Диагностика нарушений в семейном воспитании

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2012 в 10:51, курсовая работа

Описание работы

В этой работе мы попробуем увидеть взаимосвязь между осознанным и сформированным материнством-отцовством и гармоничным или не гармоничным развитием личности ребёнка.

Содержание

Введение..........................................................................................................3
1. Диагностика нарушений в семейном воспитании .................................5
1.1. Характеристики оптимальных семейных отношений для воспитания ребёнка............................................................................................................5
1.2. Обзор методов исследования семейных отношений и развития личности ребёнка..........................................................................................14
2. Экспериментальное исследование родительских установок и их влияние на развитие личности ребёнка.....................................................16
2.1. Цель, гипотеза, задачи..........................................................................16
2.2. Методики...............................................................................................17
2.3. Результаты............................................................................................19
2.4. Обсуждение..........................................................................................28
Заключение.................................................................................................29
Библиография..............................................................................................30
Приложения.................................................................................................31

Работа содержит 1 файл

ДИАГНОСТИКА НАРУШЕНИЙ В СЕМЕЙНОМ ВОСПИТАНИИ - КУРСОВАЯ.doc

— 353.50 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

Присутствует непоследовательность родительских установок, проявляющихся  в противоречиях: Высоркий уровень шкал: «вербализация», «партнерские отношения», «уравнительные отношения» и в то же время «подавление воли», «чрезмерное вмешательство в мир ребёнка».

На рисунке старшей  дочери для каждого члена семьи  отведён свой квадрат на листе, перегородки между членами семьи свидетельствуют о не оптимальных внутрисемейных психологических отношениях. Линии неровные, есть штрих – свидетельство повышенного уровня тревожности. Отец изображён едущим в машине под дождём, что говорит нам об обеспокоенности за этого персонажа рисунка. Автор же лежит в постели, накрыт одеялом, можно интерпретировать как депрессивное состояние.

Младшая дочь так же изобразила отца и мать в отдельных квадратах, себя с сестрой вместе и бабушку  с дедушкой в четвёртом квадрате. Все фигуры одинаковые, несколько маловаты, прорисованы одинаково, за исключением бабушки, которая изображена с открытым ртом, что может свидетельствовать об оральной агрессии с её стороны. Автор же играет в мяч, что говорит о состоянии конкуренции, соперничества.

Четвёртая семья состоит  из родителей и двух дочерей. Диаграмма  родительских установок рис 5.

Рис 5


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Основную роль по воспитанию детей взяла на себя мать, она  допускает конфликты в семье. Считает возможным подавлять  волю детей. Отец же уверенно соглашается только с аспектом – «вербализация» вместе с женой. Исходя из полученных, данных можно предположить, что родительские установки в этой семье не сформировались, преимущественно у отца.

На рисунке младшей  дочери изображены мать, отец, автор и старшая сестра. Все женские фигуры прорисованы очень хорошо и подробно, зав исключением лиц, что может послужить свидетельством того, что существуют нарушения в сфере общения. Отец изображен с большими руками, каким-то предметом в правой руке и широко открытым ртом, что говорит о вербальной агрессии, и демонстрации физической силы.

Старшая дочь рисовать отказалась.

Пятая семья не полная: мать, дочь, бабушка и прабабушка. Диаграмма родительских установок  матери рис 6.

Рис 6

 

Мать в воспитании дочери ориентируется на пять аспектов, которые, по большому счёту не взаимоисключающ друг друга: «самопожертвование в роли матери», «сверхавторитет родителей», «вербализация», «уравнительные отношения с детьми» и «создание безопасности для ребёнка».

Дочь изобразила на рисунке мать, себя, бабушку и прабабушку. Фигуры приблизительно одинаковые по размеру, хорошо прорисованные, друг от друга изолированные, что свидетельствует о неоптимальном психологическом контакте внутри семьи. У ребёнка вызывает тревогу состояние матери, над которой нарисованы тучи, ребёнок воспринимает обстановку, сложившуюся вокруг матери, как пугающую, из беседы с ребёнком, стало понятно, что она считает маму уставшей и взволнованной болезнью бабушки. Отец не изображён, можно говорить, что ребёнок успешно пережил ситуацию развода родителей.

Пятая семья находится  в кризисе семейных отношений, пройти тестирование согласилась только мать и двое детей. Полный состав семьи, проживающей  в одной квартире: мать, отец и  трое сыновей.

Диаграмма родительских установок матери рис 7.

Рис 7


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Мать имеет два приоритета в воспитании детей: вербализация и  уравнительные отношения с детьми. Признаков не характерных её стилю  воспитания назвала больше: ограниченность интересов женщины семьёй, ощущение самопожертвования в роли матери, сверхавторитет родителей, неудовлетворённость ролью хозяйки дома, доминирование матери, суровость, уклонение от контакта, исключение внесемейного влияния и ускорение развития ребёнка.

Младший сын (6 лет) изобразил  отца, мать, себя и двух братьев. Фигуры примерно одинаковой величины, одинаково прорисованы, довольно схематично, себя изобразил между отцом и братом близнецом, левее старший брат, мать со стороны отца, немного в отдалении. Использует штриховку, что говорит о тревожности, Нарисовал солнце, можно трактовать, как нехватку семейного тепла. Мать, отец и старший брат имеют большие руки с длинными пальцами, близнец лишен кистей вообще, автор нарисовал себе всего одну кисть, можно говорить, что автор воспринимает персонажей с акцентами на руках, как агрессивно настроенными.

