Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2011 в 17:30, реферат
Анкетирование относится к той группе методов, которая в социологии, педагогике и психологии носит название "опрос". В эту группу помимо анкетирования входят интервью и беседа. Все эти методы характеризуются одним ведущим признаком: с их помощью исследователь получает ту информацию, которая заложена в словесных сообщениях опрашиваемых (респондентов).
Анкетирование
Виды анкетирования
Виды анкетирования
Построение анкеты
Классификация вопросов анкеты
Варианты типовых анкет
Анкета
Список литературы
К этой же группе относятся демографические вопросы, направленные на выяснение паспортных данных опрашиваемого. Обычно на эти вопросы даются объективные ответы. Правда, если респондент посчитает, что его ответы станут достоянием общественности, то он может на эти вопросы вообще не ответить. Например, если респондент не уверен в своих грамматических способностях, он постесняется поставить свою фамилию, чтобы не прослыть безграмотным человеком.
Вопросы о мотивах отражают причины тех или иных действий, мнения о действиях, их оценку. Из ответов на эти вопросы исследователь может получить сведения о том, почему респондент что-то делал, делает и что намеревается делать. Опыт показывает, что данная группа вопросов является наиболее трудной для респондентов, а достоверность ответов наиболее низкой. С целью повышения достоверности ответов целесообразно избегать некорректных вопросов, ставить вопросы частного характера, по ответам на которые можно получить представление об интересующем явлении в целом.
По характеру
ситуации, которая создается
Безусловные вопросы формулируются для реальной ситуации, в которой находится респондент. Например, вопрос "Нравится ли Вам профессия тренера?" сформулирован для ситуации, реальной для опрашиваемого.
Условные вопросы формулируются для ситуации воображаемой, в которой респондент не находится, но мог бы находиться. Например, тот же самый вопрос о профессии тренера для воображаемой ситуации может быть сформулирован так: "Хотели бы Вы, чтобы Ваш ребенок и будущем избрал профессию тренера?"
Условные вопросы призваны уточнять, углублять мотивы прошлых, настоящих и будущих действий. Достигается это как раз тем, что "респондентам предлагают напор ситуаций, которые могли бы встретиться в жизни, просят указать предпочтительный вариант поведения или мнения в заданных условиях" (В.А. Ядов, 1968). Эти вопросы, как правило, формулируются в форме условных предложений: "Предположим, что... ", "Представьте себе, что..." и т.п. Обычно вопросы о мотивах стараются формулировать так, чтобы была возможность фиксировать не только содержание мотива, но и его интенсивность. Например: "Некоторые тренеры и спортсмены считают, что в годовом тренировочном цикле не должно быть переходного периода. Какое Ваше мнение? (подчеркните) 1. Согласен с ними. 2. Согласен, но не совсем. 3. Не согласен с ними".
По форме изложения различают вопросы открытые, закрытые, полузакрытые, прямые и косвенные.
Открытыми (или свободными) вопросами называют такие, на которые ответы могут быть даны в свободной форме. Например: "Назовите вид спорта, которым Вы хотели бы заниматься". Формулировка вопроса в этом случае не ограничивает респондента какими-либо рамками, и он может высказать все, что думает, в любой форме. Подобные вопросы позволяют получить ответы в наиболее естественной форме, содержащие интересные и неожиданные для исследователя факты и мотивы. К недостаткам открытых вопросов относятся, во-первых, возможность ответов, не имеющих прямого отношения к теме; во-вторых, вероятность пространных ответов; в-третьих, сложность последующей обработки таких свободных ответов.
Закрытыми вопросами называются такие, формулировка которых предполагает определенный набор вариантов ответов, в связи с чем респонденту приходится останавливать свой выбор на одном из них. Например: "Каким видом спорта из предлагаемого списка Вы хотели бы заниматься?"
Простейшей формой закрытых вопросов является дихотомический вопрос, на который респондент должен ответить только "да" или "нет". Набор таких вопросов должен предусматривать примерно равное число положительных и отрицательных ответов. Если же вопросы будут сформулированы с акцентом, предположим, на ответы "нет", то респондент машинально может и свое положительное отношение пометить словом "нет".
Другой формой закрытых вопросов являются вопросы с веером ответов. При формулировке их респонденту предлагается определить свой ответ из числа тех, которые имеются в анкете. Подобные вопросы делятся на вопросы, отражающие содержание ответа, и вопросы, требующие лишь количественной оценки.
Вопросы, отражающие содержание ответов, имеют набор развернутых ответов. Например: "Что Вас привлекает в тренерской работе?
Общение с людьми.
Процесс передачи знаний.
Разнообразие деятельности.
Отсутствие
Эмоциональность, творчество.
Возможность подготовить высококвалифицированного спортсмена.
Возможность профессионального роста.
Хороший заработок.
Длительный отпуск и т, д."
При разработке этих вопросов необходимо предусмотреть два момента.
Перечень вариантов
возможных ответов должен быть достаточно
полным. Кстати, в этом не малую роль
могут сыграть поисковые
Порядок вариантов ответов не должен быть одинаковым для всех респондентов. Объясняется это тем, что различный порядок ответов повышает достоверность результатов. Установлено (В.И. Добреньков, 1972), что респондент особое внимание уделяет первому варианту ответов и последнему (так называемая ошибка внушаемости, возникающая в результате различной оценки откатов, расположенных в порядке их логической значимости).
Вопросы, требующие количественной оценки, содержат набор ответов, позволяющих количественно выразить интенсивность мнения респондента. Например: "Довольны ли Вы своей работой в качестве тренера?
