Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2012 в 10:51, курсовая работа
В этой работе мы попробуем увидеть взаимосвязь между осознанным и сформированным материнством-отцовством и гармоничным или не гармоничным развитием личности ребёнка.
Введение..........................................................................................................3
1. Диагностика нарушений в семейном воспитании .................................5
1.1. Характеристики оптимальных семейных отношений для воспитания ребёнка............................................................................................................5
1.2. Обзор методов исследования семейных отношений и развития личности ребёнка..........................................................................................14
2. Экспериментальное исследование родительских установок и их влияние на развитие личности ребёнка.....................................................16
2.1. Цель, гипотеза, задачи..........................................................................16
2.2. Методики...............................................................................................17
2.3. Результаты............................................................................................19
2.4. Обсуждение..........................................................................................28
Заключение.................................................................................................29
Библиография..............................................................................................30
Приложения.................................................................................................31
Содержание:
Введение......................
1. Диагностика нарушений в
1.1. Характеристики оптимальных
семейных отношений для воспитания
ребёнка.......................
1.2. Обзор методов исследования
семейных отношений и развития
личности ребёнка..............
2. Экспериментальное
2.1. Цель, гипотеза, задачи........................
2.2. Методики......................
2.3. Результаты....................
2.4. Обсуждение....................
Заключение....................
Библиография..................
Приложения....................
Введение
Семья - это наиболее популярный вид социальной группы, в которой рождается, формируется, развивается и проводит немалую часть жизни человек. Семейные взаимоотношения, как правило, обусловливают психологию и поведение человека, поэтому семья представляет особый интерес для социально-психологического изучения.
Для нас в этой работе, прежде всего,
важно рассмотреть и изучить
ту часть семейных отношений, которая
лежит в плоскости «родитель-
Как правило, родители не задумываются о том, как свойственный их семье стиль воспитания влияет на формирование личности ребёнка. В то время как цели его, зачастую, более или менее ясны, хотя по большому счёту в каждом случае индивидуальны.
Разные авторы, например, Л.И. Божович в книге Проблемы формирования личности, пытались проследить взаимосвязь нарушений в семейном воспитании и формирование личности ребёнка, его характера и т.д. Многие из них полагают, что особенности характера и поведения родителей непосредственно влияют на поведение ребёнка. Думали, что если мать проявляет склонность к тоске, подавленности, то у ее детей будут заметны такие же особенности. При ближайшем рассмотрении оказалось, что механизм влияния семейного воспитания на развитие детей значительно сложнее. Очень многое зависит от индивидуальных особенностей нервной системы ребёнка, от социальных условий в которые погружена семья. Сейчас исследователям-психологам, очевидно, что одна и та же доминирующая особенность личности или поведения родителя может вызывать самые разные формы реакции, а впоследствии формировать устойчивое поведение ребёнка, в зависимости от различных условий. Например, резкая, вспыльчивая, деспотичная мать может вызвать в своем ребенке как аналогичные черты - грубость, несдержанность, так и прямо противоположные, а именно - подавленность, робость.
Неповторимую индивидуальность характеру воспитания придаёт множество факторов, таких как место воспитания в системе ценностей родителей, ориентирование воспитания на те или иные цели, исходя из тех или иных мотивов и предпочтений, связь воспитания с прочими видами деятельности.
В этой работе мы попробуем
увидеть взаимосвязь между
1. Диагностика нарушений в семейном воспитании
1.1. Характеристики оптимальных семейных отношений для воспитания ребёнка
В прежние времена, когда каждая семья относилась к какому либо классу, и дети этой семьи, обыкновенно принадлежали к тому же классу. В таком виде воспитание носило преемственный характер, что и по сей день является фундаментом семейного образования. Однако для современных детей предоставлены широкие возможности для выбора. В этом выборе играют роль различные факторы, начиная с материальных возможностей семьи и заканчивая способностями и подготовкой ребёнка. И при подобных обстоятельствах препятствие между средой, в которой живёт семья, и в которую стремиться попасть ребёнок перестало быть столь очевидным.
