Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2012 в 17:11, курсовая работа
Основная цель работы – обратиться к проблеме речи, как к коммуникативной части развития и формирования личности человека.
В процессе работы мы поставили перед собой следующие задачи:
рассмотреть проблему речи в рамках основных психологических теорий;
изучить мнение известных психологов-исследователей в области проблем языка и речи;
охарактеризовать понятия языка и речи, определить и дать характеристику их видам;
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Развитие речи в онтогенезе……………………………………………4
2. Норма и патология в речи……………………………………………...7
3. Расстройства активной речи (устной или письменной)………….....12
4. Основные психологические теории, рассматривающие процесс формирования речи……………………………………………………13
5. Теории научения……………………………………………………….16
6. Преформистская теория развития речи………………………………17
7. Конструктивистская теория усвоения языка………………………...17
8. Учение о детской речи В. Штерна……………………………………18
Заключение……………………………………………………………………….20
Библиографический список……………………………………………………..22
Учение о детской речи В. Штерна
В.Штерн пытается в учении о детской речи – как и вообще в теории детского развития – подняться над крайностями эмпиризма и нативизма. Он противопоставляет свою точку зрения о развитии речи, с одной стороны, В. Вундту, для которого детская речь есть продукт «окружающей ребенка среды, по отношению к которой сам ребенок, по существу, участвует лишь пассивно», а с другой – Аменту, для которого вся первичная детская речь есть изобретение бесчисленного количества детей за тысячи лет. Конвергенция не является для Штерна только способом объяснения развития речи – это общий принцип для каузального объяснения человеческого поведения. Штерн заявляет, что социальная среда является главным фактором речевого развития ребенка, но на деле ограничивает роль этого фактора чисто количественным влиянием на запаздывание или ускорение процессов развития, которые в своем течении подчиняются внутренней, имманентной закономерности. Основная идея Штерна – идея персонализма: личность – как психофизически нейтральное единство[7].
Штерн различает три корня речи: экспрессивную тенденцию, социальную тенденцию к сообщению и «интенцинальную». Два первых корня не составляют отличительного признака человеческой речи, они присущи и зачаткам «речи» у животных. Но третий момент полностью отсутствует в «речи» животных и является специфическим признаком человеческой речи. Интенцию Штерн определяет как направленность на известный смысл.
Заключение
Поскольку речь представляет собой сложноорганизованную психическую функцию, то отклонение в ее развитии и ее нарушение, как правило, являются признаком серьезных изменений состояния ЦНС. Это означает, что страдает не только речь, но и все высшие психические функции в целом. Дети с речевой патологией, как правило, имеют большие или меньшие трудности обучения.
Подавляющее число детей с речевыми нарушениями обучаются в общеобразовательной школе. Так как выраженные признаки речевых нарушений в школьном возрасте уже могут отсутствовать, то нередко трудности в обучении таких детей учителя связывают с недостатками воспитания, низким контролем стороны родителей, социальной запущенностью. Эти дети требуют особого внимания со стороны педагогов.
В первую очередь детей, имеющих трудности в обучении и особенно в овладении процессом письма и чтения, необходимо направить к логопеду. Кроме этого этим детям необходим более благоприятный (облегченный) режим обучения. Такой режим характеризуется не снижением уровня требований к усвоению программного материала, а организацией режима обучения. Они нуждаются в особой психологической поддержке стороны учителя. Это выражается в ободрении, мягком тоне замечаний, поощрении и т.п. Задачи, которые ставятся перед классом в целом в учебном процессе, для таких детей должны детализироваться, инструкции - носить более дробный характер, т.е. быть доступными для понимания и выполнения. В тех случаях, когда у ребенка отмечаются стойкие ошибки письма и чтения, не следует его заставлять многократно повторять выполнение одних и тех же заданий. В этом случае ребенок нуждается в специализированной логопедической помощи с использованием коррекционных методов обучения письму и чтению.
При общении с учащимися, имеющими трудности обучения, педагог должен обращать большое внимание на качество своей речи, поскольку от этого будет зависеть качество восприятия учебного материала детьми. Речь педагога должна быть небыстрой, размеренной, состоять из коротких и ясных по смыслу предложений, эмоционально выразительной. А главное, общий фон поведения учителя и обращения к детям (мимика, жесты, интонация) должен быть благожелательным, вызывать у ребенка желание сотрудничать.
Методы исследования речи человека охватывают различные области проблемы. В первую очередь – это исследование аудирования, оценка свойств слухового внимания, оценка свойств говорящего, определение темпо-ритмических особенностей речи и т.д.
Речь является основным средством человеческого общения. Без нее человек не имел бы возможности получать и передавать большое количество информации, в частности такую, которая несет большую смысловую нагрузку или фиксирует в себе то, что невозможно воспринять с помощью органов чувств (абстрактные понятия, непосредственно не воспринимаемые явления, законы, правила и т.п.). Без письменной речи человек был бы лишен возможности узнать, как жили, что думали и делали люди предыдущих поколений. У него не было бы возможности передать другим свои мысли и чувства. Благодаря речи как средству общения индивидуальное сознание человека, не ограничиваясь личным опытом, обогащается опытом других людей, причем в гораздо большей степени, чем это может позволить наблюдение и другие процессы неречевого, непосредственного познания, осуществляемого через органы чувств: восприятие, внимание, воображение, память и мышление. Через речь психология и опыт одного человека становятся доступными другим людям, обогащают их, способствуют их развитию.
Библиографический список
1. Выготский Л.С. Мышление и речь / Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6-ти т. Т2. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1982.
2. Выготский Л.С. Мышление и речь. Изд. 5, испр. — М.: Лабиринт, 1999.
3. Ермолаева М.В., Психологические рекомендации и методы развивающей и коррекционной работы с дошкольниками. - М.: Издательство «Институт практической психологии»; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 1998.
4. Крысько О.Р. Общая психология в схемах и комментариях к ним. - М.: Московский психолго-социальный институт, Изд-во Флинта, 1998.
5. Лапшин В.А., Пузанов Б.П. Основы дефектологии. - М.: Просвещение, 1991.
6. Лурия А. Р. Речь и интеллект в развитии ребенка. – М., 1927.
7. Пиаже Ж. Роль действия в формировании мышления. Вопросы психологии, 1965, No 6, с. 33.
8. Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Основы логопедии. - М.: Изд-во Просвещение, 1989.
Источники сети Интернет
9. Гальперин П.Я. К вопросу о внутренней речи. (Доклады АПН РСФСР, 1957, № 4)// http://www.psy-files.ru/2007/
10. Психология и педагогика.//Богданов И.В., Лазарев С.В. и др.// http://www.ido.rudn.ru/ffec/
11. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии// http://psylib.org.ua/books/
[1] См. напр.: Левина Р.Е. Нарушения слоговой структуры слова у детей//Специальная школа, 1959, № 4.;
Левина Р.Е. К психологии детской речи в патологических случаях (автономная детская речь). Москва, 1936.
[2] Психологический словарь// Речь как проблема общей психологии
//http://j100.lintres.ru/dict/
[3] См.: Выготский Л.С. Мышление и речь. Изд. 5, испр. – М.: Лабиринт, 1999.
[4] См.: Эльконин Д.Б. Развитие речи в дошкольном возрасте. М., 1958.
[5] См.: Лурия А. Р. Речь и интеллект в развитии ребенка. – М., 1927.
[6] См.: Пиаже Ж. Роль действия в формировании мышления. Вопросы психологии, 1965, No 6, с. 33.
[7] Выготский Л.С. Мышление и речь / Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6-ти т. Т2. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1982. 504 с.; сс. 5-361