Дети с реактивными состояниями и конфликтными переживаниями

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2013 в 17:51, реферат

Описание работы

В отличие от отклонений в развитии, обусловленных органическими или функциональными нарушениями центральной нервной системы, реактивные состояния у детей могут возникнуть при отсутствии каких бы то ни было мозговых нарушений.

Работа содержит 1 файл

ДЕТИ С РЕАКТИВНЫМИ СОСТОЯНИЯМИ И КОНФЛИКТНЫМИ ПЕРЕЖИВАНИЯМИ.docx

— 33.39 Кб (Скачать)

 

Преодоление трудностей в  поведении этих детей – дело очень  сложное. Прежде всего необходимо, чтобы педагог понимал состояние ребенка, знал причины, вызвавшие это состояние, осуществлял правильный индивидуальный подход к нему, установил эмоциональный контакт с ребенком; включил его во внеклассную работу; строил воспитательный процесс, опираясь на его положительные качества.

 

В перевоспитании таких детей  большую роль играет работа с семьей. Следует проводить с родителями разъяснительную работу: говорить о  возрастных особенностях их детей и  причинах, вызвавших трудности в  поведении. Важно помнить, что нравоучения, жалобы, назидательные мероприятия  неэффективны. Необходимо искать к  каждому ребенку индивидуальный подход.

 

http://www.razlib.ru/psihologija/vozrastnaja_psihologija_konspekt_lekcii/index.php

 

Многие авторы отмечают склонность умственно отсталых индивидов к  реактивным депрессиям (Юркова И. А., 1967). Все описанные особенности психики умственно отсталых индивидов делают их особенно чувствительными к различным препятствиям, встречающимся на жизненном пути. Этот тип психопатологии встречается у них нередко. Более того, многие авторы считают умственную отсталость фактором, предрасполагающим к развитию реактивных состояний (Бунеев А. Н., 1950; Фелинская Н. И., 1944). И. Н. Введенский и М. С. Хейф (1940), наблюдавшие психогенные реакции у олигофренов, описали встретившиеся им синдромы: псев додеменцию, истерические расстройства, депрессию, ступор и указали на особенности их проявления: бедность и скудность психопатологической продукции, монотонность и длительность течения. К. X. Короленок (1942) отметил у олигофренов две формы психогенной дементности: аффективную дементность и псевдодементность. Он отличал первую от второй по отсутствию истерической реакции, естественности поведения, по затруднениям при выполнении более сложных задач, по производимому впечатлению более слабоумных, связанному с усилением основной симптоматики. И. Т. Ментешашвили и Н. М. Асатиани (1945) пришли к выводу, что у олигофренов острые истерические реакции характеризуются бедностью клинических проявлений. В. А. Осташева (1946) полагает, что у умственно отсталых лиц создаются предпосылки для возникновения реактивных состояний. Переживания ими в связи с низким интеллектом безвыходности ситуации и неспособность к логическому разрешению конфликтных ситуаций способствуют формированию свойственной именно им клинической картины этих состояний.

 

По мнению О. Е. Фрейерова (1964), при реактивных состояниях у умственно отсталых лиц «под влиянием внешних ситуационных факторов на более или менее значительный период времени изменяется клиническая симптоматика олигофрении, появляются новые симптомы, происходят сдвиги в аффективности, нарушаются привычные формы поведения». Атипичность реактивных состояний проявляется в том, что в их клинической картине преобладают явления заторможенности (страха) и бедность симптоматики, что они носят затяжной характер, не обнаруживая в течение длительного времени какихлибо изменений.

 

JI. А. Булахова с сотр. (1984) у детей с умственной отсталостью ре зидуальноорганического генеза выявили реактивно возникающие «па рааутистические» состояния. Эти расстройства возникали у детей с явной эмоциональной и коммуникативной недостаточностью. Они проявлялись в пассивности к познанию окружающего, болезненной реакции на перемену обстановки, усилении замкнутости, негативизме, отказе от речевого общения. В дальнейшем, спустя от 2 до 12 лет, отмечена лишь частичная адаптация в условиях привычного содержания и обучения.

 

Многие умственно отсталые дети (43%) с трудом переносят свое положение  учащихся коррекционной школы. Особенно это относится к девочкам в  периоде полового созревания (27%), а также к детям, которые проводят часть дня в семье. Реже (6%) встречаются более сложные случаи реактивных состояний (Блюменфельд С. с сотр., 1971).

 

У умственно отсталых детей часто  встречаются психогенные реакции. Учитывая же стертость их симптоматики, ее кратковременность и благополучный  исход, приходится допустить, что в  поле зрения психиатров попадают далеко не все эти расстройства. Удельный вес психогенных реакций фактически значительно выше, что и соответствует  катамнестическим данным, указывающим  на значительную изменчивость симптоматики, ранимость детей и нестойкость  компенсаторных возможностей этих больных.

