Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 17:46, контрольная работа
Познание человеком окружающего мира начинается с «живого созерцания», с ощущения и восприятия. В последнее время все больше внимания уделяется интеллектуальному развитию ребенка, а именно процессу сенсорного развития внимания, ведь известно, что развитие ощущений и восприятий создает необходимые предпосылки для возникновения всех других, более сложных познавательных процессов (памяти, воображения, мышления).
Введение 3
1. Сенсорное воспитание - основа умственного развития ребенка 4
2 Сенсорное воспитание в детском саду 5
3 Роль сенсорных игр в умственном развитии ребенка 8
3.1 Виды сенсорного восприятия 10
3.2 Сенсорные игры, как один из методов развития речи 11
3.3 Виды сенсорных игр 12
Заключение 17
Литература 18
Как уже было отмечено, ощущения могут быть самыми разнообразными:
– зрительные (например, ребенок видит яркие цвета, их перетекание друг в друга, смешивание);
–
слуховые (ребенок слышит разнообразные
звуки, от шуршанья опавших
листьев до звучания
–
тактильные (то, что ребенок ощущает
посредством прикосновений,
– двигательные (ощущения от движений тела в пространстве и ритма движений – ходьба, бег, танцы);
– обонятельные (ребенок вдыхает и учится различать разнообразные запахи окружающего мира – от аромата котлетки и маминых духов до запаха деревянного
забора и стальной перекладины);
–
вкусовые (ребенок пробует и учится
различать на вкус разные
Маленький ребенок, начиная открывать мир, впитывает в себя потоки сенсорной информации: он разглядывает яркие цветные предметы и игрушки, ощупывает их и тянет в рот, гремит железными крышками и шуршит полиэтиленовыми пакетиками... Ему все интересно, каждая мелочь имеет значение.
Сенсорное развитие детей имеет важное значение уже в раннем возрасте, когда сенсорные процессы доминируют в процессе знакомства малыша с окружающим миром. Все основные сенсорные навыки закладываются в раннем и дошкольном возрасте. У маленького ребенка познание начинается с восприятия явлений и вещей, окружающих его в повседневности. А остальные формы познания, такие как воображение, мышление и закрепление в памяти - строятся на фундаменте рождающихся образов восприятия и являются результатом их трансформации и переработки [4].
Малыш познает все с помощью органов чувств (осязания, обоняния, слуха и зрения). Полученная информация анализируется соответствующими отделами головного мозга и создается целостная картина. Способность воспринимать отдельные свойства и признаки предметов неразрывно связана с развитием речи и мышления маленького ребенка.
Лучший способ развивать и закреплять сенсорные навыки у ребенка - превращать любые занятия и обязанности в игру. Ребенок быстро научится выделять тот или иной признак предмета и различать его в числе остальных свойств.
Очень полезно заниматься малышу лепкой из пластилина, рисованием разноцветными карандашами и красками, созданием поделок из бисера и соленого теста. Овладевая навыками и способностями в творческом самовыражении, ребенок концентрирует свое внимание на внешних и внутренних свойствах предметов. Кроме того творческие занятия и создание поделок своими руками способствует развитию мелкой моторики детей.
Важную роль в сенсорном развитии ребенка играют развивающие детские игрушки.
Развивающие
игрушки до года знакомят малыша с
основными геометрическими
Есть очень полезные для сенсорного развития дидактические игры, помогающие ребенку легко усвоить различные свойства и признаки предметов. К ним относятся, например, счетные палочки Кюизенера или же логические блоки Дьенеша. Развитию зрительного восприятия способствуют игры с рамками-вкладышами, составление мозаики или манипуляции с калейдоскопом.
Для
развития у детей более тонкого
слухового восприятия, неоценимую роль
играют всевозможные детские музыкальные
игрушки и музыкальные
Тактильные ощущения также играют немаловажную роль в сенсорном развитии ребенка - они стимулируют нервные окончания и влияют на развитие речевых центров головного мозга. Укрепление сенсорного восприятия у ребенка как младшего, так и дошкольного возраста оказывает сильное влияние на развитие воображения, эстетическое воспитание, мышление, речь.
У
малыша развиваются творческие способности
и формируется правильное представление
об окружающем мире [9].
3.1 Виды сенсорного восприятия
Сенсорное восприятие подразделяется на разные виды, в зависимости от характера предметов, свойств и явлений с которыми знакомится маленький ребенок в процессе развития. Каждый вид сенсорного восприятия ребенок осваивает, опираясь на предыдущий опыт. Рассмотрим виды сенсорного восприятия:
1. Восприятие цвета.
2. Восприятие формы. Один из первых видов восприятия, доступный для маленького ребенка до года. Малыш учится различать окружающие предметы прежде всего по форме.
3. Восприятие движений. Складывается у малыша из ощущения собственных телодвижений и выстраивается в целостный динамичный образ.
4. Восприятие пространства. Формируется в более позднем возрасте у ребенка и основывается на опыте восприятия движений тела в совокупности с изменяющимися при движении зрительными образами - изменение пропорций и положения предметов.