А.С Макаренко выделял огромную роль для формирования детей состава семьи, и тех психосоциальных ролей, которые свойственны каждому из домочадцев. Так же утверждал, что воспитание – это осознанная и целеустремлённая работа: «Хотя каждая семья составляет коллектив равноправных членов общества, все же родители и дети отличаются тем, что первые руководят семьей, а вторые воспитываются в семье.
Обо всем этом каждый родитель должен иметь совершенно ясное
представление. Каждый должен понимать, что в семье он – не полный бесконтрольный хозяин, а только старший ответственный член коллектива. Если эта мысль хорошо будет понята, то правильно пойдет и вся воспитательная работа. Мы знаем, что эта работа не у всех одинаково успешно протекает. Это зависит от многих причин и прежде всего, зависит от применения правильных методов воспитания. Но очень важной причиной является и самое устройство семьи, ее структура... Только в семье, где есть несколько детей, родительская забота может иметь нормальный характер. Она равномерно распределяется между всеми». Следующий вопрос, на который обращает внимание А.С. Макаренко – это вопрос о цели воспитания. В отдельных семьях можно наблюдать полное бездумье в этом вопросе: просто существуют рядом родители и дети, и родители надеются на то, что все само собой получится. У родителей нет ни понятной цели, ни определенной программы. Конечно, в таком случае и плоды будут всегда случайны, и часто такие родители потом удивляются, почему это у них выросли плохие дети. Никакое дело нельзя хорошо сделать, если неизвестно, чего хотят достичь.
Иоганн Песталоцци, знаменитый швейцарский педагог 18-19 веков, писал о материнской любви следующее: «Просвещенная и рассудительная мать живет для ребенка, служа его любви, а не его капризам и его по-животному возбуждаемому и поддерживаемому эгоизму». Он полагал, что матери самой природой дарована способность давать младенцу то, в чём он нуждается, удовлетворять все его физические потребности. Хотя эта «природосообразная заботливость» и является лишь инстинктом, она все же осуществляется в гармонии с требованиями ее разума и души. Песталоцци считал мать необходимым посредником в общении ребёнка с большим миром, включая отца: «Кого любит мать, того любит и ее дитя. Кому доверяет мать, тому доверяет и дитя». Мать готовит ребёнка к общению с отцом, братьями сёстрами и так далее.
Отец и мать как бы взаимно дополняют друг друга; ребенок по-настоящему видит своего отца, если у него есть хорошая дружба с матерью... Так писал В.А. Сухомлинский в своём труде «Как воспитать настоящего человека». Но подчёркивает особую роль матери на первых этапах развития. Он был убеждён, что на матери лежит обязанность нравственного и духовного воспитания, что она должна быть образованна, обогащена духовно, преданна и требовательна к мужу. Воспитательный процесс, направленный на формирование уважительного отношения к матери, является залогом авторитета отца. «Подлинная гармония воли и любви достигается в тех семьях, где свет разума, мудрости, изумляющий детей каждодневными открытиями человеческой красоты, исходит от матери, где духовную красоту, благородство, преданность мужа жене и семье дети видят только благодаря этому свету - исходящему от умной, тонко чувствующей человеческие достоинства и пороки матери» - читаем мы у В.А. Сухомлинского. Здесь его мысль пересекается с мнением А.С. Макаренко, считавшим необходимым и естественным поставить во главу процесса формирующего личность ребёнка женщину, мать, а семейное главенство мужчины называет «нелепым предрассудком». Однако сложно отрицать особую роль отца в воспитании детей. Об этом В.А. Сухомлинский говорит, что основная миссия мужчины – это ответственность, умение оберегать и защищать семью, быть кормильцем детей и матери, воспитывать примером.
