Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2011 в 17:30, реферат
Анкетирование относится к той группе методов, которая в социологии, педагогике и психологии носит название "опрос". В эту группу помимо анкетирования входят интервью и беседа. Все эти методы характеризуются одним ведущим признаком: с их помощью исследователь получает ту информацию, которая заложена в словесных сообщениях опрашиваемых (респондентов).
Анкетирование
Виды анкетирования
Виды анкетирования
Построение анкеты
Классификация вопросов анкеты
Варианты типовых анкет
Анкета
Список литературы
Министерство образования и науки Украины
Открытый международный университет развития человека “Украина"
Горловский филиал
Кафедра физической реабилитации
Заведующий кафедрой:
доц. Томашевский Н.И.
РЕФЕРАТ
по дисциплине: Методы исследований в физической культуре и спорте,
физической реабилитации
ТЕМА: Анкетирование как метод экспертизы в педагогике
Выполнил:
студент 2-го курса группы ФР-06
дневного отделения
факультета “Физическая реабилитация"
Романюк Геннадий Иванович
2009
План
Анкетирование
Виды анкетирования
Виды анкетирования
Построение анкеты
Классификация вопросов анкеты
Варианты типовых анкет
Анкета
Список литературы
Анкетирование
Анкетирование относится к той группе методов, которая в социологии, педагогике и психологии носит название "опрос". В эту группу помимо анкетирования входят интервью и беседа. Все эти методы характеризуются одним ведущим признаком: с их помощью исследователь получает ту информацию, которая заложена в словесных сообщениях опрашиваемых (респондентов). Это, с одной стороны, позволяет изучать мотивы поведения, намерения, мнения и т.п. (все то, что не подвластно изучению другими методами) и, с другой, - делает эту группу методов субъективной (не случайно у некоторых социологов существует мнение, что даже самая совершенная методика опроса никогда не может гарантировать полной достоверности информации).
В отличие от других методов исследования эффективность опроса полностью зависит от двух моментов: во-первых, хочет ли и будет ли респондент отвечать на поставленные вопросы и, во-вторых, может ли он ответить па них. Следовательно, организация любого опроса должна начинаться и подчиняться разработке этих двух моментов; все должно быть направлено на то, чтобы побудить опрашиваемых дать полные и правдивые ответы на поставленные вопросы.
Сущность опроса в любом его виде сводится к тому, что исследователь получает информацию из тех ответов респондентов, которые они дают на поставленные вопросы. Различие между видами опроса сводится лишь к различию его форм, реже - к различию содержания вопросов.
Анкетирование - это метод получения информации путем письменных ответов респондентов на систему стандартизированных вопросов анкеты.
Интервью - это метод получения информации путем устных ответов респондентов на систему вопросов, устно задаваемых исследователем.
Беседа - это метод получения информации путем двустороннего или многостороннего обсуждения интересующего исследователя вопроса.
В беседе и респонденты,
и исследователь выступают
Во время беседы (и в этом ее преимущество) можно получить более глубокое представление об интересующем исследователя вопросе, а также уточнить сомнительные ответы, следовательно, получить более достоверные данные. Недостатком беседы является сравнительно большее время, необходимое для ее проведения, что сужает возможности для сбора достаточного материала.
При беседе вопросы задаются и обсуждаются в очередности, которая предусмотрена планом, но раскрываются шире, чем написаны.
Из приведенных
кратких характеристик видов
опроса явствует, что принципиальных
различий между ними нет. Не случайно
в последнее время среди
Анкетирование
применяется для установления текущего
состояния педагогического
Виды анкетирования
Виды анкетирования многообразны и группируются попарно в соответствии с несколькими признаками.
В зависимости от количества опрашиваемых различают два вида анкетирования: сплошное и выборочное.
Сплошное анкетирование предусматривает опрос всей генеральной совокупности изучаемых лиц (см. "Подбор исследуемых").
При выборочном анкетировании опрашивается лишь часть генеральной совокупности - выборочная совокупность. Именно этот вид анкетирования является наиболее распространенным.
В зависимости
от способа общения исследователя
с респондентами различают
Личное
анкетирование предусматривает непосредственный
контакт исследователя с респондентом,
когда второй заполняет анкету в присутствии
первого. Этот способ, анкетирования имеет
два неоспоримых преимущества: во-первых,
гарантирует полный возврат анкет и, во-вторых,
позволяет контролировать правильность
их заполнения.
Виды анкетирования
Различный характер процедуры личного опроса дает право выделять групповое и индивидуальное анкетирование.
Групповое анкетирование предусматривает опрос одновременно группы людей. Именно это делает анкетирование тем методом, который позволяет собирать значительный материал при минимальных затратах времени.
При индивидуальном анкетировании опрос ведется поочередно.
Заочное анкетирование характеризуется тем, что респонденты отвечают на вопросы анкеты в отсутствие исследователя.
