Анкетирование как метод экспертизы в педагогике

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2011 в 17:30, реферат

Описание работы

Анкетирование относится к той группе методов, которая в социологии, педагогике и психологии носит название "опрос". В эту группу помимо анкетирования входят интервью и беседа. Все эти методы характеризуются одним ведущим признаком: с их помощью исследователь получает ту информацию, которая заложена в словесных сообщениях опрашиваемых (респондентов).

Содержание

Анкетирование

Виды анкетирования

Виды анкетирования

Построение анкеты

Классификация вопросов анкеты

Варианты типовых анкет

Анкета

Список литературы

Работа содержит 1 файл

реферат Анкетирование как метод экспертизы в педагогике.docx

— 43.87 Кб (Скачать)

В анкете должны быть только те вопросы, которые  имеют прямое отношение к задачам  исследования и ответы на которые нельзя получить другими способами. Например, ответы на некоторые демографические вопросы легко получить из документов.

Следует не допускать  вопросов "на всякий случай". Ответы на них несут в себе ту избыточную информацию, которая только осложняет  обработку, а не помогает решению  ведущих задач исследования.

Среди вопросов не должно быть таких, которые  вызывали бы нежелание отвечать, порождали  бы отрицательное отношение к  исследователю и его работе. Такое негативное отношение может возникать и к содержанию вопроса, и к его формулировке.

Содержание и  формулировка вопросов должны быть такими, чтобы все респонденты могли  на них ответить. Трудно, например, ожидать  достоверных ответов о событиях, которые произошли очень давно, или о событиях хотя и недавнего  прошлого, но не имевших для респондента  принципиального значения и поэтому  забытых.

Формулировка  вопросов должна быть безупречно грамотной  в орфографическом и стилистическом отношении.

Содержание и  форма вопросов должны отвечать уровню подготовленности всех респондентов. Рекомендуется перед составлением вопросника провести с ними беседу. Это поможет установить уровень  их подготовленности и тогда более  четко сформулировать вопросы. Недопустимы  формулировки, которые позволяют  по-разному трактовать их смысл. Например, если задан вопрос: "Довольны ли Вы работой тренера?" - одни спортсмены-тренеры  могут посчитать, что речь идет о  работе тренера, у которого они занимаются, а другие - о своей собственной  тренерской работе.

Чрезвычайно корректно  следует употреблять термины. Нельзя пользоваться терминами, не имеющими единого  понимания. Если то или иное понятие  имеет несколько наименований, то необходимо все их перечислить.

Вопросник должен представлять собой логически обоснованную систему вопросов, а не хаотический  их набор.

По теме исследования должно быть поставлено несколько вопросов ("батарея" вопросов). Достоверность  информации при этом повышается.

"Батарея"  вопросов должна строиться таким  образом, чтобы первыми шли  вопросы общего характера, а  затем частные, углубляющие, детализирующие.

Если в вопроснике затрагивается несколько тем (несколько "батарей" вопросов), то переходы между ними должны быть плановыми, чтобы  создавалось впечатление цельности, логической слитности системы вопросов. С этой целью между "батареями" вопросов могут вставляться связующие  вопросы.

Формулировка  вопросов должна побуждать респондентов к лаконичным ответам. При лаконичных ответах ускоряется процесс обработки  анкет.

Проверка  анкеты  

После составления  анкета должна быть проверена в пробном  исследовании. Предварительное ознакомление с предметом исследования позволит уточнить вопросы, исключить общеизвестные  или прямо не относящиеся к  делу, избежать повторений и в то же время получить достаточно лаконичные ответы.

Задачи проверки: а) уточнить содержание вопросов; б) уточнить формулировки вопросов; в) проверить  полноту набора вопросов; г) проверить  набор вариантов ответов; д) выявить лишние вопросы; е) уточнить последовательность вопросов; ж) выяснить, не утомляет ли респондентов предлагаемое число вопросов; з) определить, какие вопросы являются наиболее трудными для респондентов; и) выяснить, какие мысли возникают у респондентов при ответе на тот или иной вопрос; к) узнать, почему они отвечают "не знаю", "не понял"; л) выяснить, почему у них появляется нежелание отвечать; м) определить, насколько правильно респонденты поняли правила заполнения анкеты; н) проверить, достаточно ли оставлено в анкете места для ответов.

Пробное исследование проводится в виде беседы с теми людьми, которые по своим характеристикам  наиболее схожи с будущими респондентами.

В процессе пробного исследования необходимо регистрировать: реакцию и замечания опрашиваемых, а также собственные мнения исследователя.

Одним из главных  показателей хорошо составленной анкеты является воспроизводимость результатов (см. "Выбор методов исследования").

Внешние признаки типичных ошибок при составлении вопросника (В. Гуд, П. Хатт, 1952).

Большое количество респондентов отказалось отвечать на вопросы.

