Анализ модульного принципа обучения в системе дошкольного образования

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2012 в 15:21, курсовая работа

Описание работы

В настоящее время система дошкольного воспитания испытывает противоречия переходного периода. Старые принципы работы постепенно себя изживают и им на смену приходят новые концепции и идеи. Проблема исследования: каковы возможности применения модульного принципа организации образовательного процесса в системе дошкольного образования.

Содержание

Введение
Глава I Проблема организации образовательного процесса в современном дошкольном учреждении
1.1Подходы к образовательному процессу в дошкольном образовательном учреждении
1.2Федеральные государственные требования и современные принципы образовательного процесса
Глава II Анализ модулей как инновации в системе педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении.
2.1 Характеристика модульного принципа организации
2.2 Характеристика модуля «Основы безопасности жизнедеятельности»
2.3 Характеристика модуля «Хлеб»
Заключение
Список используемой литературы
Приложение

Работа содержит 1 файл

Министерство образования и науки.docx

— 68.02 Кб (Скачать)

В своей работе следует  избегать таких  неэффективных способов педагогического воздействия, как  долгие наставления и нравоучения, которые часто дают обратный эффект.

Целесообразно заранее продумывать  позитивные способы воздействия, которые  должны вытеснять прямые запреты  и нарекания.

Инновационная технология модульный  принцип обучения помогает в организации  учебно-воспитательного процесса, создает  благоприятные условия для преемственности  воспитания и обучение детей, так  как формирует положительный  микроклимат при кризисном переходе одного возраста в другой.

 Таким образом, реализация  демократическим принципов воспитания  и обучения детей  дошкольного  возраста посредством использования  оригинальных методик, ориентированных  на развитии уникальных способностей  ребенка и вовлечение семьи  в образовательный процесс, способствует  подготовке его к жизни в  меняющимся мире, формирует у  него устойчивое стремление и  умение учиться самостоятельно, обеспечивают сохранение индивидуальности, адаптацию к изменяющейся социальной  и экономической жизни. Поэтому  будущее образования в создании  воплощении в жизнь новых программ  обучения, дифференцированных для  разных групп обучающихся, учитывающих  индивидуальные способности и  потребности каждой личности.

 

 

 

Приложение

«Нам на улице не страшно»

Модифицированная программа  по обучению детей дошкольного возраста правилам дорожного движения с использованием модульного принципа.

Автор: Петрова Галина Викторовна, старший воспитатель МДОУ N29,  г.Старый Оскол Белгородской области.

Пояснительная записка

Актуальность  создания модульного курса «Нам на улице не страшно» обусловлена:  
- резким ростом автомобилизации; 
-лидирующим местом травм, полученных в результате дорожно-транспортных происшествий в общем списке; 
- отсутствием у дошкольников осознанной необходимости выполнения правил дорожного движения.       
   Анализ существующих программ обучения детей дошкольного возраста с правилами дорожного движения показал, что они являются составной частью общей программы воспитания детей. Все занятия по обучению правилам дорожного движения напоминают школьную модель обучения, а игра, как основной вид деятельности дошкольного возраста теряет свою значимость и важность. Отказ от главного принципа дошкольной педагогики – обучение в процессе игры ведет к потере устойчивого интереса к занятиям, инициативы, любознательности и самостоятельности дошкольников. 
       Данные анализа свидетельствуют  о необходимости разработки и внедрения системы занятий,  которая сделает обучение дошкольников правилам дорожного движения   более интересным,   позволит  реализовать принцип обучения в игре и поднимет уровень знаний детьми правил дорожного движения.   

