Дидактические игры на уроках математики

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 16:16, контрольная работа

Описание работы

Работа содержит понятие дидактических игр и их использование на уроках математики.

Содержание

1. Место дидактической игры в системе дошкольного образования.........3
2. Требования к подбору и использованию дидактических игр и занимательных упражнений в работе по математическому развитию дошкольников..........................................................................................................8
3. Разработка дидактических игр математического содержания для детей подготовительной группы....................................................................................13
Список литературы........................................................................................21

Работа содержит 1 файл

дидактические игры и математика.docx

— 37.91 Кб (Скачать)

Уроки – ролевые игры можно разделить по мере возрастания  их сложности на три группы:    

  1. имитационные, направленные на имитацию определённого профессионального  действия;
  2. ситуационные, связанные с решением какой-либо узкой конкретной проблемы - игровой ситуации;
  3. условные, посвящённые разрешению, например, учебных или производственных конфликтов и т.д.

Формы проведения ролевых  игр могут быть самыми разными: это  и воображаемые путешествия, и дискуссии  на основе распределения ролей, и  пресс-конференции, и уроки-суды и  т.д.

Методика разработки и  проведения ролевых игр состоит  из этапов: подготовительного, игрового, заключительного и этапа анализа  результатов игры.

На первом этапе рассматриваются  организационные вопросы: распределение  ролей; выбор жюри или экспертной группы; формирование игровых групп; ознакомление с обязанностями.

Предваряющие: знакомство с  темой, проблемой; ознакомление с заданиями; сбор материала, анализ его; изготовление наглядных пособий, консультации.

Игровой этап характеризуется  включением в проблему и осознанием проблемной ситуации в группах и  между группами. Внутригрупповой  аспект: индивидуальное понимание проблемы; дискуссия в группе; выявление  позиций; принятие решения. Межгрупповой: заслушивание сообщений групп, оценка решения.

На заключительном этапе  вырабатываются решения по проблеме, заслушивается сообщение экспертной группы, выбирается наиболее удачное  решение.

При анализе результатов  ролевой игры определяется степень  активности участников, уровень знаний и умений, вырабатываются рекомендации по совершенствованию игры.

Говоря о большом воспитательном и познавательном значении математических игр, следует указать на важную роль учителя при их организации. Прежде всего, учитель должен положить начало творческой работе учащихся, но контроль и руководство учителя не должны превращаться в подавление инициативы и самостоятельности детей, дабы не уничтожить саму сущность игры, которая  невозможна без свободного проявления личности учащихся. Постепенно учитель  может отойти от роли ведущего, уступая  её хорошо подготовленным ученикам. Многие игры учащиеся могут разрабатывать  самостоятельно, потом проводится конкурс  на лучшую игру.

 

3. Разработка дидактических  игр математического содержания  для детей подготовительной группы

 

Дидактическая игра «У кого лента длиннее»

Дидактическая задача.

Развивать умения детей сравнивать предметы, резко контрастные по длине  путем приложения, и результаты сравнения  выражать словами «длиннее», «короче», «длинная», «короткая»; учить показывать длину предметов вдоль всей протяжённости.

Материал.

Коробка с двумя разрезами, из которых виднеются концы двух лент: одна длиной 1,5 м, другая длиной 0,8 м (цвет и ширина лент одинаковые).

Руководство.

Стук в дверь. Воспитатель: «Дети, кто-то к нам пришёл. Пойду, посмотрю». Возвращается с куклой Машенькой  и коробкой. «Ребята, - говорит Машенька. - Я пошла с подружками в лес, заблудилась и попала в дом  к Медведю. А он меня не отпускает  к бабушке с дедушкой, пока я  не отгадаю  загадку: какая из лент в коробке длиннее, а какая  короче».

Дети охотно откликаются  на предложение воспитателя помочь Маше. Двое детей по желанию подходят к коробке. Потянув за концы лент, устанавливают, что их длина различна: одна лента длиннее, другая короче. Значит одна лента длинная, другая - короткая.

Воспитатель спрашивает: «  У кого лента длиннее? А у кого лента короче? Правильно ребята. А давайте Маше объясним, как Медведю  показать длину каждой из лент».

После показа воспитателем протяжённости длинной и короткой лент, вызываются дети, которым предлагается показать то длинную, то короткую ленты (пальчиком вдоль всей протяжённости  слева направо) и при этом изучаемый  признак выразить словом: длинная  лента, короткая лента (сначала за воспитателем хором, а затем индивидуально).