5. Восприятие времени. Происходит на основе опыта происходящих событий и эмоциональных переживаний, изменений окружающей обстановки и положения предметов. В совокупности эти признаки закрепляют в сознании ребенка восприятие времени.
6. Восприятие величины. Развивается у ребенка в более позднем - дошкольном возрасте.
7. Восприятие целостности предметов.
8. Восприятие специфичных свойств явлений и предметов. Осуществляется в результате сложения ощущений от различных органов чувств: обонятельных, осязательных, вкусовых, зрительных и слуховых, которые дают разностороннее представление о различных свойствах предметов и явлений.
Игры для сенсорного развития связаны с определением свойств разных предметов. Для усвоения величины хороший тренажер - конусная пирамидка. Ведущей в раннем детстве является предметная деятельность, поэтому сенсорные игры включаем именно в этот вид деятельности, где учет цвета, формы и величины объектов является условием выполнения предметных действий.
В ходе интересных игр дети получают и закрепляют определенный сенсорный опыт, тем самым продвигаясь в развитии.
Если говорить об особенностях восприятия такого качества как формы, то следует отметить, что выбор по образцу однородных предметов заданной формы для детей сложнее, чем соотнесение разнородных предметов, осуществляемое в основном путем проб и ошибок. В первую очередь это проталкивание предметов разной формы в соответствующие отверстия. Примерять шар к квадратному отверстию является той пробой-ошибкой, которая позволяет ребенку перейти к проталкиванию предмета, в отверстие соответствующей формы, соотнося их только зрительно [8].
3.2 Сенсорные игры, как один из методов развития речи
Нормальное развитие речи ребенка теснейшим образом связано с развитием движений пальцев рук. Давно известна зависимость речи от степени подвижности пальцев рук (в виду близости расположения речевых и двигательных зон в коре головного мозга, возбуждение, возникающее в двигательной области коры больших полушарий, передается на центры речевой моторной зоны и стимулирует артикуляцию). Мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие (координация), воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь.
Развитие
навыков мелкой моторики важно еще
и потому, что вся дальнейшая жизнь
ребенка потребует
Поэтому для развития речи большое значение имеют сенсорные игры, основная цель которых — дать ребенку новые чувственные ощущения.
Целесообразность проведения с детьми, таких игр основывается на утверждении о том, что сенсорный компонент в ознакомлении с окружающим миром приобретает для них особую значимость. Данные игры позволяют установить с ребенком эмоциональный контакт, который позволяет в дальнейшем всесторонне воздействовать на развитие речи.
Уровень развития речи детей находится в зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Тренируя пальцы, мы оказываем мощное воздействие на работоспособность коры головного мозга, что в дальнейшем сказывается на подготовке руки к письму [7].
Развитие ручек ребенка и развитие речи взаимосвязаны. Мелкая моторика и точное артикулирование звуков находятся в прямой зависимости. Чем выше двигательная активность, тем лучше развита речь. Пальцы рук наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека.
Начинать нужно с самого рождения. Пока малыш не может сам вырезать и нанизывать, но у него есть хватательный рефлекс: в его ручки можно вкладывать разные предметы, кусочки разнофактурных тканей, мешочки с разной крупой. Пусть они будут разными по фактуре, ворсистые и гладкие, тонкие и толстые, тяжелые и легкие, и т. д.
Сегодня
у большинства современных
Однако даже если речь ребенка в норме — это вовсе не значит, что ребенок хорошо управляется со своими руками. Если в возрасте 4-5 лет завязывание шнурков вызывает у ребенка затруднения, а из пластилина кроме шариков и колбасок ничего не лепится, если в 6 лет пришивание настоящей пуговицы — невыполнимая и опасная задача — значит этот ребенок не исключение.
3.3 Виды сенсорных игр
Задача педагогов и детских психологов - донести до родителей значение игр на развитие мелкой моторики. Родители должны понять: чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру, не отступать, если задания покажутся трудными, не забывать хвалить ребенка. Существуют различные виды игр и игрушек на развитие мелкой моторики [9], которыми можно заниматься как в детском саду, так и дома, такие как:
1. Игра-шнуровка поможет развить мелкую моторику, глазомер, усидчивость. Игра способствует улучшению координации движений, гибкости кисти и раскованности движений вообще, что является залогом отсутствия проблем с письмом в школе. Как любое упражнение на развитие мелкой моторики, игрушка активизирует развитие речи.
2. Пирамидки, это – игрушки-развивалки, как для развития мелкой моторики, так и логического мышления ребёнка. Что же представляют собой современные пирамидки?
Пирамидка – это одна из базовых развивающих игрушек для ребёнка конца первого, всего второго и третьего года жизни. Эта игрушка помогает развивать мелкую моторику, логическое мышление, освоение новых форм, различных форм и размеров, а также цветов. Пирамидка также интересный универсальный конструктор. Пирамидка, изготовленная из дерева, несёт в себе положительную энергию деревянной игрушки. Элементы такой пирамидки приятно держать в руках, поскольку они всегда тёплые на ощупь, а широховатая поверхность отлично развивает тактильную чувствительность малыша.