Диагностика нарушений в семейном воспитании

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2012 в 10:51, курсовая работа

Описание работы

В этой работе мы попробуем увидеть взаимосвязь между осознанным и сформированным материнством-отцовством и гармоничным или не гармоничным развитием личности ребёнка.

Содержание

Введение..........................................................................................................3
1. Диагностика нарушений в семейном воспитании .................................5
1.1. Характеристики оптимальных семейных отношений для воспитания ребёнка............................................................................................................5
1.2. Обзор методов исследования семейных отношений и развития личности ребёнка..........................................................................................14
2. Экспериментальное исследование родительских установок и их влияние на развитие личности ребёнка.....................................................16
2.1. Цель, гипотеза, задачи..........................................................................16
2.2. Методики...............................................................................................17
2.3. Результаты............................................................................................19
2.4. Обсуждение..........................................................................................28
Заключение.................................................................................................29
Библиография..............................................................................................30
Приложения.................................................................................................31

Работа содержит 1 файл

ДИАГНОСТИКА НАРУШЕНИЙ В СЕМЕЙНОМ ВОСПИТАНИИ - КУРСОВАЯ.doc

— 353.50 Кб (Скачать)

Традиционное российское воспитание, как и японское, базировалось на чёткой субординации. Ориентирами  для «воспитателей» и «воспитанников» служили учения церкви. Приоритеты расставлялись следующим образом: «семья для церкви, работа для семьи».

Итак, можно сделать  вывод, что в разное время и  в разных обществах процессы воспитания настолько же походили друг на друга, насколько и различались. Видимо причинами тому можно считать желание родителей, прежде всего, социально адаптировать своего ребёнка, научить его быть счастливым.

Однако существует ряд  типичных ошибок в семейном воспитании, большинство которых совершается благодаря стремлению усовершенствовать воспитательный процесс сообразно своим представлениям о нём.  Основное  требование  к  семейному  воспитанию - это требование любви. Только при убеждённости  ребёнка в родительской  любви и мыслимо верное  развитие  психического  мира  человека,  только  на основе любви можно воспитать нравственное поведение, только любовь  способна научить любви. Многие родители считают, что ни в коем  случае  нельзя  демонстрировать  детям любовь к ним, полагая что, когда ребёнок хорошо осведомлён, что его любят,  это приводит   к   эгоизму. Наоборот – эти неблагоприятные личностные черты как раз  возникают  при  недостатке  любви, когда создается некий эмоциональный дефицит, когда  ребёнок  лишен  прочного фундамента неизменной родительской привязанности. Глубокий  постоянный   психологический контакт с ребёнком – это универсальное требование к воспитанию, которое в  одинаковой  степени  может быть рекомендовано всем родителям, контакт необходим  в  воспитании  каждого ребёнка  в  любом  возрасте.  Именно  ощущение  и  переживание  контакта с родителями дают детям  возможность  почувствовать  и  осознать родительскую любовь, привязанность и заботу. Основа для сохранения контакта  –  искренняя заинтересованность во всем, что происходит в жизни ребёнка.  Дистанция, которая стала доминирующей во взаимоотношениях с  ребёнком  в семье, непосредственно зависит от того, какое место занимает деятельность воспитания во всей сложной, неоднозначной системе различных мотивов поведения взрослого  человека. Поэтому стоит осознать, какое место в родительской  собственной мотивационной системе займет деятельность по воспитанию будущего ребёнка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2. Обзор методов исследования  семейных отношений и развития  личности ребёнка

