Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2012 в 17:57, курсовая работа
Дошкольное детство – самый важный период становления личности. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинает формироваться определенное отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер. Основной вид деятельности детей дошкольного возраста – игра.
Дошкольное
детство – самый важный период
становления личности. В эти годы
ребенок приобретает
Игра
- великое изобретение человека;
она имеет для его
По
свидетельству Платона, жрецы Древнего
Египта славились конструированием специальных
обучающих и воспитывающих игр. Арсенал
таких игр пополнялся. Платон в своем «Государстве»
этимологически сближал два слова: «воспитание»
и «игра». Он справедливо утверждал, что
обучение ремеслам и воинскому искусству
немыслимо без игры.
Попытку
систематического изучения игры первым
предпринял в конце XIX века немецкий
ученый К. Гросс, считавший, что в
игре происходит предупреждение инстинктов
к будущим условиям борьбы за существование
(«теория предупреждения»). К. Гросс называет
игры изначальной школой поведения. Для
него, какими бы внешними или внутренними
факторами игры не мотивировались, смысл
их именно в том, чтобы стать для детей
школой жизни.
Эта
деятельность ребенка интересует ученых
самых разных областей – философов,
социологов, биологов, искусствоведов,
этнографов и особенно педагогов и психологов.
В психологии развития игре традиционно
придают
решающее значение
в психическом развитии ребёнка.
Л.С. Выготский называл игру «девятым
валом детского развития», поскольку
именно в игре все стороны личности
ребёнка формируются в единстве и взаимодействии,
именно в ней происходят значительные
изменения в психике ребёнка, подготавливающие
переход к новой, более высокой стадии
развития.
Потребность в игре и желание играть у дошкольников необходимо использовать и направлять в целях решения определенных образовательных задач. Игра будет являться средством воспитания и обучения, если она будет включаться в целостный педагогический процесс. Руководя игрой, организуя жизнь детей в игре, педагог воздействует на все стороны развития личности ребенка: на чувства, на сознание, на волю и на поведение в целом.
В настоящее время появилось целое направление в педагогической науке - игровая педагогика, которая считает игру ведущим методом воспитания и обучения детей дошкольного и младшего школьного возраста и поэтому упор на игру (игровую деятельность, игровые формы, приемы) - это важнейший путь включения детей в учебную работу, способ обеспечения эмоционального отклика на воспитательные воздействия и нормальных условий жизнедеятельности.
Большой вклад в теорию игры внесли Е.А. Покровский, П.В. Иванова, В.Ф. Кудрявцева, В.Н. Харузина, А.Н. Соболева, О.И. Капица, Г.С. Виноградова. Все эти исследования относятся к ХIХ - первой трети ХХ вв. ценны, прежде всего, первозданностью своих материалов, извлеченных из самих глубин народной жизни, включали в себя описания только тех игр, которые попали в поле зрения наблюдателей.
Во всех исследованиях утвердилась взаимосвязь
обучения и игры, определилась структура
игрового процесса, основные формы и методы
руководства играми.
Это объясняет
актуальность темы исследования.
Методы исследования:
анализ научной и методической литературы,
целенаправленное наблюдение за процессом
развития детей.
Практическая
значимость работы: анализ программы ДОУ,
беседа с воспитателем, разработка рекомендации
для воспитателей и родителей по использованию
дидактических игр в работе с детьми старшего
дошкольного возраста.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
1.1.СУЩНОСТЬ ПОНЯТИЯ «ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА» В ЛИТЕРАТУРЕ
Одним из эффективных путей активизации познавательной деятельности дошкольников является дидактическая игра. Она представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка.
Дидактические игры - это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогикой в целях обучения и воспитания детей. Они направлены на решение конкретных задач обучения детей, но в то же время в них проявляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности. (Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко, А.П. Усова).
