Анализ становления и современное состояние системы подготовки нового образованного поколения в Китае

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2011 в 17:13, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: осуществить анализ становления и современного состояния системы подготовки нового образованного поколения в Китае.

Объект исследования: является система образования в Китае.

Предметом исследования: особенности развития системы образования в Китае.

Гипотеза исследования: если мы проанализируем систему образования в Китае, то выясним какие сходства и различия между системами образования в Китае и России.

Работа содержит 1 файл

Введение.doc

— 143.50 Кб (Скачать)

1) традиционно  патерналистская роль государства,  находящегося в рамках конфуцианской цивилизации. Внутри этой контролируемой центром системы действует мощный частный сектор, доля которого в последние годы растет;

2) сформированная  в прошлом позиция чисто политической, но не финансовой поддержки  НОУ;

3) идеологический поворот от тоталитаризма к официально объявленной правительством КНР в конце XX в. задаче демократизации общества, которая подразумевает активное привлечение общественности к управлению и финансированию образования.

     Образовательные организации, созданные общественными силами, их преподаватели и учащиеся пользуются теми же законными правами, что и государственные. К 1997 г. аккредитацию прошли все средние и начальные негосударственные школы Китая. По-иному обстоит дело с вузами: из 1200 всего 21 получил право выдавать дипломы государственного образца.

     Главной чертой курса правительства в  отношении НОУ является то, что, гарантируя им политическую поддержку, руководство  КНР не обещало прямых финансовых вливаний. Обоснованием подобной позиции  послужили трудности переходного периода и осознание нереальности бюджетной поддержки НОУ. По предложенной схеме государство брало на себя не более трети расходов, связанных со строительством школьных зданий и закупкой мебели и оборудования, полностью оставив на своем бюджете зарплату преподавателей (при этом следует учесть, что значительная часть учителей в Китае числилась в народных школах и их труд оплачивали сами школы).

     В “Положениях...” 1997 г. закреплен запрет на получение прибыли в качестве цели создания и функционирования НОУ, т.е. китайские частные школы не имеют права свободно распоряжаться денежным остатком. Среди учредителей НОУ в Китае 80–90-х гг. частных лиц было немного. Немалую долю среди основателей НОУ составили общественные организации и научные ассоциации. Организованные частными предпринимателями или компаниями школы носили их имена и названия, что повышало социальный престиж компании, создавая ей хорошую рекламу. Среди основателей негосударственных школ в Китае сегодня немало и зарубежных китайцев, которыми, помимо деловых соображений, движут ностальгические мотивы. Но есть и реальные государственные привилегии, которые стимулируют интересы всех, кто занимается созданием частных учебных заведений в Китае, – это предоставляемые правительством КНР не на словах, а на деле налоговые льготы, касающиеся помещений, транспорта, земельных участков. Действует и дополнительный стимул: пришкольные коллективные предприятия пользуются системой льгот, которая включает, в частности, “бессрочное освобождение от подоходного и некоторых других налогов предприятий, учрежденных средними учебными заведениями, и бессрочную отмену всех налоговых выплат для предприятий, управляемых начальными школами” Вот почему фирмам и предприятиям выгодно открывать при школах на их территории свои филиалы.

     Финансовые  и юридические формы создания НОУ в Китае представляют собой  пять основных моделей:

1) создание  школы при поддержке правительства,  т.е. на начальном этапе последнее  оказывает материально-техническую  помощь до тех пор, пока школа сама не накопит средства. Наглядный пример этой модели – неполная средняя школа Юйин в г. Нашсине, созданная Ассоциацией вышедших на пенсию педагогов. Они арендовали помещение и часть оборудования государственной средней школы, а поскольку набрали больше учащихся, чем рассчитывали, то правительство городского района выделило 300 тыс. юаней, чтобы перевести в другое помещение начальные классы той школы, у которой учредители арендовали помещение, а также помогло им с инвентарем и педагогами.

2) самостоятельное создание школ одним гражданином или группой лиц (часто на базе уже действовавших образовательных учреждений);

3) создание  школ за счет вкладывания капитала  отдельными лицами либо организациями,  становящимися соучредителями НОУ  совместно с государственным предприятием либо учреждением.

4) акционерная  форма;

5) совместное  создание НОУ китайскими и  зарубежными партнерами.

Наиболее  распространены в Китае 90-х гг. первые три формы.

     Структура первоначального капитала учредителей  могла включать собственные средства владельцев, привлеченный капитал в паевой (акционерной) форме, а также банковские займы, кредиты и ссуды частных лиц.

