Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2011 в 17:13, курсовая работа
Цель исследования: осуществить анализ становления и современного состояния системы подготовки нового образованного поколения в Китае.
Объект исследования: является система образования в Китае.
Предметом исследования: особенности развития системы образования в Китае.
Гипотеза исследования: если мы проанализируем систему образования в Китае, то выясним какие сходства и различия между системами образования в Китае и России.
1) традиционно
патерналистская роль
2) сформированная
в прошлом позиция чисто
3) идеологический поворот от тоталитаризма к официально объявленной правительством КНР в конце XX в. задаче демократизации общества, которая подразумевает активное привлечение общественности к управлению и финансированию образования.
Образовательные организации, созданные общественными силами, их преподаватели и учащиеся пользуются теми же законными правами, что и государственные. К 1997 г. аккредитацию прошли все средние и начальные негосударственные школы Китая. По-иному обстоит дело с вузами: из 1200 всего 21 получил право выдавать дипломы государственного образца.
Главной чертой курса правительства в отношении НОУ является то, что, гарантируя им политическую поддержку, руководство КНР не обещало прямых финансовых вливаний. Обоснованием подобной позиции послужили трудности переходного периода и осознание нереальности бюджетной поддержки НОУ. По предложенной схеме государство брало на себя не более трети расходов, связанных со строительством школьных зданий и закупкой мебели и оборудования, полностью оставив на своем бюджете зарплату преподавателей (при этом следует учесть, что значительная часть учителей в Китае числилась в народных школах и их труд оплачивали сами школы).
В “Положениях...” 1997 г. закреплен запрет на получение прибыли в качестве цели создания и функционирования НОУ, т.е. китайские частные школы не имеют права свободно распоряжаться денежным остатком. Среди учредителей НОУ в Китае 80–90-х гг. частных лиц было немного. Немалую долю среди основателей НОУ составили общественные организации и научные ассоциации. Организованные частными предпринимателями или компаниями школы носили их имена и названия, что повышало социальный престиж компании, создавая ей хорошую рекламу. Среди основателей негосударственных школ в Китае сегодня немало и зарубежных китайцев, которыми, помимо деловых соображений, движут ностальгические мотивы. Но есть и реальные государственные привилегии, которые стимулируют интересы всех, кто занимается созданием частных учебных заведений в Китае, – это предоставляемые правительством КНР не на словах, а на деле налоговые льготы, касающиеся помещений, транспорта, земельных участков. Действует и дополнительный стимул: пришкольные коллективные предприятия пользуются системой льгот, которая включает, в частности, “бессрочное освобождение от подоходного и некоторых других налогов предприятий, учрежденных средними учебными заведениями, и бессрочную отмену всех налоговых выплат для предприятий, управляемых начальными школами” Вот почему фирмам и предприятиям выгодно открывать при школах на их территории свои филиалы.
Финансовые и юридические формы создания НОУ в Китае представляют собой пять основных моделей:
1) создание
школы при поддержке
2) самостоятельное создание школ одним гражданином или группой лиц (часто на базе уже действовавших образовательных учреждений);
3) создание
школ за счет вкладывания
4) акционерная форма;
5) совместное создание НОУ китайскими и зарубежными партнерами.
Наиболее распространены в Китае 90-х гг. первые три формы.
Структура первоначального капитала учредителей могла включать собственные средства владельцев, привлеченный капитал в паевой (акционерной) форме, а также банковские займы, кредиты и ссуды частных лиц.
Все имущество и доходы разрешалось использовать исключительно на развитие школы. Инвестиции предприятий в отдельных элитные учебные заведения составляли в период возрождения НОУ весьма внушительную сумму. Объяснялось это не только вышеперечисленными престижем и налоговыми льготами, возможностью создавать на земле, покупаемой по льготных ценам, филиалы предприятий, клубы и пр., но также и выгодой от связей с частным капиталом в лице родителей учеников. Школы, созданные коллективным либо частными предприятиями, постепенно превращались вместе с ними в единый холдинговый центр. Однако лишь немногие НОУ в Китае были основаны на таком прочном фундаменте. Для открытия маленькой школы достаточно было 20 тыс. юаней, которые могли внести на паях несколько человек.
Экономический эффект частного сектора в образовании КНР проявился достаточно ярко. Как и задумывалось, НОУ облегчили финансовую ношу государства и уже к середине 90-х гг. аккумулировали значительное количество общественных средств – более 10 млрд. юаней (свыше 100 млн. долл.). Тем не менее, китайские власти на различных уровнях в 90-е гг. с сожалением констатировали и немалые финансовые трудности НОУ. В частности, из всех источников финансирования гарантированным оставался, пожалуй, единственный – взносы за обучение. Плата за обучение остается в настоящее время для большинства китайских НОУ и основным источником покрытия текущих расходов. Поскольку 90% негосударственных учебных заведений в Китае – интернатного типа, то в оплату входит и проживание учащихся. Общая сумма платы за обучение состоит из нескольких видов взносов на содействие развитию школы, за обучение, за общежитие и пр.