П. Ф. Лесгафт в своей книге «Семейное воспитание ребенка и его значение» выдвинул перед родителями требование: “щадить личность своего ребенка”, показал, как важно сочетание известной свободы деятельности детей и разумного руководства. Он особо выделял дошкольный период с рождения до конца седьмого года, считая, что именно в этой стадии складывается тип личности ребёнка, усваиваются им обычаи местности и семьи и именно поэтому этот период оставляет неизгладимый отпечаток на всей его будущей жизни: «Собирая детей для общих систематизированных занятий с двух с половиной до трехлетнего возраста, когда они только повторяют (имитируют) все их окружающее и когда у них еще нет ни наблюдательности, ни опытности, содействующих их рассуждениям и более или менее самостоятельным их действиям, можно поддержать и развить у них только стадные проявления, в ущерб их индивидуальным наклонностям и развитию их характера». Лесгафт полагал, что в процессе воспитания необходимо учитывать такие его бесценные качества как восприимчивость, впечатлительность, стремление к самостоятельной переработке воспринятого, к разнообразно деятельности и играм. Он призывал не преследовать слишком конкретной цели и тенденции в воспитании, не ломать его «системой». Здесь Пётр Францевич спорил с теоретиком дошкольного воспитания Фридрихом Фребелем, основателем первых детских садов, который основной акцент делал на активности самого ребенка, на необходимости побуждения и организации его собственной деятельности. Принимая детский сад, как вынужденную необходимость в условиях отсутствия должного попечения родителей Лесгафт настаивал на решительных переменах воспитательной работы, убеждал, что ребёнку необходима большая свобода в играх и занятиях, условия максимально приближенные к домашним. Поднимал вопрос о необходимости женского образования в России и подчеркивал, что естественной и незаменимой воспитательницей детей предшкольного возраста является образованная мать. Так же одной из важнейших задач воспитания Лесгафт считал формирование правдивости в ребёнке: «Правдивость не дана человеку готовой, она должна быть приобретена и усваивается первоначально только наблюдением над жизнью окружающих, так же как и речь ребенка». Он был убеждён, что воспитание правдивости возможно только родительским примером, а именно: последовательностью в отношения слова к делу, при прочих условиях ребёнок не сможет усвоить критерия правды.
О телесных наказаниях же
в своём «дневнике
О важности воспитания дисциплины и целесообразности следования режиму в семье заявлял А.С. Макаренко в своих педагогических трудах, и уточняет: «Один режим должен быть в большой семье, где много детей, и совершенно иной в такой семье, где один ребенок. Режим, полезный по отношению к малым детям, может принести большой вред, если его применять к более взрослым детям. Точно так же свои особенности имеет режим для девочек, в особенности в старшем возрасте». В каждом из случаев режим должен иметь свою цель и родители, а в подавляющем большинстве и дети, должны прекрасно понимать и осознавать её. Например, время отхода ко сну и подъёма должно быть обусловлено необходимым количеством сна для ребёнка данного возраста.
Так же в ребёнке необходимо воспитывать осознанное чувство ответственности с тем, чтобы ребёнок: «без наказания чувствовал себя неловко, если по его вине испортилась или уничтожена вещь» - пишет А.С. Макаренко.
В свою очередь Л. Н. Толстой, размышляя о воспитании, писал о важности родительского примера: «Я думаю, что не только трудно, но невозможно хорошо воспитать детей, если сам дурен; и что воспитание детей есть только самосовершенствование, которому ничто не помогает столько, как дети».
