Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2012 в 17:57, курсовая работа
Дошкольное детство – самый важный период становления личности. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинает формироваться определенное отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер. Основной вид деятельности детей дошкольного возраста – игра.
пространственном
расположении картинок на столе, умение
рассказать связно о тех изменениях,
которые произошли с
Составление разрезанных картинок и кубиков. Задача этого вида игр – учить детей логическому мышлению, развивать у них умение из отдельных частей составлять целый предмет. В младших группах картинки разрезают на 2 -4 части, то в средней и старших группах целое делят на 8 – 10 частей. При этом для игры в младшей группе на картинке изображается один предмет: игрушка, растение, предметы одежды и др. Для более старших на картинке изображается сюжет из знакомых сказок, художественных произведений, знакомых детям.
Описание,
рассказ о картине с показом действий,
движений. В таких играх воспитатель ставит
обучающую задачу: развивать не только
речь детей, но и воображение и творчество.
Часто ребенок, для того чтобы играющие
отгадали, что нарисовано на картине, прибегает
к имитации движений, или подражанию движениям
животного, его голосу. Например, в игре.(
"Отгадай кто это?" ребенок, взявший
у водящего карточку,
внимательно ее рассматривает, затем изображает звук и движения (кошки, петуха, и др.) Такое задание дается детям в младшей группе.
В
более старших группах решаются
задачи посложнее: одни дети изображают
действие, нарисованное на картине, другие
отгадывают кто нарисован на картине,
что делают там люди, например пожарники
тушат пожар, моряки плывут по морю,
строители строят дом и др.
В этих играх формируются
Словесные игры
Словесные игры построены на словах и действиях играющих. В таких играх дети учатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах, углублять знания о них. Так как в этих играх требуется использовать приобретенные ранее знания в новых связях, в новых обстоятельствах. Дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи; описывают предметы, выделяя характерные их признаки; отгадывают по описанию; находят признаки сходства и различия; группируют предметы по различным свойствам, признакам. Эти дидактические игры проводятся во всех возрастных группах, но особенно они важны в воспитании и обучении детей старшего дошкольного возраста, так как способствуют подготовке детей к школе: развивают умение внимательно слушать педагога, быстро находить ответ на поставленный вопрос, точно и четко формулировать свои мысли, применять знания в соответствии поставленной задачей.
Для удобства использования словесных игр в педагогическом процессе их условно можно объединить в четыре группы.
В
первую из них входят игры, с помощью которых
формируют умение выделять существенные
признаки предметов, явлений: "Отгадай-ка?",
"Магазин", "Да – нет" и др. Вторую
группу составляют игры, используемые
для развития у детей умения сравнивать, сопоставлять, делать правильные умозаключения: "Похож – не похож", "Кто больше заметит небылиц?". Игры, с помощью которых развивается умение обобщать и классифицировать предметы по различным признакам, объединены в третьей группе: "Кому что нужно?", "Назови три предмета", "Назови одним словом", и др. В особую четвертую группу, выделены игры на развитие внимания, сообразительности, быстроты мышления, выдержки, чувства юмора: "Испорченный телефон", "Краски", "Летает - не летает" и др. (Колбасина Т.В., Огурцова Г.А.)
Структура дидактической игры
Обязательными
структурными элементами дидактической
игры по Бондаренко А.К. являются: обучающая
и воспитывающая задача, игровые действия
и правила.
Для выбора дидактической игры необходимо знать уровень подготовленности воспитанников, так как в играх они должны оперировать уже имеющимися знаниями и представлениями.
Определяя дидактическую задачу, надо, прежде всего, иметь в виду, какие знания, представления детей о природе, об окружающих предметах, о социальных явлениях) должны усваиваться, закрепляться детьми, какие умственные операции в связи с этим должны развиваться, какие качества личности в связи с этим можно формировать средствами данной игры (честность, скромность, наблюдательность, настойчивость и др.).
Например,
в известной всем игре "Магазин
игрушек" дидактическую задачу можно
сформулировать так: "Закрепить знания
детей об игрушках, их свойствах, назначении;
развивать связную речь, умение определять
существенные признаки предметов; воспитывать
наблюдательность, вежливость, активность".
Такая дидактическая задача поможет воспитателю
организовать игру: подобрать игрушки,
разные по назначению, по материалу,
внешнему виду; дать образец описания игрушки, вежливого обращения к продавцу и т.д.