 

 Реактивные состояния у детей  и подростков с астенической  формой умственной отсталости

 

Будучи аффективно неустойчивыми, возбудимыми, утомляемыми и истощаемыми, а также обладая целым рядом  особенностей в мышлении и деятельности, дети с астенической формой умственной отсталости сравнительно легко дают психогенные реакции. В ряду влияний  среды, которые вызывают эти реакции, — утрата близких, неуспеваемость в  школе, перевод в другое учебное  заведение, переезд, непрекращающиеся конфликты в семье или в  коллективе сверстников. Умственно  отсталые подростки оказываются  более ранимыми, чем дети других возрастов. Симптоматика реакций у  них развертывается в течение  нескольких суток. Иногда уже на 2—3й  день больные становятся спокойнее  и ровнее в поведении. Некоторые  из детей в первую неделю еще неустойчивые, легко возбудимые, плаксивые, но и их состояние в течение короткого времени полностью нормализуется. Психогенные реакции протекают различно. Всех больных с кратковременными психогенными реакциями по особенностям клинической картины можно условно разделить на три типа. У части больных возникают дисфори неские состояния, сопровождающиеся двигательным возбуждением. На высоте аффекта у одних появляются суицидальные мысли, а у других — стремление к разрушениям или агрессии.

 

Примером может быть нижеследующая  история болезни.

 

 ПРИМЕР Надя Н., 12 лет

 

Отец умер от рака, мать — нервная. Ребенок от первой беременности, роды в асфиксии. На 3м году перенесла  грипп, коклюш и ветряную оспу. Психическое  развитие замедлено. Всегда была беспокойной. Воспитывалась в детских учреждениях, но общества детей не любила, не участвовала  в общих занятиях, не запоминала сказок и стихов, легко вступала в конфликты. Изза неподготовленности обучается в школе с 8 лет, с программой не справлялась. Долго не могла освоить буквы, научиться читать, запоминать стихи. С большим трудом обучалась навыкам счета. Формирование пространственных представлений, ориентировка в сторонах собственного тела, умение воспроизводить ритмы и последовательные действия — все это развивалось со значительной задержкой. Отмечалась недостаточная прилежность, девочка часто отвлекалась, была пассивной, вялой. Вне классных занятий легко вступала в конфликты с детьми. Часто аффектировалась, была обидчивой и плаксивой. До 12 лет был энурез. Была переведена в коррекционную школу, где и проучилась до 4го класса. В связи с неприятностями, возникшими в школе, стала хуже учиться, появилось двигательное беспокойство, часами кричала, плакала, мотала, трясла и запрокидывала голову, билась ею о стену. В больнице вначале была беспокойной, раздражительной, возбудимой, агрессивной и непослушной. Затем стала спокойней, упорядоченней, ровнее в поведении.

 У девочки была выявлена  психогенная реакция с легкой  степенью астенической формы  умственной отсталости.

 У другой части умственно  отсталых в связи с жизненными трудностями появляются астенодепрессивные состояния. Возникающие суицидальные намерения — значительно серьезнее.

 

Для третьей части характерны поведенческие  расстройства с меньшими аффективными расстройствами. Нарушения их поведения  заключаются либо в уходах от трудностей жизни (побегах), либо — в демонстративных  угрозах убить себя и резком двигательном возбуждении.

 

 Реактивные состояния у детей  и подростков со стенической формой умственной отсталости

 

У детей и подростков со стенической формой умственной отсталости кратковременные психогенные реакции проявляются, главным образом, в нарушениях поведения: побегах, аффективном возбуждении и двигательном беспокойстве. Большинство из них угрожает покончить жизнь самоубийством или даже, что чаще, демонстративно совершают суицидальные попытки. У меньшей части отмечаются либо неглубокие и кратковременные периоды снижения настроения, либо псевдодеменция. Эти реакции всегда заканчиваются благоприятно, и их продолжительность редко превышает несколько недель. Особенности протекания психогенных реакций у этих детей можно показать на нижеследующем примере.

 

 ПРИМЕР Катя С., 15 лет

 

Мать перенесла психоз неясного происхождения. От второй нормальной беременности. До года тяжело болела дизентерией, а  затем коклюшем и скарлатиной. Психомоторное  развитие несколько отставало. В  школу пошла с 7 лет, осталась на второй год в первом классе. С программой 5го класса справиться не смогла. По характеру  была общительной, доброй, настойчивой  и трудолюбивой. С 14 лет стала  грубой, непослушной, домой приходила  поздно, перестала заниматься учебой. Спустя полгода выяснилось, что девочка  сожительствует со своим одноклассником. Как только этот факт стал известным, стала замкнутой, печальной, не отвечала на вопросы, много плакала, отказывалась от учебы, дома ничем не хотела заниматься и в связи с этим поступила  в психиатрическую больницу. Настроение в больнице вскоре нормализовалось, стала общительнее, живее, легко  вступала в контакт, охотно о себе давала сведения, была развязной, грубой. Отмечались сексуальность и интерес  к мальчикам. Много уделяла внимания своей внешности. Круг знаний и представлений  об окружающей жизни оказался заметно  ограниченным. Интересы были узкими, преимущественно  сосредоточенными на сексуальной тематике. Речь грамматически правильная, словарный  запас мал, восприятие поверхностное. Эмоциональные реакции недостаточно дифференцированные. Интеллектуальное развитие соответствует степени  легкой степени умственной отсталости. Критики к своему поведению нет. Рекомендован перевод в коррекционную  школу 8го вида.