По способу вручения анкет респондентам различают почтовое и раздаточное анкетирование. При внешне незначительных различиях эффективность этих видов анкетирования бывает далеко не одинаковой.
Почтовое анкетирование, как видно из названия, сводится к тому, что анкеты рассылаются респондентам и возвращаются исследователю по почте. Преимущества его заключаются в простоте распространения анкет; возможности получения значительной выборки; возможности привлечь в число респондентов лиц, территориально далеко находящихся.
Недостатки почтового анкетирования - это низкий процент возврата анкет, в среднем около 5%; искажение намеченной выборки опрашиваемых, так как при рассылке анкет незнакомым лицам бывает трудно установить, насколько они соответствуют предполагаемому контингенту респондентов; отсутствие уверенности в том, что анкеты заполнялись самостоятельно.
Процент возврата анкет можно повысить: а) персональным обращением к респонденту с указанием его имени, отчества и фамилии; б) хорошо составленной вводной частью анкеты и сопроводительным письмом, из которых бы респондент понял свою роль в проводимом исследовании (с этой целью можно кратко раскрыть принципы выборки); в) вложением конверта с написанным обратным адресом и маркой; г) готовностью выслать результаты исследования, если респондент того пожелает.
Раздаточное анкетирование предусматривает личное вручение анкеты респонденту, заполнение ее на дому и возвращение любым способом.
Преимущества этого вида анкетирования: личный контакт исследователя с респондентом повышает у последнего заинтересованность в исследовании; можно проконсультировать респондента о правилах заполнения анкеты; есть возможность оценить соответствие респондента намеченной выборке.
Недостатки раздаточного анкетирования заключаются в сравнительно низком проценте возврата анкет (хотя и более высоком, чем при почтовом анкетировании) и в отсутствии уверенности в том, что анкеты заполнялись респондентом самостоятельно.
Эффективность
анкетирования во многом зависит
от грамотного построения и содержания
анкеты.
Построение анкеты
Анкета должна иметь три части: вводную, основную и демографическую ("паспортичку").
Вводная часть анкеты представляет собой своеобразное обращение к респондентам, в котором указываются:
1) научное учреждение,
которое ведет данную тему
исследования и от имени
2) задачи исследования; теоретическое и практическое значение решения этих задач;
3) роль каждого
респондента в решении
4) заверение
в полной анонимности ответов
респондента (имя
5) правила заполнения анкеты;
6) заверение
в готовности выслать
7) способ возврата анкеты исследователю.
К содержанию вводной
части предъявляются три
Основная часть состоит из набора вопросов, ответы на которые призваны дать решение задач исследования. Разработка этой части является наиболее сложной и ответственной.
Учитывая психологию респондента, социологи разработали трехступенчатую форму основной части:
первая треть вопросов предназначена для того, что бы заинтересовать респондентов и включить их в работу. Вопросы этой части должны отличаться сравнительной простотой и в большей мере касаться фактов, событий;
вторая треть вопросов направлена на решение главных задач исследования и касается, как правило, мотивов, мнений и оценок. Именно поэтому подобные вопросы являются наиболее сложными для респондентов;
последняя треть
включает вопросы, которые детализируют
ответы на предыдущую часть вопросов,
а также контрольные вопросы (сущность
их раскрывается ниже) и наиболее интимные,
требующие индивидуального
Демографическая часть анкеты состоит из вопросов, определяющих паспортную характеристику респондента: фамилию, пол, возраст, спортивную квалификацию и т.п. Эта часть анкеты наиболее лаконична и проста для заполнения (см. "Демографические вопросы"). Основное назначение ее состоит в том, чтобы способствовать, во-первых, качественному анализу собранного материала и, во-вторых, определению репрезентативности полученного материала.
В результате длительных
дискуссий ученые пришли к выводу,
что демографическая часть
Знание классификации
вопросов позволяет грамотно решить
сложную задачу разработки вопросника.
Наиболее распространенной классификацией
вопросов является следующая (по В.И. Добренькову,
1972).
Классификация вопросов анкеты
Вопросы о фактах отражают действия людей в настоящем и в прошлом, а также результаты этих действий (например, участие в соревнованиях и показанные результаты). С помощью вопросов о фактах можно получить так называемую событийную информацию (В.А. Ядов, 1968), основанную на том, что знает и помнит респондент. Достоверность ответов на подобные вопросы сравнительно высокая, но она резко падает, если касается действий, которые заведомо не одобряются (например, вопрос о том, курит спортсмен или нет) или которые произошли очень давно. В первом случае респондент может умышленно извратить реальность, зная о несовместимости курения со спортивной тренировкой; во втором случае, забыв что-то из своей прошлой деятельности, может непреднамеренно исказить действительность.
Информация о работе Анкетирование как метод экспертизы в педагогике