Затем воспитатель показывает, как правильно сравнить ленты  по длине:

- подравнять концы лент  с одной стороны,

- совместить края лент  и посмотреть есть ли остаток.

Только после этого  можно сказать, что одна лента  длиннее, а другая короче, и разведёнными руками показать на сколько (остаток).

После того, как все дети поупражняются, довольная Машенька благодарит детей за помощь и бежит  к Медведю.

Дидактическая игра «Огород для Машеньки».

Дидактическая задача.

Развивать представления  детей о ширине  предметов; результаты сравнения отражать в речи словами: «шире», «уже», «широкая», «узкая»; учить  показывать ширину предметов.

Игровое правило.

На узкую грядку «посадить» (наклеить) картофель, а на широкую  – морковку.

Игровые действия.

Сравнение полосок по ширине, используя приём приложения.

Материал.

Демонстрационный: две полоски  одинаковой длины (20 см), разного цвета (чёрного и коричневого) и разной ширины (9 см и 6 см).

Раздаточный материал:  две  полоски одинаковой длины (20 см), разного  цвета (чёрного и коричневого) и  разной ширины (9 см и 6 см); три- четыре морковки, три-четыре картофелины (вырезаны из цветной  бумаги). Клей, кисточка, подставка, клеёнка. Всё по количеству детей.

Ход игры.

Воспитатель говорит: «Дети  от Маши прилетела птичка, принесла весточку. Маша просит нас прийти к  ней и помочь посадить огород». Дети подходят к столу воспитателя, где  сидит Маша, и становятся полукругом. «Ребята, - говорит Маша. - Родители уехали в лес за дровами, а мне наказывали посадить морковку и картошку. Морковку надо посадить на широкие грядки, а картошку на узкие. Помогите разобраться. А то я запуталась». Воспитатель говорит: «Сначала давайте с вами разберёмся, где у грядок длина. Покажите мне её. (Ответы детей). Правильно, вот это длина (показывает), а вот это ширина (показывает поперёк предмета,  проводя пальцем сверху вниз по всей протяжённости полоски). Чтобы нам с вами найти широкую и узкую грядки, их нужно сравнить между собой по ширине. Для этого мы прикладываем концы полосок друг к другу, подравниваем нижние края полосок и смотрим:  выступает верхний край одной из полосок или нет. (Объяснение способа действия воспитатель сопровождает показом), Если верхний край одной из полосок выступает, то она шире. Посмотрите, что у нас получилось. Верхний край какой полоски выступает? (Коричневой).Значит эта полоска шире или уже? (Шире). А  чёрная полоска? (Уже). Правильно дети. Коричневая полоска шире чёрной. Чёрная полоска уже коричневой. А теперь все вместе скажем, коричневая полоска какая по ширине? (Широкая). А чёрная? (Узкая). Пусть каждый из вас подойдёт и покажет ширину чёрной полоски и коричневой. При этом не забудьте сказать, какая полоска узкая, а какая широкая. Молодцы! А теперь садитесь за свои столики. У каждого из вас по две полоски разной ширины. Это грядки. Вам надо определить какая «грядка» узкая, а какая широкая. Воспитатель наблюдая за действиями детей, по необходимости спрашивает: «Коричневая полоска какая по ширине? А чёрная? Как ты догадался? Покажи ширину чёрной (коричневой) полоски». Когда все дети разобрались, где широкая грядка, а где узкая, воспитатель предлагает взять детям в руки кисточку и наклеить на узкую грядку картофелины, а на широкую – морковки .

Все довольны проделанной  работой. Воспитатель хвалит детей. Машенька  благодарит и приглашает всех детей  на чай из самовара с  бубликами.

Дидактическая игра «Разложи полотенца в разные стопки».

Дидактическая задача.

Закреплять умение сравнивать предметы по ширине, используя приёмы приложения и  наложения; результаты сравнения отражать в речи словами  «шире», «уже», «широкое», «узкое»; закреплять умение показывать ширину предметов.

Игровое правило.

Широкое полотенце положить в одну стопку, а узкое – в  другую.

Игровые действия.

Сравнение полосок по ширине, используя приём наложения.

Материал.

Демонстрационный: два прямоугольника (полотенца) жёлтого и зелёного цветов, одинаковой длины (30 см), разной ширины (10 см и 15 см).

Раздаточный: такой же  как демонстрационный (по количеству детей).

Ход игры.

