Дети с реактивными состояниями и конфликтными переживаниями

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2013 в 17:51, реферат

Описание работы

В отличие от отклонений в развитии, обусловленных органическими или функциональными нарушениями центральной нервной системы, реактивные состояния у детей могут возникнуть при отсутствии каких бы то ни было мозговых нарушений.

Работа содержит 1 файл

ДЕТИ С РЕАКТИВНЫМИ СОСТОЯНИЯМИ И КОНФЛИКТНЫМИ ПЕРЕЖИВАНИЯМИ.docx

— 33.39 Кб (Скачать)

ДЕТИ С РЕАКТИВНЫМИ  СОСТОЯНИЯМИ И КОНФЛИКТНЫМИ ПЕРЕЖИВАНИЯМИ

Реактивные состояния  у детей

 

Нервно-психические нарушения, которые возникают у ребенка  вследствие травмирующей его психику  ситуации, носят название реактивных состояний.

 

В отличие от отклонений в  развитии, обусловленных органическими  или функциональными нарушениями  центральной нервной системы, реактивные состояния у детей могут возникнуть при отсутствии каких бы то ни было мозговых нарушений.

 

Нервно-психические нарушения  при реактивных состояниях у детей  носят чрезвычайно разнообразный  характер, проявляются в различной  степени. Это зависит от остроты  и тяжести травмирующей ситуации, от длительности ее воздействия, возраста ребенка, общего состояния его здоровья и от индивидуальных особенностей личности. Реактивные состояния могут проявиться в заикании, в тикозных подергиваниях  в различных частях тела, страхах, недержании мочи, а при острых состояниях даже кала. При остро действующих  травмирующих моментах у детей нередко  наблюдаются расстройства сознания типа сумеречных, т.е. таких, когда ребенок  совершает ряд действий и поступков, о которых в дальнейшем не помнит. У некоторых детей иногда появляется состояние психомоторного возбуждения  в виде повышенной суетливости, бесцельных движений, немотивированных поступков. У других, наоборот, появляется реакция  торможения когда дети как бы цепенеют, застывают. В младшем возрасте отмечается временное выпадение отдельных функций, например временная глухота, мутизм (отказ от речи) и т.д. У подростков же картина реактивного состояния может принять более сложные характер. У них иногда отмечается нарушение всей эмоционально-волевой сферы (страх, тревога, подавленность, отказ от еды, оцепенение и даже элементы бредового отношения к окружающим и т.д.). Так, некоторые дети, находившиеся в условиях фашистской оккупации и оказавшиеся свидетелями фашистских зверств, проявляли наиболее глубокие и стойкие психические расстройства реактивного характера.

 

Но и в обычных условиях могут быть обстоятельства, которые  вызывают реактивные состояния у  детей, хотя и не столь грубые, но все же влияющие на их поведение и характер. Так, особенно тяжелым по своему влиянию на поведение и характер школьника является энурез (недержание мочи). Это расстройство возникает чаще всего у тех нервных и физически ослабленных детей, у которых имело место какое-то длительное нервное напряжение или потрясение, испуг, какое-либо соматическое заболевание, истощающее организм... Почти у всех детей, страдающих энурезом, возникает сознание своей неполноценности, которое проявляется по-разному. Одни становятся очень робкими, застенчивыми, боязливыми, нерешительными, другие, наоборот, озлобленными, раздражительными и агрессивными. У тех и других нередко бывают страхи. Содержанием таких страхов является сам факт недержания мочи. В дальнейшем страх принимает более диффузный характер - боязнь темноты, страх перед новым делом, новой обстановкой, новыми людьми.

 

Нередко дети очень болезненно переживают какой-нибудь свой физический недостаток (хромоту, косоглазие, близорукость, горбатость и т.п.), те или иные нервные  проявления (заикание, нервные подергивания, страхи и пр.). Наличие какого-либо из этих дефектов у ребенка при  неправильном отношении к нему окружающих ведет к возникновению чувства  своей неполноценности, которое  вызывает замкнутость, трудности в  поведении, а в некоторых случаях  приводит к снижению успеваемости.

