Дидактическая игра как средство воспитания и обучения дошкольников

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2012 в 17:57, курсовая работа

Описание работы

Дошкольное детство – самый важный период становления личности. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинает формироваться определенное отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер. Основной вид деятельности детей дошкольного возраста – игра.

Работа содержит 1 файл

педагогика курсовая 4.doc

— 131.00 Кб (Скачать)

пространственном  расположении картинок на столе, умение рассказать связно о тех изменениях, которые произошли с картинками, об их содержании.

      Составление разрезанных картинок и кубиков. Задача этого вида игр – учить детей логическому мышлению, развивать у них умение из отдельных частей составлять целый предмет. В младших группах картинки разрезают на 2 -4 части, то в средней и старших группах целое делят на 8 – 10 частей. При этом для игры в младшей группе на картинке изображается один предмет: игрушка, растение, предметы одежды и др. Для более старших на картинке изображается сюжет из знакомых сказок, художественных произведений, знакомых детям.

      Описание, рассказ о картине с показом действий, движений. В таких играх воспитатель ставит обучающую задачу: развивать не только речь детей, но и воображение и творчество. Часто ребенок, для того чтобы играющие отгадали, что нарисовано на картине, прибегает к имитации движений, или подражанию движениям животного, его голосу. Например, в игре.( "Отгадай кто это?" ребенок, взявший у водящего карточку,  

внимательно ее рассматривает, затем изображает звук и движения (кошки, петуха, и др.) Такое  задание дается детям в младшей группе.

      В более старших группах решаются задачи посложнее: одни дети изображают действие, нарисованное на картине, другие отгадывают кто нарисован на картине, что делают там люди, например пожарники  тушат пожар, моряки плывут по морю, строители строят дом и др.                                                                        

        В этих играх формируются такие  ценные качества личности ребенка,  как способность к перевоплощению, к творческому поиску в создании  необходимого образа.

Словесные игры

      Словесные игры построены на словах и действиях играющих. В таких играх дети учатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах, углублять знания о них. Так как в этих играх требуется использовать приобретенные ранее знания в новых связях, в новых обстоятельствах. Дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи; описывают предметы, выделяя характерные их признаки; отгадывают по описанию; находят признаки сходства и различия; группируют предметы по различным свойствам, признакам. Эти дидактические игры проводятся во всех возрастных группах, но особенно они важны в воспитании и обучении детей старшего дошкольного возраста, так как способствуют подготовке детей к школе: развивают умение внимательно слушать педагога, быстро находить ответ на поставленный вопрос, точно и четко формулировать свои мысли, применять знания в соответствии поставленной задачей.

      Для удобства использования словесных игр в педагогическом процессе их условно можно объединить в четыре группы.

      В первую из них входят игры, с помощью которых формируют умение выделять существенные признаки предметов, явлений: "Отгадай-ка?", "Магазин", "Да – нет" и др. Вторую группу составляют игры, используемые  

для развития у  детей умения сравнивать, сопоставлять, делать правильные умозаключения: "Похож – не похож", "Кто больше заметит небылиц?". Игры, с помощью которых развивается умение обобщать и классифицировать предметы по различным признакам, объединены в третьей группе: "Кому что нужно?", "Назови три предмета", "Назови одним словом", и др. В особую четвертую группу, выделены игры на развитие внимания, сообразительности, быстроты мышления, выдержки, чувства юмора: "Испорченный телефон", "Краски", "Летает - не летает" и др. (Колбасина Т.В., Огурцова Г.А.)

Структура дидактической игры

      Обязательными структурными элементами дидактической игры по Бондаренко А.К. являются: обучающая и воспитывающая задача, игровые действия и правила.                                                                                             Дидактическая задача.

      Для выбора дидактической игры необходимо знать уровень подготовленности воспитанников, так как в играх они должны оперировать уже имеющимися знаниями и представлениями.

