Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2013 в 09:43, курсовая работа
Цель работы: изучение межличностных отношений в семьях; каким образом позиции родителей влияют на формирование личности ребенка.
В соответствии с обозначенными выше проблемой, объектом, предметом исследования и гипотезой, в работе были поставлены и решались следующие задачи:
-изучить литературу, изданную ранее по данной тематике;
-определить основные понятия, необходимые для данного исследования;
-изучить типы семейных взаимоотношений и их влияние на формирование личности младших школьников
Введение
Глава 1. Детско-родительские отношения и их влияние на личность ребенка
1. Личность младшего школьника
2. Семейные отношения как показатель формирования личности ребенка
2.1 Понятие семьи и семейных отношений
2.2 Типы семейных взаимоотношений
2.3 Роль семьи в воспитании личности ребенка
3. Нарушения детско-родительских отношений. Влияние на личность ребенка
3.1 Негативное влияние внутрисемейных отношений на личность ребенка
Глава 2. Исследование детско-родительских отношений с помощью различных методик
1. Методики исследования детско-родительских отношений
1.1 Метод «Цветовая социометрия»
1.2 Анкета исследования особенностей эмоциональной стороны детско-родительского взаимодействия
1.3 Методика «Рисунок семьи»
1.4 Методика диагностики родительского отношения А.Я. Варга, В.В. Столина
2. Результаты проведенного исследования
2.1 Методика «Рисунок семьи»
2.2 Методика диагностики родительского отношения А.Я. Варга, В.В. Столина
Заключение
Список литературы
Приложение
Федеральное агентство по образованию РФ
ГОУ «Новосибирский государственный педагогический университет»
Институт филологии, массовой информации и психологии
Кафедра специальной психологии
Екатерина Александровна Омельченко
группа 301
Детско-родительские отношения и их влияние на личность ребенка
(курсовая работа)
Проверила: Кожемякина Ольга Александровна
Новосибирск
2008 г.
Содержание
Введение
Глава 1. Детско-родительские отношения и их влияние на личность ребенка
1. Личность младшего школьника
2. Семейные отношения как
показатель формирования
2.1 Понятие семьи и семейных отношений
2.2 Типы семейных взаимоотношений
2.3 Роль семьи в воспитании личности ребенка
3. Нарушения детско-родительских
отношений. Влияние на
3.1 Негативное влияние внутрисемейных отношений на личность ребенка
Глава 2. Исследование детско-родительских отношений с помощью различных методик
1. Методики исследования детско-родительских отношений
1.1 Метод «Цветовая социометрия»
1.2 Анкета исследования
особенностей эмоциональной
1.3 Методика «Рисунок семьи»
1.4 Методика диагностики родительского отношения А.Я. Варга, В.В. Столина
2. Результаты проведенного исследования
2.1 Методика «Рисунок семьи»
2.2 Методика диагностики родительского отношения А.Я. Варга, В.В. Столина
Заключение
Список литературы
Приложение
Введение
Особая роль в развитии
ребенка и его эмоциональной
и личностной сферы, традиционно
отводится фактору
Наиболее чувствительными
к воздействию семейного
Ребёнок вырастет, а сформированные
у него качества личности, духовно -
нравственные ценности, нормы морали
останутся. Именно ими будет руководствоваться
взрослый человек, проходя свой жизненный
путь, делая порой нелегкий выбор.
Впечатления, полученные в детстве,
подчас определяют дальнейшую работу
человека, его жизненный уклад. Ведь
семья передает и культурные традиции,
и опыт предшественников, который
складывался на протяжении многих лет,
и закладывает ребенку модель
поведения на всю его дальнейшую
жизнь. Человек может давно забыть
какие-то свои детские переживания,
но они, оставшись в области
Актуальность данной работы определяет сложная ситуация в современном обществе, которое отнюдь не идеально. В мире много жестокости, зла, безразличия людей к окружающим, а порой даже к своим родным и близким. Преступность растет с каждым днем. И все это, зачастую, результат неправильного воспитания, результат насилия в семье, результат проявления агрессии родителей по отношению к детям, или просто безразличие.
Ребенок, выросший в неполноценной семье, с недостаточным вниманием к себе со стороны родителей, в семье, в семье с явно выраженной антипатией к ребенку, вырастает социально дезадаптированная личность. Часто такие дети замыкаются в себе, не могут преодолевать препятствия, возникающие на их жизненном пути, и даже становятся агрессивными. Такие дети могут отставать в развитии, у них могут появляться психические отклонения. А это мешает вести полноценный образ жизни. Задача любого «здорового» общества – не только предотвратить последствия такого воспитания, но и исключить причины его появления.
Благодаря своим особенностям семья как малая группа создает своим членам такие условия для эмоциональных проявлений и удовлетворения эмоциональных потребностей, которые помогают человеку ощущать свою принадлежность к обществу, усиливают чувство его безопасности и покоя, вызывают желание оказывать помощь и поддержку другим людям.
Объектом исследования являются отношения (и их типы) в семьях младших школьников. А также, личность младшего школьника в семье.
Предмет исследования: процесс формирования личности младшего школьника в семье и влияние внутри семейных отношений на личность ребенка.
Гипотеза: атмосфера семейных отношений является решающим фактором становления личности ребёнка. От отношения к ребенку родителей и других членов семьи, от удовлетворения его психических потребностей во многом зависит дальнейшее развитие ребенка, его отношение к себе, к своей семье и к окружающим людям.
Цель работы: изучение межличностных отношений в семьях; каким образом позиции родителей влияют на формирование личности ребенка.
