Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2011 в 17:59, контрольная работа
В нравственном воспитании значительную роль играет прочность эмоционального фундамента, возникающего в ситуациях с моральным смыслом (сопереживание, стыд, чувство собственного достоинства, гордости), которые рассматривали А. В. Запорожец, А. Ю. Кошелева, Я. 3. Неверович как психологический механизм, при помощи которого личность начинает воспринимать требования общества как свои собственные.
Введение…………………………………………………………………………………………3
2.Определения понятий «нравственное воспитание», «мораль, «этика», «нравственность»…………………………………………………………………………...........4
3.Содержание нравственного воспитания. Особенности понятия «общечеловеческие ценности». Современный подход к содержанию нравственного воспитания……………….4
4.Приоритетные средства и методы нравственного воспитания дошкольников………………7
5.Мини – система воспитания нравственного качества (формирование этических представлений, чувств, нравственных норм, привычек, нравственного поведения). Обоснование необходимых методов и средств…………………………………………………8
6. Литература………………………………………………………………………………………...19
Опрос родителей показал, что родители заинтересованы в формировании у детей трудолюбия и навыков культурного общения. Также значительная часть родителей считает, что на занятиях в кружках и объединениях в большей мере, чем в семье, воспитывается самостоятельность, ответственность.
Работа с семьёй осуществляется с целью создания условий для активного включения родителей в процесс развития ребёнка.
Основными задачами работы с родителями являются:
1. формирование
активной педагогической
2. вооружение
родителей педагогическими
3. формирование
опыта гуманных эмоционально-
Содержанием работы с родителями является:
Вовлечение родителей в совместную с детьми деятельность (презентации творческих достижений родителей, выставка творческих достижений родителей, семейные праздники, коллективные творческие дела).
В «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года», говорится о том, что результатом деятельности должна стать не система знаний, умений, навыков, а набор ключевых компетенций в коммуникативной, информационной, интеллектуальной и прочих сферах. Именно на решение этих задач и направлена образовательная деятельность Центра внешкольной работы «Факел». Педагоги Центра применяют для этого различные методы, приёмы, средства.
Для меня, педагога-организатора, такими средсвтами стали: собственная деятельность детей и окружающая их обстановка, через активное участие воспитанников в праздничных и конкурсных программах, коллективных сюжетно-ролевых играх, которое помогает мне решать важные педагогические задачи методом организации практического опыта общественного поведения (метод приучения, показ действия, пример взрослых или других детей, метод организации деятельности);
Коллективный характер деятельности способствует становлению у дошкольников освоению способов социально ориентированного взаимодействия со взрослыми и сверстниками, приводит к осознанию ценности общения и сотрудничества, способствует развитию личности.
Дети дошкольного возраста, в том числе и неорганизованные, у которых отсутствуют элементарные навыки присущие их возрасту, обучаются в объединениях: «Сувенирчик» (тестопластика), «Марья-искусница» (бисероплетение), «Мастерская юного художника», «Ветерок» (вокальный ансамбль), «Солнечные лучики», в этом объединении все дети - неорганизованные из неблагополучных и малообеспеченных семей (театрализованная деятельность).
Культурно-досуговая деятельность для воспитанников Центра является неотъемлемой частью образовательного процесса. Дети, в том числе и неорганизованные, осваивают знания в увлекательной игровой форме, получают опыт общения друг с другом в совместной творческой деятельности, которая является сферой активного обогащения личности и предоставляет свободный выбор разнообразных общественно значимых ролей и положений, обеспечивает деятельностью, развивающей неограниченные возможности подрастающего поколения, их таланты в наиболее целесообразном применении.
На это направлена, моя составительская разноуровневая программа «Праздничный калейдоскоп», которая рассчитана на 3 года реализации (2009-2012гг.). Данная программа составлена на основе программы рекомендованной Министерством образования.
В процессе выполнения программы большое внимание уделяется реализации основным составляющим НРК ГОС РФ на различных уровнях. Таким как: художественная культура, культура здоровья и охрана жизнедеятельности, информационная культура.
Программа осуществляется в виде организации массового содержательного досуга, с применением элементов игровых и информационных технологий.
Цель: социализация детей и подростков через вовлечение в содержательную досуговую деятельность, привитие воспитанникам общечеловеческих ценностей.
Задачи:
Организация массового досуга основывается на социальном заказе и осуществляется через следующие формы работы:
Программа «Праздничный калейдоскоп» осуществляется с применением игровых элементов, а ведущая деятельность дошкольников – игра.
В развитии игры выделяются 2 основные фазы или стадии. Для первой стадии (3-5 лет) характерно воспроизведение логики реальных действий людей; содержанием игры являются предметные действия. На второй стадии (5-7 лет) моделируются реальные отношения между людьми, и содержанием игры становятся социальные отношения, общественный смысл деятельности взрослого человека.
