Анализ модульного принципа обучения в системе дошкольного образования

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2012 в 15:21, курсовая работа

Описание работы

В настоящее время система дошкольного воспитания испытывает противоречия переходного периода. Старые принципы работы постепенно себя изживают и им на смену приходят новые концепции и идеи. Проблема исследования: каковы возможности применения модульного принципа организации образовательного процесса в системе дошкольного образования.

Содержание

Введение
Глава I Проблема организации образовательного процесса в современном дошкольном учреждении
1.1Подходы к образовательному процессу в дошкольном образовательном учреждении
1.2Федеральные государственные требования и современные принципы образовательного процесса
Глава II Анализ модулей как инновации в системе педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении.
2.1 Характеристика модульного принципа организации
2.2 Характеристика модуля «Основы безопасности жизнедеятельности»
2.3 Характеристика модуля «Хлеб»
Заключение
Список используемой литературы
Приложение

Работа содержит 1 файл

Министерство образования и науки.docx

— 68.02 Кб (Скачать)

- коммуникативная («Коммуникация»),

- познавательно-исследовательская  и продуктивная конструктивная («Познание»),

- музыкально-художественная («Музыка»),

- продуктивная («Художественное творчество»).

4. Определяют планируемые результаты  освоения Программы – итоговые  и промежуточные. Итоговый результат  представляет собой совокупность  интегративных качеств, или «социальный»  портрет ребенка 7 лет, освоившего

Этот вывод подтвердился изучением работ авторов, посвятивших свои изыскания модульному обучению, таких, как С. Я. Батышев, И. И. Ильясов, Д. Ш. Матросю И. Б. Сенновский, П. И. Третьяков, М. А. Чошанов, П. А. Юцавичене и др.

В названных трудах освещены подходы к проектированию модульных образовательных систем. В них обозначены общие и конкретные принципы конструирования модульных проектов для общеобразовательной и специально-профессиональной школ, которые были нами, преобразованы и привнесены в педагогический процесс дошкольного учреждения.

Данная технология была применена в контексте разработки модели реализации национально-регионального компонента (далее НРК) в дошкольном образовании.

Под модульной технологией  понимается такое структурирование содержания образования и педагогического процесса по его реализации, которое представляет собой единую систему. Образовательный модуль включает в себя содержание НРК, целеполагание, задачи, методы, способы и средства, контроль над процессом обучения и учебно-методический комплекс по реализации модели.

Анализ показал, что принципиальные отличия модульной технологии от других педагогических технологий заключаются в следующих положениях:

1. Содержание обучения в данной системе представляется в виде самостоятельного модуля, одновременно являющегося и банком информации, и методическим руководством по её усвоению.

2. Образовательный модуль  обеспечивает достижение поставленных  целей. Дети учатся формулированию последовательности действий, пониманию цели деятельности.

3. Сама суть модульной технологии требует соблюдения субъектных взаимоотношений между педагогом и ребёнком. В связи с этим перед педагогом стоит задача — мотивирование, координация и управление образовательно-воспитательным процессом.

Изучение конкретных разработок технологии модульного обучения показало, что процесс конструирования  образовательного модуля заключается в тщательном отборе учебного материала, достаточного для реализации педагогических задач. Модульный подход в обучении позволяет систематизировать и структурировать, а также рационально уплотнять содержательную часть педагогического процесса в необходимых пределах. В основе дидактической системы модульной технологии положены следующие принципы: блочность (порционность) в подходе к определению целей и содержания обучения; структурирование отобранного материалов отдельные компоненты; придание динамичности (посредством целеполагания, вычленения отдельных элементов); гибкость и универсальность модульных блоков; логичность, последовательность элементов содержания обучения. Обучающий модуль содержит в себе полный и достаточный комплект рекомендаций для достижения целей и задач обучения и воспитания.

Анализ Федеральных Государственных  требование показывает необходимость  строить образовательный процесс  на основе комплексно-тематического  принципа

Приближенного к так называемому  «событийному» принципу, что позволит сделать жизнь детей в детском  саду более интересной, а образовательный  процесс- мотивированным. Потому что  ребенок, как известно способен усваивать  общеобразовательную программу, составленную для него взрослыми, только в том  случае, если она станет его собственной  программой, то есть если она станет для него интересной и значимой. В этом может помочь модульный принцип построения занятий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава II Анализ модулей как инновации в системе педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении.

2.1 Характеристика модульного принципа организации

Модуль  определяется как унифицированный , функционально- законченный узел, оформленный конструктивно как самостоятельное изделие.

Модулем названо несколько занятий, направленных на формирование у детей определенных  понятий. Словом «занятие» назван не аналог школьного урока, а любой  вид занятости детей, включая  игру и свободную (самостоятельную) деятельность.

В отличии  от цикла занятий, в модуле занятия  связаны между собой не только тематически, но и сюжетно. Модуль может  включать в себя все виды деятельности.

Модульный принцип организации педагогического  процесса в детском саду позволяет  решить проблему целеполагания ; делает деятельность детей осмысленной и необходимой им самим на каждом конкретном этапе обучения. Эти цели закономерно  определяются сюжетом(базой) модуля. Дети учатся для того, чтобы использовать получаемые знания в своей ближайшей практической деятельности.

Работая с модулями, педагог  имеет возможность обозревать всю  конструкцию в целом – от начала и до конца, поэтому легко ориентируется  в ней.

   Он сам решает, выполнить модуль целиком или  от чего – то отказаться, провести  все занятия компактно или  растянуть на продолжительное  время, использовать рекомендованное  оборудование или заменить его  другим. Таким образом, каждый  воспитатель легко адаптирует  готовые модули к наличным  условиям своей группы.

   Продолжительность  модуля, количество включённых в  него занятий, интервал между  ними формальной регламентации  не подлежит. Эти параметры определяются  логикой построения педагогического  процесса в данной группе, спецификой  изучаемых понятий и замыслом  педагогов, возникающими жизненными  ситуациями, не имеющих отношения  к модулю.

Продолжительность модуля и  интервал между занятиями педагог  варьирует самостоятельно, с учетом конкретных условий, складывающихся в  его группе. Хорошо поняв основные цели и задачи модуля, педагог имеет  право вносить изменения и  дополнения в рекомендуемые конспекты, чтобы адаптировать их к наличным условиям, создавшимся в группе, и к уровню развития его детей. Модуль позволяет объединить так называемую предварительную работу педагога

 

Модуль не надстраивается над педагогическим процессом, а  встраивается в него. Следовательно, педагог при составлении плана  работы включает темы занятий модуля в качестве тем занятий по соответствующим  видам деятельности.

Преимущество обучения детей  на модульной основе.

1.Модульный принцип позволяет  строить педагогический процесс  на основе интеграции всех  видов деятельности.

2. Педагогический процесс  становиться более экономичным,  позволяет за небольшой отрезок  времени решать несколько дидактических  целей и задач.

3. Наличие сюжета способствует  развитию принципа обучения в  игре: играя дети не замечают, что обучаются.

4.То же фактор придаёт  деятельности детей определённую  значимость, поскольку знания становятся  необходимыми в реальной жизни.  Дети чётко видят цель обучения, и это облегчает формирования  у них целеполагания

5. Понимание значимости  своей работы и удовлетворения  от качества её конечного результата  создаёт у детей положительный  эмоциональный настрой и желание  выполнить действия лучшим способом.

6.Обучение на модульной  основе способствует формированию  оптимальных взаимоотношений между  детьми и педагогом. Это облегчает  переход от учебно - дисциплинарной  к личностно- ориентированной  модели обучения.

7. Отсутствует психологическое  давления на ребёнка. 

8. Основной акцент смещается  с сообщений знаний в готовом  виде на стимуляцию собственной  познавательной активности.

Структура модульного принципа построения занятий

Начало (завязка)

Основная часть

Завершение (заключительное итоговое занятие)

Работа по составлению  модулей занятий

Работа по составлению  модуля начинается с выбора тематики. Затем решается вопрос о сюжете модуля, ведь он служит объединяющим стержнем для всех занятий. Сюжет позволяет  сделать цель обучения понятной для  детей. Сюжет модуля служит объединяющим стержнем для всех занятий. Это может  быть долгосрочная игра, переписка  со сказочным персонажем, поиски клада, подготовка к празднику, выставке, КВН  и др

Наметив тему и разработав сюжет, мы уделяем внимание «завязке»  модуля. Удачно выбранная завязка  придает модулю целостность. Если модуль сконструирован удачно, дети охотно работают вместе с педагогом и даже не замечают, что занимаются разными видами деятельности.