Современные психологи обладают довольно широким спектром методик для диагностики различных аспектов семейных взаимоотношений. Предназначенных для изучения отношения родителей к разным сторонам семейной жизни, направленных на выявление родительского отношения у лиц, обращающихся за психологической помощью по вопросам воспитания детей и общения с ними, определение стиля родительского воспитания (Методика изучения родительских установок - авторы - американские психологи Е.С. Шефер и Р.К. Белл, в России методика адаптирована Т.В. Нещерет., Опросник "Анализ семейных взаимоотношений - авторы методики - Эйдемиллер Э.Г. и Юстицкис В.В.", Опросник родительского отношения - разработан В.В. Столиным и А.Я. Варга). Опросник "Характер взаимодействия супругов в конфликтных ситуациях" позволяет выявить наиболее конфликтогенные сферы супружеских отношений, степень согласия (или несогласия) в конфликтных ситуациях, уровень конфликтности в паре. Методика разработана Ю. Е.Алешиной и Л.Я.Гозманом. Опросник удовлетворенности браком (ОУБ), разработанный В.В. Столиным, Т.Л. Романовой, Г.П. Бутенко, предназначен для экспресс-диагностики степени удовлетворенности-неудовлетворенности браком, а также степени согласования-рассогласования удовлетворенности браком у той или иной социальной группы. Методика "Ролевые ожидания партнеров" (РОП) позволяет выявить представления супругов об основных функциях семьи (сексуальная сфера, родительские обязанности, хозяйственно-бытовая сфера, личностная общность между супругами, профессиональные интересы, моральная и эмоциональная поддержка) - шкала семейных ценностей (ШСЦ), а также представления мужа и жены о желаемом распределении ролей между супругами при реализации данных семейных функций - шкала ролевых ожиданий и притязаний (ШРОП). Опросник «Поведение родителей и отношение подростков к ним» изучает установки, поведение и методы воспитания родителей так, как видят их дети в подростковом возрасте, позволяет описать отношения с родителем по наиболее общим проявлениям: доброжелательность, враждебность, автономия, директивность и непоследовательность родителя.

Основой данного опросника  служит методика, которую создал Шафер  в 1965 г., в России адаптирован сотрудниками лаборатории клинической психологии Института им. Бехтерева Вассерманом Л.И , Горьковой И А., Ромициной Е.Е. и стал активно использоваться под названием ADOR («Подростки о родителях»). Эта методика базируется на положении Шафера о том, что воспитательное воздействие родителей (так, как это описывают дети) можно охарактеризовать при помощи трех факторных переменных: 1 - принятие-эмоциональное отвержение; 2 - психологический контроль-психологическая автономия; 3 - скрытый контроль-открытый контроль.

При этом принятие здесь  подразумевает безусловно положительное  отношение к ребенку вне зависимости от исходных ожиданий родителей. Эмоциональное же отвержение рассматривается как отрицательное отношение к ребенку, отсутствие к нему любви и уважения, а порою и просто враждебность. Понятие психологического контроля обозначает как определенное давление и преднамеренное руководство детьми, так и степень последовательности в осуществлении воспитательных принципов. Так же нужно сказать о методиках, призванных констатировать состояние ребёнка в условиях семейного воспитания. «Рисунок семьи» чуть ли не самый распространённый тест, предназначенный для выявления особенностей внутрисемейных отношений. Проективную методику «несуществующее животное» можно применить для исследования личности, как детей, так и родителей.

2. Экспериментальное исследование родительских установок и их влияние на развитие личности ребёнка.

 

2.1. Цель, гипотеза, задачи

В этой работе мы попробуем  проследить взаимосвязь между оптимально сформированными родительскими  установками и формированием  личности ребёнка.

Цель работы исследовать отношения родителей (прежде всего, матерей) к разным сторонам семейной жизни (семейной роли). Обследовать Детей по методике «кинетический рисунок семьи», чтобы определить тип воспитания, уровень развития личности ребёнка, с тем, чтобы сравнив показатели оценить позитивные и негативные результаты.

Объект исследования – родители детей возраста от 6 до 14 лет в количестве: полные семьи  – четыре, не полные семьи – одна (мать) и семьи, находящиеся в кризисе супружеских отношений – одна (тестирование проходила одна мать). Их дети не моложе 6 лет и не старше 14.

Предмет исследования –  отношение родителей к семейной роли, детско-родительские отношения  и уровень развития личности ребёнка.

Гипотеза – уровень  родительских установок влияет на качество воспитания, степень развития личности ребёнка и микроклимат в семье.

Задачи: провести диагностику  родительских установок матери и, если таковой есть, отца, зафиксировать  отклонения от статистической нормы, проследить противоречия, внутрисемейную динамику. Этот же показатель изучить по рисункам детей, сравнить их. Так же, по рисункам, определить отношение ребёнка к членам семьи, семейной ситуации, к своему положению в ней.

