Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2012 в 16:50, реферат
Цель исследования: изучить психофизиологические особенности развития детей с детским церебральным параличом и коррекционно - воспитальную работу, проводимую с данной группой детей.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Исследовать основные проявления ДЦП у детей.
Изучить специфику познавательного и эмоционально-личностного развития детей с церебральными параличами.
Установить особенности лечебно-коррекционной работы при детском церебральном параличе.
Введение 3
Глава 1. Причины возникновения ДЦП у детей, психофизиологические особенности детей с ДЦП 4
Глава 2. Специфика познавательного и эмоционально-личностного развития детей с церебральными параличами 7
2.1. Особенности эмоционально-личностного развития детей с церебральными параличами 7
2.2. Особенности познавательной деятельности у детей с церебральными параличами 8
Глава 3. Лечебно-коррекционная работа при детском церебральном параличе 13
3.1. Ранняя стимуляция психического и речевого развития 13
3.2. Кондуктивное воспитание и ранняя логопедическая работа при детском церебральном параличе (ДЦП) 15
3.3. Развитие двигательных функций 21
Заключение 25
Список литературы 26
Реферат
«Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата»
Руководитель Симкин, Кем ГУ, Кемерово
Содержание
Введение | 3 | |
Глава 1. | Причины возникновения ДЦП у детей, психофизиологические особенности детей с ДЦП | 4 |
Глава 2. | Специфика познавательного
и эмоционально-личностного |
7 |
2.1. | Особенности эмоционально-личностного развития детей с церебральными параличами | 7 |
2.2. | Особенности познавательной деятельности у детей с церебральными параличами | 8 |
Глава 3. | Лечебно-коррекционная работа при детском церебральном параличе | 13 |
3.1. | Ранняя стимуляция психического и речевого развития | 13 |
3.2. | Кондуктивное воспитание и ранняя логопедическая работа при детском церебральном параличе (ДЦП) | 15 |
3.3. | Развитие двигательных функций | 21 |
Заключение | 25 | |
Список литературы | 26 |
Введение
Детский церебральный паралич (ДЦП) обозначает группу двигательных расстройств, возникающих при поражении двигательных систем головного мозга и проявляющихся в недостатке или отсутствии контроля со стороны нервной системы за произвольными движениями.
В настоящее время проблема ДЦП приобретает не только медицинскую, но и социально-психологическую значимость, так как психомоторные нарушения, двигательная ограниченность, повышенная раздражительность мешают таким детям адаптироваться к жизни в обществе, усваивать школьную программу. При неблагоприятных обстоятельствах такие дети не могут реализовать свои способности, не имеют возможности стать полноправными членами общества. Поэтому особо актуальной является проблема коррекции негативных проявлений детского церебрального паралича.
Цель исследования: изучить психофизиологические особенности развития детей с детским церебральным параличом и коррекционно - воспитальную работу, проводимую с данной группой детей.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Объектом исследования являются проявления детского церебрального паралича.
Предмет исследования - психофизиологические особенности развития детей с детским церебральным параличом.
1.
Причины возникновения ДЦП у
детей, психофизиологические
Термин
детский церебральный паралич (ДЦП)
обозначает группу двигательных расстройств,
возникающих при поражении
При
ДЦП имеет место раннее, обычно
внутриутробное повреждение или
недоразвитие мозга. Причины этих нарушений
могут быть разными: это различные
хронические заболевания
В некоторых случаях причиной ДЦП может быть акушерский травматизм, а также затяжные роды с обвитием пуповины вокруг шейки плода, что приводит к повреждению нервных клеток головного мозга ребенка в связи с недостатком кислорода. Иногда ДЦП возникает после рождения в результате инфекционных болезней, осложняющихся энцефалитом (воспалением мозгового вещества), после тяжелых ушибов головы. ДЦП, как правило, не является наследственным заболеванием.
При дифференциальном диагнозе ДЦП с различными двигательными расстройствами прежде всего следует учитывать данные анамнеза. В анамнезе детей, страдающих церебральным параличом, часто имеются указания на патологическое протекание беременности у матери и родовую травму с применением акушерских методов родовспоможения.
Ребенок обычно рождается в асфиксии, часто с признаками внутричерепной травмы: оценка по шкале Апгар низкая — 2-6 баллов, при оптимальной 9-10 баллов (Мастюкова Е.М., 1999).
В
период новорожденности у детей
с ДЦП часто отмечается общее
беспокойство, тремор (дрожание ручек,
подбородка), повышение или, напротив,
резкое снижение мышечного тонуса,
иногда отмечаются увеличение размеров
головы, повышение сухожильных
Уже в первые месяцы жизни проявляется отставание психомоторного развития, которое сочетается с запаздыванием в угасании безусловно рефлекторных двигательных автоматизмов, среди которых наибольшее значение имеют так называемые позотонические рефлексы. При нормальном развитии к 3 месяцам жизни эти рефлексы уже не проявляются, что создает благоприятные условия для развития произвольных движений. Сохранение даже отдельных элементов этих рефлексов после 3-4 месяцев жизни является симптомом риска или признаком поражения ЦНС.
Среди рефлексов, неблагоприятно влияющих на развитие моторики, наибольшее значение имеют следующие.
