Детско-родительские отношения и их влияние на личность ребенка

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2013 в 09:43, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: изучение межличностных отношений в семьях; каким образом позиции родителей влияют на формирование личности ребенка.
В соответствии с обозначенными выше проблемой, объектом, предметом исследования и гипотезой, в работе были поставлены и решались следующие задачи:
-изучить литературу, изданную ранее по данной тематике;
-определить основные понятия, необходимые для данного исследования;
-изучить типы семейных взаимоотношений и их влияние на формирование личности младших школьников

Содержание

Введение
Глава 1. Детско-родительские отношения и их влияние на личность ребенка
1. Личность младшего школьника
2. Семейные отношения как показатель формирования личности ребенка
2.1 Понятие семьи и семейных отношений
2.2 Типы семейных взаимоотношений
2.3 Роль семьи в воспитании личности ребенка
3. Нарушения детско-родительских отношений. Влияние на личность ребенка
3.1 Негативное влияние внутрисемейных отношений на личность ребенка
Глава 2. Исследование детско-родительских отношений с помощью различных методик
1. Методики исследования детско-родительских отношений
1.1 Метод «Цветовая социометрия»
1.2 Анкета исследования особенностей эмоциональной стороны детско-родительского взаимодействия
1.3 Методика «Рисунок семьи»
1.4 Методика диагностики родительского отношения А.Я. Варга, В.В. Столина
2. Результаты проведенного исследования
2.1 Методика «Рисунок семьи»
2.2 Методика диагностики родительского отношения А.Я. Варга, В.В. Столина
Заключение
Список литературы
Приложение

Работа содержит 1 файл

Федеральное агентство по образованию РФ.docx

— 68.75 Кб (Скачать)

Формирование личности ребенка  происходит как под непосредственным влиянием объективных условий его  жизни в семье (семейных отношений, структуры и численности семьи, примера родителей и т.д.), так  и под воздействием целенаправленного  воспитания со стороны взрослых. Воспитание активизирует процесс освоения ребенком общественно необходимых нормативов поведения, оказывает серьезное  влияние на его способности к  восприятию стихийных воздействий  окружающей Среды, стимулирует усвоение положительного примера.

Успех сознательной воспитательной деятельности взрослых зависит от многих обстоятельств. Она становится эффективной  в том случае, если осуществляется не в отрыве от реальной жизни родителей, а находит свое подтверждение  в ней. Влияние на семейное воспитание оказывает духовная культура родителей, их опыт социального общения, семейные традиции. Особая роль принадлежит  психолого-педагогической культуре родителей, которая дает возможность сузить тот элемент стихийности, свойственный семейному воспитанию в большей  мере, чем любой иной его форме.

Личностной особенностью младших школьников может стать  тревожность. Высокая тревожность  приобретает устойчивость при постоянном недовольстве учебой со стороны родителей. Допустим, ребенок заболел, отстал от одноклассников и ему трудно включиться в процесс обучения. Если переживаемые им временные трудности раздражают взрослых, если родители все время  говорят ребенку о том, что  он не сможет наверстать упущенную  программу, у ребенка возникает  тревожность, страх отстать от одноклассников, остаться на повторное обучении, страх  сделать что-то плохо, неправильно. Тот же результат достигается  в ситуации, когда ребенок учится достаточно успешно, но родители ожидают  большего и предъявляют нереально - завышенные требования.

Из-за нарастания тревожности  и связанной с ней низкой самооценки снижаются учебные достижения, закрепляется неуспех. Неуверенность в себе приводит к ряду других особенностей:

·  желанию бездумно следовать  указаниям взрослого;

·  действовать только по образцам и шаблонам;

·  боязни проявить инициативу;

·  формальному усвоению знаний и способов действий;

·  боязнь идти к чему-то новому;

·  браться за новое  дело;

·  ставить перед собой  какие-либо цели и добиваться их.

Взрослые, недовольные падающей продуктивностью учебной работы ребенка, все больше и больше сосредотачиваются  на этих вопросах в общении с ним, что усиливает эмоциональный  дискомфорт.

Получается замкнутый  круг: неблагоприятные личностные особенности  ребенка отражаются на его учебной  деятельности, низкая результативность деятельности вызывает соответствующую  реакцию окружающих, а эта отрицательная  реакция в свою очередь, усиливает  сложившиеся у ребенка особенности. Разорвать этот круг можно, изменив  установки и оценки родителей. Родители, концентрируя внимание на малейших достижениях  ребенка, не порицая его за отдельные  недочеты, снижают уровень его  тревожности и этим способствуют успешному выполнению учебных заданий.

1. Демонстративность - особенность  личности, связанная с повышенной  потребностью в успехе и внимании  к себе окружающих. Источником  демонстративности обычно становится  недостаток внимания взрослых  к детям, которые чувствуют  себя в семье заброшенными, "недолюбленными" [6]. Но бывает, что ребенку оказывается  достаточное внимание, а оно его  не удовлетворяет в силу гипертрофированной  потребности в эмоциональных  контактах. Завышенные требования  к взрослым предъявляются не  безнадзорными, а наоборот, наиболее  избалованными детьми. Такой ребенок  будет добиваться внимания, даже  нарушая правила поведения. ("Лучше  пусть ругают, чем не замечают"). Задача взрослых - обходиться без  нотаций и назиданий. Как можно менее эмоционально делать замечания, не обращать внимание на легкие проступки и наказывать за крупные (скажем, отказом от запланированного похода в цирк). Это значительно труднее для взрослого, чем бережное отношение к тревожному ребенку.

