Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2013 в 16:01, курсовая работа
Цель инновационного опыта: создание оптимальных условий для повышения качества обучения учащихся по предмету «биология» посредством новизны деятельности, повышения интереса к работе с компьютером; формирование педагогического опыта для его дальнейшего использования в собственной практике и распространение среди учителей биологии.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Цифровых образовательных ресурсов в обучении биологии. 5
Определения ЦОР…………………………………………………………. 7
Требования к ЦОР………………………………………………………… 9
Задачи ЦОР……………………………………………………………… 10
ГЛАВА 2. Использование инновационных технологий на уроках биологии, как средство повышения эффективности образовательного процесса…………………………………………………………………………. 11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………….. 28
ЛИТЕРАТУРА………………………………………………………………………...: 31
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ОБЛАСТНОЙ УНИВЕРСИТЕТ
КАФЕДРА МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ БИОЛОГИИ,
ГЕОГРАФИИ, ЭКОЛОГИИ
«Цифровые образовательные ресурсы
в обучении биологии»
Итоговый проект по курсу:
«Современные направления обучения биологии с использованием технологии информации и коммуникации»
Руководитель: к.п.н., доцент
Швецов Глеб Геннадьевич
Москва 2013
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
Определения ЦОР…………………………………………………………. 7
Требования к ЦОР……………………………………
Задачи ЦОР……………………………………………………
ГЛАВА 2. Использование инновационных
технологий на уроках биологии, как средство
повышения эффективности образовательного
процесса…………………………………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
ЛИТЕРАТУРА……………………………………………………
ПРИЛОЖЕНИЯ …………………………………………………
ПЛАН ИНТЕГРИРОВАННОГО УРОКА
ПЛАН ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ
ИНФОРМАЦИЯ О МЫТИЩИНСКОМ МЕДИЦИНСКОМ УЧИЛИЩЕ
МЕДИАТЕКА
ВВЕДЕНИЕ
Необычайно высокие темпы развития биологии в последнем десятилетии сопровождаются быстро растущим значением ее в жизни человека. Она не только остается теоретической основой здравоохранения и сельского хозяйства, но и открывает возможности развития новых отраслей в промышленности, новые перспективы в технике. Социальный заказ предусматривает повышение биологической грамотности подрастающего поколения с учетом новейших достижений биологической науки. Все это требует совершенствования биологического образования на всех уровнях. При этом особенно важное значение приобретает изучение биологии в школе.
Согласно государственному стандарту нового поколения, изучение биологии в основной школе направлено на достижение следующих целей:
Как видно из требований государственного стандарта, предмет биологии достаточно сложен и нагляден, требует демонстрации процессов, систем и закономерностей, что усложняет усвоение предмета биологии школьниками.
Современные учащиеся все меньше обращаются за информацией к книгам, а стараются ее получить из компьютера. Использование новых информационных технологий и СМИ в курсе биологии значительно поднимает уровень обученности при низкой мотивации учащихся. Но в современном информационном пространстве количество информации огромно, а содержание не всегда соответствует действительности.
Сегодня при множестве проблем, общих для преподавания биологии в школе, возникает одна особо важная: как представить научную информацию по предмету так, чтобы она осталась в памяти учащегося на долгие годы, а знание перешли в прочные умения и навыки, применяемые не только на уроках, но и в разных нестандартных ситуациях.
Цель инновационного опыта: создание оптимальных условий для повышения качества обучения учащихся по предмету «биология» посредством новизны деятельности, повышения интереса к работе с компьютером; формирование педагогического опыта для его дальнейшего использования в собственной практике и распространение среди учителей биологии.
Задачи:
1. Изучить и проанализировать интерактивные способы, формы, средства обучения, определить преимущества интерактивного обучения в обучении биологии
2. Теоретически
освоить инновационные
3. развивать интеллектуальные,
творческие способности
4. Формировать у
учащихся информационную
Одним из достоинств применения мультимедиа технологии в обучении является повышение качества обучения за счет новизны деятельности, интереса к работе с компьютером. Применение компьютера на уроках биологии может стать новым методом организации активной и осмысленной работы учащихся, сделав занятия более наглядными и интересными. Уроки с применением компьютерных систем не заменяют учителя, а, наоборот делают общение с учеником более содержательным, индивидуальным и деятельным.