Конфликтные переживания  у детей

 

В ряде случаев тяжелые  переживания приводят к образованию  у ребенка внутреннего конфликта, который также может нарушить его психическое развитие. Конфликтные  переживания всегда носят социальный характер. Они возникают вследствие психогенных факторов, травмирующих ребенка в семье или в школе. Для внутреннего конфликта характерно столкновение в сознании ребенка противоположно окрашенных аффективных отношений к тому или иному близкому ему лицу или к создавшейся ситуации. Внутренний конфликт может возникнуть лишь в том случае, если переживания ребенка невыносимо тяжелы, длительно занимают центральное место в его жизни и сознании; на каком-то этапе этот конфликт оказывается для ребенка неразрешимым.

 

Такой неразрешенный конфликт, затягиваясь и становясь хроническим, оказывает специфическое влияние  на формирование черт характера и  может тормозить умственное развитие. У детей с внутренним конфликтом создается известная двойственность, противоречивость в решении тех  или иных вопросов, в выборе того или иного действия. Вся личность ребенка вовлекается в переживания, связанные с конфликтом, все аффективные, т.е, эмоциональные, переживания направлены как бы в одно русло. Поэтому круг интересов, привязанностей резко суживается. В возникновении конфликтных переживаний большую роль играют особенности структуры личности.

 

Надо сказать, что школьные конфликты при своевременном  и правильном их понимании изживаются детьми легче и быстрее и чаще всего не оставляют таких глубоких следов, как конфликты семейные. Однако в тех случаях, когда школьные конфликты остаются непонятыми учителями  и родителями, когда ребенку не оказывается вовремя нужная помощь, его состояние все более и  более ухудшается и может привести к уходу из школы и толкнуть на путь антисоциального поведения.

 

Все это показывает, какую  роль в жизни ребенка играют переживания, возникающие при неблагоприятных, травмирующих условиях. Понимание руководителем школы и педагогом этих глубоких страданий и переживаний ребенка, вдумчивое отношение их к природе этих переживаний, осуществление своевременного и правильного педагогического подхода к такому ребенку, создание дружеского, участливого и доброжелательного отношения к нему со стороны товарищей в классе, работа с семьей смогут предотвратить патологическое развитие личности при конфликтных переживаниях.

 

Изменения характера и  нарушения поведения у детей  и подростков могут быть вызваны  не только реактивными состояниями  и тяжелыми конфликтными переживаниями, но и многими другими причинами. Среди школьников есть такие, которые  трудны в воспитательном отношении. Они доставляют много беспокойства учителям, нередко нарушают работу класса, бывают предметом обсуждения на классных собраниях, в пионерской и комсомольской организациях, на педагогических советах.

 

Поведение этих так называемых детей-дезорганизаторов нередко бывает внешне похоже на поведение детей  с другими видами патологии характера (конфликтные переживания, астении, психопатии). Но за внешним сходством  здесь кроются по сути дела различные  состояния. Так, иногда трудным по поведению  оказывается избалованный, заласканный, чаще всего единственный в семье  ребенок, который привык к тому, чтобы  окружающие выполняли все его  желания и капризы. До школы этих детей ограждают от всяких обязанностей, даже от посильного для них выполнения самой легкой работы по самообслуживанию дома. А потом, особенно к началу школьного возраста, резко меняют отношение к ним, требуют умений, которых у них нет. Изменение  в отношении приводит к перенапряжению нервной системы ребенка, так  как он не подготовлен к выполнению предъявляемых к нему требований. Эта неумелость и несостоятельность  образует у ребенка чувство малоценности, неудовлетворенности, неуверенности, а иногда и чувство обиды н даже враждебности к окружающим. Такие дети часто становятся недисциплинированными, особенно в школьных условиях, так как там ребенок должен подчинять свое поведение определенным требованиям и правилам.