 Модульный курс по  обучению дошкольников правилам  дорожного движения  основывается на принципах:   
-обучение в процессе игры, как главного принципа дошкольной педагогики; 
-модульный принцип построения образовательной программы, позволяющий использовать  ее как часть программы по основам безопасности детей дошкольного возраста, направленной  на  развитие у детей осознанного выполнения правил дорожного движения;  
- последовательности - любая ступень в обучении ребенка правилам дорожного движения опирается на уже усвоенное в предыдущем модуле. 
Цель модуля: формирование  у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения  на улице через систему организации педагогической деятельности на модульной основе. 
Достижению этой цели служит решение задач по изучению правил дорожного движения:  
- создание условий для сознательного изучения детьми правил дорожного движения через интеграцию разнообразных видов деятельности (игровой, познавательной, продуктивной);  
- повышение  устойчивого интереса к занятиям по изучению правил дорожного движения; 
- закрепление знаний у детей по дорожной тематике, формирование полезных навыков и привычек безопасного поведения на улице. 
     Модульный курс реализуется  в рамках изучения программы по ознакомлению дошкольников с окружающим  миром и  программы «Основы безопасности детей дошкольного возраста» (под редакцией Н.Н.Авдеевой, О.Л.Князевой, Р.Б.Стеркиной). Структура модуля представлена системой обучающих  занятий  и развивающих мероприятий по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах города на основе реализации  модульного принципа. 
    При определении количества часов, отведенных на модуль, учитывались возрастные психологические особенности детей и задачи обучения дошкольников правилам дорожного движения на каждом возрастном этапе.  Занятия, включенные в модуль, вписываются в сетку часов по каждому виду деятельности и являются составной частью педагогического процесса и не увеличивают общую нагрузку детей. Игровая деятельность, беседы, экскурсии, обучающие игры с задачей решения проблемных ситуаций осуществляются  в свободное время.         
    Каждый модуль имеет свои цели, задачи, завязку и сюжет, вокруг которого объединяются занятия по дорожной безопасности по видам деятельности (познавательной, игровой, продуктивной). Он дает определенную сумму знаний по ПДД, необходимую именно в данной возрастной группе. Содержание модуля включает: во второй младшей группе умение различать  виды транспорта, знакомство с понятиями  улица, дорога, тротуар, светофор; в  средней группе – знакомство  с правилами перехода через улицу (пешеходный переход), правилами поведения в автобусе, закрепление знаний о   видах  транспорта;  в старшей группе – расширение знаний о безопасном поведении  в транспорте,  при езде на велосипеде, о дорожных знаках; в подготовительной группе – закрепление знаний детей  о дорожных знаках, видах перекрестков, участниках дорожного движения, безопасном движении по улице. В основе реализации модульного курса использовался принцип эмоционального восприятия, который позволил сделать педагогический процесс более интересным   для дошкольников и реализовать принцип обучения в игре.  
    Сюжеты модулей послужили объединяющим стержнем для всех занятий, они позволили сделать цель обучения правилам дорожного движения понятной для детей. В модуль вошли следующие сюжеты: «Приключения автомобильчика» - долгосрочная игра во второй младшей группе, «Светофорчик в гостях у ребят» - герой игры Светофорчик ставит перед детьми проблемные ситуации, «Автомобильчик и Светофорчик открывают музей «Дорожная азбука» - совместная деятельность педагогов и детей по созданию музея правил дорожного движения, «Школа зеленого огонька» -  переписка с инспектором ГИБДД. 
    Направление, в котором реализуется модуль – это взаимодействие педагогов и детей в процессе организации работы по обучению правилам дорожного

движения.  
Совместная деятельность с детьми включает 4 блока:

  1. Транспорт.
  2. Улицы города.
  3. Светофор.
  4. Дорожные знаки.

Обучение дошкольников ПДД  на модульной основе способствует формированию оптимальных взаимоотношений между  собой и с педагогом, что  ведет к  становлению личностно-ориентированной модели обучения. 

Учебный план модуля  (48)

Блоки

2 младшая

средняя

старшая

подготовительная

Транспорт

2

3

5

4

Дорога и ее части

2

3

2

4

Светофор

1

2

5

2

Дорожные знаки

 

3

8

4

Количество

5

10

20

13


Содержание модуля реализуется  по плану

Вид деятельности

2 младшая

средняя

старшая

подготовительная

Занятие

2

4

8

5

Игровая деятельность

1

2

3

2

Деятельность вне занятий 

1

3

8

5

Итоговое развлечение

1

1

1

1

Общее количество

5

10

20

13

Длительность

15 мин

20 мин

25 мин

30 мин


 

 

Учебный план программы по обучению дошкольников правилам дорожного  движения  с использованием модульного принципа.

