Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2012 в 17:57, курсовая работа
Дошкольное детство – самый важный период становления личности. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинает формироваться определенное отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер. Основной вид деятельности детей дошкольного возраста – игра.
Дидактическая игра как самостоятельная игровая деятельность основана на осознании этого процесса. Самостоятельная игровая деятельность осуществляется лишь в том случае, если дети проявляют интерес к игре, ее правилам и действиям, если ее правила ими усвоены. Как долго может интересовать ребенка игра, если ее правила и содержание хорошо ему известны? Дети любят игры, хорошо знакомые, с удовольствием играют в них. Подтверждением этому могут служить народные игры, правила которых детям известны: "Краски", "Где мы были, мы не скажем, а что делали, покажем", "Наоборот" и др. В каждой такой игре заложен интерес к игровым действиям. Поэтому дети всегда играют в такие игры.
Воспитатель
заботится об усложнении игр, расширении
их вариативности. Если у ребят угасает
интерес к игре (а это в большей мере относится
к настольно- печатным играм), необходимо
вместе с ними придумать более сложные
правила.( Сорокина А.И. Дидактические
игры в детском саду).
Самостоятельная игровая деятельность не исключает управления со стороны взрослого. Участие взрослого носит косвенный характер: например, воспитатель, как и все участники игры "лото", получает карточку и старается
выполнить задание в срок, радуется, если выиграет, т. е. является равноправным участником игры.
Самостоятельно дети могут играть в дидактические игры как на занятиях, так и вне их. Дидактическая игра выступает и как средство всестороннего воспитания личности ребенка. Вот следующие возможности дидактической игры в воспитании его основных качеств.
Использованием дидактической игры как средства развития умственных способностей детей дошкольного возраста занимались известные педагоги и психологи: Л.А,Венгер, А.Л.Усова, В.Н.Аванесова и др. Имеется её явное эффективное воздействие на интеллект подрастающего ребенка, что подтверждает опыт многолетней практики работы с детьми не только в работе известных педагогов, но и в работе педагогов-воспитателей вообще.
Дидактическая игра способствует развитию познавательных способностей; получению новых знаний их обобщению и закреплению; в процессе игры усваивают общественно выработанные средства и способы умственной деятельности; в процессе дидактических игр многие сложные явления расчленятся на простые и наоборот, единичные обобщаются; следовательно, осуществляется аналитическая и синтетическая деятельность; некоторые дидактические игры как-будто не вносят ничего нового в знания детей, однако они приносят большую пользу тем, что учат детей применять имеющиеся знания в новых условиях.
Также
дидактическая игра способствует обогащению
чувственного опыта ребенка, развивая
при этом его умственные способности (умения
сравнивать, обогащать, классифицировать предметы и явления окружающего мира, высказывать свои суждения, делать умозаключения). Дидактическая
игра - незаменимое средство преодоления различных затруднений в умственной деятельности у отдельных детей.
Развивается речь детей: пополняется и активизируется словарь, формируется правильное звукопроизношение, развивается связная речь; ряд игр с успехом используется для развития фонематической стороны языка: так, увлекательное игровое действие побуждает детей к многократному повторению одного и того же звукосочетания, такое повторение звуков не утомляет детей, потому что они заинтересованы самой игрой, то они выполняют роль птицы, то роль движущего автомобиля, и чем больше увлечен ребенок, тем активнее он воспроизводит нужные звуки, тем полнее педагогический эффект.
Дошкольное
детство - это период усвоения норм морали
и социальных способов поведения. Когда
ребёнок начинает активную жизнь в человеческом
обществе, он сталкивается с множеством
проблем и трудностей. Они связаны не только
с тем, что он ещё мало знает об этом мире,
а должен и хочет его познать. Ему, этому
милому "пришельцу", нужно научиться
жить среди себе подобных. И не только
физически жить, но хорошо, комфортно чувствовать
себя среди людей и развиваться, совершенствоваться.
А для этого важно понять, как люди общаются
друг с другом, что они ценят, что порицают,
за что хвалят, а за что ругают или даже
наказывают. И вот в процессе этого сложного
познания сам ребёнок становится личностью,
со своим мировоззрением, со своим пониманием
добра и зла, со своими реакциями на поступки
других и собственным поведением.
В основу работы с детьми по нравственному воспитанию была положена идея Сухомлинского В. А. О том, что, ввести ребенка в мир человеческих отношений - одна из важных задач воспитания личности
ребенка дошкольного возраста. Детей надо приучать жить среди людей , формируя у них определенные психологические качества (внимание, волю, эмоции) и навыки общения.
У дошкольников формируется нравственное представление о бережном отношении к окружающим предметам, игрушкам как продуктам труда взрослых, о нормах поведения, о взаимоотношении со сверстниками и взрослыми, о положительных и отрицательных качествах личности. В воспитании нравственных качеств личности ребёнка особая роль принадлежит содержанию и правилам игры. В работе с детьми младшего возраста основным содержанием дидактических игр является усвоение детьми культурно- гигиенических навыков.
Использование дидактических игр в работе с детьми более старшего возраста решает несколько иные задачи – воспитание нравственных чувств и отношений.
Трудовое воспитание.
Известный советский педагог В. А. Сухомлинский писал: «Труд становится великим воспитателем, когда он входит в духовную жизнь наших воспитанников, дает радость дружбы и товарищества, развивает пытливость и любознательность, рождает волнующую радость преодоления трудностей, открывает все новую и новую красоту в окружающем мире, пробуждает первое гражданское чувство — чувство созидателя материальных благ, без которых невозможна жизнь человека».