 

Нарушения поведения наблюдаются  и у детей, родители которых проявляют  повышенную раздражительность, нервозность, невыдержанность, недостаточную организованность. Дети в таких семьях, как правило, также раздражительны, невыдержанны, что сказывается на их поведении в школе. Трудности в поведении детей могут быть обусловлены неблагоприятной семейной ситуацией, при которой дети являются свидетелями ссор, скандалов и пьянства... У таких детей нередко создается отрицательное и даже враждебное отношение к окружающим, что мешает им наладить контакт в школе. Несмотря на то что интеллект у этих детей первично сохранен, они часто плохо учатся, так как не приучены к систематической работе, не имеют выраженных школьных интересов и привязанности к учителям. Аналогичные трудности в поведении детей могут возникнуть и в хорошей, слаженной, трудолюбивой семье, если в силу тех или иных обстоятельств не были своевременно обеспечены правильное воспитание и соответствующий надзор за ребенком, а также единство подхода к нему со стороны членов семьи. В этих случаях трудности в поведении чаще всего возникают у детей в переходном возрасте, когда усиливается влияние товарищей, улицы и возрастает роль развлечений.

 

Преодоление трудностей поведения  у данной категории детей, несомненно, дело очень сложное, и успех здесь  зависит от многого. Прежде всего важно, чтобы педагог глубоко понял состояние такого ребенка, знал причины, вызвавшие трудности в поведении, и в соответствии с этим осуществлял правильный индивидуальный подход. В этих случаях огромное значение имеет установление подлинно глубокого эмоционального контакта с таким учеником, включение его в мир увлекательных дел и интересов детского коллектива. Педагогу необходимо проявлять больше доверия к возможностям ученика, строить работу с ним, опираясь на положительные качества его личности.

 

В перевоспитании этих детей  имеет очень большое значение работа учителя с семьей. Необходимо разъяснить семье особенности ребенка  и причины, вызвавшие трудности  в его поведении... При этом надо помнить, что в работе с такими детьми вредны голые нравоучения, назидательные  беседы, жалобы родителям на ребенка. Изучение, распознавание и нахождение правильных педагогических методов  индивидуального подхода к такому ребенку гораздо эффективнее, чем  прямолинейная и зачастую бесплодная борьба с дезорганизаторами.

 

Трудности в поведении  могут быть обусловлены плохим физическим состоянием, когда дети бывают раздражительны, возбудимы, двигательно беспокойны, плаксивы, обидчивы, иногда драчливы.

 

В этих случаях педагогу необходимо своевременно вникнуть в существо трудностей, проанализировать их, направить ребенка  на медицинское обследование, так  как физическая слабость может быть вызвана туберкулезной интоксикацией, глистами, заболеванием внутренних органов (печени, сердца и др.). В отдельных  случаях изменения поведения  могут возникнуть как отдаленные последствия ранее перенесенного  сотрясения мозга, ревматической инфекции или как остаточные явления после  перенесенных заболеваний центральной  нервной системы. Поэтому целесообразно  использовать также консультацию детского психоневролога.

 

У всех перечисленных групп  детей нарушения поведения и  изменения в характере развертываются на фоне первично сохраненной эмоционалыно-волевой сферы. Здесь, как правило, отсутствуют грубые структурные изменения личности, а нарушения в поведении носят не органический, а функциональный характер. Коррекция недостатков поведения и характера в этих случаях может быть весьма значительной, а иногда и полной, если детям созданы соответствующие условия в семье и школе.