Модуль  «Приключение автомобильчика» (для детей 3-4 лет). 
 Тема 1. «Я и мои друзья».  
Представление о транспорте, его назначении. Виды транспорта: легковой, грузовой. 
Тема 2. Автомобильчик заблудился. 
Понятия:  «дорога», « тротуар», «улица» 
Тема 3. Автомобильчик сломался. 
Представления о легковом автомобиле, его деталях. 
Тема 4. Встреча автомобильчика со светофором. 
Представление о светофоре, его назначении. Сигналы светофора. 
Тема 5.  Итоговое развлечение. Кукольный спектакль «Приключение автомобильчика» 
Представление о дороге, транспорте, светофоре. Элементарные навыки поведения на  дороге.

Модуль «Светофорчик» (для детей 4-5 лет). 
Тема 1. «Волшебная рукавичка» 
Сигналы светофора. На какой сигнал светофора переходить улицу? 
Тема 2. «Веселое путешествие со Светофорчиком». 
Сигналы светофора. Пешеходный переход. Где нужно играть? Почему попали  в беду герои? 
Тема 3. « В мире дорожных знаков». 
Что такое дорожные знаки? Дорожные знаки: «Пешеходный переход», «Пункт питания», «Пункт медицинской помощи», «Осторожно, дети!», «Наземный переход», «Подземный переход», « Правила перехода улиц». 
Тема 4. « Для чего нужно знать дорожные знаки». 
Назначение дорожных знаков. Правила поведения на улицах города. 
Закрепление дорожных  знаков. Решение  проблемной  ситуации. 
Тема 6. « Давние и новые друзья автомобильчика»  
Виды транспорта. Кто и когда изобрел автомобиль. Правила поведения в общественном транспорте. 
Тема 7. «Давайте жить дружно» 
Разные виды транспорта. Понятия: «улица», «тротуар», «проезжая часть»

Тема 8. «Нелегко быть пассажиром». 
Правила поведения для пассажиров. Понятия «улица», «дорога», «транспорт», « сигнал светофора», «пешеходный переход».  
Тема 9. «Город, в котором мы с тобой живем». 
Понятия «улица», «дорога», «транспорт», « сигнал светофора», «пешеходный переход». Назначение тротуаров. Ориентировка в пространстве города. 
Тема 10 Итоговое развлечение. «Это я, это я, это все мои друзья» 
Сигналы светофора. Пешеходный переход. Проезжая часть. Тротуар.  
Правила дорожного движения. Ориентировка  в пространстве.  Где можно, где нельзя играть. 

Модуль « Автомобильчик  и светофорчик открывают музей  «Дорожная азбука» (для детей 5- 6 лет)

Раздел «Транспорт» 
 Тема 1. Какой он - автомобиль? 
  Виды  транспорта. Сходства и различия. Опасность перехода перед близко идущим транспортом. 
Тема 2. Машины  едут на помощь  
Транспорт специального назначения6 «Скорая помощь», «Милиция», «Пожарная». Телефонные номера служб. 
Тема 3 Оформление альбома о транспорте.  
 История возникновения транспорта. Виды  пассажирского транспорта: автобус, трамвай, маршрутное такси, троллейбус. Грузовой транспорт, специальный транспорт. 
Тема 4 Где появился первый велосипед?  
История создания велосипеда. Правила безопасности велосипедиста. 
Тема 5 Быть примерным пассажиром разрешается.  
Правила поведения пассажира при посадке,  поездке и выхода из транспорта. Дорожный знак «Место стоянки автобуса». 
Тема 6 Как починить машину? 
Работа автомастерской, слесаря.  Назначение транспорта. 
Тема 7. Это каждый должен знать обязательно на «5». 
Виды транспорта. Правила безопасности велосипедиста. Правила поведения в легковом  и пассажирском транспорте.

