Дидактическая игра как средство воспитания и обучения дошкольников

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2012 в 17:57, курсовая работа

Описание работы

Дошкольное детство – самый важный период становления личности. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинает формироваться определенное отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер. Основной вид деятельности детей дошкольного возраста – игра.

Работа содержит 1 файл

педагогика курсовая 4.doc

— 131.00 Кб (Скачать)

                                                      

                                                        ВВЕДЕНИЕ

      Дошкольное  детство – самый важный период становления личности. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинает формироваться определенное отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер.                                                                                                                                                                                                                                                                 Основной вид деятельности детей дошкольного возраста – игра.                                                                                                                                                                                                  

      Игра - великое изобретение человека; она имеет для его биологического, социального и духовного развития не меньше, а, может быть, даже и большее значение, чем огонь и колесо. В ней, как в зеркале отображалась история человечества со всеми его трагедиями и комедиями, сильными и слабыми сторонами. Еще в первобытном обществе существовали игры, изображавшие войну, охоту, земледельческие работы, переживания дикарей по поводу смерти раненого товарища.                                                                                                              

      По  свидетельству Платона, жрецы Древнего Египта славились конструированием специальных обучающих и воспитывающих игр. Арсенал таких игр пополнялся. Платон в своем «Государстве» этимологически сближал два слова: «воспитание» и «игра». Он справедливо утверждал, что обучение ремеслам и воинскому искусству немыслимо без игры.                                                                                         

      Попытку систематического изучения игры первым предпринял в конце XIX века немецкий ученый К. Гросс, считавший, что в  игре происходит предупреждение инстинктов к будущим условиям борьбы за существование («теория предупреждения»). К. Гросс называет игры изначальной школой поведения. Для него, какими бы внешними или внутренними факторами игры не мотивировались, смысл их именно в том, чтобы стать для детей школой жизни.                                                                                                                              

      Эта деятельность ребенка интересует ученых самых разных областей – философов, социологов, биологов, искусствоведов, этнографов и особенно педагогов и психологов. В психологии развития игре традиционно придают  

решающее значение в психическом развитии ребёнка. Л.С. Выготский называл игру «девятым валом детского развития», поскольку  именно в игре все стороны личности ребёнка формируются в единстве и взаимодействии, именно в ней происходят значительные изменения в психике ребёнка, подготавливающие переход к новой, более высокой стадии развития.                                                                В игре ребенок делает открытия того, что давно известно взрослому.                              

      Потребность в игре и желание играть у дошкольников необходимо использовать и направлять в целях решения определенных образовательных задач. Игра будет являться средством воспитания и обучения, если она будет включаться в целостный педагогический процесс. Руководя игрой, организуя жизнь детей в игре, педагог воздействует на все стороны развития личности ребенка: на чувства, на сознание, на волю и на поведение в целом.

          В настоящее время  появилось целое направление в педагогической науке - игровая педагогика, которая считает игру ведущим методом воспитания и обучения детей дошкольного и младшего школьного возраста и поэтому упор на игру (игровую деятельность, игровые формы, приемы) - это важнейший путь включения детей в учебную работу, способ обеспечения эмоционального отклика на воспитательные воздействия и нормальных  условий жизнедеятельности.  

           Большой вклад в теорию игры внесли Е.А. Покровский, П.В. Иванова, В.Ф. Кудрявцева, В.Н. Харузина, А.Н. Соболева, О.И. Капица, Г.С. Виноградова. Все эти исследования относятся к ХIХ - первой трети ХХ вв. ценны, прежде всего, первозданностью своих материалов, извлеченных из самих глубин народной жизни, включали в себя описания только тех игр, которые попали в поле зрения наблюдателей.

          Во всех исследованиях утвердилась взаимосвязь обучения и игры, определилась структура игрового процесса, основные формы и методы руководства играми. 
 

Это объясняет  актуальность темы исследования.                                                                  Цель исследования: рассмотреть особенности дидактической игры в педагогическом процессе ДОУ.                                                                                                                            Объект исследования: процесс воспитания и обучения детей дошкольного возраста.                                                                                                                           Предмет исследования: дидактическая игра как средство воспитания и обучения дошкольников.                                                                                                                                   Задачи исследования. 

  1. Изучить литературу по теме исследования.
  2. Рассмотреть сущность и функции дидактических игр.
  3. Определить виды дидактических игр
  4. Изучить структуру дидактической игры.
  5. Рассмотреть методы организации дидактических игр для дошкольников.

Методы исследования: анализ научной и методической литературы,  целенаправленное наблюдение за процессом развития детей.                                                                          Теоретическая значимость работы заключается в изучении значения игры как основы воспитания и обучения детей дошкольного возраста. 

Практическая  значимость работы: анализ программы ДОУ, беседа с воспитателем, разработка рекомендации для воспитателей и родителей по использованию дидактических игр в работе с детьми старшего дошкольного возраста.                                                                                                                                                                                                                          
 
 
 
 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

1.1.СУЩНОСТЬ ПОНЯТИЯ «ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА» В ЛИТЕРАТУРЕ

          Одним из эффективных путей активизации познавательной деятельности дошкольников является дидактическая игра. Она представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление:  является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка.

