Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2013 в 16:01, курсовая работа
Цель инновационного опыта: создание оптимальных условий для повышения качества обучения учащихся по предмету «биология» посредством новизны деятельности, повышения интереса к работе с компьютером; формирование педагогического опыта для его дальнейшего использования в собственной практике и распространение среди учителей биологии.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Цифровых образовательных ресурсов в обучении биологии. 5
Определения ЦОР…………………………………………………………. 7
Требования к ЦОР………………………………………………………… 9
Задачи ЦОР……………………………………………………………… 10
ГЛАВА 2. Использование инновационных технологий на уроках биологии, как средство повышения эффективности образовательного процесса…………………………………………………………………………. 11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………….. 28
ЛИТЕРАТУРА………………………………………………………………………...: 31
Глава 2. Использование инновационных технологий на уроках биологии, как средство повышения эффективности образовательного процесса
В настоящее время обществу необходимы творческие, самосовершенствующиеся, конкурентноспособные личности. Владение информационными и коммуникативными технологиями позволяет человеку уверенно чувствовать себя, дает возможность и создает условия для формирования творческой, самосовершенствующиеся личности. В настоящее время, когда процессы информатизации в обществе постоянно ускоряются, изменяются, современная школа не должна оставаться в стороне. Традиционные способы передачи информации уступают место использованию информационно-коммуникационных технологий. В этих условиях учителю необходимо ориентироваться в широком спектре инновационных технологий, идей, направлений. Использование информационно- коммуникационных технологий в учебном процессе отражено в Федеральной программе экономического развития Российской Федерации, Федеральной программе развития образования Российской Федерации, Федеральной программе "Развитие единой образовательной среды". Таким образом, информационные технологии становятся базой современного образования.
Информационные и
Компьютер как способ и
средство обучения применяется в
современной школе
Использование компьютеров в учебной и внеурочной деятельности позволяет решить следующие проблемы: индивидуализация и дифференциация обучения; мотивация обучения; избежание трудностей при работе с печатными пособиями; дефицит времени; активизация самостоятельной работы учащихся. У всех учащихся, участвовавших в проектной деятельности, значительно возрос интерес к биологии, они научились самостоятельно ставить проблему и находить ее решение, показали более высокие результаты в проверочных работах по соответствующим темам школьного курса, чем другие учащиеся.
Процесс обучения биологии в современных условиях требует нового типа организации образования, а значит, изучения тех инновационных процессов, которые опираются на гуманизацию, демократизацию, технологизацию и реализацию инновационных стратегий в ситуации компьютерного обучения.
Использование ИКТ на уроках биологии позволяет сделать урок нетрадиционным, ярким, насыщенным. Моделирование природных явлений и процессов на компьютере необходимо, прежде всего, для изучения явлений и экспериментов, которые практически невозможно показать в школьной лаборатории, но они могут быть показаны с помощью компьютера.
На этапе объяснения нового материала целесообразно использовать следующие виды учебной деятельности:
Цветные рисунки и фото.
Учебники и методические пособия
не могут иметь большой
Слайд-шоу - сменяющиеся иллюстрации (фотографии, рисунки) с дикторским сопровождением. Использование слайд-шоу при объяснении нового материала дает возможность более наглядно проиллюстрировать новый материал, привлечь внимание учащихся. Особенно полезны слайд-шоу при изучении многообразия живых организмов различных систематических групп, так как позволяют иллюстрировать богатый живой мир.
Видеофрагменты - выполняют функцию, аналогичную использовавшимся учебным кино- и видеофильмам, однако в сочетании с компьютерными технологиями выводят их на качественно новый уровень.
Видеофрагменты с
Анимации - аналоги традиционных фрагментов "мультфильмов", включавшихся в учебные кино- и видеофильмы для иллюстрации механизмов тех или иных биологических процессов, в том числе и микромира. Психологически привлекательны за счет использования современного компьютерного дизайна, внедряемого в сознание школьника телевидением. В подобных анимациях облегчена остановка и переход к нужному фрагменту, за счет синхронизированного звукового сопровождения возможно квалифицированное объяснение процесса с нужными визуальными акцентами.
Интерактивные модели и рисунки, схемы.
Интерактивные модели - анимация, ход которой зависит от задаваемых начальных условий. Могут использоваться для имитации биологических процессов. К этому типу объектов можно отнести интерактивные таблицы, в которых фрагменты могут "оживать" в короткие анимации или укрупняться с появлением новых деталей.
Мультимедийные презентации.