В каждой дидактической игре своя обучающая задача, что отличает одну игру от другой. При определении дидактической задачи следует избегать повторений в ее содержании, трафаретных фраз ("воспитывать внимание, мышление, память и др.). Как правило, эти задачи решаются в каждой игре, но в одних играх надо больше внимания уделять, развитию
памяти, в других – мышления, в третьих - внимания. Воспитатель заранее должен знать и соответственно определять дидактическую задачу. Так игру
"Что изменилось?" использовать для упражнений в запоминании, "Магазин игрушек" - для развития мышления, "Отгадай что задумали" - наблюдательности, внимания.
Игровые правила.
Основная цель правил игры – организовать действия, поведение детей. Правила могут разрешать, запрещать, предписывать что-то детям в игре, делает игру занимательной, напряженной.
Соблюдение правил в игре требует от детей определенных усилий воли, умения обращаться со сверстниками, преодолевать отрицательные эмоции, проявляющиеся из-за отрицательного результата. Важно, определяя правила игры, ставить детей в такие условия, при которых они получали бы радость от выполнения задания.
Используя
дидактическую игру в воспитательно-
Игровые действия.
Дидактическая игра отличается
от игровых упражнений тем,
что выполнение в ней игровых
правил направляется, контролируется
игровыми действиями. Развитие игровых
действий зависит от выдумки
воспитателя.
1.3 МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Богуславская З.М. , Бондаренко А.К. указывают, что организация дидактических игр педагогом осуществляется в трех основных направлениях: подготовка к проведению дидактической игры, её проведение и анализ.
В подготовку к проведению дидактической игры входят:
Проведение дидактических игр, включает:
Анализ
проведённой игры
направлен на выявление приёмов её подготовки
и проведения: какие приёмы оказались
эффективными в достижении поставленной
цели, что не сработало и почему. Это поможет
совершенствовать как подготовку, так
и сам процесс проведения игры, избежать
впоследствии ошибок. Кроме того, анализ
позволит выявить индивидуальные особенности
в поведении и характере детей и, значит,
правильно организовать индивидуальную работу с ними. Самокритичный анализ использования игры в соответствии с поставленной целью помогает варьировать игру, обогащать её новым материалом в последующей работе.
Рассмотрим подробнее некоторые приемы и методы рукаводства дидактическими играми.
Игра становится методом обучения и принимает форму дидактической, если в ней четко определены дидактическая задача, игровые правила и действия. В такой игре воспитатель знакомит детей с правилами, игровыми действиями, учит, как их надо выполнять. Дети оперируют имеющимися знаниями, которые в ходе игры усваиваются, систематизируются, обобщаются.
С помощью дидактической игры ребенок может приобретать и новые знания: общаясь с воспитателем, со своими сверстниками, в процессе наблюдения за играющими, их высказываниями, действиями, выступая в роли болельщика, ребенок получает много новой для себя информации. И это очень важно для его развития.
Прежде чем начать игру, необходимо вызвать у детей интерес к ней, желание играть. Это достигается различными приемами: использование загадок, считалок, сюрпризов, интригующего вопроса, сговора на игру, напоминание о игре, в которую дети охотно играли раньше. Воспитатель должен так направлять игру, чтобы незаметно для себя не сбиваться на другую форму обучения - на занятия. Секрет успешной организации игры заключается в том, что воспитатель, обучая детей, сохраняет вместе с тем игру как деятельность, которая радует детей, сближает их, укрепляет их дружбу.
Большое
значение имеет темп игры, заданный
воспитателем. Развитие темпа игры
имеет определенную динамику. В самом
начале дети как бы «разыгрываются»,
усваивают содержание игровых действий,
правила игры и ход ее. В этот период темп
игры, естественно, более замедленный.
В ходе
игры, когда дети увлечены ею, темп нарастает. К концу эмоциональный настрой несколько снижается и темп игры снова замедляется.
Воспитатель с самого начала и до конца игры активно вмешивается в ее ход: отмечает удачные решения, находки ребят, поддерживает шутку, подбадривает застенчивых, вселяет в них уверенность в своих силах.
Анализируя
игру, воспитатель обязательно
Таким образом, руководство дидактическими
играми с детьми дошкольного возраста,
требует от педагога большой, продуманной
работы в процессе их подготовки и проведения.
Это обогащение детей соответствующими
знаниями, подбор дидактического материала,
а иногда и изготовление его вместе с детьми,
организация обстановки для игры, а также
четкое определение своей роли в игре.
Информация о работе Дидактическая игра как средство воспитания и обучения дошкольников