     Все имущество и доходы разрешалось  использовать исключительно на развитие школы. Инвестиции предприятий в  отдельных элитные учебные заведения составляли в период возрождения НОУ весьма внушительную сумму. Объяснялось это не только вышеперечисленными престижем и налоговыми льготами, возможностью создавать на земле, покупаемой по льготных ценам, филиалы предприятий, клубы и пр., но также и выгодой от связей с частным капиталом в лице родителей учеников. Школы, созданные коллективным либо частными предприятиями, постепенно превращались вместе с ними в единый холдинговый центр. Однако лишь немногие НОУ в Китае были основаны на таком прочном фундаменте. Для открытия маленькой школы достаточно было 20 тыс. юаней, которые могли внести на паях несколько человек.

     Экономический эффект частного сектора в образовании  КНР проявился достаточно ярко. Как  и задумывалось, НОУ облегчили  финансовую ношу государства и уже к середине 90-х гг. аккумулировали значительное количество общественных средств – более 10 млрд. юаней (свыше 100 млн. долл.). Тем не менее, китайские власти на различных уровнях в 90-е гг. с сожалением констатировали и немалые финансовые трудности НОУ. В частности, из всех источников финансирования гарантированным оставался, пожалуй, единственный – взносы за обучение. Плата за обучение остается в настоящее время для большинства китайских НОУ и основным источником покрытия текущих расходов. Поскольку 90% негосударственных учебных заведений в Китае – интернатного типа, то в оплату входит и проживание учащихся. Общая сумма платы за обучение состоит из нескольких видов взносов на содействие развитию школы, за обучение, за общежитие и пр.

Взносы  в НОУ зависят от множества  факторов и резко колеблются по провинциям. Некоторые школы варьируют плату  за обучение в зависимости от успеваемости учеников, снижая ее отличникам и увеличивая неуспевающим. Формы взимания взносов  за обучение разнообразны. В основном по стране это делается раз в семестр. В настоящее время китайские НОУ переживают следующие трудности:

1) несформированность  базового образовательного рынка,  столь необходимого для полного  раскрытия роли рыночных отношений  в оптимизации распределения образовательных ресурсов. Он должен включать рынок капитала, помещений, оборудования, учителей (как часть рынка рабочей силы). Препятствуют его созданию, прежде всего официальные образовательные структуры и чиновники, которые предпочитают привычное административное распределение ресурсов, а не их свободное перемещение, опасаясь негативного влияния этого процесса на государственные учебные заведения. Отсутствие образовательного рынка - одна из причин того, что большинство НОУ в Китае арендуют помещения и оборудование, что, в свою очередь, не стимулирует учредителей делать вложения в основной капитал;

2) серьезные  проблемы накопления капитала; поэтому  сейчас в Китае раздаются призывы  стимулировать банки к выдаче  НОУ ссуд, а правительству предлагается оказывать помощь учащимся через систему поощрительных стипендий, субсидий специального назначения и студенческих займов;

3) отсутствие  специальных фондов (в отличие,  например от Японии) содействия  развитию НОУ (при том, что  действуют многочисленные фонды поддержки государственных учебных заведений);

4) преграды  на пути повышения эффективности  НОУ за счет так называемой  экономии на масштабах.

Большинство частных и “народных” школ в  Китае невелико по размерам, численность  учащихся в них колеблется от 100 до 200 человек. Крупных школ, не уступающих государственным или даже превосходящих их по численности учащихся (500 - 1000 и более учеников) и территории, мало - не более 10% всех НОУ.

     Китайские специалисты подметили такую  закономерность: в крупных городах  страны обычно представлены все ступени НОУ (Именно здесь создаются “образовательные империи”), в средних и небольших преобладают средние школы первой ступени, а в уездных и поселковых центрах и в сельской местности сосредотачиваются по преимуществу начальные школы.

Анализ  социального состава учащихся элитных  частных школ Китая показывает, что  они возникли, прежде всего, в ответ на дифференцированный спрос, рожденный в среде новых предпринимателей, руководителей высокого ранга, соотечественников с Тайваня, желающих учиться на материке. НОУ имеют классы малой наполняемости (25–35 человек), акцентируют изучение английского языка с 1 класса (в отличие от государственных школ, где он изучается с III класса и в меньшем объеме), овладение компьютером, эстетическое воспитание (в основном музыкальное), развитие индивидуальных способностей и т.п. Появление НОУ в Китае увеличило количество школ с различными уклонами (художественных, спортивных), экспериментальных и дополнительных учебных заведений, способствовало созданию широкой сети неформального образования.