Если для ребенка с  высокой тревожностью основная проблема - постоянное неодобрение взрослых, то для демонстративного ребенка - недостаток похвалы.

3. «Уход от реальности»  [6]. Наблюдается в тех случаях,  когда у детей демонстративность  сочетается с тревожностью. Эти  дети тоже имеют сильную потребность  во внимании к себе, но реализовать  ее не могут благодаря своей  тревожности. Они мало заметны,  опасаются вызвать неодобрение  своим поведением, стремятся к  выполнению требований взрослых. Неудовлетворенная потребность  во внимании приводит к нарастанию  еще большей пассивности, незаметности, что затрудняет и так недостаточные  контакты. При поощрении взрослыми  активности детей, проявлении  внимания к результатам их  учебной деятельности и поисках  путей творческой самореализации  достигается относительно легкая  коррекция их развития.

В кризисном состоянии  почти всегда кажется, что ничего нельзя изменить. Даже если это действительно так, то все одно выход есть — человек способен изменить свое отношение к тому, что случилось.

Поскольку успех в решении  сложной жизненной ситуации зависит прежде всего, от самого человека. Рассмотрим отношения ее к собственным возможностям решить конфликт, преодолеть напряженность, уменьшить тревогу. Прежде всего, определимся с пониманием понятия «самореабилитация».

Реабилитация в личностном контексте — это активизация  функций конструктивно-положительного приспособления к социуму после  преодоления сложной жизненной  ситуации. Это восстановления на более  высоком качественном уровне, если человек становится способным конструктивнее одолевать трудность, чем к началу психолого-реабилитационных влияний.

В отличие от реабилитации как профессиональной помощи человеку, который попал в жизненную  кризисную ситуацию, самореабилитация направлена на самостоятельную работу человека с собою в сложных жизненных обстоятельствах, которые нельзя назвать еще кризисными. Самореабилитация — это самопомощь в продуктивном преодолении внутренних и внешних препятствий, выходе из затруднительного положения, возвращение во временно утраченную траекторию жизненного пути [12].

Такая психологическая помощь оказывает содействие раскрытию  субъективного потенциала человека, стимулирует самостоятельные поиски внутренней целостности, гармоничности, новых возможностей саморазвития, самоосуществление, облегчает разработку индивидуальных стратегий преобразования проблемной ситуации, устаревшего, хронического конфликта, болезненного состояния на этапы  личностного взросления, приближение  к себе, к собственной сущности.

 

Глава 2. Исследование детско-родительских отношений с помощью различных  методик

Основу любой науки  составляет изучение фактов. Те способы, при помощи которых добываются, вытесняются  факты, называются методами науки. Методы каждой науки зависят от ее предмета - оттого, что она изучает. Методы детской психологии – это способы  выяснения фактов, характеризующих  психического развития ребенка.

Казалось бы, эти факты  окружают нас со всех сторон. Каждый воспитатель следит за развитием  детей и может рассказать, как  происходит это развитие, привести множество примеров. Но в обыденных  впечатлениях главное смешивается  с второстепенным, домыслы и догадки – с действительными фактами. Наука между тем нуждается в достоверных и объективных фактах, таких, которые не зависят от личного впечатления наблюдателя и могут быть проверены – получены заново любым другим исследователем.

Детская психология изучает  психическое развитие детей. Факты, относящиеся к развитию, можно  получать, только сравнивая между  собой особенности детей. Это  можно сделать двумя способами: либо длительно изучать особенности  одних и тех же детей и фиксировать  возникающие изменения, либо изучать  большое количество детей одного или разного возраста и выяснять, чем одни дети отличаются от других. В данной курсовой работе описаны  методики, позволяющие выявить межличностные  отношения ребенка с окружающими  – это методика цветовой социометрии, анкета исследования особенностей эмоциональной  стороны детско-родительского взаимодействия, методика «Рисунок семьи», а также  опросник родительских отношений А.Я. Варга, В.В. Столина.

 

1. Методики исследования  детско-родительских отношений

 

1.1 Методика «Цветовая  социометрия»

 

Целью данной методики является исследование эмоционально-непосредственных межличностных отношений ребенка  с окружающими.

Для проведения методики необходимо подготовить цветовое поле в виде шахматной доски (5 и 5 рядов-квадратов), которая состоит из 13 цветовых и 12 белых квадратов в следующем  порядке:

1-й ряд: черный, белый,  синий, белый, черный квадраты;

2-й: белый, зеленый, белый,  зеленый, белый;

3-й: синий, белый, красный,  белый, синий;

4-й: как второй;

5-й: как первый.

