Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2013 в 16:01, курсовая работа
Цель инновационного опыта: создание оптимальных условий для повышения качества обучения учащихся по предмету «биология» посредством новизны деятельности, повышения интереса к работе с компьютером; формирование педагогического опыта для его дальнейшего использования в собственной практике и распространение среди учителей биологии.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Цифровых образовательных ресурсов в обучении биологии. 5
Определения ЦОР…………………………………………………………. 7
Требования к ЦОР………………………………………………………… 9
Задачи ЦОР……………………………………………………………… 10
ГЛАВА 2. Использование инновационных технологий на уроках биологии, как средство повышения эффективности образовательного процесса…………………………………………………………………………. 11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………….. 28
ЛИТЕРАТУРА………………………………………………………………………...: 31
Ограничения заключаются в том, что не все учащиеся одинаково владеют компьютером и не все имеют дома компьютер или выход в Интернет. Это может вызвать дискомфорт у учащихся. В этих случаях предлагаю учащимся задания на выбор: учащиеся получают домашнее задание, которое следует выполнить с применением ЦОР и традиционное домашнее задание. Учащиеся без компьютера могут сами решать – потратить время на подготовку домашнего задания в компьютерном классе школы или выполнить традиционное домашнее задание. При проведении уроков учащиеся не имеют индивидуальное компьютеризированное место, что тоже осложняет выбор учителем приемов работы с ИКТ.
Заключение
Образовательные учреждения, являясь одним из главных институтов общества, первыми ощущают на себе все изменения, происходящие в нем. Социальный запрос, определенный современным обществом говорит о том, что необходимы люди с новым мышлением, умением самостоятельно ставить цели, находить пути их достижения. Развитие учащегося становится ключевым определением обучения. Изучение биологии направлено не только на усвоение определенной суммы знаний, но и на развитие личности ученика. Построить учебный процесс с учетом потребностей и способностей каждого ученика возможно только лишь с применением новых образовательных технологий. При использовании нетрадиционных технологий обучения, которые позволяют ученику непосредственно принимать участие в построении учебного процесса, осуществляется прочное и осознанное усвоение содержания учебных предметов, а также развитие у учащихся логического мышления, творческой активности, речевых способностей, умения самостоятельно работать и интеллекта в целом.
В данное время меняются цели и задачи, стоящие перед современным образованием, - происходит смещение усилий с усвоения знаний на формирование компетентностей, акцент переносится на личностно-ориентированное обучение. Но, тем не менее, урок был и остается главной составной частью учебного процесса. Учебная деятельность учащихся в значительной мере сосредоточена на уроке. Качество подготовки учащихся определяется содержанием образования, технологиями проведения урока, его организационной и практической направленностью, его атмосферой. Дмитрий Анатольевич Медведев отметил, что мы "должны создать современную школу, такую школу, которая способна раскрыть личность ребёнка, способна воспитать в детях интерес к образованию, к учёбе; способна быть современной, адекватной нашей жизни образовательной системой". Поэтому необходимо применение новых педагогических технологий в образовательном процессе, среди которых информационные технологии.
Требуется большее количество времени, чем при "традиционном" изложении материала учителем. Ученик должен обладать определѐнной системой знаний, поскольку отсутствие их не позволит ему успешно обсуждать поставленную проблему. Учитель должен постоянно повышать свою эрудицию, быть оперативным в работе в целом и на уроке в частности.
Систематическое использование
ЦОР в преподавательской
Aнализ уровневой дифференциации позволяет сделать вывод о том, что у учащихся сформирована устойчивая мотивация к изучению предмета; прослеживается динамика роста учащихся, стремящихся к самореализации и самоопределению посредством предмета биологии
У учащихся хорошо сформированы умения и навыки, необходимые для самостоятельного приобретения знаний, работы с учебной литературой, справочными таблицами, схемами, проведения наблюдений, опытов, экспериментов. Они владеют теорией выше базового уровня программы, успешно применяют её на практике, у учащихся хорошо сформировано логическое мышление, навыки анализа, умение выделять главное в учебном материале. При ответах учащиеся грамотно излагают свои мысли с учетом терминологии курса биологии и полно раскрывают проблемы. Учащиеся удовлетворены преподаванием биологии, высоко оценивают компетентность педагога.
Подводя итог, следует сказать,
что использование ЦОР в
1. интенсификацию всех уровней учебно-воспитательного процесса
2. многоаспектное развитие учащихся
3. подготовку учащихся
к жизни в условиях
4. реализацию социального заказа, обусловленного процессами глобальной информатизации.
Литература
1. Вопросы информатизации образования.
http://www.npstoik.ru/vio/
2. Живое пространство образования
http://pedsovet.org/component/
3. Информационно - коммуникационные
технологии в образовании. А.И. Яковлев
http://emag.iis.ru/arc/
4. Методики применения цифровых
образовательных ресурсов в информационно
– телекоммуникационном сопровождении
региональной системы образования http://edu.of.ru/attach/17/
5. Методическое объединение
учителей биологии Ленинского района
города Челябинска -> Цифровые образовательные
ресурсы http://mmc74212.narod.ru/
6. Методология разработки компьютерного
учебного пособия http://www.e-joe.ru/sod/98/2_
7. Определение и критерии ЦОР.
http://wiki.kspu.karelia.ru/
8. Сайт учителя Антипиной Марины
Витальевны http://marina.rusedu.net/post/
9. Центр дистанционного обучения
и коллективного пользования информационными
ресурсами http://cdokp.tstu.tver.ru:
10. ЦОР в современной системе
средств обучения. http://www.universitys.ru/j/
11. Что такое электронный учебник.
http://www.chtotakoe.info/
Тема урока: «Свойства, функции и применение белков»
Цели урока:
Тип урока: интегрированный, урок ознакомления с новым материалом.
