Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2013 в 17:51, реферат
В отличие от отклонений в развитии, обусловленных органическими или функциональными нарушениями центральной нервной системы, реактивные состояния у детей могут возникнуть при отсутствии каких бы то ни было мозговых нарушений.
ДЕТИ С РЕАКТИВНЫМИ СОСТОЯНИЯМИ И КОНФЛИКТНЫМИ ПЕРЕЖИВАНИЯМИ
Реактивные состояния у детей
Нервно-психические нарушения, которые возникают у ребенка вследствие травмирующей его психику ситуации, носят название реактивных состояний.
В отличие от отклонений в
развитии, обусловленных органическими
или функциональными
Нервно-психические нарушения
при реактивных состояниях у детей
носят чрезвычайно
Но и в обычных условиях могут быть обстоятельства, которые вызывают реактивные состояния у детей, хотя и не столь грубые, но все же влияющие на их поведение и характер. Так, особенно тяжелым по своему влиянию на поведение и характер школьника является энурез (недержание мочи). Это расстройство возникает чаще всего у тех нервных и физически ослабленных детей, у которых имело место какое-то длительное нервное напряжение или потрясение, испуг, какое-либо соматическое заболевание, истощающее организм... Почти у всех детей, страдающих энурезом, возникает сознание своей неполноценности, которое проявляется по-разному. Одни становятся очень робкими, застенчивыми, боязливыми, нерешительными, другие, наоборот, озлобленными, раздражительными и агрессивными. У тех и других нередко бывают страхи. Содержанием таких страхов является сам факт недержания мочи. В дальнейшем страх принимает более диффузный характер - боязнь темноты, страх перед новым делом, новой обстановкой, новыми людьми.
Нередко дети очень болезненно переживают какой-нибудь свой физический недостаток (хромоту, косоглазие, близорукость, горбатость и т.п.), те или иные нервные проявления (заикание, нервные подергивания, страхи и пр.). Наличие какого-либо из этих дефектов у ребенка при неправильном отношении к нему окружающих ведет к возникновению чувства своей неполноценности, которое вызывает замкнутость, трудности в поведении, а в некоторых случаях приводит к снижению успеваемости.
Конфликтные переживания у детей
В ряде случаев тяжелые
переживания приводят к образованию
у ребенка внутреннего
Такой неразрешенный конфликт,
затягиваясь и становясь
Надо сказать, что школьные конфликты при своевременном и правильном их понимании изживаются детьми легче и быстрее и чаще всего не оставляют таких глубоких следов, как конфликты семейные. Однако в тех случаях, когда школьные конфликты остаются непонятыми учителями и родителями, когда ребенку не оказывается вовремя нужная помощь, его состояние все более и более ухудшается и может привести к уходу из школы и толкнуть на путь антисоциального поведения.
Все это показывает, какую
роль в жизни ребенка играют переживания,
возникающие при
Изменения характера и нарушения поведения у детей и подростков могут быть вызваны не только реактивными состояниями и тяжелыми конфликтными переживаниями, но и многими другими причинами. Среди школьников есть такие, которые трудны в воспитательном отношении. Они доставляют много беспокойства учителям, нередко нарушают работу класса, бывают предметом обсуждения на классных собраниях, в пионерской и комсомольской организациях, на педагогических советах.
Поведение этих так называемых
детей-дезорганизаторов нередко бывает
внешне похоже на поведение детей
с другими видами патологии характера
(конфликтные переживания, астении,
психопатии). Но за внешним сходством
здесь кроются по сути дела различные
состояния. Так, иногда трудным по поведению
оказывается избалованный, заласканный,
чаще всего единственный в семье
ребенок, который привык к тому, чтобы
окружающие выполняли все его
желания и капризы. До школы этих
детей ограждают от всяких обязанностей,
даже от посильного для них выполнения
самой легкой работы по самообслуживанию
дома. А потом, особенно к началу
школьного возраста, резко меняют
отношение к ним, требуют умений,
которых у них нет. Изменение
в отношении приводит к перенапряжению
нервной системы ребенка, так
как он не подготовлен к выполнению
предъявляемых к нему требований.
Эта неумелость и несостоятельность
образует у ребенка чувство
Нарушения поведения наблюдаются
и у детей, родители которых проявляют
повышенную раздражительность, нервозность,
невыдержанность, недостаточную
Преодоление трудностей поведения у данной категории детей, несомненно, дело очень сложное, и успех здесь зависит от многого. Прежде всего важно, чтобы педагог глубоко понял состояние такого ребенка, знал причины, вызвавшие трудности в поведении, и в соответствии с этим осуществлял правильный индивидуальный подход. В этих случаях огромное значение имеет установление подлинно глубокого эмоционального контакта с таким учеником, включение его в мир увлекательных дел и интересов детского коллектива. Педагогу необходимо проявлять больше доверия к возможностям ученика, строить работу с ним, опираясь на положительные качества его личности.