Взносы
в НОУ зависят от множества
факторов и резко колеблются по провинциям.
Некоторые школы варьируют
1) несформированность
базового образовательного
2) серьезные
проблемы накопления капитала; поэтому
сейчас в Китае раздаются
3) отсутствие специальных фондов (в отличие, например от Японии) содействия развитию НОУ (при том, что действуют многочисленные фонды поддержки государственных учебных заведений);
4) преграды
на пути повышения
Большинство частных и “народных” школ в Китае невелико по размерам, численность учащихся в них колеблется от 100 до 200 человек. Крупных школ, не уступающих государственным или даже превосходящих их по численности учащихся (500 - 1000 и более учеников) и территории, мало - не более 10% всех НОУ.
Китайские специалисты подметили такую закономерность: в крупных городах страны обычно представлены все ступени НОУ (Именно здесь создаются “образовательные империи”), в средних и небольших преобладают средние школы первой ступени, а в уездных и поселковых центрах и в сельской местности сосредотачиваются по преимуществу начальные школы.
Анализ социального состава учащихся элитных частных школ Китая показывает, что они возникли, прежде всего, в ответ на дифференцированный спрос, рожденный в среде новых предпринимателей, руководителей высокого ранга, соотечественников с Тайваня, желающих учиться на материке. НОУ имеют классы малой наполняемости (25–35 человек), акцентируют изучение английского языка с 1 класса (в отличие от государственных школ, где он изучается с III класса и в меньшем объеме), овладение компьютером, эстетическое воспитание (в основном музыкальное), развитие индивидуальных способностей и т.п. Появление НОУ в Китае увеличило количество школ с различными уклонами (художественных, спортивных), экспериментальных и дополнительных учебных заведений, способствовало созданию широкой сети неформального образования.
В целом НОУ должны строго следовать учебным программам, разработанным Государственным комитетом по образованию и соответствующими ведомствами на уровне провинций, автономных районов и городов центрального подчинения (Пекин, Шанхай). Однако они имеют возможность повышать качество обучения за счет включения различных дополнительных курсов с учетом индивидуальных потребностей учащихся и рыночного спроса. В случае проведения эксперимента разрешается самостоятельно определять также и учебную программу, но непременным условием являются консультации со специалистами из административных органов образования.
Негосударственным
вузам предоставлено право
Появление
НОУ дало возможность резко повысить
эффективность использования
С
другой стороны – указанные
Показателем
эффективности работы учебных заведений
является востребованность их выпускников.
За 1992–1994 гг. более 85% выпускников-очников
частных пекинских вузов были приняты
на работу по профилю, их теоретическая
подготовка и практические навыки не уступали
уровню выпускников государственных вузов.
3 Система педагогического образования в Китае
Политика правительства КНР в сфере педагогического образования
К концу XX века перед быстрыми темпами развивающейся Китайской народной республикой возникли проблемы подготовки высококвалифицированных специалистов в самых различных областях, повышения уровня образования в школе. Решить эти проблемы без качественной системы педагогического образования невозможно, поэтому правительство начинает всячески поддерживать педагогическую науку и образование. Постоянно повышается заработная плата учителей, в 1985 году введен День Учителя, поддерживается высокий социальный статус педагогов.
Китайское
правительство активно
В 1999 году китайское правительство выступило за реализацию "Проекта продолжения образования преподавателей начальных и средних школ". Цель этого проекта такова: к 2000 году распространить на всю страну обязательное 9-летнее образование и ликвидировать неграмотность среди молодежи, совершенствовать систему профессиональной переподготовки и продолжения образования; активно и стабильно развивать высшее образование, довести примерно до 11% число поступающих в высшие учебные заведения. Указанный проект предусматривал также постановку задачи создания государственной системы обучения, воспитания, и подготовку кадров высокого уровня; интенсификацию научных исследований, а также внесение вклада вузами в развитие экономики за счет новейших технологий; углубление реформ, активное содействие социально-экономическому развитию.
В 1998 году китайское правительство предложило высшим учебным заведениям "План поощрения отличившихся ученых" с целью подключить большую группу лучших зарубежных и китайских молодых ученых к участию в повышении уровня китайских вузов, к подтягиванию в стране важнейших учебных дисциплин, к достижению или поддержанию передового международного уровня и к созданию ученого авангарда, стоящего на ведущем международном уровне. Осуществление этого плана играет позитивную стимулирующую роль и имеет глубокое влияние на становление корпуса преподавателей высших учебных заведений в Китае. В настоящее время две группы ученых в количестве 200 человек по специальному приглашению заняли посты профессоров. Однако этот план имеет и негативную сторону. Одни молодые ученые не могут осуществить повышения уровня вузов без помощи старого состава профессоров, обладающего большим опытом и знаниями. Ориентация только на молодых специалистов может привести к непродуманным нововведениям и снижению уровня образования в стране.