Оборудование: компьютеры и мультимедийный проектор; образовательная среда «Кирилл и Мефодий»; белок куриного яйца для демонстрации эксперимента, вода, спирт; шерстяные волокна, образцы тканей из натурального шелка; коллекция «Тутовый шелкопряд»; для лабораторной работы: раствор белка куриного яйца, растворы гидроксида натрия, сульфата меди (II), азотной кислоты, спиртовки, спички, держатели, две пробирки.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Изучение нового материала
Учитель биологии начинает урок стихами Семена Яковлевича Надсона:
Меняя каждый миг свой образ
прихотливый,
Капризна, как дитя, и призрачна, как дым,
Кипит повсюду жизнь в тревоге суетливой,
Великое смешав с ничтожным и смешным…
Что такое жизнь? Этот вопрос
волновал людей всегда. В течение веков
копились наблюдения, проводились исследования,
рождались и умирали теории. Пожалуй, ни
одно естественнонаучное явление не вызывало
такой острой борьбы мировоззрений, как
проблема живого. А причина этой борьбы
– в самом объекте, его уникальности, неповторимости
и сложности.
Постепенно было накоплено достаточно
экспериментального материала, чтобы
дать следующее определение жизни: «Жизнь
есть способ существования белковых тел,
существенным методом которого является
постоянный обмен веществ с окружающей
их внешней природой, причем с прекращением
этого обмена веществ, прекращается и
сама жизнь, что приводит к разложению
белка». (Ф.Энгельс)
Современная наука представляет жизнь
как переплетение сложнейших химических
процессов взаимодействия белков между
собой и другими веществами. Следует подчеркнуть,
что отдельные очищенные белки не имеют
характерных признаков живого. Поэтому
в поиске ответа на вопрос «Что такое жизнь?»
нужно раскрыть тайну веществ, лежащих
в ее основе, то есть ответить на вопрос
«Что такое белок?»
Учитель химии рассказывает, что белки – это сложные органические соединения, состоящие из углерода, водорода, кислорода и азота (в некоторых есть и сера). Часть белков образует комплексы с другими молекулами, содержащими фосфор, железо, цинк, медь. Белки – это биополимеры, мономерами которых являются аминокислоты.
(Демонстрация строения белков – слайд «КМ-школа»)
На долю белков приходится
более 50% общей массы сухой клетки.
Сравнительное содержание белков в
% к сухой массе: в мышцах – 80%, в коже –
63%, печени – 57%, мозге – 45%, костях – 28%.
Внимание учащихся обращается на формулы
некоторых белков (слайд 2):
а также для сравнения
данные по молекулярной массе: этиловый
спирт – 46, бензол – 78, белок куриного
яйца – 36000,белок мышц – 1500000.
На основании этих сравнений и сопоставлений
формулируется вывод о сложности белков,
о важнейшем значении их для жизнедеятельности
всего живого на Земле.
Учитель химии проводит беседу по изученному материалу:
Учитель биологии говорит о свойствах белков.
При изменении структуры молекулы, меняются
физические свойства белка, а это имеет
важное значение для биологических процессов
(движения, сокращения, деления клеток).
Свойства белков обусловлены их аминокислотным
составом, то есть могут быть амфотерными,
щелочными или кислотными. Например, белки
– протамины входят в состав ДНК и содержатся
в мужских половых клетках и икре рыб.
В этих белках до 30% аминокислот с двумя
аминогруппами, которые обуславливают
щелочные свойства белков.
Итак, свойства белков:
При денатурации белки
утрачивают свои функции, восстановление
которых происходит при ренатурациии после
прекращения действия того или иного фактора.
(Демонстрация денатурации белка куриного
яйца под действием спирта).
Далее выступают учащиеся с короткими
докладами.
Первый учащийся, демонстрируя белую шерсть,
отмечает, что это тоже белок, называемый
кератином. Прочность молекулы белка кератина
обусловлена поперечными дисульфидными
связями. При стирке шерстяных тканей
в воде, близкой к кипению, в молекулах
белка – кератина происходит разрыв этих
связей и начинается свертывание полипептидных
цепей в клубок. Тогда говорят, что шерстяная
ткань садится.
Второй учащийся, показывая коллекцию
тутового шелкопряда и образцы тканей
натурального шелка, сообщает, что этот
белок образуется прядильными железами
насекомых и называется фибрином. Фибрин
состоит всего из четырех видов аминокислот:
глицина, аланина, тирозина и серина.
Учитель химии продолжает рассматривать свойства белков:
Индивидуальная работа
Для молекул белков характерны цветные реакции: (учащиеся проделывают лабораторную работу).
Инструкция выполнения лабораторной работы
Информация о работе Цифровые образовательные ресурсы в обучении биологии