Дети с нарушением речи

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2012 в 17:11, курсовая работа

Описание работы

Основная цель работы – обратиться к проблеме речи, как к коммуникативной части развития и формирования личности человека.
В процессе работы мы поставили перед собой следующие задачи:
 рассмотреть проблему речи в рамках основных психологических теорий;
 изучить мнение известных психологов-исследователей в области проблем языка и речи;
 охарактеризовать понятия языка и речи, определить и дать характеристику их видам;

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Развитие речи в онтогенезе……………………………………………4
2. Норма и патология в речи……………………………………………...7
3. Расстройства активной речи (устной или письменной)………….....12
4. Основные психологические теории, рассматривающие процесс формирования речи……………………………………………………13
5. Теории научения……………………………………………………….16
6. Преформистская теория развития речи………………………………17
7. Конструктивистская теория усвоения языка………………………...17
8. Учение о детской речи В. Штерна……………………………………18
Заключение……………………………………………………………………….20
Библиографический список……………………………………………………..22

Работа содержит 1 файл

Дети с нарушением речи.doc

— 108.50 Кб (Скачать)


Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

1.      Развитие речи в онтогенезе……………………………………………4

2.      Норма и патология в речи……………………………………………...7

3.      Расстройства активной речи (устной или письменной)………….....12

4.      Основные психологические теории, рассматривающие процесс формирования речи……………………………………………………13

5.      Теории научения……………………………………………………….16

6.      Преформистская теория развития речи………………………………17

7.      Конструктивистская теория усвоения языка………………………...17

8.      Учение о детской речи В. Штерна……………………………………18

Заключение……………………………………………………………………….20

Библиографический список……………………………………………………..22

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Речь - важнейшая психическая функция, присущая только человеку. Благодаря речевому общению отражение мира в сознании одного человека постоянно пополняется и обогащается тем, что отражается в общественном сознании, связывается с достижениями всей общественно-производственной и культурной деятельности человечества. Таким образом, речь является основой коммуникативной функции, которая осуществляется посредством того или иного языка. Благодаря этому мы воспринимаем прозу Л. Толстого и Э. Хемингуэя, стихи А. Пушкина и В. Шекспира, используем теоретическое наследие Д.Менделеева и А. Эйнштейна.

На основе речи и ее смысловой единицы - слова формируются и развиваются такие психические процессы, как восприятие, воображение, память. На огромное значение речи для развития мышления и формирования личности неоднократно указывал Л. С. Выготский.

Речь формируется в процессе общего психофизического развития ребенка. К условиям формирования нормальной речи относятся нормальная ЦНС, наличие нормального слуха и зрения и достаточный уровень активного речевого общения взрослых с ребенком.

В тех случаях, когда у ребенка сохранен слух, не нарушен интеллект, но имеются значительные речевые нарушения, которые не могут не сказаться на формировании всей его психики, говорят об особой категории аномальных детей - детях с речевыми нарушениями.

Как указывают Л.И.Белякова, Е.А.Дьякова подавляющее число детей с речевыми нарушениями обучаются в общеобразовательной школе и с каждым годом количество таких детей растет. Дети с речевой патологией, как правило, имеют трудности в обучении. Знание педагогом основ логопедии необходимо для нахождения адекватных форм обучения и воспитания таких детей.

Основная цель работы – обратиться к проблеме речи, как к коммуникативной части развития и формирования личности человека.

В процессе работы мы поставили перед собой следующие задачи:

      рассмотреть проблему речи в рамках основных психологических теорий;

      изучить мнение известных психологов-исследователей в области проблем языка и речи;

      охарактеризовать понятия языка и речи, определить и дать характеристику их видам;

      изучить и представить методы психологических исследований речи.

Объект исследования – речь человека, как коммуникативная часть развития его личности. Предмет исследования – общая характеристика речи личности, основные виды речи.

Развитие речи в онтогенезе

Как известно, наиболее интенсивное развитие речи происходит в первые годы жизни ребенка. В кризисе первого года появляется так называемая «автономная речь». Речь, как и все новообразования критического возраста, носит переходный характер. Она автономна, ситуативна, эмоционально окрашена и понятна только близким. Это речь специфическая по своей структуре, состоящая из обрывков слов. Но какой бы ни была эта речь, она представляет собой новое качество, которое может служить критерием того, что старая социальная ситуация развития ребенка распалась.