     В целом НОУ должны строго следовать  учебным программам, разработанным  Государственным комитетом по образованию  и соответствующими ведомствами  на уровне провинций, автономных районов  и городов центрального подчинения (Пекин, Шанхай). Однако они имеют возможность повышать качество обучения за счет включения различных дополнительных курсов с учетом индивидуальных потребностей учащихся и рыночного спроса. В случае проведения эксперимента разрешается самостоятельно определять также и учебную программу, но непременным условием являются консультации со специалистами из административных органов образования.

     Негосударственным вузам предоставлено право самим  выбирать учебные пособия и определять набор специальностей. Их учебные программы могут быть ориентированы на насущные нужды местной экономики с целью заполнить пустоты, оставляемые государственными учебными заведениями.

     Появление НОУ дало возможность резко повысить эффективность использования людских, финансовых и материальных ресурсов – в них работают вышедшие на пенсию опытные учителя, оплата их труда тесно увязывается с нагрузкой и квалификацией. Они имеют хорошо оснащенные компьютерные классы, лингафонные кабинеты, лаборатории, оборудование которых, в отличие от большинства государственных школ, используется и в вечернее, и в каникулярное время.

     С другой стороны – указанные особенности  НОУ вызывают тревогу властей  в том смысле, что потенциально они могут способствовать элитарности  выпускников, превращению их в оппозиционеров или носителей чуждых в данном обществе идей и ценностей. Кроме того, ориентация многих элитных частных школ и вузов Китая на подготовку выпускников к продолжению обучения за рубежом влечет за собой “утечку мозгов”.

     Показателем эффективности работы учебных заведений является востребованность их выпускников. За 1992–1994 гг. более 85% выпускников-очников частных пекинских вузов были приняты на работу по профилю, их теоретическая подготовка и практические навыки не уступали уровню выпускников государственных вузов. 

3 Система педагогического образования в Китае

  Политика правительства  КНР в сфере  педагогического  образования

     К концу XX века перед быстрыми темпами развивающейся Китайской народной республикой возникли проблемы подготовки высококвалифицированных специалистов в самых различных областях, повышения уровня образования в школе. Решить эти проблемы без качественной системы педагогического образования невозможно, поэтому правительство начинает всячески поддерживать педагогическую науку и образование. Постоянно повышается заработная плата учителей, в 1985 году введен День Учителя, поддерживается высокий социальный статус педагогов.

     Китайское правительство активно развертывает работу по переподготовке и углублению знаний преподавателей, чтобы постоянно  повышать качественные характеристики всего преподавательского корпуса. В настоящее время после дополнительной подготовки, полученной преподавателями начальной и средней школы, центр тяжести переподготовки смещается в сторону продолжения образования.

     В 1999 году китайское правительство выступило за реализацию "Проекта продолжения образования преподавателей начальных и средних школ". Цель этого проекта такова: к 2000 году распространить на всю страну обязательное 9-летнее образование и ликвидировать неграмотность среди молодежи, совершенствовать систему профессиональной переподготовки и продолжения образования; активно и стабильно развивать высшее образование, довести примерно до 11% число поступающих в высшие учебные заведения. Указанный проект предусматривал также постановку задачи создания государственной системы обучения, воспитания, и подготовку кадров высокого уровня; интенсификацию научных исследований, а также внесение вклада вузами в развитие экономики за счет новейших технологий; углубление реформ, активное содействие социально-экономическому развитию.

     В 1998 году китайское правительство  предложило высшим учебным заведениям "План поощрения отличившихся ученых" с целью подключить большую группу лучших зарубежных и китайских молодых ученых к участию в повышении уровня китайских вузов, к подтягиванию в стране важнейших учебных дисциплин, к достижению или поддержанию передового международного уровня и к созданию ученого авангарда, стоящего на ведущем международном уровне. Осуществление этого плана играет позитивную стимулирующую роль и имеет глубокое влияние на становление корпуса преподавателей высших учебных заведений в Китае. В настоящее время две группы ученых в количестве 200 человек по специальному приглашению заняли посты профессоров. Однако этот план имеет и негативную сторону. Одни молодые ученые не могут осуществить повышения уровня вузов без помощи старого состава профессоров, обладающего большим опытом и знаниями. Ориентация только на молодых специалистов может привести к непродуманным нововведениям и снижению уровня образования в стране.

Информация о работе Анализ становления и современное состояние системы подготовки нового образованного поколения в Китае