      Определяя дидактическую задачу, надо, прежде всего, иметь в виду, какие знания, представления детей о природе, об окружающих предметах, о социальных явлениях) должны усваиваться, закрепляться детьми, какие умственные операции в связи с этим должны развиваться, какие качества личности в связи с этим можно формировать средствами данной игры (честность, скромность, наблюдательность, настойчивость и др.).

      Например, в известной всем игре "Магазин  игрушек" дидактическую задачу можно  сформулировать так: "Закрепить знания детей об игрушках, их свойствах, назначении; развивать связную речь, умение определять существенные признаки предметов; воспитывать наблюдательность, вежливость, активность". Такая дидактическая задача поможет воспитателю организовать игру: подобрать игрушки, разные по назначению, по материалу,  

внешнему виду; дать образец описания игрушки, вежливого обращения к продавцу и т.д.

      В каждой дидактической игре своя обучающая  задача, что отличает одну игру от другой. При определении дидактической  задачи следует избегать повторений в ее содержании, трафаретных фраз ("воспитывать внимание, мышление, память и др.). Как правило, эти задачи решаются в каждой игре, но в одних играх надо больше внимания уделять, развитию

памяти, в других – мышления, в третьих - внимания. Воспитатель заранее должен знать  и соответственно определять дидактическую  задачу. Так игру

"Что изменилось?" использовать для упражнений  в запоминании, "Магазин игрушек" - для развития мышления, "Отгадай  что задумали" - наблюдательности, внимания.

Игровые правила.

      Основная  цель правил игры – организовать действия, поведение детей. Правила могут разрешать, запрещать, предписывать что-то детям в игре, делает игру занимательной, напряженной.

      Соблюдение  правил в игре требует от детей  определенных усилий воли, умения обращаться со сверстниками, преодолевать отрицательные  эмоции, проявляющиеся из-за отрицательного результата. Важно, определяя правила игры, ставить детей в такие условия, при которых они получали бы радость от выполнения задания.

      Используя дидактическую игру в воспитательно-образовательном  процессе, через ее правила и действия у детей формируется корректность, доброжелательность, выдержку.

Игровые действия.

        Дидактическая игра отличается  от игровых упражнений тем,  что выполнение в ней игровых  правил направляется, контролируется  игровыми действиями. Развитие игровых  действий зависит от выдумки  воспитателя.  

1.3 МЕТОДИКА  ОРГАНИЗАЦИИ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

          Богуславская З.М. , Бондаренко А.К.  указывают, что организация дидактических игр педагогом осуществляется в трех основных направлениях: подготовка к проведению дидактической игры, её проведение и анализ.

 В подготовку к проведению дидактической игры входят:   

  1. отбор игры в соответствии с задачами воспитания и обучения: углубление и обобщение знаний, развитие сенсорных способностей, активизация психических процессов (память, внимание, мышление, речь) и др.;
 
  1. установление  соответствия отобранной игры программным требованиям воспитания и обучения детей определённой возрастной группы;
  2. определение наиболее удобного времени проведения дидактической игры (в процессе организованного обучения на занятиях или в свободное от занятий и других режимных процессов время);
  3. выбор места для игры, где дети могут спокойно играть, не мешая другим;
  4. определение кол-ва играющих (вся группа, небольшие подгруппы, индивидуально);
  5. подготовка необходимого дидактического материала для выбранной игры (игрушки, разные предметы, картинки );
  6. подготовка к игре самого воспитателя: он должен изучить и осмыслить весь ход игры, своё место в игре, методы руководства игрой;
  7. подготовка к игре детей: обогащение их знаниями, представлениями о предметах и явлениях окружающей жизни, необходимыми для решения игровой задачи.
 

    Проведение  дидактических  игр, включает:

  1. Ознакомление детей с содержанием игры, с дидактическим  материалом, который будет использован в игре (показ предметов, картинок, краткая беседа, в ходе которой уточняются знания и представления детей о них).
  2. Объяснение хода и правил игры. При этом воспитатель обращает внимание на поведение детей в соответствии с правилами игры, на чёткое выполнение правил.
  3. Показ игровых действий, в процессе которого воспитатель учит детей правильно выполнять действие, доказывая, что в противном случае игра не приведёт к нужному результату (например, если кто-то из ребят подсматривает, когда надо закрыть глаза).
 