 

 

 

2.2. Методики

Методика изучения родительских установок (PARI).

Опросник отношений, предназначен для изучения отношения родителей (прежде всего матерей) к разным сторонам семейной жизни (семейной роли). Авторы - американские психологи Е.С. Шефер и Р.К. Белл.

Вся методика состоит  из 115 суждений. Суждения расположены  в определенной последовательности, и отвечающий должен выразить к ним отношение в виде активного или частичного согласия или несогласия (А – активное согласие, а - частичное согласие, б – частичное несогласие, Б – полное несогласие).

Результаты опросника  анализируются по 23 аспектам-признакам, касающиеся разных сторон отношения родителей к ребенку и жизни в семье.

Из них 8 признаков  описывают отношение к семейной роли и 15 касаются родительско-детских  отношений. В свою очередь эти 15 признаков  делятся на следующие 3 группы:

1 - оптимальный эмоциональный  контакт,

2 - излишняя эмоциональная  дистанция с ребенком,

3 - излишняя концентрация  на ребенке.

Каждый признак измеряется с помощью 5 суждений, уравновешенных с точки зрения измеряющей способности  и смыслового содержания. Схема пересчета ответов в баллы содержится в "ключе" методики. Сумма цифровой значимости прямо пропорционально определяет степень выраженность признака.

Методика широко использовалась в Польше (Рембовски) и Чехословакии (Котаскова). В нашей стране адаптирована Т.В. Нещерет.

Методика Кинетический Рисунок Семьи (КРС).

Предназначена для выявления особенностей внутрисемейных отношений. Он помогает прояснить отношения ребенка к членам своей семьи, то, как он воспринимает их и свою роль в семье, а также те характеристики отношений, которые вызывают в нем тревожные и конфликтные чувства. Семейную ситуацию, которую родители оценивают со всех сторон положительно, ребенок может воспринимать совершенно иначе. Узнав, каким он видит окружающий мир, семью, родителей, себя, можно понять причины возникновения многих проблем ребенка и эффективно помочь ему при их разрешении.

Процедура: Ребенку стандартный чистый лист бумаги формата А4.

Инструкция: "Нарисуй, пожалуйста, свою семью". Не следует  давать какие-то указания или уточнения. На возникающие у ребенка вопросы, такие, как "Кого надо рисовать, а кого не надо?", "Надо нарисовать всех?", "А дедушку рисовать надо?" и т.д., отвечать следует уклончиво, например: "Рисуй так, как тебе хочется".

По окончании рисунка  попросите ребенка подписать или назвать всех изображенных персонажей рисунка.

Существует множество  интерпретаций этой методики, однако нас, прежде всего, будет интересовать вариант Р. Бернса и С.Кауфмана, для прояснения внутрисемейной динамики, А.И. Баркан, для распознания типа воспитания, а так же К. Тейлор, Л. Кормана, В.Хьюлса и пр.

Г. Т. Хоментаускас, проведя  которое позволяет обосновать методику обоснования семьи как процедуру, отражающую в первую очередь переживание  и восприятие ребёнком своего места  в семье, отношение ребёнка к семье в целом, и к отдельным его членам.

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3. Результаты

Рис 1

Номер семьи

1

2

3

4

5

6

Аспекты –  признаки/м/ж

м

ж

м

ж

м

ж

м

ж

ж

ж

Отношение к семейной роли.

Ограниченность интересов  женщины рамками семьи.

14

14

14

13

17

15

14

10

14

8

Ощущение самопожертвования  в роли матери.

12

12

14

16

16

16

12

14

16

6

Семейные конфликты.

14

14

14

15

16

17

11

16

13

14

Сверх авторитет родителей.

13

13

15

16

19

17

15

13

19

8

Неудовлетворённость ролью  хозяйки дома.

11

11

10

13

14

14

12

13

9

7

«Безучастность» мужа.

12

12

10

15

14

16

12

14

12

9

Доминирование матери.

