Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2013 в 09:43, курсовая работа
Цель работы: изучение межличностных отношений в семьях; каким образом позиции родителей влияют на формирование личности ребенка.
В соответствии с обозначенными выше проблемой, объектом, предметом исследования и гипотезой, в работе были поставлены и решались следующие задачи:
-изучить литературу, изданную ранее по данной тематике;
-определить основные понятия, необходимые для данного исследования;
-изучить типы семейных взаимоотношений и их влияние на формирование личности младших школьников
Введение
Глава 1. Детско-родительские отношения и их влияние на личность ребенка
1. Личность младшего школьника
2. Семейные отношения как показатель формирования личности ребенка
2.1 Понятие семьи и семейных отношений
2.2 Типы семейных взаимоотношений
2.3 Роль семьи в воспитании личности ребенка
3. Нарушения детско-родительских отношений. Влияние на личность ребенка
3.1 Негативное влияние внутрисемейных отношений на личность ребенка
Глава 2. Исследование детско-родительских отношений с помощью различных методик
1. Методики исследования детско-родительских отношений
1.1 Метод «Цветовая социометрия»
1.2 Анкета исследования особенностей эмоциональной стороны детско-родительского взаимодействия
1.3 Методика «Рисунок семьи»
1.4 Методика диагностики родительского отношения А.Я. Варга, В.В. Столина
2. Результаты проведенного исследования
2.1 Методика «Рисунок семьи»
2.2 Методика диагностики родительского отношения А.Я. Варга, В.В. Столина
Заключение
Список литературы
Приложение
При выполнении задания по данным инструкциям оценивается наличие или отсутствие совместных усилий в тех или иных ситуациях, которые изображены, какое место уделяет им ребенок, выполняющий тест и т.д.
1.4 Методика диагностики родительского отношения А.Я. Варга, В.В. Столина
Тест-опросник родительского
отношения (ОРО) представляет собой
психодиагностический инструмент, ориентированный
на выявление родительского
Родительское отношение понимается как система разнообразных чувств по отношению к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимания характера и личности ребенка, его поступков.
Опросник состоит из 5 шкал:
1. «Принятие-отвержение».
2. «Кооперация».
3. «Симбиоз».
4. «Авторитарная
5. «Маленький неудачник».
Текст опросника состоит из 61 утверждения, с которыми родитель может либо согласиться ( поставить «верно» или «+»), либо не согласиться (поставить «неверно» или «-»).
Утверждения (см. Приложение 7)
Ключи к опроснику.
1. «Принятие-отвержение»: 3, 4, 8, 10, 12, 14, 15, 16, 18, 20, 24, 26, 27, 29, 37, 38, 39, 40, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 49, 52, 53, 55, 56, 60.
2. «Кооперация»: 6, 9, 21, 25, 31, 34, 35, 36.
3. «Симбиоз»: 1, 5, 7, 28, 32, 41, 58.
4. «Авторитарная
5. «Маленький неудачник»: 9, 11, 13, 17, 22, 28, 54, 61.
Порядок подсчета тестовых баллов.
При подсчете тестовых баллов по всем шкалам учитывается «верно». Высокий тестовый балл по соответствующим шкалам интерпретируется как:
-отвержение;
-социальная желательность;
-симбиоз;
-гиперсоциализация;
-инфантилизация (инвалидизация).
Тестовые нормы проводятся в виде таблиц процентильных рангов тестовых баллов по соответствующим шкалам=160
Таблица шкал (см. Приложение 8)
2. Результаты проведенного исследования
В исследовании приняли участие дети общеобразовательной школы № 105 г. Новосибирска.
Учащиеся начальной школы десяти и одиннадцати лет (10 человек),
а также, их родители (мамы) (10 человек).
В качестве методов исследования для младших школьников, использовался опросник для родителей - ОРО (Опросник родительского отношения А.Я. ВАРГА, В.В. СТОЛИНА) и методика «Рисунок семьи» для детей.
2.1 Опросник родительского
отношения А.Я. ВАРГА, В.В.