Старший сын (7 лет) изобразил  в отдельных квадратах: бабушку, дедушку, маму и младших братьев, кошку, отца и тётю с дядей. Себя автор  рисовать не стал, что можно интерпретировать, как неоптимальные внутрисемейные отношения, ощущение брошености, ненужности, одиночества. Изображение домашнего животного может говорить о поиске ласки и внимания со стороны родителей, а так же о желании занять охраняющую, покровительственную позицию. Повсеместное использование штриховки, в том числе на лицах, говорит о повышенном уровне тревожности и трудностях в вербализации. Наиболее подробно, и в первую очередь, прорисованы бабушка и дедушка, это может свидетельствовать о значимости этих людей для ребёнка в данный момент. Увлекшись заданной темой, ребёнок решил изобразить семью пингвинов, в количестве пяти человек, плывущих в океане, каждый на своей льдинке. Такой рисунок можно интерпретировать как представление и мечтание об идеальной семье.

2.4. Обсуждение

Исходя из полученных во время исследования данных, можно сказать, что слишком сложные и много составные родительские установки, противоречащие сами себе или установкам супруга, несформированные установки так же влияют на психологическое состояние ребёнка, как, может повлиять развод родителей или другой кризис в семье. Можно предположить, что зрелые, сформированные, осознанные родительские установки могут скомпенсировать некоторые недостатки семейной ситуации. И, наоборот, при прочих равных условиях, благополучной семейной обстановке, отсутствие осознанной, зрелой, обдуманной точки зрения на семейное воспитание может помешать формированию здоровой личности ребёнка. Глядя на «Кинетические рисунки семьи» собранные для этой работы, хочется отметить тревожный момент. Большое, а в процентном соотношении огромное 50% детей, количество рисунков с ячейками, в которых изолируется каждый член семью. Чувство отдельности, не принадлежности, свойственное не до конца сформированному, семьянину, передаётся ребёнку. Только в иной, болезненной форме. Если родитель не до конца понимает свои матримониальные потребности, то ребёнок нуждается в полноценной семье. Ещё одна особенность, обращающая на себя внимание – это тревога детей не за себя, а за кого-то из родителей, которого ребёнок рисует под тучей, под дождём с грозой или пытается пририсовать под его ногами землю или пол. Так же интересно было исследовать семью, ответившую на вопросы теста абсолютно одинаково. Казалось бы, такое единодушие должно приносить только хорошие плоды в воспитании ребёнка, но, видимо, не хватает объёмного взгляда на одни и те же вещи, за счёт разных точек зрения супругов.

 

 

 

Заключение:

В этой работе мы попытались увидеть и проследить взаимосвязь  между родительскими установками  и оптимальным развитием личности ребёнка. Поставленные задачи: проведение диагностики родительских установок матери и, если таковой есть, отца, регистрация отклонения от статистической нормы, отслеживание противоречий, внутрисемейной динамики, изучение того же показателя по рисункам детей, сравнение. Так же, определение отношения ребёнка к членам семьи, семейной ситуации, к своему положению в ней -  выполнены в полном объёме. Цель работы: исследовать отношения родителей (прежде всего, матерей) к разным сторонам семейной жизни (семейной роли), обследовать детей по методике «кинетический рисунок семьи», чтобы определить тип воспитания, уровень развития личности ребёнка и психологическое состояние с тем, чтобы сравнив показатели оценить позитивные и негативные результаты – достигнута. Гипотеза подтвердилась не полностью. Мы не учли, что тест на «Родительские установки», в некоторой степени, предъявляет идеальные представления о родительской роли обследуемых, а не реальную картину семейного воспитания. Однако нам, всё-таки,  удалось проследить взаимосвязь между семейной обстановкой и развитием личности ребёнка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Библиография:

  1. Андреева Г.М. Социальная психология М.: Аспект Пресс, 2004
  2. Выготский Л.С. Педагогическая психология М., 1991
  3. Дзержинский Ф.Э. Дневник заключенного: Письма — Мн., 1977.—С. 21—23.
  4. Каптерев П.Ф. История русской педагогики.//Педагогика-1993.
  5. Лесгафт П. Ф. из работы «Семейное воспитание ребенка и его значение» Избранные педагогические сочинения—М., 1951.—С. 215—216.
  6. Леви В.Л. Нестандартный ребенок.— 3-е изд.— М.: Знание, 1989.— 256 с.
  7. Макаренко А. С. Из лекции «Общие условия семейного воспитания», Педагогические соч.: В 8 т.—М., 1984.—Т. 4.—С. 60—62.
  8. Немов Р.С. Психология. Кн. 2 М.: ВЛАДОС, 2003
  9. Овчинников В. //Японский ребенок дома и в школе, Воспитание школьников №4-89,с. 95.
  10. Овчарова Р.В. практическая психология образования М.: Академия, 2004
  11. Подласый И.П. Педагогика. В 2 кн. М.: ВЛАДОС, 1999
  12. Практическая психология для детей и родителей // под ред. Тутушкиной М.К. СПб., Дидактика Плюс, 2000
  13. Психология. Учебник М.: ПРОСПЕКТ, 1999
  14. Песталоцци И.Г. Лебединая песня. - М.: НИИ школьных технологий, 2008. – 240 с.
  15. Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего человека - М.: Педагогика,1990. – 286 с.
  16. Таймазов В. А., Курамшин Ю. Ф., Марьянович А. Т. Петр Францевич Лесгафт: Главные труды - СПб.: Печатный двор им. Горького, 2006. — 720 с.

 

 

 

 


Информация о работе Диагностика нарушений в семейном воспитании