      Дидактические игры - это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогикой в целях обучения и воспитания детей. Они направлены на решение конкретных задач обучения детей, но в то же время в них проявляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности. (Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко, А.П. Усова).

      Традиция  широкого использования дидактических  игр в целях воспитания и обучения детей, сложившаяся в народной педагогике, получила свое развитие в трудах ученых и в практической деятельности многих педагогов. В отечественной педагогике система дидактических игр была создана в 60-е гг. ХХ века в связи с разработкой теории сенсорного воспитания. Её авторами являются известные психологи: Л.А. Венгер, А.П. Усова, В.Н. Аванесова и др.

      Ярким представителем первого направления  был великий чешский педагог Я.А. Коменский. Он считал игру необходимой формой деятельности ребенка, отвечающей его природе и склонностям: игра – серьезная умственная деятельность, в которой развиваются все виды способностей ребенка; в игре расширяется и обогащается круг представлений об  

окружающем мире, развивается речь; в совместных играх  ребенок сближается со сверстниками.

         С наибольшей полнотой дидактическое направление представлено в педагогике Ф. Фребеля. Процесс игры, по его утверждению, – это выявление и проявление того, что изначально заложено в человеке божеством. Через игру ребенок, по мнению Ф. Фребеля, познает божественное начало, законы мироздания и самого себя. Ф. Фребель придавал игре большое воспитательное значение: игра развивает ребенка физически, обогащает его речь, мышление, воображение; игра является активной деятельностью для детей дошкольного возраста. Потому основной воспитания детей в детском саду Фребель считал игру.

      А. В. Запорожец, оценивая роль дидактической  игры, подчеркивал: «Нам необходимо добиться того, чтобы дидактическая игра была не только формой усвоения отдельных знаний и умений, но и способствовала бы общему развитию ребенка». С другой стороны, некоторые педагоги склонны, наоборот, неправомерно рассматривать дидактические игры лишь как средство интеллектуального развития, средство развития познавательных психических процессов. Однако дидактические игры - это еще и игровая форма обучения.                                                                                                                                 

      Сущность  дидактической игры заключается  в том, что дети решают умственные задачи, предложенные им в занимательной игровой форме, сами находят решения, преодолевая при этом определённые трудности. Ребёнок воспринимает умственную задачу, как практическую, игровую; это повышает его умственную активность.

      Сенсорное развитие ребёнка в дидактической  игре происходит в неразрывной связи  с развитием у него логического  мышления и умения выражать свои мысли  словами. Чтобы решить игровую задачу требуется сравнивать признаки предметов, устанавливать сходство и различие,  
 

обобщать, делать выводы. Таким образом развивается  способность к суждениям, умозаключению, умению применять свои знания в разных

условиях. Это  становится возможным лишь в том случае, если у детей есть конкретное знание о предметах и явлениях, которые составляют содержание игры.

      Игра  выявляет отношение детей к изображаемому  и в то же время содействует  закреплению и развитию такого отношения. Детям нравится вновь и вновь переживать восхищение, радость, восторг, удивление, которые они испытали при знакомстве с явлением, объектом, событием. Этим объясняется их устойчивый интерес к играм. Именно в игре дети практически реализуют то, что они хотели бы увидеть в школе, в первом классе.    

      Исходя  из вышесказанного, дидактическая игра - это игра только для ребенка. Для  взрослого она - способ обучения. В  дидактической игре усвоение знаний выступает как побочный эффект. Цель дидактических игр и игровых  приемов обучения - облегчить переход к учебным задачам, сделать его постепенным.

      Дидактическая игра как игровой метод обучения рассматривается в двух видах: игры – занятия и дидактические или автодидактические игры. В первом случае ведущая роль принадлежит воспитателю, который для повышения у детей интереса к занятию использует разнообразные игровые приемы, создает игровую ситуацию, вносит элементы соревнования и др. Использование разнообразных компонентов игровой деятельности сочетается с вопросами, указаниями, объяснениями, показом.

      С помощью игр – занятий воспитатель  не только передает определенные знания, формирует представления, но и учит детей играть. Основой для игр  детей служат сформулированные представления  о построении игрового сюжета, о  разнообразных игровых действиях с  
 

предметами. Важно, чтобы затем были созданы условия  для переноса этих знаний и представлений  в самостоятельные, творческие игры.                              

           Дидактическая игра используется при обучении детей математике, родному языку, ознакомлению с природой и окружающим миром, в развитии сенсорной культуры. 

      Дидактическая игра как форма обучения детей содержит два начала: учебное (познавательное) и игровое (занимательное). Воспитатель одновременно является и учителем, и участником игры. Он учит и играет, а дети, играя, учатся. Если на занятиях расширяются и углубляются знания об окружающем мире, то в дидактической игре (играх – занятиях, собственно дидактических играх) детям предлагаются задания в виде загадок, предложений, вопросов.

Информация о работе Дидактическая игра как средство воспитания и обучения дошкольников