Очень доволен.
Доволен.
Безразличен.
Не доволен.
Очень не доволен".
Пользуясь такими вопросами, необходимо придерживаться одного обязательного правила - число положительных и отрицательных оценок должно быть равным,. ч их общее число - нечетным со срединной нейтральной оценкой типа "Безразлично". Этим самым будут созданы условия для получения ответов с равной вероятностью.
При анализе
результатов анкетирования
Например, при определении популярности видов спорта было опрошено 1000 человек. Гимнастика "собрала" следующие оценки: очень нравится (5) - 50 человек, правится (4) - 250, безразличен (3) - 350, не нравится (2) - 250, очень не нравится (1) - 100. Значит, "средняя степень популярности" гимнастики может быть вычислена следующим образом:
Выражение мнения людей какой-либо цифрой является, разумеется, лишь самым грубым приближением к действительности. Тем не менее его можно использовать для ориентировочной характеристики тенденции.
Достоинство закрытых вопросов состоит в том, что их стандартизация облегчает респонденту ответы, а исследователю - процесс обработки. Однако та же самая стандартизация невольно навязывает респонденту смысл того или иного ответа, не всегда охватывает весь круг возможных вариантов.
Полузакрытые вопросы предусматривают наличие не только набора вариантов ответов, но и вариант типа "Другое". Подобные вопросы получили наиболее широкое распространение по той же причине, что и закрытые.
Таким образом, каждая форма вопросов имеет свои преимущества и недостатки, поэтому применять их следует в соответствии с задачами исследования. Тем не менее опыт показывает, что на стадии поискового исследования целесообразно применять открытые вопросы, а при основном исследовании - полузакрытые, иногда закрытые. Многие исследователи считают, что грамотно составленная анкета должна содержать все виды вопросов: открытые, закрытые и полузакрытые. Их оптимальное соотношение повышает достоверность исследования.
Прямые вопросы предусматривают получение от респондента информации, непосредственно отвечающей задачам исследования. Например, в вопросе "Нравится ли Вам профессия тренера?" предмет интереса исследователя (отношение к профессии) заложен уже в самом вопросе. Как правило, эти вопросы формулируются в личной форме: "Ваше мнение по поводу... ", "Что Вы думаете о... ", "Считаете ли Вы, что..." и т.п. Исследователи считают, что на прямые вопросы респонденты отвечают не всегда охотно, особенно в тех случаях, когда личное мнение не соответствует общепринятому положению.
Косвенные вопросы предусматривают получение от респондента информации через серию побочных вопросов, прямо не отвечающих задачам исследования, но позволяющих путем анализа составить определенное мнение о предмете интереса. Например, вместо того чтобы спрашивать спортсмена, признает ли он необходимость общей физической подготовки, его попросят высказать мнение о рациональном объеме технической, тактической и специальной физической подготовки по периодам годичного тренировочного цикла. Кроме того, вопросы целесообразно формулировать не ссылаясь на мнение конкретных людей: "Некоторые спортсмены считают, что объем общей физической подготовки должен быть сведен до минимума. А как Вы думаете?" - или: "Согласны ли Вы с утверждением, что...?". Вопросы в подобной формулировке рекомендуется использовать в тех случаях, когда у исследователя нет уверенности в получении правдивого ответа на прямой вопрос, тем более что опыт показывает большую приверженность респондентов именно к косвенным вопросам.
В соответствии с потенциальной функцией вопросов они могут быть фильтрующими и контрольными. Следует иметь в виду, что эти две формы не охватывают всех употребляемых вопросов, так как являются лишь частью общего объема вопросов. Другими словами, нельзя все вопросы по содержанию и по форме разделить на фильтрующие и контрольные.
Фильтрующими вопросами считаются: а) вопросы обобщающего характера, при отрицательном ответе на которые респондент освобождается от ответов на последующие (детализирующие) вопросы, и б) вопросы, "отсекающие" мнения и оценки некомпетентных респондентов.
В первом случае фильтрующие вопросы относятся к группе вопросов о фактах. Например, если исследователя интересует вопрос о методике применения так называемой круговой тренировки, то прежде, чем спрашивать о ее месте в системе тренировки, о нагрузке, о содержании, следует поставить фильтрующий вопрос: "Применяете ли Вы в своей тренировке круговой метод?". При отрицательном ответе на этот вопрос-фильтр респондент, естественно, не будет отвечать на все последующие вопросы.
Во втором случае
фильтрующие вопросы относятся
к группе вопросов о мотивах. Практика
показывает, что встречаются респонденты,
которые с готовностью судят
о том или ином явлении, хотя не
располагают для этого
Контрольные вопросы направлены на проверку правильности ответов, раскрывающих основную идею исследования, и поэтому помогают повысить степень достоверности получаемой информации. Контрольные вопросы, как правило, формулируются в виде открытых и косвенных вопросов. Структурно контрольные и основные вопросы должны быть так расположены в вопроснике, чтобы респондент не мог уловить между ними связи. Например, если исследователя интересует, каков объем общей физической подготовки спортсмена в соревновательном периоде, и он не уверен в искренности ответа респондента, то в одном из разделов может быть поставлен вопрос об общем времени тренировки, в другом - об объеме технической подготовки, в третьем - тактической и т.д. В результате анализа ответов исследователь получит довольно точное представление о реальном объеме общей физической подготовки спортсмена.
Через стандартизированную систему вопросов раскрывается гипотеза исследования, его основные задачи. Вопросники любого содержания должны отвечать некоторым общим правилам.
Информация о работе Анкетирование как метод экспертизы в педагогике