В соответствии с обозначенными выше проблемой, объектом, предметом исследования и гипотезой, в работе были поставлены и решались следующие задачи:
-изучить литературу, изданную ранее по данной тематике;
-определить основные понятия,
необходимые для данного
-изучить типы семейных
взаимоотношений и их влияние
на формирование личности
-подобрать комплекс методик, изучить их;
-провести экспериментальное
исследование по выявлению
Проблемы семьи и ее влияние на ребенка волновали людей уже с древних времен. В сочинениях великих мыслителей прошлого: Платона, Аристотеля, Я.А. Каменского, Ж.-Ж. Руссо - мы находим их отношение к семье как фактору воспитания и влияния ее на развитие ребенка; оценку роли семьи в становлении как личности и дальнейшей жизни каждого человека. В России изучением этой проблемы занимались такие выдающиеся ученые как Н.И. Новиков, А.Н. Радищев, В.Ф. Одоевский, А.И. Герцен, Н.И. Пирогов, Н.А. Добролюбов, К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский. В нашей стране известны исследователи особенностей формирования личности ребенка- М.И. Буянов, Д.Н. Добрович, С.В. Ковалёв, Н.В Бондаренко, И.В.Гребенников, В.Я.Титаренко.
Данная работа состоит из введения, двух частей (теоретической и практической), заключения, списка литературы, приложений.
Глава 1. Детско-родительские отношения и их влияние на личность ребенка
1. Личность младшего школьника
Как пишет В.В. Давыдов, младший
школьный возраст - это особый период
в жизни ребенка, который выделился
исторически сравнительно недавно.
Его не было у тех детей, кто
вообще не посещал школу, его не было
и у тех, для кого начальная
школа была первой и последней
ступенью образования. Появление этого
возраста связано с введением
системы всеобщего и
Младший школьный возраст наиболее глубоко и содержательно представлен в работах Д. Б. Эльконина, В. В. Давыдова, их сотрудников и последователей (Л. И. Айдарова, А. К. Дусавицкий, А. К. Маркова, Ю. А. Полуянов, В. В. Репкин, В. В. Рубцов, Г. А. Цукерман и др.)
Личность – есть внешнее
проявление индивидуальности, как человек
воздействует на окружающих и как
ими воспринимается. Личность в значительной
мере формируется реакциями
Личность – человек, который достиг определенного уровня психического развития. В процессе самопознания начинается восприятие и переживание самого себя как единое целое, отличное от других людей и выражающееся в понятии «Я».
1) «Я - реальное», в этом возрасте, состоит из следующих доминантов:
-«Я уже взрослый»;
-«Я успешный» (отношение к своей работе - к учебе);
-«Я умею общаться»;
-«Я уже многое знаю».
Родительские позиции
и отношение к детям в этом
возрасте может положительно или
отрицательно повлиять на их установки.
Подкрепление родителями данных позиций
ребенка будут способствовать развитию
сильной и уверенной в себе
личности. Родители, которые обращают
внимание на успехи ребенка, положительно
подкрепляют его достижения - воспитают
успешную личность. Прививая интерес
к новому, уделяя ребенку столько
внимания, сколько ему требуется
в этом возрасте и, не препятствуя
его общению со сверстниками - родители
воспитают в ребенке
Отношение родителей также может вызвать и обратный результат. Если не замечать успехов ребенка, а только ругать его за проступки, заострять внимание только на ошибках, ребенок потеряет интерес к своей деятельности, у него пропадет желание исправлять свои ошибки. Возникнет боязнь нового – ребенок не захочет делать что-то, объясняя это тем, что он не сможет сделать этого, что у него все равно ничего не получится. Так формируется НЕУВЕРЕННОСТЬ В СЕБЕ, которая, скорее всего, будет сопровождать ребенка всю его жизнь.
2) «Я - идеальное» в этом
возрасте состоит из
В процессе близких взаимоотношений
с матерью, отцом, братьями, сестрами,
дедушками, бабушками и другими
родственниками у ребенка с первых
дней жизни формируется структура
его личности. Он входит в мир
своих родных, перенимает нормы их
поведения. Поэтому родители в жизни
ребенка играют большую и ответственную
роль. Они дают первые образцы поведения.
Ребенок подражает, и стремиться
быть похожим на мать и отца. Когда
родители понимают, что во многом от
них самих зависит формирование
личности ребенка, то они ведут себя
так, что все их поступки и поведение
в целом способствуют формированию
у ребенка тех качеств и
такого понимания человеческих ценностей,
которые они хотят ему
Итак, в развитии личности младшего школьника очень большую роль играют его родители и близким люди. Также, от семьи зависит: усвоение норм и форм поведения ребенка, проявление моральных качеств личности в общении, появление социальных мотивов, стремление к самоутверждению, ориентация на мнения окружающих людей. Влияние родителей на формирование личностных качеств у мальчиков и девочек. Появление самосознания, самооценка, уровень притязания.
2. Семейные отношения как
показатель формирования
2.1 Понятие семьи и семейных отношений
Семья - основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью.
Семья – это особого
рода коллектив, играющий в воспитании
личности ребенка основную, долговременную
и важнейшую роль. У тревожных
матерей часто вырастают
Традиционно главным институтом воспитания личности ребенка является семья. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность, ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность.
Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие на личность ребенка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей – матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры, не относится к ребенку лучше, не любит его так и не заботится столько о нем. Вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья.
Именно в семье ребенок получает первый жизненный опыт, делает первые наблюдения и учится как себя вести в различных ситуациях. Очень важно, чтобы то, чему в семье учат ребенка, подкреплялось конкретными примерами, чтобы он видел, что у взрослых теория не расходится с практикой.
Каждый из родителей видит в детях свое продолжение, реализацию определенных установок или идеалов. И очень трудно отступает от них.
Информация о работе Детско-родительские отношения и их влияние на личность ребенка