 

Власова Т.А. Певзнер М.С. О детях  с отклонениями в развитии. 2-е  изд., испр. и доп. М., 1973, с.47-81 

 

Под реактивными состояниями  понимают нервно-психические нарушения, которые возникают у ребенка  в результате травмирующей его психику  ситуации. Нервно-психические нарушения  при реактивных состояниях у детей  проявляются по-разному. Это зависит от остроты и тяжести травмирующей ситуации, длительности ее воздействия, возраста ребенка, общего состояния его здоровья и индивидуальных особенностей личности. К проявлениям реактивных состояний относятся заикание, тикозные подергивания в разных частях тела, страхи, недержание мочи, а иногда и кала.

 

При остро действующих  травмирующих ситуациях у детей  наблюдаются расстройства сознания типа сумеречных, т. е. таких, когда ребенок  совершает ряд действий и поступков, о которых в дальнейшем не помнит. Некоторые дети становятся очень  суетливыми, совершают бесцельные движения, немотивированные поступки, а другие, наоборот, цепенеют, застывают. В младшем  школьном возрасте может наблюдаться  временное выпадение некоторых  функций, например временная глухота, мутизм (отказ от речи) и т. д. У подростков отмечаются нарушения всей эмоционально-волевой сферы: страх, тревога, подавленность, отказ от еды, оцепенение и т. д.

 

Одной из травмирующих ситуаций, влияющей на поведение и характер ребенка, является энурез (недержание мочи). Данное расстройство в основном возникает у нервных и физически ослабленных детей, переживших длительное нервное напряжение или потрясение, испуг, соматическое заболевание. У них возникает ощущение своей неполноценности, которое также проявляется по-разному. Одни становятся очень робкими, застенчивыми, боязливыми, нерешительными, другие, наоборот, озлобляются, становятся раздражительными и агрессивными. У тех и других иногда бывают страхи, связанные непосредственно с недержанием мочи. Затем появляются другие страхи: темноты, нового дела, новой обстановки, новых людей.

 

Очень болезненны переживания  из-за физических недостатков (хромоты, косоглазия, близорукости, горбатости и т. д.) и нервных проявлений (заикания, нервных подергиваний, страхов и  т. д.). При неправильном отношении к ним взрослых у ребенка может возникнуть чувство неполноценности, которое в дальнейшем приведет к замкнутости, нарушениям поведении, а иногда и к снижению успеваемости.

 

Конфликтные переживания  возникают у детей в результате внутреннего конфликта, который  тоже может нарушить психическое  развитие. Они являются следствием психогенных факторов, травмирующих ребенка в семье или школе. Причиной внутреннего конфликта  является тяжелое, длительное по времени  переживание, которое в какой-то момент становится для ребенка невыносимым. Затяжной и кажущийся неразрешимым конфликт может привести к изменениям в поведении и характере, а  также затормозить умственное развитие ребенка.

 

Школьные конфликты при  своевременном и правильном понимании  их взрослыми разрешаются быстрее  и безболезненнее, чем семейные. Однако когда школьные конфликты  остаются непонятыми учителями и  родителями, когда ребенку вовремя  не оказывается помощь, его состояние  может ухудшиться и привести к  уходу из школы или толкнуть на путь асоциального поведения.

 

Изменения характера и  нарушения поведения могут быть следствием воспитания ребенка в  дошкольном возрасте, если его излишне  балуют, позволяют делать все, что  он хочет, выполняют все его капризы  и желания. Раздражительность, невыдержанность, нервозность, недостаточная организованность родителей также могут быть причинами  негативных проявлений. Как правило, дети копируют поведение старших, что  сказывается на их поведении в  школе. Трудности в поведении  детей могут быть обусловлены  неблагоприятной обстановкой дома, когда дети являются свидетелями  ссор, скандалов, пьянства. У таких  детей нередко создается отрицательное  отношение к окружающим, что мешает им наладить контакт в школе и хорошо учиться, несмотря на первично сохранный интеллект. Аналогичные проблемы могут возникнуть и в благополучных семьях, если своевременно не были обеспечены правильное воспитание и соответствующий контроль за ребенком.

Информация о работе Дети с реактивными состояниями и конфликтными переживаниями