В отличие от обычных технических средств обучения ИКТ позволяют не только насытить обучающегося большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности учащихся, их умение самостоятельно приобретать новые знания, работать с различными источниками информации. Цифровые образовательные ресурсы позволяют интенсифицировать деятельность учителя и школьника; повысить качество обучения предмету; отразить существенные стороны биологических объектов, зримо воплотив в жизнь принцип наглядности; выдвинуть на передний план наиболее важные (с точки зрения учебных целей и задач) характеристики изучаемых объектов и явлений природы, наглядно представить материал; дают возможность эффективной проверки знаний, многообразие организационных форм в работе учащихся и методических приемов в работе учителя.
Использование цифровых образовательных ресурсов позволяет:
- коренным образом изменить организацию процесса обучения учащихся, формируя у них системное мышление.
- рационально организовать
познавательную деятельность
- использовать компьютеры
с целью индивидуализации
- изучать явления
и процессы в микро- и
- представлять в
удобном для изучения масштабе
различные биологические
Можно выделить три уровня информационных объектов, которые могут быть использованы учителем в образовательном процессе, это, прежде всего информация, полученная из Интернета, во-вторых, это ресурсы доступные в электронном пространстве школы и, в-третьих, это программные средства разработанные непосредственно самим учителем.
В настоящее время существует множество определений понятия цифровых образовательных ресурсов, попробуем рассмотреть некоторые из них.
1. Под цифровыми образовательными ресурсами (ЦОР) понимается любая информация образовательного характера, сохраненная на цифровых носителях.[7]
Определение кратко характеризует ЦОРы, недостаточно полно отображает смысл данного понятия.
2. ЦОР расшифровывается как «цифровой образовательный ресурс», то есть – некий содержательно обособленный объект, предназначенный для образовательных целей и представленный в цифровой, электронной, «компьютерной» форме.[1]
Определение отличается от предыдущего наличием обособленности содержания объекта, что более полно отражает смысл данного понятия.
3. ЦОР – это совокупность данных в цифровом виде, применимая для использования в учебном процессе.[10]
Определение не полное, общее, не хватает конкретики.
4. Электронными образовательными ресурсами (ЭОР) называют учебные материалы, для воспроизведения которых используются электронные устройства. В самом общем случае к ЭОР относят учебные видеофильмы и звукозаписи, для воспроизведения которых достаточно бытового магнитофона или CD-плейера. Наиболее современные и эффективные для образования ЭОР воспроизводятся на компьютере. Иногда чтобы выделить данное подмножество ЭОР, их называют цифровыми образовательными ресурсами (ЦОР), подразумевая, что компьютер использует цифровые способы записи-воспроизведения.[8]
Данное определение вытекает из определения электронных образовательных ресурсов (ЭОР), не дает полного представления о ЦОРах, но в то же время определяет ЦОР, как подмножество ЭОРов.
5. Цифровые образовательные ресурсы - это представленные в цифровой форме фотографии, видеофрагменты, статические и динамические модели, объекты виртуальной реальности и интерактивного моделирования, картографические материалы, звукозаписи, символьные объекты и деловая графика, текстовые документы и иные учебные материалы, необходимые для организации учебного процесса.[5]
Определение отражает содержание ЦОРов, а также более доступно для понимания, легко запоминается, поэтому качественно выделяется на фоне остальных.
Общие требования к цифровым образовательным ресурсам:
Современные ЦОРы должны:[5]
· соответствовать содержанию учебника, нормативным актам Министерства образования и науки Российской Федерации, используемым программам;
· ориентироваться на современные формы обучения, обеспечивать высокую интерактивность и мультимедийность обучения;
· обеспечивать возможность уровневой дифференциации и индивидуализации обучения, учитывать возрастные особенности учащихся и соответствующие различия в культурном опыте;
· предлагать виды учебной деятельности, ориентирующие ученика на приобретение опыта решения жизненных проблем на основе знаний и умений в рамках данного предмета;
· обеспечивать использование как самостоятельной, так и групповой работы;
· содержать варианты учебного планирования, предполагающего модульную структуру;
· основываться на достоверных материалах;
· превышать по объему соответствующие разделы учебника, не расширяя, при этом, тематические разделы;
· полноценно воспроизводиться на заявленных технических платформах;
· обеспечивать возможность параллельно использовать с ЦОРами другие программы;
· обеспечивать там, где это методически целесообразно, индивидуальную настройку и сохранение промежуточных результатов работы;
· иметь, там, где это необходимо, встроенную контекстную помощь;
· иметь удобный интерфейс.
Основными задачами комплекта ЦОРов являются:
Информация о работе Цифровые образовательные ресурсы в обучении биологии