Маша обращается за помощью  к детям: «Ребята, родители ушли в  поле работать, а мне нужно чистые полотенца разложить в две  стопки: в одну стопку положить широкие  полотенца  для мамы и папы, а  в другую стопку – узкие –для меня .  Помогите мне, пожалуйста, справиться с работой». Дети соглашаются. Воспитатель  приглашает детей встать полукругом вокруг стола. Перед ними два прямоугольника узкий и широкий. Воспитатель  говорит: «Покажи ширину жёлтого (зелёного) полотенца. (Обращаясь к ребёнку). Жёлтое полотенце какое по ширине? А зелёное? Как ты догадался? Кто  мне покажет как можно сравнить полотенца по ширине. Молодцы дети. А теперь я покажу вам  как можно  сравнить полотенца по ширине не прикладывая  их друг к другу, а накладывая их друг на друга». Воспитатель накладывает  узкий прямоугольник на широкий, совмещает нижние края, подравнивает прямоугольники по бокам. (Все свои действия воспитатель поясняет словами). То полотенце, у которого выступает  верхний край – шире, другое –  уже.

Воспитатель предлагает детям  занять места за своими столиками. Перед  каждым ребёнком два прямоугольника (широкий и узкий). Детям необходимо  определить какое «полотенце» шире, а какое уже, накладывая прямоугольники друг на друга. Затем  подойти к Машеньке и широкое «полотенце» положить в одну стопку (где лежат широкие «полотенца»), а узкое – в другую (где лежат узкие «полотенца»).

Во время выполнения задания  воспитатель подходит то к одному ребёнку, то к  другому и спрашивает: «Какое полотенце шире? А уже? Как  ты узнал? Что ты сделал? Жёлтое полотенце  уже или шире, чем зелёное? И  так далее». После того, как все  полотенца разложены по стопкам, Маша радуется и благодарит детей. Воспитатель  провожает Машу и помогает ей отнести  полотенца.

Дидактическая игра «Найди свой домик».

Дидактическая задача.

Закреплять умения детей  сравнивать предметы по ширине, используя  приём приложения или наложения, показывать ширину предметов; результаты сравнения отражать в речи словами  «шире», «уже», «одинаковые по ширине» (учить подбирать предмет к  образцу).

Игровое правило.

По сигналу воспитателя  найти свой домик.

Игровые действия.

Поиск своего домика (подбор «ключика» к «замочку»), сравнение  предметов по ширине (подбор к образцу).

Материал.

Два комплекта полосок, одинаковых по цвету и длине (15 см) но разных по ширине.

Ход игры.

Маша приходит в гости  к ребятам и просит детей поиграть с ней. Воспитатель предлагает поиграть в игру «Найди свой домик». Все соглашаются.

Воспитатель расставляет  в разных местах комнаты стулья. Это домики. Вносит два комплекта  полосок одинаковых по длине и  цвету, но разных по ширине. Один комплект раздаёт детям – это «ключи» от домиков, а другой комплект полосок раскладывает на стульчиках – это «замочки». Далее воспитатель объясняет правила игры: дети могут гулять, бегать, играть, до тех пор, пока воспитатель не скажет: «Дождь пошёл! Скорее в домики». Дети по сигналу воспитателя должны найти свой домик, то есть подобрать «ключик» к «замочку». Для этого необходимо каждому ребёнку найти такую полоску на стульчике, которая будет равна по ширине его собственной полоске (образцу, который у него есть). В ходе игры воспитатель беседует то с одним, то с другим ребёнком: «Почему ты решил, что это твой домик?  Как ты догадался, что полоски одинаковые по ширине? Покажи ширину полоски. И так далее».

Игра повторяется два-три  раза, но при этом дети меняются «ключиками», затем  воспитатель меняет местами  «замочки».

По окончании игры, Маша говорит: «Ребята! Мне так понравилась  эта игра! Мне не терпится научить  всех своих подружек играть в неё. Большое спасибо. Я побежала».

Дидактическая игра «Ёлочки для Мишки и Мышки».

Дидактическая задача.

Развивать умения детей выполнять  сравнение предметов по высоте, результаты сравнения отражать в речи словами  «выше», «ниже», «высокий», «низкий», учить  детей правильно показывать высоту предметов.

Игровое правило.

Посадить к высокому дому высокую ёлочку, а к низкому  домику – низкую ёлочку.

Игровые действия.

Сравнение ёлочек по высоте, используя приём приложения.

Информация о работе Дидактические игры на уроках математики