Для каждого модуля нужен  привлекательный отправной момент - какое-либо событие, вызывающее интерес  дошкольников и позволяющее поставить  вопрос для исследования. Отправными моментами модуля могут стать  реальные события, происходящие данный период: яркие природные явления  и общественные события или др.

 

   Внедрение модульного  принципа не означает отказа  о программы, по которой работает  конкретный детский сад. Напротив, роль этого основополагающего  документа ещё более возрастает. Каждый педагог обязан выполнить  стандарт, предусмотренный программой, с той разницей, что работа  на модульной основе позволяет  делать это не в виде «прямого  обучения», а легко, интересно,  в виде игры.

   Занятия, включённые  в модуль,  легко вписываются  в сетку часов по каждому  виду деятельности, поэтому они  являются составной частью педагогического  процесса и не увеличивают  общую нагрузку детей. Исключения  составляют беседы, которые проводятся  в свободное время.

   Часто возникает  вопрос: сколько модулей можно  вести одновременно? Лучше один, реже -  два, в исключительном  случае – три, если они не  перекликаются по тематике и  не нарушают ритма работы группы. Попытка организовать всю работу  на основе модулей нерациональна.  Это приведёт к сокращению  свободной и трудовой деятельности  детей, к выпадению многих форм  работы, которые являются нужными  и важными.

   Модули могут стать  структурной единицей целостного  педагогического процесса только  в случае, если будет разработано  их большое количество с разными  дидактическими и воспитательными  целями и задачами. Тогда у  педагогов появится возможность  конструировать педагогический  процесс на основе оптимальной  комбинации модулей разной направленности.

Структура составления модуля.

  1. Выбор цели.
  2. Постановка задач.
  3. Планируемы методы обучения.
  4. Выбор ведущего вида деятельности.
  5. Конкретизировать основные направления воспитательного процесса.
  6. Выбор сюжета модуля.

Описание модуля:

После указания всех пунктов  структуры модуля следует завязка  сюжета (беседа педагога с детьми) и  описание занятий с указанием  целей, программных задач, материалов и оборудования, методов обучения, организации детей, а так же виды деятельности, методические рекомендации, ход самого занятия.

В конце занятия или  всего модуля можно дать дополнительный справочный материал.

Название модульного планирования связано с международным понятием «модуль», одно из значений которого функциональный узел, т.е. модульное планирование–это законченный блок информации.

В начале модуля происходит знакомство  детей с объектом через наблюдение, обследование, рассматривание, эстетическое восприятие. На данном этапе проходят экскурсии и наблюдения в природе, знакомство с образцами классического и изобразительного искусства, чтение художественной литературы и познавательного материала, игры на развитие мышления, восприятия, памяти и т. п. 
В основную часть модуля входят занятия рисованием, лепкой, аппликацией, конструированием; задания-упражнения, эстетические игры, экспериментирование с различными художественно-изобразительными материалами и т. п. 
Завершением модуля является выполнение, творческих заданий; оформление выставок, альбомов, композиций; фантазирование на предложенную тему и придумывание новых историй, организация спектаклей, театрализованных игр, праздников. 
Разработанное модульное планирование можно брать с любого возрастного этапа, т.к. общая картинка представлений формируется в течение всего года. Планирование модулей чередуется в соответствии с сезонными явлениями природы и социально-бытовым календарем, в сюжетной тематике выстраивается параллель с другими предметами образовательного цикла  «Мир профессий», «Транспорт», «Знакомые лица», «Далекие миры» и др. 
     Модульное планирование дает возможность выбора:

  • педагогу решать поставленную задачу в более удобной для него форме;
  • детям обеспечивает системность подачи материала с учетом дифференцированного подхода и резервности заданий.

В модульном планировании даны ориентиры, но их можно изменять. 
Значимое место в  работе по системе модульного планирования для достижения более высоких результатов занимают эффективные методы и приемы, и разнообразные формы организации работы с детьми.

Модульное планирование режимных моментов позволит удовлетворить потребность  дошкольников в разнообразной деятельности, активизировать их интерес к занятиям, интенсифицировать процесс развития воспитанников.

Информация о работе Анализ модульного принципа обучения в системе дошкольного образования