Возможные причины: а) респонденты не поняли задач исследования; б) не гарантирована анонимность  ответов; в) нет ясности в правилах заполнения анкеты; г) слабая методологическая подготовка исследователя; д) сложность вопросов превышает возможности респондентов; е) анкета начинается с очень трудных вопросов, затрагивающих индивидуальное мнение, которое не соответствует общепринятому; ж) анкета начинается с демографических вопросов; з) респонденты не верят, что их ответы могут иметь какую-либо ценность для исследования.

Большое количество респондентов ответили "не знаю", "не понял".

Возможные причины: а) уровень подготовленности респондентов ниже, чем это предполагалось; б) вопросы сформулированы слишком  неопределенно; в) вопросы сформулированы чрезмерно сложно; г) респонденты не хотят затруднять себя формулировкой развернутых ответов.

Изменение содержания ответов после перестановки вопросов или вариантов ответов на вопрос.

Возможные причины: а) неодинаковые характеристики респондентов, с которыми проводили исследования при различном расположении вопросов; б) нарушена стандартность внешних  условий проведения исследования; в) слишком большой разрыв по времени  между исследованиями с различной  очередностью вопросов (могли появиться, например, публикации, изменившие мнение респондентов).

Ответы чрезмерно  длинные, расплывчатые, с пространными комментариями и неуместными  замечаниями.

Возможные причины: а) неясная формулировка вопроса; б) неопределенные формулировки вариантов  ответов к вопросу; в) недостаточное  число вариантов ответов (респондент пытается вложить свое необычное  мнение в стандартизированные ответы); г) отсутствие варианта ответа типа "Другое".

Стандартность ответов всех респондентов, при которой содержание ответов на один и тот же вопрос поразительно однообразно, не имеет "собственного лица".

Возможные причины: а) формулировка вопроса настолько  привычна, обыденна, известна, что непроизвольно  вызывает и стандартный ответ; б) вопрос неинтересен для респондентов, они считают его не подлежащим переоценке ("все так считают").

По смыслу ответы одинаковые, хотя по внешним признакам (употребляемым словам) - разные.

Возможные причины: а) при составлении вопросов не учтена неустойчивость некоторых терминов; б) не оговорены синонимы; в) не рекомендованы  желательные термины.  

Варианты  типовых анкет

Содержание и  форма анкет определяются задачами исследования и условиями, в которых  предполагается проводить анкетирование.

Типовая анкета для опроса участников международных  соревнований имеет следующий вид (разработана в ЦНИИФКе; приводится с некоторыми изменениями в соответствии с современными положениями; вводная часть отсутствует, так как анкетировались спортсмены разных национальностей и разъяснения исследователями давались лично):  

Анкета

для спортсмена - участника международных состязаний

Когда Вы начали заниматься спортом, каким видом  спорта?

__________________________________________________________

Когда Вы начали принимать участие в состязаниях, и по какому виду спорта (на каких  дистанциях)? __________________________________

а) для юниоров (до 18 лет) _________________________________

б) для юниоров (после 18 лет) ______________________________

в) для взрослых (после 21 года) _____________________________

Сколько раз  Вы принимали участие в состязаниях  на протяжении года?

_______________________________________________________ 

Ваши лучшие результаты:

Вид спорта Год
  199... 199... 200... 200... 200... 200...
             

В какие дни  недели Вы тренируетесь и на что  преимущественно направлена в эти  дни тренировка (развитие силы, быстроты, Выносливости, совершенствование техники  и т.д.)?

Дня недели Месяцы
  Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль И т.д.
Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

Суббота

Воскресенье

               

Как Вы тренируетесь в соревновательном периоде (дайте  краткое описание)?

Принимаете ли Вы участие в состязаниях в  зимние месяцы, и по каким видам  спорта?

Фамилия, Имя  _______________Дата рождения __________________

Спортивный клуб _____________ Профессия (род занятий) _________

Вид спорта ______________ Рост _________________ Вес __________

Домашний адрес _______________ Фамилия тренера _____________

Подпись спортсмена: _________________________________________

Для учета и  систематизации спортивных результатов  целесообразно разработать специальные  таблицы. И рассылают спортсменам  в двух экземплярах для систематического заполнения. Один экземпляр спортсмен  оставляет у себя для личного  анализа, другой в конце года высылает научному работнику. Примерная форма  подобной таблицы (ЦНИИФК) имеет следующий  вид:

Таблица учета спортивных результатов

Вид спорта _____________________ Фамилия, имя _____________

Дата рождения _____________Рост ________ Вес ________ Город ____

С какого года специализируетесь  в избранном виде спорта _____

Фамилия тренера _____________________ Личный рекорд __________

Год, месяц Число
Тренировочных

занятий

соревнований стартов в соревнованиях
2004 г. Январь

Февраль

Март

     
Вид Результаты Дата выступления Наименование  соревнования Город, стадион Примечание
      Место        
                 
                 

Учету подлежит не только уровень спортивных результатов, их стабильность, но и достижения в  ответственных соревнованиях, темпы  роста результатов. Например, опрашиваемый спортсмен по своим результатам  может далеко отставать от спортсменов  международного класса, однако сроки, за которые он достиг этих результатов, могут говорить о его большой  перспективности. 

Информация о работе Анкетирование как метод экспертизы в педагогике