Роль игры в развитии дошкольника:
Таким образом, изучив и проанализировав средства и методы нравственного воспитания, с учётом ведущего вида деятельности дошкольников, приоритетным средством, в культурно-досуговой деятельности воспитанников, является собственная деятельность детей и окружающая их обстановка, в которой формируются сложные виды деятельности - игра, общение со сверстниками и взрослыми, простейшие трудовые действия и закладывается общий фундамент познавательных способностей. Следовательно, приоритетным методом является организация практического опыта общественного поведения (метод приучения, показ действия, пример взрослых или других детей, метод организации деятельности).
На основании изученного материала по данной теме, исходя из содержания образовательной программы учреждения дополнительного образования ЦВР «Факел» в соответствии с требованиями Министерства образования РФ и моей программы по организации культурно-досуговой деятельности (с учётом возрастных особенностей и социального положения семей), мною разработана мини-система воспитания нравственных качеств.
Календарный план мероприятий,
направленных
на воспитание нравственных
качеств у организованных
и неорганизованных
детей старшего дошкольного
возраста
№ п/п | Название мероприятия | Целевые установки | Поручения
для
воспитанников старших дошк. |
Взаимодействие
с воспит-ми школьниками из других объединений | |||||
СЕНТЯБРЬ | |||||||||
1. | «День
открытых дверей» |
Установление доброжелательных отношений между детьми, родителями, педагогами. Формирование интереса к педагогическим профессиям. | Изготовление
сувениров для оформления
выставок в кабинетах и в витрине |
Изготовление и
помощь педагогам в оформлении выставок
в кабинетах и в витрине, подбор материала
для оформления тематических стендов | |||||
2. | Познаватель-
ная игра «Буратино идёт в школу» |
Привитие правил поведения в школе и повседневной жизни. | Рисунки
на тему: «Первый раз - в
первый класс» |
Оформление
выставки
детских рисунков:«Первый раз – в первый класс». В роли Буратино и Мальвины воспитанницы из «Клуба вожатых» | |||||
ОКТЯБРЬ | |||||||||
3. | Конкурсно-познавательная
программа
«В гостях у Осени» (Сценарий программы – Приложение №1) |
Привитие
знаний о
природе Урала, интереса к родному краю. Воспитание навыков взаимодействия в коллективе,
доброжелательного отношения к другу. |
Объединение
«Солнечные лучики» -разучи-вание сценки
«Спор овощей»
«Мастерская юного художни-ка»- рисунки по теме. Ансамбль «Вете- рок»- разучивание стихов об осени. |
Изучение литературы
на тему: «Приметы осени», «Осенние пословицы»,
«Осенние загадки».
«Клуб вожатых»помощь в оформлении зала и подготовке
реквизита. Исполнение роли «ЮНКОРы» -помощь в оформлении выставки рисунков. | |||||
4. | Познавательная
программа
«К нам приехал Айболит!» |
Формирование
здорового образа жизни, воспитание культурно- гигиенических навыков. |
Изготовление
масок - ободков африканских животных.(Воспи тание навыков ручного труда) |
В роли Айболита
воспитанница из объединения «Клуб
вожатых».
«ЮНКОРы» - рассказ об культурно- гигиенических правилами в стиле «Рэп» | |||||
НОЯБРЬ | |||||||||
5. | Концертная
программа
«Всё, чем живём, начинается с мамы», посвящённая празднику «День матери» (Сценарий программы – Приложение №2) |
Формирование
умения выражать
чувства благодарности и проявления любви к родным и близким. Воспитание качества сопереживания и бережного отношения. |
Изготовление
подарков,
разучивание стихотворений по теме. Исполнение песен – ансамбль «Ветерок». Объединение «Солнечные лучики» -разучивание стихотворений. |
Объединение «Клуб
друзей хорошего настроения» -разучивание
сценки «Три мамы» и «Взрослая дочь»
«Клуб вожатых»-исполнение танца. «ЮНКОРы»-исполнение песен под фонограммы. «Клуб авторской песни»- исполнение песен под гитару. «Малютка-Кутюрье»-пошив и демонстрация коллекции . | |||||
ДЕКАБРЬ | |||||||||
6. |
Познавательная программа
«Я – гражданин
России».
Конкурс рисунков, на тему «Россия- глазами детей». |
Воспитание
гражданских и патриотических чувств к Родине. |
Рисунки на тему «Россия- глазами детей». | «Краеведы»-
рассказ о Российском флаге, гербе,
гимне, в сопровождении слайд-фильма.