Создание уроков-презентаций требует умения пользоваться компьютерной техникой и большого количества времени, что в итоге оправдывается повышением познавательного интереса учащихся к предмету. Данная форма позволяет представить учебный материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в аналогичном порядке. В этом случае задействуются различные каналы восприятия учащихся, что позволяет заложить информацию не только в фактографическом, но и в ассоциативном виде в память учащихся. Цель такого представления учебной информации - формирование у школьников системы мыслеобразов. Подача учебного материала в виде мультимедийной презентации сокращает время обучения. Использование на уроках мультимедийных презентаций позволяет построить учебно-воспитательный процесс на основе психологически корректных режимов функционирования внимания, памяти, мыследеятельности.
На этапе объяснения нового материала презентация играет роль сопровождения объяснения нового материала. При составлении презентации следует придерживаться следующих требований к презентациям:
• слайды не должны быть перегружены текстом, лучше разместить короткие тезисы, даты;
• иллюстрации должны быть реалистичными;
• наиболее важный материал выделяю ярче, оригинальнее для включения ассоциативной зрительной памяти;
• при длительном объяснении можно для релаксации включить заставку с изображением природы, тихую музыку, видеофрагмент;
• слайды не должны быть перегружены анимацией, так как это отвлекает внимание учащихся.
Использование компьютера на этапе закрепления полученных знаний.
На этом этапе учащимся предлагается ряд индивидуальных (групповых) заданий и задач разного типа. Среди них могут быть тестовые задания; теоретические вопросы, ответы на которые можно проверить при обращении к компьютерным моделям и вопросы, направленные на понимание проиллюстрированного моделями теоретического материала. Этот этап требует тщательной подготовки дифференцированных заданий и бланков для оформления отчетов о проделанной работе, так как на "бумажную" работу у учащихся может не остаться ни времени, ни желания. Следует также продумать эффективную и прозрачную, понятную для учащихся систему оценивания результатов их работы, и сделать ее известной для учеников до начала выполнения работы.
На этапе закрепления материала используются следующие виды учебной деятельности.
Работа с заданиями с выбором ответа.
Компьютерные технологии позволяют анализировать, сохранять и обрабатывать задания, где требуется один или несколько вариантов ответа из предложенных. Такие задания помимо текста могут содержать рисунки, а также фотографии, видео- и анимационные фрагменты. Выполнение учащимися таких заданий позволяет закрепить полученные ими знания по изучаемому материалу. Применение электронных образовательных ресурсов для закрепления материала позволяет сделать этот этап более привлекательным для учащихся и удобным для меня.
Работа с тренажерами. Данный вид работы позволяет закрепить знания учащихся и отработать умения определять части и органы живых организмов.
Выполнение виртуальных лабораторных работ позволяют кроме закрепления знаний и отработки умений, значительно сократить время на проведение лабораторной работы и решить проблему недостаточной материальной базы.
Работа с интерактивными заданиями - задания (система заданий), в которых заложен компьютерный контроль этапов выполнения и ошибок, имеется система подсказок для выбора следующего шага, система ветвлений в зависимости от результатов выполнения первого этапа. Интерактивные задания могут содержать фото-, видео- и анимационные объекты. Такие задания переводят эти объекты из категории иллюстраций в категорию обучающих материалов. В преподавании биологии могут быть использованы для создания заданий, связанных с экспериментом, обработкой экспериментальных данных и для сопоставления информации, представленной в различных видах.
Интерактивные таблицы - данный вид работы очень удобен при наличии интерактивной доски. При заполнении таких таблиц один учащийся выходит к доске, а остальные фиксируют таблицу в тетрадь. Интерактивные таблицы также можно использовать для фронтальной работы, в этом случае заполнение таблицы происходит устно.
Работа с биологическими лабиринтами - позволяют в игровой, привлекательной для учащихся, форме отработать и закрепить знания по предложенной теме. Учащимся предлагается задание: "Приглашаем Вас в увлекательное путешествие по биологическому лабиринту. Изучив тему, Вы всегда найдете выход. Прочитав утверждение, выберите "Да", если согласны, или "Нет", если не согласны. Лабиринт заканчивается, если Вы находите выход или попадаете в тупик. Нажав на кнопку "Карта", Вы всегда сможете посмотреть свои ответы и текущее положение в лабиринте".
В процессе работы с лабиринтами у учащихся развивается алгоритмическое мышление, способность правильно ориентироваться в информации, вырабатывать навыки работы в группах. Лабиринты вносят в урок игровой момент, что позволяет привлечь внимание учащихся к изучаемому материалу.
На уроках биологии целесообразно
применять программу POWER POINT, что
позволяет подготовить и
Информация о работе Цифровые образовательные ресурсы в обучении биологии