736 с.
4. Лобанова Е.А. Дошкольная педагогика: учебно-методическое пособие — Балашов: Николаев, 2005. — 76 с.
5. Логинова. Дошкольная педагогика. М., 1988. – 406 с.
6. Поддьяков Н.Н. Сенсорное воспитание ребенка в процессе конструктивной деятельности//Теория и практика сенсорного воспитания в детском саду. М., 1965. – 367 с.
7. Усова А.П. Педагогика и психология сенсорного развития и воспитания дошкольника//Теория и практика сенсорного воспитания в детском саду. М., 1965. – 389 с.
8. www.detskiysad.ru
9. www.prosv.ru/ebooks/Metieva_