Раздел «Светофор» 
Тема 1. «Где я родился?» 
История рождения светофора. Какие они первые светофоры? Где их устанавливали? Перекресток.  
Тема 2. Целевая прогулка к проезжей части «Два братца». 
Проезжая часть. Тротуар. Светофор для пешехода. Светофор для транспорта. 
Тема 3.Сочинение сказки «Приключение д. светофорчика» 
Устройство светофора. Назначение. Почему выбраны зеленый, красный, желтый цвета для сигналов светофора. 
Тема 4.. В мастерской Светофорчика. 
Дорожные знаки. Светофор. Пешеходный переход. 
Тема 5. Игра-соревнование «Светофорные науки» 
Дорожные знаки «Пешеходный переход», «Подземный переход», «наземный переход». Виды светофоров. Виды транспорта.

Раздел «Дорожные  знаки» 
Тема 1. Когда и как появились дорожные знаки. 
История возникновения дорожных знаков. 
Тема 2. Пешеходный переход ( экскурсия). 
Правила пешехода. Дорожные знаки: «Пешеходный переход», «Подземный переход», «Наземный переход», «понятие «знак двустороннее движение».  
Тема 3. Как разговаривает улица. 
Предупреждающие знаки: «Пешеходный переход», «Дети», «Двустороннее движение», «Дорожные работы».  
Тема 4. Что было, если исчезли дорожные знаки? 
Запрещающие знаки6»Движение пешеходов запрещено», «Движение на велосипедах запрещено», «Въезд запрещен» 
Тема 5.. Библиотечка.  
Дорожные знаки в детской литературе. Виды транспорта. Правила перехода улицы. 
Тема 6. Игровая деятельность «Перекресток».  
Виды перекрестков. Дорожные знаки «Светофор», «Пешеходный переход». Правила пересечения регулируемого перекрестка. 
Тема 7. Работа в мастерской Самоделкина. 
Создание необычного дорожного знака. 
Тема 8. Итоговое развлечение. Путешествие в страну дорожных знаков. 
Дорожные знаки. Светофор. Транспорт. Правила дорожного движения.

Модуль «Школа зеленого огонька»  (6-7 лет). 
Тема 1. Участники дорожного движения. 
Элементы дороги. Правила перехода проезжей части. 
Тема 2 . Экскурсия на перекресток.  
«Дорожные знаки» 
Тема  3 По какой дороге я буду ходить в школу» (по заданиям инспектора) 
Решение проблемных ситуаций. 
 Тема 4 Практическое занятие «Маленький шофер» 
Закрепление  правил поведения  в транспорте в игре,  умение действовать в  предложенных ситуациях. 
Тема 5 Как рождаются опасные ситуации. 
Правила  безопасного поведения на улице. Решение проблемных ситуаций. Культура поведения на улицах города. 
Тема 6.Компьютерная игра  «Умники и умницы». 
Закрепление знаний детей об участниках дорожного движения, правилах поведения во дворе, перекрестках.   
Тема 7. В беде выручают и людям помогают. 
Основные виды транспорта специального назначения. 
Тема 8 Что? Где? Откуда?  
Работа с энциклопедией «Транспорт». История развития транспорта. Различия и сходства старинного и современного транспорта. Правила дорожного движения. 
Тема 9 Мы, едем, едем... 
Элементы дороги. Виды транспортных  средств. Средства регулирования дорожного движения, светофор, регулировщик Дорожные знаки. Правила перехода проезжей части. 
Тема 10. Дорожные знаки помни всегда, в них безопасность твоя. 
Дорожные знаки, их назначение. 
Тема 11. Знаки мы дорожные, и совсем несложные. 
Запрещающие, разрешающие, знаки особого приоритета, знаки сервиса. 
Тема 12. Выставка детских рисунков. 
Виды перекрестков, дорог, дорожные знаки, город. 
Тема 13 Итоговое мероприятие.  Конкурс «Знатоки правил дорожного движения» с участием инспектора ГИББД, где выдается удостоверение «Примерный пешеход» 
 Правила дорожного движения. Дорожные знаки.  Виды транспорта.

Информация о работе Анализ модульного принципа обучения в системе дошкольного образования