Лабиринтный тонический рефлекс, который проявляется при изменении положения головы ребенка в пространстве. Так, в положении на спине при выраженности этого рефлекса нарастает тонус мышц-разгибателей. Это определяет характерную позу ребенка на спине: голова запрокинута назад, бедра приведены, повернуты внутрь, при тяжелых формах ДЦП — перекрещены; руки разогнуты в локтевых суставах, ладони повернуты вниз, пальцы сжаты в кулаки.
При выраженности лабиринтного тонического рефлекса в положении на спине ребенок не поднимает голову или делает это с большим трудом. Он не может вытянуть руки вперед и взять предмет, подтянуться и сесть, поднести руку или ложку ко рту. Это препятствует развитию навыков сидения, стояния, ходьбы, самообслуживания, произвольного захвата предмета под контролем зрения (Мастюкова Е.М., Московкина А.Г., 2002).
В положении ребенка на животе влияние этого рефлекса проявляется в повышении тонуса мышц-сгибателей, что определяет характерную позу: голова и спина сгибаются, плечи вытягиваются вперед и вниз, руки согнуты под грудной клеткой, кисти сжаты в кулаки, бедра и голени приведены и согнуты, тазовый отдел туловища приподнят. Такая вынужденная поза тормозит развитие произвольных движений: лежа на животе, ребенок не может поднять голову, повернуть ее в сторону, вытянуть руки для опоры, встать на колени, принять вертикальное положение, повернуться с живота на спину.
Отставание моторного развития и нарушения произвольных движений составляют структуру ведущего дефекта и связаны с поражением двигательных зон и приводящих путей головного мозга.
В зависимости от тяжести поражения может наблюдаться полное или частичное отсутствие тех или иных движений. При этом страдают, в первую очередь, наиболее тонкие дифференцированные движения: поворот ладоней и предплечий вверх (супинация), дифференцированные движения пальцев рук. Ограничение произвольных движений при ДЦП всегда сочетается со снижением мышечной силы (Мастюкова Е.М., Московкина А.Г., 2002).
Ограниченность или невозможность произвольных движений задерживает развитие статических и локомоторных функций.
У детей с церебральным параличом нарушена возрастная последовательность формирования двигательных навыков. Моторное развитие у детей с церебральным параличом не просто задержано в темпе, а качественно нарушено на каждом возрастном этапе. Имеется несколько форм детского церебрального паралича в зависимости от повреждения определенных систем мозга.
2. Специфика познавательного и эмоционально-личностного развития детей с церебральными параличами
2.1.
Особенности эмоционально-
Для детей с церебральным параличом характерны разнообразные эмоциональные и речевые расстройства. Эмоциональные расстройства проявляются в виде повышенной эмоциональной возбудимости, повышенной чувствительности к обычным раздражителям окружающей среды, склонности к колебаниям настроения. Повышенная эмоциональная лабильность сочетается с инертностью эмоциональных реакций.
Повышенная эмоциональная возбудимость может сочетаться с радостным, приподнятым, благодушным настроением (эйфория), со снижением критики. Нередко эта возбудимость сопровождается страхами, особенно характерен страх высоты.
Также повышенная эмоциональная возбудимость может сочетаться с нарушениями поведения в виде двигательной расторможенности, аффективных взрывов, иногда с агрессивными проявлениями, с реакциями протеста по отношению к взрослым. Все эти проявления усиливаются при утомлении, в новой для ребенка обстановке и могут быть одной из причин школьной и социальной дезадаптации. При чрезмерной физической и интеллектуальной нагрузке, ошибках воспитания эти реакции закрепляются и возникает угроза формирования патологического характера.
Специфические нарушения деятельности и общения при детском церебральном параличе могут способствовать своеобразному формированию личности (Лалаева Р.И., 1990).
Наиболее
часто наблюдается
При воспитании ребенка с церебральным параличом важное значение имеет развитие его эмоционально-волевой сферы, предупреждение невротических и неврозоподобных расстройств, особенно страхов, повышенной возбудимости в сочетании с неуверенностью в своих силах.
У ребенка с церебральным параличом часто отмечается своеобразное развитие по типу психического инфантилизма. Для предупреждения психического инфантилизма важно развивать у ребенка волю и уверенность в своих силах.
2.2. Особенности познавательной деятельности у детей с церебральными параличами
Кроме
двигательных и речевых нарушений,
структура дефекта при
Большая роль в отклонениях психического развития детей с церебральным параличом принадлежит двигательным, речевым и сенсорным нарушениям. Так, глазодвигательные нарушения, недоразвитие и задержка формирования важнейших двигательных функций (удержание головы, сидение и т. п.) способствуют ограничению полей зрения, что, в свою очередь, обедняет процесс восприятия окружающего, приводит к недостаточности произвольного внимания, пространственного восприятия и познавательных процессов (Шипицина Л.М., Мамайчук Л.М., 2001).
Двигательные
нарушения ограничивают предметно-практическую
деятельность. Последнее обуславливает
недостаточное развитие предметного
восприятия. Двигательная недостаточность
затрудняет манипуляцию с предметами,
их восприятие на ощупь. Сочетание этих
нарушений с недоразвитием
Информация о работе Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата