Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2011 в 21:04, курсовая работа
Исходя из сказанного цель нашей работы - теоретически и эмпирически изучить особенности семейного воспитания младших школьников.
Гипотеза – благополучная обстановка в семье учащихся первого класса обусловлена характером семейного воспитания.
Для решения данной цели мы поставили следующие задачи:
Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
Разработать и апробировать программу констатирующего исследования по заявленной теме.
Сформулировать выводы и рекомендации для педагогов.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ХАРАКТЕРИСТИКА ОСОБЕННОСТЕЙ СЕМЬИ И СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ………………………………………………….6
Семейное воспитание в трудах выдающихся педагогов………………..6
Семья, типы семьи………………………………………………………10
Типы и стили семейного воспитания…………………………………..13
Воспитательный потенциал семьи………………………………………22
ГЛАВА 2. ДИАГНОСТИКА ОСОБЕННОСТЕЙ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ………………………………………………………………….25
2.1. Констатирующее исследование…………………………………………..25
2.2. Выводы и рекомендации……………………………………………….....31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….35
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….36
В 66% родители удовлетворены нравственно- психологической атмосферой в семье. В 33% вопрос вызвал затруднение.
В 100% семей есть общие виды деятельности, в которых родители участвуют вместе с детьми. Наибольшее предпочтение в семьях отдают совместному выполнению домашних дел(100%). Также в большинстве семей есть традиционные совместные мероприятия – это прогулки и поездки (55%), совместное чтение (55%), просмотр телепередач(33%). Следует отметить, что 66% семей родители предпочитают общение или разговоры по душам с ребёнком. 11% совместно занимаются спортом.
Но на вопрос о том, как часто родители принимают участие в каких- либо совместных видах деятельности с детьми, лишь 22% ответили, что часто и 77% - иногда. Возможно, это вызвано всеобщей рабочей занятостью родителей или их личной позицией по отношению к детям. Так 44% родителей стараются обеспечить своих детей материально всем необходимым. В этой ситуации эмоциональная связь родителей с детьми попросту уходит на второй план. В 55% семей родители готовят ребёнка к самостоятельной жизни. Так же есть и второстепенные позиции родителей 22% стараются приучить детей к труду и только 11% развивают творческие способности у ребёнка.
Общее количество времени, затрачиваемое родителями на выполнение домашних дел и воспитание детей, составляет более трёх часов.
В 44% семей ребёнок проводит свободное время в основном дома, из них 22% проводят время индивидуально и 22% с родителями или другими родственниками. В 22% посещают внешкольные образовательные учреждения, 22% своё свободное время проводят в школе, в группе продлённого дня.11% проводит свой досуг во дворе, на улице, следует отметить, что делает он это индивидуально, то есть, предоставлен себе сам.
Сделав общие выводы можно сказать, что обстановка внутрисемейных отношений в каждой семье разная.
Для определения общего стиля взаимодействия родителей с детьми была проведена тест- анкета «Какой вы родитель?» Г. Семёнова (Приложение 2).
Интерпретация результатов позволила выделить три позиции родителей:
- жестоки в своих требованиях к детям, не дают возможности решать что-либо самостоятельно –33% родителей;
- неустойчивы в своей позиции. Порой слишком требовательны к детям, порой много позволяют – 55% родителей;
-
разумно воспитывают своих
Для
определения стиля
Результаты методики « Диагностика родительского отношения»
Тип отношения
Ф.И.О. |
Принятие-
отвержение |
Кооперация | Симбиоз | Авторитарная гиперсоциализация | Маленький неудачник |
Андреева С. А. | 53% | 100% | 84% | ||
Бондаренко А.В. | 92% | 95% | 99% | ||
Грибанова А. В. | 31% | 92% | 96% | ||
Косякова Н.А. | 53% | 83% | 93% | ||
Левшакова О. С. | 31% | 57% | |||
Михайлова И. Е. | 53% | 92% | 100% | 84% | |
Петрова А. М. | 98% | 92% | 95% | 100% | |
Рябцева А.О. | 88% | 95% | 70% | ||
Яковлева Л.С. | 53% | 86% |
Из
результатов, представленных в таблице
можно сделать следующие
Принятие. По этому показателю, можно сказать, что ребенок нравится родителям таким, какой он есть. Они уважают индивидуальность ребенка, симпатизируют ему. Стремится проводить с ним много времени, одобряют его интересы и планы. Такой тип отношений проявляется у 33%.
Отвержение. Скорее всего, родители считают своего ребенка неприспособленным, неудачливым. Им кажется, что ребенок не добьется успеха в жизни из-за низких способностей, небольшого ума, дурных наклонностей. Часто испытывают к ребенку злость, досаду, раздражение, обиду. Этот тип отношений проявляется у 66% родителей.
Симбиоз. По этому показателю можно считать, что родители стремятся к симбиотическим отношениям с ребенком. Это означает, что они ощущают себя с ребенком единым целым, стремятся удовлетворить все его потребности, оградить от трудностей и неприятностей жизни. Постоянно ощущают тревогу за ребенка. Он кажется им маленьким и беззащитным. По своей воле родители никогда не позволят ему проявлять самостоятельность. Этот тип отношения проявляется у 55% родителей.
Авторитарная гиперсоциализация. По этому показателю в отношении к ребенку просматривается авторитаризм. Авторитарные родители обычно требуют от ребенка безоговорочного послушания и дисциплины. Они не в состоянии разделить точку зрения ребенка, стараются во всем навязать ему свою волю. За проявления своеволия сурово наказывают. Пристально следят за социальными достижениями ребенка, требуют от него постоянного успеха в этой сфере. Такие родители хорошо знают своего ребенка, его привычки, мысли и чувства. Этот тип отношения проявляется у 66% родителей.