В перевоспитании этих детей
имеет очень большое значение
работа учителя с семьей. Необходимо
разъяснить семье особенности ребенка
и причины, вызвавшие трудности
в его поведении... При этом надо
помнить, что в работе с такими
детьми вредны голые нравоучения, назидательные
беседы, жалобы родителям на ребенка.
Изучение, распознавание и нахождение
правильных педагогических методов
индивидуального подхода к
Трудности в поведении могут быть обусловлены плохим физическим состоянием, когда дети бывают раздражительны, возбудимы, двигательно беспокойны, плаксивы, обидчивы, иногда драчливы.
В этих случаях педагогу необходимо
своевременно вникнуть в существо трудностей,
проанализировать их, направить ребенка
на медицинское обследование, так
как физическая слабость может быть
вызвана туберкулезной
У всех перечисленных групп
детей нарушения поведения и
изменения в характере
Власова Т.А. Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии. 2-е изд., испр. и доп. М., 1973, с.47-81
Под реактивными состояниями понимают нервно-психические нарушения, которые возникают у ребенка в результате травмирующей его психику ситуации. Нервно-психические нарушения при реактивных состояниях у детей проявляются по-разному. Это зависит от остроты и тяжести травмирующей ситуации, длительности ее воздействия, возраста ребенка, общего состояния его здоровья и индивидуальных особенностей личности. К проявлениям реактивных состояний относятся заикание, тикозные подергивания в разных частях тела, страхи, недержание мочи, а иногда и кала.
При остро действующих травмирующих ситуациях у детей наблюдаются расстройства сознания типа сумеречных, т. е. таких, когда ребенок совершает ряд действий и поступков, о которых в дальнейшем не помнит. Некоторые дети становятся очень суетливыми, совершают бесцельные движения, немотивированные поступки, а другие, наоборот, цепенеют, застывают. В младшем школьном возрасте может наблюдаться временное выпадение некоторых функций, например временная глухота, мутизм (отказ от речи) и т. д. У подростков отмечаются нарушения всей эмоционально-волевой сферы: страх, тревога, подавленность, отказ от еды, оцепенение и т. д.
Одной из травмирующих ситуаций, влияющей на поведение и характер ребенка, является энурез (недержание мочи). Данное расстройство в основном возникает у нервных и физически ослабленных детей, переживших длительное нервное напряжение или потрясение, испуг, соматическое заболевание. У них возникает ощущение своей неполноценности, которое также проявляется по-разному. Одни становятся очень робкими, застенчивыми, боязливыми, нерешительными, другие, наоборот, озлобляются, становятся раздражительными и агрессивными. У тех и других иногда бывают страхи, связанные непосредственно с недержанием мочи. Затем появляются другие страхи: темноты, нового дела, новой обстановки, новых людей.
Очень болезненны переживания из-за физических недостатков (хромоты, косоглазия, близорукости, горбатости и т. д.) и нервных проявлений (заикания, нервных подергиваний, страхов и т. д.). При неправильном отношении к ним взрослых у ребенка может возникнуть чувство неполноценности, которое в дальнейшем приведет к замкнутости, нарушениям поведении, а иногда и к снижению успеваемости.
Конфликтные переживания возникают у детей в результате внутреннего конфликта, который тоже может нарушить психическое развитие. Они являются следствием психогенных факторов, травмирующих ребенка в семье или школе. Причиной внутреннего конфликта является тяжелое, длительное по времени переживание, которое в какой-то момент становится для ребенка невыносимым. Затяжной и кажущийся неразрешимым конфликт может привести к изменениям в поведении и характере, а также затормозить умственное развитие ребенка.
Школьные конфликты при своевременном и правильном понимании их взрослыми разрешаются быстрее и безболезненнее, чем семейные. Однако когда школьные конфликты остаются непонятыми учителями и родителями, когда ребенку вовремя не оказывается помощь, его состояние может ухудшиться и привести к уходу из школы или толкнуть на путь асоциального поведения.
Изменения характера и
нарушения поведения могут быть
следствием воспитания ребенка в
дошкольном возрасте, если его излишне
балуют, позволяют делать все, что
он хочет, выполняют все его капризы
и желания. Раздражительность, невыдержанность,
нервозность, недостаточная организованность
родителей также могут быть причинами
негативных проявлений. Как правило,
дети копируют поведение старших, что
сказывается на их поведении в
школе. Трудности в поведении
детей могут быть обусловлены
неблагоприятной обстановкой
Информация о работе Дети с реактивными состояниями и конфликтными переживаниями