Традиция широкого использования дидактических игр в целях воспитания и обучения детей, сложившаяся в народной педагогике, получила свое развитие в трудах ученых и в практической деятельности многих педагогов. В отечественной педагогике система дидактических игр была создана в 60-е гг. ХХ века в связи с разработкой теории сенсорного воспитания. Её авторами являются известные психологи: Л.А. Венгер, А.П. Усова, В.Н. Аванесова и др.
Ярким
представителем первого направления
был великий чешский педагог Я.А. Коменский.
Он считал игру необходимой формой деятельности
ребенка, отвечающей его природе и склонностям:
игра – серьезная умственная деятельность,
в которой развиваются все виды способностей
ребенка; в игре расширяется и обогащается
круг представлений об
окружающем мире, развивается речь; в совместных играх ребенок сближается со сверстниками.
С наибольшей полнотой дидактическое направление представлено в педагогике Ф. Фребеля. Процесс игры, по его утверждению, – это выявление и проявление того, что изначально заложено в человеке божеством. Через игру ребенок, по мнению Ф. Фребеля, познает божественное начало, законы мироздания и самого себя. Ф. Фребель придавал игре большое воспитательное значение: игра развивает ребенка физически, обогащает его речь, мышление, воображение; игра является активной деятельностью для детей дошкольного возраста. Потому основной воспитания детей в детском саду Фребель считал игру.
А.
В. Запорожец, оценивая роль дидактической
игры, подчеркивал: «Нам необходимо добиться
того, чтобы дидактическая игра была не
только формой усвоения отдельных знаний
и умений, но и способствовала бы общему
развитию ребенка». С другой стороны, некоторые
педагоги склонны, наоборот, неправомерно
рассматривать дидактические игры лишь
как средство интеллектуального развития,
средство развития познавательных психических
процессов. Однако дидактические игры
- это еще и игровая форма обучения.
Сущность дидактической игры заключается в том, что дети решают умственные задачи, предложенные им в занимательной игровой форме, сами находят решения, преодолевая при этом определённые трудности. Ребёнок воспринимает умственную задачу, как практическую, игровую; это повышает его умственную активность.
Сенсорное
развитие ребёнка в дидактической
игре происходит в неразрывной связи
с развитием у него логического
мышления и умения выражать свои мысли
словами. Чтобы решить игровую задачу
требуется сравнивать признаки предметов,
устанавливать сходство и различие,
обобщать, делать выводы. Таким образом развивается способность к суждениям, умозаключению, умению применять свои знания в разных
условиях. Это становится возможным лишь в том случае, если у детей есть конкретное знание о предметах и явлениях, которые составляют содержание игры.
Игра
выявляет отношение детей к
Исходя из вышесказанного, дидактическая игра - это игра только для ребенка. Для взрослого она - способ обучения. В дидактической игре усвоение знаний выступает как побочный эффект. Цель дидактических игр и игровых приемов обучения - облегчить переход к учебным задачам, сделать его постепенным.
Дидактическая игра как игровой метод обучения рассматривается в двух видах: игры – занятия и дидактические или автодидактические игры. В первом случае ведущая роль принадлежит воспитателю, который для повышения у детей интереса к занятию использует разнообразные игровые приемы, создает игровую ситуацию, вносит элементы соревнования и др. Использование разнообразных компонентов игровой деятельности сочетается с вопросами, указаниями, объяснениями, показом.
С
помощью игр – занятий
предметами. Важно, чтобы затем были созданы условия для переноса этих знаний и представлений в самостоятельные, творческие игры.
Дидактическая игра используется при обучении детей математике, родному языку, ознакомлению с природой и окружающим миром, в развитии сенсорной культуры.
Дидактическая игра как форма обучения детей содержит два начала: учебное (познавательное) и игровое (занимательное). Воспитатель одновременно является и учителем, и участником игры. Он учит и играет, а дети, играя, учатся. Если на занятиях расширяются и углубляются знания об окружающем мире, то в дидактической игре (играх – занятиях, собственно дидактических играх) детям предлагаются задания в виде загадок, предложений, вопросов.
Информация о работе Дидактическая игра как средство воспитания и обучения дошкольников