Детская автономная речь – это один из ранних этапов развития речи ребенка, переходный к овладению «взрослой» речью. В автономной речи используются «слова», являющиеся результатом искажения детьми слов взрослых. Специфической чертой данной речи является выделение ударного слога, который может повторяться дважды (например, «ко-ко» вместо «молоко», «кика» вместо «киска» и пр.). Характерными особенностями автономной речи являются:

1) ситуативность, влекущая за собой неустойчивость значений слов, их неопределенность и многозначность;

2) своеобразный способ обобщения, основанный на субъективных чувственных впечатлениях, а не на объективных признаках или функциях предмета (например, одним словом «кика» могут обозначаться все мягкие и пушистые вещи – кошка, шуба, волосы, плюшевый мишка);

3) отсутствие флексий и синтаксических отношений между словами.

Автономная речь может принимать более или менее развернутые формы и сохраняться продолжительное время. Это нежелательное явление задерживает не только формирование всех сторон речи, но и умственное развитие в целом. Специальная речевая работа с детьми, правильная речь окружающих взрослых, исключающая «подстраивание» под несовершенную речь ребенка, служат средством профилактики и коррекции автономной речи. Особенно развитые и затяжные формы автономная речь может принимать у близнецов или в замкнутых детских группах. В этих случаях рекомендуется временное разъединение детей. Специальные исследования автономной речи были проведены Р.Е.Левиной[1].

Развитие речи в раннем возрасте. К настоящему моменту выделяют следующие основные тенденции в развитии речи ребенка раннего возраста[2]:

1)                 Пассивная речь в развитии опережает активную. Запас пассивной речи влияет на обогащение активного словаря. Сначала ребенок понимает слова-указания, затем он начинает понимать слова-названия, позднее наступает понимание инструкций и поручений; наконец, понимание рассказов, то есть понимание контекстной речи.

2)                 Ребенок открывает, что каждый предмет имеет свое название. С этого момента ребенок обнаруживает ярко выраженную инициативу в развитии словаря. Появляются вопросы: «Что это?»; «Кто это?». В. Штерн назвал это первым лингвистическим открытием ребенка. Согласно взглядам современных психологов, ребенок столь раннего возраста еще не может делать открытие такого огромного масштаба. Это не лингвистическое открытие, а результат практического освоения ребенком речи в совместной деятельности со взрослым.

3)                 Развитие фазической и семической стороны языка. В начале раннего возраста в речи ребенка наблюдается феномен однословного предложения. Ребенок говорит одно слово «Кукла», но за ним скрывается «Мама, дай куклу». «Фазически – это слово, семически предложение», - писал Л.С. Выготский[3].

4)                 Второе языковое «открытие» - это «открытие» флективной природы языка, описанное К. Бюлером. По мнению Бюлера, на границе второго и третьего года жизни ребенок, сам того не понимая, как бы интуитивно «открывает», что слова в предложении связаны между собой путем изменения окончаний. Советский исследователь А.Н. Гвоздев писал о трех стадиях постижения ребенком грамматической структуры языка: сначала слова употребляются в женском роде, затем в мужском и, наконец, появляется дифференциация, то есть правильное словоупотребление.

5)                 Фонематический слух опережает развитие артикуляции. Ребенок сначала научается правильно слушать речь, а затем правильно говорить. Это еще один пример опережающего развития ориентировки.

6)                 В раннем возрасте развиваются функции речи, происходит переход от индикативной (указательной) к номинативной (обозначающей) функции речи. По словам Д.Б. Эльконина[4], называние одним и тем же словом разных предметов и есть та операция, которая создает возможность обозначения. Освобождение слова от предмета в результате его переноса на другие вещи и изображения делает его носителем предметного содержания.

Интенсивное развитие речи в раннем возрасте свидетельствует о том, что речь, по мнению Д.Б. Эльконина, надо рассматривать не как функцию, а как особый предмет, которым ребенок овладевает так же, как он овладевает другими орудиями (ложкой, карандашом и пр.).

К концу раннего возраста речь ребенка приобретает характер функции, регулирующей распад старой социальной ситуации развития.

По мнению Л.С. Выготского, с психологической точки зрения мы должны рассматривать рисунок как своеобразную детскую речь. Исследователь рассматривает детский рисунок как подготовительную стадию письменной речи.

Проблемы речи, ее развития и нарушений рассматривались А.Р.Лурией[5] и его коллегами контексте лечения разного рода афазий, ранений и иных мозговых нарушений.

Роль речи как опосредующего звена в организации поведения активно разрабатывалась П.Я.Гальпериным в учении о планомерно-поэтапном формировании умственных действий и понятий.