 После выписки продолжала  бродяжничать, сожительствовала с  тем же подростком, в школу  не являлась.

 

В этом случае у девочки с легкой степенью стенической формы умственной отсталости под влиянием разоблачения ее сексуальных отношений и связанных с этим наказаний и осуждений, а также в связи со школьными трудностями возникла кратковременная психогенная реакция в форме очень неглубокого снижения настроения (субдепрессия).

 

 Реактивные состояния у детей  и подростков с атонической  фазой умственной отсталости

 

Примером психогенной реакции  у подростка с атонической  формой умственной отсталости может  быть следующая история болезни.

 

 ПРИМЕР Саша M., 14 лет, ученик 5го класса вспомогательной школы

 

Мальчик от первой беременности. На первом году жизни трижды перенес тяжелую  пневмонию, которая в последующие  годы повторялось неоднократно. В 5 лет болел свинкой, в 6 лет —  ветряной оспой. В этом же возрасте в течение трех дней было тяжелое  лихорадочное состояние неясной  этиологии. С 8 лет пошел в массовую школу, но уже через год переведен  в коррекционную. Мальчик неразговорчивый, неактивный, вялый, мало интересующийся детскими развлечениями, как правило, стремится к уединению и производит впечатление несколько странного (кладет в рот осколки стекла и  т. д.). Поведение обычно упорядоченно, он послушен и дисциплинирован.

 

После смерти отца, который попал  под поезд, вначале очень возбудился, не находил себе места, а затем  стал еще более молчаливым, замкнутым  и вялым. Плохо спал по ночам, вскакивал, говорил с собой. На этом фоне возникали  неоднократные аффективные вспышки  с озлоблением и криком. В связи  с таким поведением был отстранен  от учебы. В больнице в контакт вступал не сразу, в беседе обнаруживал ограниченный запас слов, лаконичность ответов, замедленность мышления. Рассказал о том, что после гибели отца часто о нем думал; настроение было плохим, плакал и изза этого перестал учиться. Ю соответствует легкой степени умственной отсталости. Эмоциональная жизнь бедная, мимика малодифференциро ванная. В течение нескольких дней был тихим, задумчивым, грустным, держался обособленно, в классе не выполнял заведомо легких заданий. Постепенно стал веселее, активнее, бодрее, начал принимать участие в работе класса и отчасти в играх ребят.

 

В представленной истории болезни  описывается подросток с легкой степенью атонической формы умственной отсталости, у которого вслед за тяжелым потрясением (гибель отца) развилась  кратковременная психогенная реакция. Ее особенность в том, что в  клинической картине на первое место  выступало усиление присущих больному черт личности, имевших место до болезни, и в меньшей мере —  аффективные расстройства (тревога, возбуждение).

 

http://www.successpax.ru/2012/02/reaktivnye-sostoyaniya.html

 

Реактивные состояния.

 

Многие авторы отмечают склонность умственно отсталых индивидов к  реактивным депрессиям (Юркогш И. А., 1967).

 

Все описанные особенности психики  умственно отсталых индивидов делают их особенно чувствительными к различным  препятствиям, встречающимся на жизненном  пути. Этот тип психопатологии встречается  у них нередко. Более того, многие авторы считают умственную отсталость фактором, предрасполагающим к развитию реактивных состояний (БунеевА. Н., 1950; Фелинская Н. И"., 1944).

 

И. Н. Введенский и М. С. Хейф (1940), наблюдавшие  психогенные реакции у олигофренов, описали встретившиеся им синдромы: псевдодеменцию, истерические расстройства , депрессию, ступор и указали на особенности их проявления: бедность и скудность психопатологической продукции, монотонность и длительность течения.

 

К. X, Короленок (1942) отметил у олигофренов две формы психогенной дементности: аффективную дементность и псевдодементность. Он отличал первую от второй по отсутствию истерической реакции, естественности поведения, по затруднениям при выполнении более сложных задач, по производимому впечатлению более слабоумных, связанному с усилением основной симптоматики. И. Т. Ментешашвили и Н. М. Асатиани (1945) пришли к выводу, что у олигофренов острые истерические реакции характеризуются бедностью клинических проявлений. В. А. Осташеза (1946) полагает, что у умственно отсталых лиц создаются предпосылки для возникновения реактивных состояний. Переживания ими в связи с низким интеллектом безвыходности ситуации и неспособность "логическому разрешению конфликтных ситуаций способствуют формированию свойственной именно им клинической картины этих состояний.

Информация о работе Дети с реактивными состояниями и конфликтными переживаниями