По результатам методики «ОРО» были сделаны следующие выводы:
Высокий процентный балл по
шкале «симбиоз» – 90 и более %
– достаточен для того, чтобы
сделать вывод о том, что здесь
устанавливается
Высокий процентный балл по
шкале «отношение к неудачам ребенка»
(или «маленький неудачник») – от
85% и выше – являются признаком
того, что родитель считает ребенка
маленьким неудачником и
2.2 Методика «Рисунок семьи»
По результатам методики «Рисунок семьи», можно сделать следующий вывод: у семи детей из десяти проявляются такие особенности как снижение самооценки – дети рисуют себя либо дальше от семьи, чем других ее членов (3 ребенка), либо не рисуют вообще (1 ребенок). Причиной отсутствия автора на рисунке могут быть трудности самовыражения при общении с близкими людьми, отсутствие чувства общности с семьей: «меня здесь не замечают», «мне трудно найти свое место». Автор может пропустить себя и в знак протеста, считая, что его забыли: «все уже распределено в этой структуре, меня мало это волнует, мне нет здесь места» или «я не стремлюсь найти здесь свое место или способ выражения».
Два ребенка выражают большую
потребность в общении – в
свои рисунки они добавляют
Вывод: проведенный эксперимент
подтвердил теоретические предположения
и позволил конкретизировать внешние
проявления влияния семьи на личностно
- характерологическую среду
- занижение самооценки;
- неуверенность в себе;
- замкнутость;
- склонность к агрессии как средству защиты;
- низкая успеваемость
как следствие проблемного
- склонность к асоциальному поведению.
Заключение
В настоящее время очень
остро стоит проблема влияния
семьи на развитие детей. Безнадзорность,
девиантное поведение, чрезмерная агрессия,
жестокость у детей, наркомания, алкоголизм,
насилие… этот список можно продолжать
до бесконечности. Наконец, просто замкнутость,
частые депрессивные состояния у
детей, малообщительность и
Сейчас есть Интернет, различные компьютерные игры, и родители считают, что детям этого достаточно. Мамы и папы занимаются своими делами и на общение с ребенком, после трудного рабочего дня, у них не остается ни сил, ни времени, ни желания. А ребенку необходимо общение! Он должен чувствовать, что его любят, ценят, уважают, ребенок должен видеть, что в нем нуждаются, что с ним хотят общаться. Каким станет ребенок, чего он добьется и как устроит свою жизнь, зависит от его семьи и от того, какую модель поведения ему дадут его родители.
Ребёнку, испытывающему постоянный эмоциональный дискомфорт и напряжение, необходима помощь. Чем раньше родители поймут, что отношения в семье складываются неблагополучно и наносят ребёнку подчас непоправимый вред, тем больше возможность для коррекции. Но для этого нужна помощь специалистов, в том числе педагогов и психологов. Если же родители отказываются от попытки изменить ситуацию, не хотят видеть возникающие в семье проблемы, вероятность благополучного исхода приближается к нулю.
Гипотеза о том, что атмосфера семейных отношений является решающим фактором становления личности ребёнка, полностью подтвердилась в данной работе. Также, подтвердилось то, что от отношения к ребенку родителей и других членов семьи, от удовлетворения его психических потребностей во многом зависит дальнейшее развитие ребенка, его отношение к себе, к своей семье и к окружающим людям.
Цель работы, изучение межличностных
отношений в семьях и то, каким
образом позиции родителей
В данной работе определены основные понятия, необходимые для исследования, изучены типы семейных взаимоотношений и их влияние на формирование личности младших школьников, рассмотрен комплекс методик по этой теме и проведено экспериментальное исследование по выявлению зависимости личности ребёнка от условий внутрисемейного воспитания. Полученные результаты еще раз подчеркивают актуальность данной темы.
Список литературы
1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учебник для студентов вузов.- М.: Академический Проект, 2001.
2. Баркан А.И. Практическая психология для родителей, или Как научиться понимать своего ребенка. – М., АСТ-ПРЕСС, 1999.
3. Безруких М.М., Ефимова С.П. Ребенок идет в школу. - М., 1989.
4. Буянов М.И. Ребенок из неблагополучной семьи. - М., 1988.
5. Детская психология: типы
семейных отношений [
6. Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении детей. - М., 1993.
7. Зинченко, Мещериков // Психологический словарь. -М., 1999.
8. Земская М. Семья и личность: Пер. с польск. Васильева Л.В.: Из-во «Прогресс», 1986.
9. Нартова-Бочавер С. Психология
личности и межличностных
10. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учебн. заведений: В 3 кн. – М.:Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000. – Кн. 1: Общие основы психологии.
11. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учебн. заведений: В 3 кн. – М.:Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000. – Кн. 2: Психология образования.
12. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учебн. заведений: В 3 кн. – М.:Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000. – Кн. 3: Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики.
13. Овчарова Р.В. Практическая психология - М.,Т.Ц. «Сфера», 1996.
14. Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: Психологическая природа и возрастная динамика - Москва-Воронеж., 2000.
15. Психология младших школьников / Под ред. В.В. Давыдова. - М., 1990.
16. Психология личности: Словарь-справочник / Под редакцией П.П. Горностая и Т.М. Титаренко. – К.: Рута, 2001.
17. Популярная психология для родителей / Под ред. Спиваковской А.С. -СПб.: СОЮЗ, 1997.
18. Рогов Е.И. Настольная
книга практического психолога
в образовании: Учебное
19. Спиваковская А. Психотерапия:
игра, детство, семья – ООО
Апрель Пресс, ЗАО Изд-во
20. Фромм А. Азбука для
родителей или как помочь
21. Нартова-Бочавер С.: «Coping
behavior» в системе понятий
22. Шихи Г. Возрастные кризисы. Ступени личностного роста: пер. с англ. – СПб.: Ювента, 1999.
23. Шоттенлоэр Г. Рисунок и образ в терапии. С-Пб., 2001.
Приложение 1
Методика «Цветовая
Протокол
Фамилия, имя ребенка………………………
Возраст……………………………………
Отношения Выбор цвета Имя (кто обозначен) Высказывания ребенка Результат
К себе
Явно предпочтительные:
1 2 3 4
Предпочтительные: 1 2 3 4
Антипатии
1 2 3 4
Приложение 2
Таблицы для методики «Цветовая социометрия»
Синий цвет
1 2 3 4
Жалеет себя,
часто обижается
на мелочи.
Мечтатель,
склонен к
фантазированию.
Миролюбивый,
печальный.
Нежелание
конфликта с этим
человеком.
Совместные игры,
интересы.
Привлекательны
интересы данного
лица. Дистанция в
межличностных
отношениях.
Почтительно-
негативное
отношение.
Внутреннее
состояние
беспокойства.
Желтый цвет
1 2 3 4
Свободный от
комплексов,
оптимистичный,
кокетливый.
Предпочитает
перемены ради
перемен. Свои
фантазии
стремится
воплотить в жизнь.
Значимый человек,
авторитет, на
которого хочется
быть похожим.
Стремление быть
ближе к человеку.
Ощущение
приятного
возбуждения от
общения с ним.
Признание таланта
и особенных,
положительных
черт характера.
Зависть по
отношению к
заслугам данного
человека, и (или)
легко попадает под
его влияние,
увлекают его
интересные идеи.
Зеленый цвет
1
1
2 3 4
Желание
самоутвердиться,
понравиться
окружающим.
Стремление к
реальному
удовлетворению
потребностей.
Склонность к
депрессии.
Ощущение
спокойствия,
расслабленности,
удовлетворенности от общения
с этим человеком.
Мечтательный
человек,
переоценивающий
значимость
отношения к себе
со стороны
окружающих.
Наличие страха,
который служит
причиной частого
уединения в
коллективе;
неоправданные
ожидания.
Энергичный.
Серый цвет
1 2 3 4
Устойчивое стрессовое состояние, внутренний конфликт; стремление уйти из неблагоприятной ситуации. Нехватка эмоциональной отзывчивости со стороны окружающих. Самолюбив. Возможен страх одиночества
Признание
достоинств
человека,
одновременно
недовольство
характерными
особенностями:
занудливостью,
мелочностью,
излишней опекой
Человек
незаурядный,
способный к
плодотворной
деятельности это
привлекает, но
отталкивает его
непостоянство,
изворотливость.
Слабость
контактов.
Угнетающе
действует на
окружающих.
Неискренний
человек. Часто его
поведение
демонстративное.
Тревожный,
ранимый
Черный цвет
1 2 3 4
Испытывает со стороны окружающих агрессию. В наличии множество необоснованных страхов. Свойственно упрямство. Любопытен. Нехватка тепла и ласки. Контролирует и маскирует свои чувства. Озабочен отношениями с окружающими. Притягивает таинственностью, недосказанностью. Часто обещает и не выполняет. Часто драматизирует события, видит все «в черном цвете». Если и проявляет терпимость, то за ней следует вспышка гнева.
Информация о работе Детско-родительские отношения и их влияние на личность ребенка