Норма и патология в речи

Понятие патологии речи определимо только на основе взаимосвязанных кри­териев.

Первый подход – социально-психологический. Человек занимает в обществе систему социальных пози­ций, играет систему социальных ролей. В каждой из ро­лей есть набор функций, определяемых как социально значимые: общество предъявляет к каждому из своих членов известные требования, в соответствии с которы­ми эти функции должны осуществляться. В тех случаях, когда поведение человека отвечает этим требованиям, можно говорить о его соответствии социальным нормам. Понятие социальной нормы предполагает некоторое ус­редненное представление о минимальных функциях, которые призван осуществить человек в данном обще­стве и данной социальной ситуации, находясь в опреде­ленной позиции и выступая как носитель определенной социальной роли. Исходя из такого понимания, к пато­логии можно отнести отклонения от средней нормы.

Второй подход – психофизиологический, под­ход с точки зрения функционального нарушения, в котором пато­логию следует понимать как некоторую результирующую определенного функционального нарушения и требова­ний к функции со стороны общества.

Опираясь на такое понимание патологии, патологию речи можно определить как нарушение речевой деятельности, обусловленное несформированностью или разладкой психофизиологических механизмов, обеспе­чивающих усвоение, производство, воспроизводство и адекватное восприятие языковых знаков членом языково­го коллектива, причем такое нару­шение, которое воспринимается обществом (социальной группой) и самим человеком как отступление от соци­альной нормы. Таким образом, то, что весьма широко и неопределенно обозначается как патология речи, при учете третьего психолингвистического подхода может быть обозначено как нарушение (патология) языковой способности.

В случаях патологии речи перед нами стоит вопрос о возможности или невозможности общения (общения вообще или адекватного, эффективного общения). В ос­тальных случаях речь идет только о том, правильно ли, хорошо ли, красиво ли говорить, так или иначе.

Патологию речи следует противопоставлять осталь­ным отклонениям от норм речевого употребления типа оговорок, перестановок элементов слов, смешений, ошибочных употреблений слов (парафазии). Это важно потому, что факты, наблюдаемые при изучении патологии речи, и факты такого же рода, наблюдаемые при изучении нормальной речи, могут оказаться тождественными.

Классификация форм речевой патологии выглядит следующим образом:

Во-первых, это собственно патопсихолингвистические речевые нарушения, связанные с патологией лич­ности, сознания и высших психических функций (психической деятельности). Примером могут являться нарушения речевой деятельности при следующих заболеваниях:

Прогрессивный паралич (один из вариантов сифили­тического психоза): затрудненная артикуляция, невнят­ность произношения. В развитой форме - неспособность понять переносные значения, интонационная немодулированность речи.

Корсаковский психоз: резкое расстройство памяти, отражающееся и в речи, - в особенности в форме пара­фазии (подстановке неадекватного слова на место необхо­димого).

Болезнь Пика или Альцгеймера: заметная стереотип­ность речи - высказывания состоят из одних и тех же слов и синтагм, произносятся с одинаковой интонацией.

Эпилепсия: замедленная и неясная речь, «вязкость» речи и тенденция к персеверации (повтору), стереотип­ность, витиеватость речи, обилие слов в уменьшитель­ной форме. При более тяжелых формах – бедность словаря (олигофазия).

Шизофрения: резонерство и обстоятельность речи. Замена конкретных понятий абстрактными и наоборот. Семантическая разорванность или бессмысленность, обычно при сохранении грамматической целостности предложения. Фонетическая однотонность, или же боль­ные усиливают интонацию на второстепенной, вспомо­гательной части высказывания в ущерб основной смысловой части. Повторение слов, произносимых собе­седником (эхолалия). Бессмысленное выкрикивание од­ного и того же слова или высказывания (вербигерация). Как можно видеть, симптомы очень различны, что отра­жает многообразие форм шизофрении.

Маниакально-депрессивный психоз: «телеграфный стиль», иногда переходящий в бессвязность. Скачки идей, отвлекаемость речи на новые предметы. Возникновение большого числа ассоциаций по созвучию, отсюда изоби­лие рифмующихся слов.

Во-вторых, это речевые нарушения, коренящиеся в локальных поражениях мозга, но не имеющие ничего общего с психическими болезнями, составляющими предмет изучения психиатрии и патопсихологии. Они изучаются нейролингвистикой: типичный пример – различные виды афазии.

Информация о работе Дети с нарушением речи