Так же важно сказать об обычаях семейного воспитания некоторых зарубежных стран. Например, о традиционной японской семье можно сообщить то, что ей свойственна скрупулезность в почитании старших и вышестоящих. Так, когда мать носит ребёнка у себя за спиной, она при каждом поклоне заставляет кланяться и его. Чувство субординации воспитывается не нотациями, а жизненным опытом, ребёнок видит, что мать кланяется мужу, средний брат – старшему, сестра – всем братьям. Причём это не является пустым жестом, но свидетельством признания собственного места. Японец с детских лет привыкает к тому, что определенные привилегии влекут за собой определенные обязанности. Он понимает подобающее место и как пределы дозволенного поведения, и как гарантию известных прев. Японцам присущ страх одиночества, ребёнок растёт в сопричастности к группе, к семье, и ему страшно быть отвергнутым ею. А основным своим долгом он полагает верность семье, общине, фирме, всегда исходить из её интересов, подчиняясь воле вышестоящих, какого бы мнения сам ни был по этому вопросу. Японец оказавшийся оторванным от родного дома и в другом краю страны не почувствует одиночества, которое может испытать, скажем европеец переезжающий в пределах своей страны. Для японца почти не существует понятия личных дел. А личные отношения, сложившиеся в начале жизни ценят наивысше прочих, считая, что они сохраняют силу навсегда. По-прежнему сильно понятие о рангах. Свидетельством хорошего воспитания для японца станет способность скрыть своё душевное состояние, а иногда выразить совершенно противоположенное. И как пишет В. Овчинников: «Лишь прожив в стране несколько лет, начинаешь понимать, что японская вежливость — это не низкие поклоны, которые выглядят весьма нелепо в современной уличной толпе или на перроне метро, и не обычай начинать разговор с множества ничего не значащих фраз. Японская вежливость — это, прежде всего стремление людей при любых контактах блюсти достоинство друг друга».
Интересно пишет Жан Ледлофф в своей книге « Как вырастить ребёнка счастливым» о манере воспитания у индейцев племени екуана, живущих в дебрях лесов Венесуэлы. Автор останавливается на некоторых отличительных особенностях социальной жизни племени, например, мужчины екуана переходят жить в семью к женщине, а не наоборот, как было принято много лет в европейской цивилизации. Любого пришедшего взрослого человека принимают в семью с радостью, на правах «дальнего родственника», с тем, чтобы он работал и жил на равных со всеми условиях. Основная задача стариков выполнять посильную работу и следить за собственным здоровьем, чтобы как можно дольше быть не в тягость детям. В воспитании же своих младенцев особое внимание уделяется телесному контакту с матерью на первых месяцах жизни, когда же ребёнок начинает ходить, не приветствуется навязывать ему своё общество. Ребёнок «путешествуя» познаёт окружающий мир. Не раз автор книги становилась свидетелем детских игр, когда они бежали к выгребной яме и едва успевали затормозить перед ней. Взрослые представитель племени довольно спокойно относятся и к таким играм, однако когда ребёнок проявляет инициативу в общении с матерью, она не имеет права отказать ему в, чем бы не была занята. О повседневной жизни в племени Ледлофф пишет: «Приглядевшись, я поняла, что и взрослые, и дети были совершенно расслабленны, а тишина не только не была зловещей, но и выражала взаимопонимание и уверенность в правильности следования традициям. Таким образом, эта «торжественность» была лишена какого бы то ни было напряжения, и была не чем иным, как просто глубоким умиротворением. Отсутствие разговора означало, что все чувствовали себя свободно, а не скованно. Детям обычно было что сказать, и сказать безо всякого стеснения или возбуждения, но чаще всего они так ничего и не говорили. В соответствии с обычаем за обедом екуана царит тишина безмятежности, и если кто-то и произносит что-либо, то это делается в том же духе. При появлении отца мать и дети замолкают. Также под взглядом отцов и вообще мужчин женщины и дети с гордостью стремятся делать лучшее, на что они способны, и жить, оправдывая ожидания мужчин и друг друга. Мальчики с особенной гордостью сравнивают себя с отцами, а девочки любят прислуживать им. Маленькая девочка чувствует себя польщенной, если принесет отцу свежий кусок маниоки и он возьмет его из ее рук. Своим поведением, своим достоинством и мастерством в том, что он делает, отец показывает детям заведенные в обществе обычаи. Если младенец плачет, когда мужчины что-то обсуждают, мать уносит его достаточно далеко, чтобы плача не было слышно. Если малыш опорожнился на пол прежде, чем научился ходить в отхожее место, но уже способен понимать, ему строго прикажут выйти из хижины. Ему говорят не пачкать пол, а не то, что он плохой или всегда делает что-то плохое. Он никогда не чувствует, что он плох, а только в крайнем случае, что он любимый ребенок, совершающий нежелательное действие. Ребенок сам хочет прекратить делать то, что не нравится окружающим. Он социален по своей природе».
Информация о работе Диагностика нарушений в семейном воспитании