  1. Определение роли воспитателя в игре, его участие  в качестве играющего, болельщика или арбитра. Мера непосредственного участия воспитателя в игре определяется возрастом детей, уровнем их
  2. подготовки, сложностью дидактической задачи, игровых правил. Участвуя в игре, педагог направляет действия играющих (советом, вопросом, напоминанием).
  3. Подведение итогов игры - это ответственный момент в руководстве ею, т.к. по результатам, которых дети добиваются в игре, можно судить об её эффективности, о том, будет ли она с интересом использоваться в самостоятельной игровой деятельности ребят.

      Анализ  проведённой игры направлен на выявление приёмов её подготовки и проведения: какие приёмы оказались эффективными в достижении поставленной цели, что не сработало и почему. Это поможет совершенствовать как подготовку, так и сам процесс проведения игры, избежать впоследствии ошибок. Кроме того, анализ позволит выявить индивидуальные особенности в поведении и характере детей и, значит,  

правильно организовать индивидуальную работу с ними. Самокритичный  анализ использования игры в соответствии с поставленной целью помогает варьировать игру, обогащать её новым материалом в последующей работе.

      Рассмотрим  подробнее некоторые приемы и методы рукаводства дидактическими играми.

      Игра  становится методом обучения и принимает  форму дидактической, если в ней  четко определены дидактическая задача, игровые правила и действия. В такой игре воспитатель знакомит детей с правилами, игровыми действиями, учит, как их надо выполнять. Дети оперируют имеющимися знаниями, которые в ходе игры усваиваются, систематизируются, обобщаются.

          С помощью дидактической игры ребенок может приобретать и новые знания: общаясь с воспитателем, со своими сверстниками, в процессе наблюдения за играющими, их высказываниями, действиями, выступая в роли болельщика, ребенок получает много новой для себя информации. И это очень важно для его развития.

      Прежде  чем начать игру, необходимо вызвать  у детей интерес к ней, желание  играть. Это достигается различными приемами: использование загадок, считалок, сюрпризов, интригующего вопроса, сговора на игру, напоминание о игре, в которую дети охотно играли раньше. Воспитатель должен так направлять игру, чтобы незаметно для себя не сбиваться на другую форму обучения - на занятия. Секрет успешной организации игры заключается в том, что воспитатель, обучая детей, сохраняет вместе с тем игру как деятельность, которая радует детей, сближает их, укрепляет их дружбу.

      Большое значение имеет темп игры, заданный воспитателем. Развитие темпа игры имеет определенную динамику. В самом  начале дети как бы «разыгрываются», усваивают содержание игровых действий, правила игры и ход ее. В этот период темп игры, естественно, более замедленный. В ходе  

игры, когда дети увлечены ею, темп нарастает. К концу эмоциональный настрой несколько снижается и темп игры снова замедляется.

      Воспитатель с самого начала  и до конца  игры активно вмешивается в ее ход: отмечает удачные решения, находки  ребят, поддерживает шутку, подбадривает застенчивых, вселяет в них уверенность  в своих силах.

      Анализируя  игру, воспитатель обязательно подчеркивает, что дети выполняли добросовестно правила игры, дружно играли, радовались победе не только своей бригады, но и других; отмечает тех детей, которые раньше не участвовали в подобных играх, а здесь были активными членами бригады, старались быстро и правильно выполнять задание.

           Таким образом, руководство дидактическими играми с детьми дошкольного возраста, требует от педагога большой, продуманной работы в процессе их подготовки и проведения. Это обогащение детей соответствующими знаниями, подбор дидактического материала, а иногда и изготовление его вместе с детьми, организация обстановки для игры, а также четкое определение своей роли в игре. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                             
 

Информация о работе Дидактическая игра как средство воспитания и обучения дошкольников