«Маленький неудачник». По этому показателю в родительском отношении, скорее всего, преобладает стремление приписать ребенку личную и социальную несостоятельность, представить его инфантильным, более младшим по сравнению с реальным возрастом. Интересы, увлечения, мысли и чувства ребенка кажутся детскими, несерьезными. Ребенок воспринимается неприспособленным, открытым для дурных влияний. Такие родители не доверяют своему ребенку, досадуют на его неумелость. В связи с этим стараются оградить ребенка от трудностей жизни и строго контролировать его действия. Этот тип отношений проявляется у 77% родителей.
Следует отметить, что приведенные описания касаются крайних случаев. Чаще всего можно обнаружить у родителей только склонность вести себя тем или иным образом, например, контролировать ребенка, считать его неуспешным или глупым. Но и этого уже достаточно для того, чтобы определить характер семейного воспитания.
Таким
образом, при анализе результатов анкетирования
и тестирования поставленная нами гипотеза
не подтвердилась.
2.2 Выводы и рекомендации
Предположение о том, что благополучная обстановка в семье обусловлена характером семейного воспитания оказалась не верной.
Рассмотрим особенности семейных отношений в трёх разных по типологии семьях.
Семья Левшаковых.
Неполная,
материнская семья. Один ребёнок
– девочка. В семье нет лидера,
что говорит об отсутствии межличностной
дистанции в общении, которая
необходима в любом взаимодействии
между людьми. Нравственно- психологической
атмосферой в семье мать довольна,
предпочитает создавать условия
для возможности повышения
Семья Михайловых.
Нуклеарная семья – полная трёхпоколенная ( совместно проживает бабашка). В семье один ребёнок – девочка. В семье отсутствует лидер. Нравственно- психологическая обстановка удовлетворительная. Предпочитают равнозначное распределение обязанностей между мужем и женой. Есть общие виды деятельности , которые родители выполняют вместе с ребёнком – это просмотр телепередач и общение ( разговоры по душам). Но происходит это редко. Скорее всего, это связано с тем, что воспитанием ребёнка в семье занимается бабушка. Всё свободное время ребёнок проводит с ней, дома. В то время как родители стараются обеспечить своего ребёнка материально всем необходимым. Время, затрачиваемое на домашние дела и воспитание ребёнка, в общем, около часа. Что недостаточно для полноценного взаимодействия родителей и ребёнка. Родители постоянно заняты либо работой, либо собой. У родителей выявилась неустойчивая позиция по отношению к ребёнку, неразвитость родительских чувств, по типу отношения – отвержение, симбиотическое отношение, авторитарная гиперсоциализация и « маленький неудачник». Здесь можно выделить два типа семейного воспитания, которые чередуются в зависимости от настроения родителей это – диктат и «невмешательство». Преобладает, скорее всего, попустительский стиль семейного воспитания. За своей занятостью родители не видят потребности ребёнка в полноценном общении с ними, не зависящем от их настроения.
Семья Рябцевых.
Семья полная двухпоколенная, воспитывают двух детей – мальчиков. В семье есть лидер, которым является отец. Типичная нуклеарная семья. Можно отметить, что мать в семье выполняет роль домохозяйки, из этого следует, что у нее больше возможностей для взаимодействия с детьми. Также Рябцева А.О. является членом родительского комитета. В семье удовлетворены нравственно- психологической атмосферой, предпочитают распределение обязанностей между всеми членами семьи. Родители часто принимают участие в совместных видах деятельности с детьми. Это выполнение домашних обязанностей, совместные прогулки и поездки, чтение книг. Поведение детей оценивается, как достаточно хорошее. Свободное время дети проводят во внешкольных учреждениях в группе товарищей и других взрослых. Что говорит о более широком развитии детей как в интеллектуальной сфере, так и в сфере межличностного общения. Родители готовят детей к самостоятельной жизни. Общее время затрачиваемое на воспитание детей более 5 часов, родители понимают ,что процесс семейного воспитания не может быть регламентирован временем, этот процесс длителен и постоянен. В целом можно сказать, что обстановка в семье вполне благополучна. Родители проявляют такие отношения, как принятие, авторитарная гиперсоциализация, « маленький неудачник». Они уделяют много времени, сил и внимания воспитанию детей. Одновременно с этим родители слишком требовательны к выполнению обязанностей. Возможно, это связано со стремлением дать своему ребёнку всё необходимое. В этой семье просматривается такой тип взаимоотношений как сотрудничество и состязательный стиль семейного воспитания. Родители постоянно ищут в ребёнке выдающиеся способности, дают возможность попробовать себя в разных направлениях.
Таким
образом, индивидуально проанализировав
данные семьи мы видим, что благополучная
обстановка в семье может быть как в полной
семье, так и не полной. Отметим, что в семье
Михайловых не зависимо от того, что она
полная, трёхпоколенная, родители заинтересованы
в полном обеспечении ребёнка, прослеживается
неблагополучная обстановка, которая
выражается в том, что воспитанием ребёнка
занимается бабушка. Так же семья Левшаковых,
в которой ребёнка воспитывает одна мать,
прослеживается благополучная обстановка,
независимо от постоянной рабочей занятости
матери, она стремится к всестороннему
развитию ребёнка, уделяет ему всё свободное
от работы время .
На основании полученных
Информация о работе Анализ и диагностика уровня семейного воспитания младших школьников