6

6

18

16

14

16

15

16

9

6

Зависимость и несамостоятельность  матери.

8

8

18

20

17

18

15

11

14

10

Отношение родителей  к ребёнку.

Оптимальный эмоциональный  контакт.

                   

Побуждение словесных проявлений.

19

19

10

16

18

18

17

19

18

20

Партнёрские отношения.

10

10

11

11

16

17

12

11

15

13

Развитие активности ребёнка.

18

18

15

16

17

14

10

12

14

10

Уравнивание отношений  между родителем и ребёнком.

14

14

13

16

17

17

15

12

16

16

Номер семьи

1

2

3

4

5

6

Аспекты – признаки/м/ж

м

ж

м

ж

м

ж

м

ж

ж

ж

Излишняя эмоциональная  дистанция с ребёнком.

                   

Раздражительность вспыльчивость.

12

12

17

15

16

11

13

9

13

11

Суровость, излишняя строгость.

13

13

10

8

13

15

14

15

9

7

Уклонение от контакта с ребёнком.

10

10

14

13

13

15

11

12

13

7

Излишняя концентрация на ребёнке.

                   

Чрезмерная забота, установление отношений зависимости.

13

13

11

12

15

12

10

13

14

10

Преодоление сопротивления, подавление воли.

17

17

16

15

19

16

15

17

11

11

Создание безопасности, опасение обидеть.

15

15

15

18

16

14

15

11

14

10

Исключение внесемейных  влияний.

14

14

17

17

18

16

11

15

17

6

Подавление агрессивности.

7

7

9

12

14

16

9

9

15

7

Подавление сексуальности.

16

16

12

12

19

15

11

12

11

9

Чрезмерное вмешательство в мир ребёнка.

9

9

14

13

16

15

11

13

12

12

Стремление ускорить развитие ребёнка.

5

5

17

16

9

12

9

12

14

8


 

                                                                                20 – высокое значение

                                                                                4 – низкое значение

 

Первая семья: муж, жена и дочь 14 лет, единственный ребёнок. Результаты оказались абсолютно  одинаковые. Не беря в расчёт средние  значения можно нарисовать такую  диаграмму:

Рис 2


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заметны противоречия: родители считают нужным развивать в ребёнке  способность выражать свои мысли  словесно,  формировать его, как  активного человека, и в то же время одним из приоритетов воспитания стоит подавление воли, что само по себе не является признаком оптимального эмоционального контакта с ребёнком.

Ребёнок на рисунке  изображает всех членов семьи, с которыми проживает  в одной квартире, но каждого размещает  в отдельный квадрат на листе, что может быть свидетельством отсутствия необходимой эмоциональной близости между родственниками и некоторой тревожности. То же символизируют удвоенные, прерывистые не ровные линии в рисунке. В целом, нельзя назвать уровень родительских установок оптимальным. Так и  рисунок говорит нам о не простом отношении ребёнка к сложившейся семейной ситуации.

 

Вторая семья состоит  из мужа, жены, дочери и старшего сына. Диаграмма родительских установок  рис 3.

Рис 3


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Совпадение показателей  у супругов по шкалам «доминирование матери», «зависимость матери», исключение внесемейных влияний и ускорение развитие ребёнка. Так же отец считает возможным раздражительность в семье и подавление воли ребёнка. Жена же считает роль матери жертвенной, свехавторитет родителей необходимым, так же как развитие вербальности, активности, уравнительных отношений с детьми, создание безопасности, а суровость неуместной в воспитании.

На рисунке дочери изображены отец, мать, брат и автор. Линия внизу работы указывает  на тревожное состояние ребёнка, вверху листа линии – тучи, говорят  о том же. Мир воспринимается, как пугающий. Фигуры примерно одинаковые, прорисованы в равной степени, обращает внимание отсутствие рук у всех членов семьи? Что можно трактовать, как ощущение ребёнком бездействия и бессилия по отношения к окружающей опасности.

 

Третья семья состоит из двоих родителей и двух дочерей, проживают в квартире вместе с бабушкой и дедушкой. Диаграмма родительских установок на рис 4.

Рис 4


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Информация о работе Диагностика нарушений в семейном воспитании