Многие
дидактические игры формируют у детей
уважение к трудящемуся человеку, вызывают
интерес к труду взрослых, желание самим
трудиться. Некоторые навыки труда дети приобретают при изготовлении материала для дидактических игр.
Эстетическое воспитание.
Эстетическое воспитание - целенаправленное систематическое воздействие на личность с целью ее эстетического развития, то есть формирования эстетических восприятий, суждений, вкусов, чувств, эстетического сознания, правильного понимания прекрасного в действительности и в искусстве; развитие эстетических потребностей и интересов, способностей к творческому участию в преобразовании жизни по законам красоты. Эстетическое развитие - это длительный процесс становления и совершенствования эстетического сознания, отношений и эстетической деятельности личности. Вопросами эстетического воспитания дошкольников занимались такие ученые как Г. Рошаль, В. Шацкая, М. Румер, Н. Преображенский, Н. Доломанова и др.
Дидактический материал должен соответствовать гигиеническим и эстетическим требованиям: игрушки должны быть разрисованы яркими красками, художественно оформленными. Такие игрушки привлекают внимание, вызывают желание играть с ними.
Физическое воспитание.
В разработку содержания и методов физического воспитания детей дошкольного возраста большой вклад внесли крупные советские ученые Е. А. Аркин, Л. И. Чулицкая, Е. Г. Леви-Гориневская, А. И. Быкова, Н. М. Щелованов, Н. М. Аксарина и др.
Игра
создаёт положительный эмоциональный
подъём, вызывает хорошее самочувствие,
и вместе с тем требует определённого
напряжения нервной системы. Особенно
важны игры с дидактическими игрушками,
где развивается и укрепляется мелкая
мускулатура рук, а это сказывается на
умственном развитии,
на подготовке руки к письму, к изобразительной
деятельности, т.е. к обучению в школе.
Итак, дидактическая игра - это сложное, многогранное явление. В дидактических играх происходит не только усвоение знаний, умений и навыков, но и развиваются все психические процессы детей, их эмоционально-волевая сфера, способности и умения. Дидактическая игра помогает сделать учебный материал увлекательным, создать радостное рабочее настроение. Умелое использование дидактической игры в образовательном процессе облегчает его, т.к. игровая деятельность привычна ребенку. Через игру быстрее познаются закономерности обучения. Положительные эмоции облегчают процесс познания.
1.2. ВИДЫ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ДЛЯ ДЕТЕЙ РАЗНОГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Бондаренко А.К. указывает, что в дошкольной педагогике все дидактические игры можно разделить на три основных вида: игры с предметами (игрушками, природным материалом), настольно - печатные и словесные игры.
Игры с предметами
В
играх с предметами используются
игрушки и реальные предметы, Играя с ними,
дети учатся сравнивать, устанавливать
сходство и различие
предметов. Ценность
этих игр в том, что с их помощью
дети знакомятся со свойствами предметов
и их признаками: цветом, величиной, формой,
качеством. В играх решают задачи на сравнение,
классификацию, установления последовательности
в решении задач. По мере овладения детьми
новыми знаниями о предметной среде задания
в играх усложняются: ребята упражняются
в определении предмета по какому-либо
одному качеству, объединяют предметы
по этому признаку (цвету, форме, качеству,
назначению и др.), что очень важно для
развития отвлеченного, логического мышления.
дидактических
игр, как "Чьи это детки?", "От
какого дерева лист?", "Собери букет
из осенних листьев", и др. Воспитатель
организует их во время прогулки, непосредственно
соприкасаясь с природой. В таких играх
закрепляются знания детей об окружающей
их природной среде, формируются мыслительные
процессы (анализ, синтез, классификация)
и воспитывается любовь к природе, бережное
к ней отношение. (Нагибина М.И., Федотов
Г.Я.).
Настольно – печатные игры
Настольно-печатные игры – интересное занятие для детей. Они разнообразны по видам: парные картинки, лото, домино. Различны и развивающие задачи, которые решаются при их использовании. (Бондаренко А.К.)
Подбор
картинок по парам. Самое простое
задание в такой игре – нахождение
среди разных картинок совершенно одинаковых:
две шапочки, одинаковые по цвету, фасону
и др. Затем задание усложняется: ребенок
объединяет картинки не только по внешним
признакам, но и по смыслу: найти среди
всех картинок два самолета. Самолеты,
изображенные на картинке, могут быть
разные и по форме, и по цвету, но их объединяет,
делает их похожими принадлежность к одному
виду предметов.
Подбор картинок по общему признаку. Здесь требуется некоторое обобщение, установление связи между предметами. Например, в игре "Что растет в саду (лесу, городе)?" дети подбирают картинки с соответствующими изображениями растений, соотносят с местом их произрастания, объединяют по одному признаку картинки. Или игра "Что было потом?": дети подбирают иллюстрации к какой-либо сказке с учетом последовательности сюжета.
Запоминание состава, количества и расположение картинок. Например, в игре "Отгадай какую картинку спрятали" дети должны запомнить содержание картинок, а затем определить, какую их них перевернули вниз
рисунком. Эта игра направлена на развитие памяти, запоминания и припоминания. Игровыми дидактическими задачами этого вида игр является также закрепление у детей знания о количественном и порядковом счете, о
Информация о работе Дидактическая игра как средство воспитания и обучения дошкольников