А также нужно подготовить  цветные фишки красного, зеленого, желтого, синего, белого, черного, коричневого, розового, малинового, серого, оранжевого, фиолетового, сиреневого цветов. Каждого — по 3.

Инструкция дается по ходу выполнения задания.

При проведении методики должны выполняться следующие требования:

•  Не все квадраты могут  быть заполнены.

•  Выбор цвета может  быть расширен. Например, одним и  тем же

цветом могут быть обозначены несколько человек.

•  Если ребенок захочет  выбрать большее количество людей (чем

четверых), то это фиксируется  в протоколе, а дополнительные

фишки размещаются на белых  квадратах.

Во время работы испытуемого, исследователь должен вести протокол (см. Приложение 1)

Интерпретация данных к методике «Цветовая социометрия»

В таблице (см. Приложение 2) рассматриваются следующие типы отношений:

1 — отношение ребенка  к самому себе, самовосприятие;

2— явно предпочтительные, характеризующиеся согласованностью;

3— предпочтительные, но  несколько противоречивые, нестабильные;

4— ребенок испытывает  антипатию, конфликтные отношения.

1.2 Анкета исследования  особенностей эмоциональной стороны  детско-родительского взаимодействия

Прежде чем перейти  к исследованию особенностей эмоциональной  стороны детско-родительского взаимодействия, Е. И. Захарова предлагает изучить содержание блоков.

В первый (воспринимающий) входят характеристики, отражающие особенности  восприятия — распознавания эмоционального состояния партнера взаимодействия.

Характер реагирования родителя на то или иное состояние определяется его отношением к ребенку. Характеристики, раскрывающие это отношение, также  могут быть объединены в самостоятельную  группу и составить второй (отношенческий) содержательный блок.

Внешние особенности поведения  ребенка и родителей — такие  поведенческие проявления, являющиеся интегративными характеристиками эмоциональной  стороны взаимодействия, — составляют третий содержательный блок.

Диагностический инструмент: опросник для родителей, позволяющий  опосредованно выявлять степень  выраженности каждой отдельной характеристики взаимодействия в каждой конкретной диаде (ОДРЭВ). Опросник содержит 66 утверждений, касающихся особенностей материнской  чувствительности, отношений к ребенку  и характера детско-родительского  взаимодействия.

Протокол проведения и  инструкцию (см. Приложение 3).

Вопросы (см. Приложение 4)

Интерпретация (см. Приложение 5).

1.3 Методика «Рисунок семьи»

Считают, что идея использования  рисунка семьи для диагностики  внутрисемейных отношений возникла у ряда исследователей, среди которых  упоминают работы В. Хьюлса, А.И. Захарова, Л. Кормана и др.

Целью выявление особенностей внутрисемейных отношений.

На основе выполнения изображения, ответов на вопросы необходимо оценить  особенности восприятия и переживаний  ребенком отношений в семье.

Для исследования необходимы: лист белой бумаги формата А4, шесть цветных карандашей (черный, красный, синий, зеленый, желтый, коричневый), резинка. Ребенку дается инструкция: «Нарисуй, пожалуйста, свою семью». Ни в коем случае нельзя объяснять, что обозначает слово «семья», так как этим искажается сама суть исследования. Если ребенок спрашивает, что ему рисовать, психолог должен просто повторить инструкцию. Время выполнения задания не ограничивается (в большинстве случаев оно длится не более 35 минут).

При выполнении задания следует  отмечать в протоколе:

а) последовательность рисования  деталей;

б) паузы более 15 секунд;

в) стирание деталей;

г) спонтанные комментарии  ребенка;

д) эмоциональные реакции  и их связь с изображаемым содержанием.

После того, как ребенок  выполнит задание, надо стремиться получить максимум информации вербальным путем. Обычно задают следующие вопросы:

Скажи, кто тут нарисован?

1.  Где они находятся?

2.  Что они делают? Кто  это придумал?

3.  Им весело или скучно? Почему?

4.  Кто из нарисованных  людей самый счастливый? Почему?

5.  Кто из них самый  несчастный? Почему?

Последние два вопроса  провоцируют ребенка на открытое обсуждение чувств, что склонен делать не каждый ребенок. Поэтому, если ребенок  не отвечает на них или отвечает формально, не следует настаивать на ответе. При опросе психолог должен пытаться выяснить смысл нарисованного ребенком:

- чувства к отдельным  членам семьи;

- почему ребенок не  нарисовал кого-нибудь из членов  семьи (если так произошло);

- что значат для ребенка  определенные детали рисунка  (птицы, зверушки и т. д.) При  этом по возможности следует  избегать прямых вопросов, настаивать  на ответе, так как это может  индуцировать тревогу, защитные  реакции. Часто продуктивными  оказываются проективные вопросы,  например:

- Если вместо птички  был бы нарисован человек, то  кто бы это был?

- Кто бы выиграл в  соревнованиях между братом и  тобой?

- Кого мама позовет  идти с собой?

- и т. п.

Схема обработки теста (см. Приложение 6).

Информация о работе Детско-родительские отношения и их влияние на личность ребенка