Анализ и диагностика уровня семейного воспитания младших школьников

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2011 в 21:04, курсовая работа

Описание работы

Исходя из сказанного цель нашей работы - теоретически и эмпирически изучить особенности семейного воспитания младших школьников.

Гипотеза – благополучная обстановка в семье учащихся первого класса обусловлена характером семейного воспитания.

Для решения данной цели мы поставили следующие задачи:

Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
Разработать и апробировать программу констатирующего исследования по заявленной теме.
Сформулировать выводы и рекомендации для педагогов.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3

ГЛАВА 1. ХАРАКТЕРИСТИКА ОСОБЕННОСТЕЙ СЕМЬИ И СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ………………………………………………….6

Семейное воспитание в трудах выдающихся педагогов………………..6
Семья, типы семьи………………………………………………………10
Типы и стили семейного воспитания…………………………………..13
Воспитательный потенциал семьи………………………………………22
ГЛАВА 2. ДИАГНОСТИКА ОСОБЕННОСТЕЙ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ………………………………………………………………….25

2.1. Констатирующее исследование…………………………………………..25

2.2. Выводы и рекомендации……………………………………………….....31

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….35

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….36

Работа содержит 1 файл

курсовая ОЛЯ.docx

— 70.76 Кб (Скачать)

     - принимать активное участие в жизни семьи;

     - всегда находить время, чтобы поговорить с ребенком;

     - интересоваться проблемами ребенка, вникать во все возникающие в его жизни сложности и помогать развивать свои умения и таланты;

     - не оказывать на ребенка никакого нажима, помогая ему тем самым самостоятельно принимать решения;

     - иметь представление о различных этапах в жизни ребенка;

     - уважать право ребенка на собственное мнение;

     - уметь сдерживать собственнические инстинкты и относиться к ребенку как к равноправному партнеру, который просто пока что обладает меньшим жизненным опытом.

 

     Заключение 

     Семейное  воспитание рассматривается как  первейшая обязанность родителей, а правильное и доброе воспитание – как священное право каждого  ребёнка. Под правильным воспитанием  понимается всестороннее развитие самодеятельности творческой личности. Такое воспитание основывается на знании возрастных и  психологических особенностей детей, что требует специальной подготовки родителей. В семьях, которые заботятся  о воспитании детей, налажен уклад  жизни, царит согласие и взаимное уважение; нравственное поведение взрослых – образец для подражания детей.  То есть  родитель должен не только воспитывать, но и в первую очередь  воспитываться сам.

     Также значение имеет тип семьи, то есть её состав, особенности быта и внутрисемейные отношения. в семейной педагогике выделяют четыре типа семейных отношений: диктат, опека, “невмешательство” и сотрудничество. Также выделяются семь стилей семейного воспитания: попустительский,  состязательный,  рассудительный,  предупредительный, контролирующий,  сочувствующий,  гармоничный.

     Семья является источником и опосредующим звеном передачи ребенку социально-исторического  опыта, и прежде всего опыта эмоциональных  и деловых взаимоотношений между  людьми. Учитывая это, можно с полным правом считать, что семья была, есть и будет важнейшим институтом воспитания, социализации ребенка.

     Исследуя  вопрос воспитания как теоретически, так и практически, можно сделать  вывод, что любая семья может  быть как благополучной, так и  неблагополучной, в зависимости  от взаимоотношений в семье. При  этом важную роль играет не только состав семьи, но и внутрисемейные отношения.

     Можно сказать, что благополучная обстановка в семье обусловлена многими факторами, а не только стилем семейного воспитания.

     СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Азаров Ю.П. Семейная педагогика. М.,2002.
  2. Арутунян Э. Педагогический потенциал семьи и проблема социального инфантилизма молодёжи. Вильнюс. 1988.
  3. Афанасьева Т.М. Семья. 2-е изд., М., 2007.
  4. Бене Е. Семейная психология и семейная терапия//Начальная школа. 1999.  №2.  С. 14-41.
  5. Глуханюк Н. С., Белова Д.Е. Психодиагностика. М., 2005.
  6. Зверева, О.Л., Ганичева, А.Н. Семейная педагогика и домашнее воспитание. М. 2002.
  7. Игошев К.Е, Минковский Г.М. Семья, дети, школа. М., 2004.
  8. Истратова О.Н. Справочник психолога начальной школы. Ростов, 2004.
  9. Ковалёв С.В. Психология семейных отношений. М.,1987.
  10. Куликова Т. А. Семейная педагогика и домашнее воспитание.  М. 2007.
  11. Матейчик З. Родители и дети. М., 1992.
  12. Немов Р.С. Психология.I том.  М., 2003.
  13. Нестерова И.Ф., Баранов А.Е. Теория и методика воспитательной работы в начальной школе. Тверь, 2004.
  14. Петровский А.В. Дети и тактика семейного воспитания. М., 2005.
  15. Райгородский  Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Самара,2007.
  16. Романова Е.С. Психодиагностика. Спб., 2006.
  17. Саляхова Л.И. Настольная книга классного руководителя. М.,2007.
  18. Семёнов Г. Изучать и просвещать// Воспитание школьников. 2002.№ 2, с.49- 53.
  19. Силяева Е.Г. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования. М., 2006.
  20. Сухомлинский В.А. Родительская педагогика. М., 2005.

21.Филонов Г.Н. Воспитание и демократия//Педагогика.№6, 2006. 

22.Фридман Л.М., Кулагина И.Ю. Психологический справочник учителя. М., 1991.

23.Шнейдер Л. Б. Основы семейной психологии. М.,2005.

24. www.Klassruk. Ucoz.ru

25. www.kommunarstvo.ru

26. www. Pedlib.ru

Информация о работе Анализ и диагностика уровня семейного воспитания младших школьников