Все желающие: рисунки на тему «Россия- глазами детей» «ЮНКОРы» -помощь в оформлении выставки рисунков. | |||||
7. | Праздничная программа «Новогодние забавы» | Воспитание
гостеприимства, доброжелательного отношения к людям. Осознание отношения к русской новогодней традиции. |
Изготовление
новогодних украшений и ёлочных игрушек
(восп-ие интереса к ручному труду)
«Солнечные лучики»-постанов-ка сценки «Новогодние забавы в лесной семье Потаповых» Ансамбль«Ветерок»- исполнение песни по теме. |
«ЮНКОРы»-рассказ
об истории новогоднего праздника и традициях.
В роли Снегурочки
воспитанница из «Клуба вожатых», «Занимательный английский»-подготовка игр. «Малютка - Кутюрье»-пошив необходимых костюмов. «Сувенирчик»-изготовление масок способом папье-маше. «Мастерская юного художни ка»-рисование по теме для оформления актового зала «Клуб авторской песни» - исполнение песни по теме. «Клуб друзей хорошего настроения»-постановка танца «Новогодние забавы» | |||||
ЯНВАРЬ | |||||||||
8. | Литературная викторина «Сказочными тропами» | Приобщение
детей к родной культуре, ознакомление
с литературными произведениями, воспитание
доброжелательности, отзывчивости, терпению,
трудолюбию на примере
сказочных героев. |
Поинтересоваться
у старших об отличительных особенностях
сказок народных и придуманных авторами. Ансамбль «Ветерок» -исполнение песни «Гномики» |
В роли ведущих-
сказочных героев – воспитанники из объединения «Клуб вожатых». Воспитанники из объединения «Клуб авторской песни» -музыкальное сопровождение для песни «Гномики» | |||||
9. | Познавательная программа «Дом в котором мы живём» | Воспитание
гражданских и
патриотических чувств к малой Родине. |
Разучивание
своего адреса.
Поинтересоваться у старших об возникновении названий улиц |
«Краеведы»-
рассказ об истории
посёлка в сопровождении слайд-фильма | |||||
ФЕВРАЛЬ | |||||||||
10. | Конкурсно
–
игровая Программа «Счастливы вместе». |
Привитие правил организованной деятельности, формирующей товарищеские взаимоотношения. | ------------- |
------------------- | |||||
11. | Конкурсно
–
игровая программа «Аты – Баты...», посвящённая празднику «День защитника Отечества» |
Воспитание чувства гражданственности, патриотизма, уважения к защитникам Отечества. | Выучить
стихотворения по теме. Отразить рода
войск через изготовленную форму.
Изготовление сувениров для пап и дедов. |
Изготовление
сувениров
для пап
и дедов. | |||||
МАРТ | |||||||||
12. | Концертная
программа, посвящённая
празднику 8 Марта: «День мимозы» (Сценарий программы – Приложение №3) |
Формирование умения выражать чувства благодарности и уважения, проявления любви к родным и близким. Развивать стремление сделать своими руками подарок. | Изготовление
подарков,
разучивание стихотворений и песен. |
«Клуб авторской
песни» - исполнение колыбельной.
Воспитанница из объединения «Клуб друзей хорошего настроения»-разучивание стихотворения «Маме» | |||||
13. | Оформление
стенда
«8 Марта-день чудесный» |
Воспитание интереса к коллективному делу и ручному труду. | Изготовление
цветов из цветной бумаги. |
«ЮНКОРы»-подбор
материала по теме для оформления стенда. | |||||
14. | Музыкально
–
игровая программа «Весеннее настроение» (для детей, родителей и жителей м/р-на) |
Воспитание
доброжелательного,
уважительного и заботливого отношения к окружающим и старшим. |
Разучивание
стихотворений о весне, добре,
дружбе. |
«ЮНКОРы»-печать
объявлений Развешивание объявлений на
подъезды домов м\р-на
Все объединения: подготовка и разучивание творческих номеров. | |||||
АПРЕЛЬ | |||||||||
15. | Познавательная
программа
«Мост культур: пасха-католическая, пасха-православная» |
Ознакомление
детей с традициями праздника
разных культур.
Воспитание уважительного отношения к людям разных культур и их традициям. |
Поинтересоваться
у членов семьи
особенностями пасхальной кухни |
«Клуб авторской
песни» - исполнение песни «Пасхальный
барашек»
«Занимательный английский»- подготовить сценку «Пасха в австрийской семье» | |||||
Организация
выставки «Пасхальное яйцо» |
Воспитание
интереса к
народным традициям, ручному труду. |
«Сувенирчик»-
роспись яйца. «Марья-искусница» - украшение с помощью элементов бисероплетения. |
Все желающие воспитанники
из объединений – участие в выставке. | ||||||
16. | Конкурсно-игровая программа по ОБЖ | Воспитание
безопасного поведения в быту. |
Узнать у
членов семьи номера экстренных
вызовов. |
«Клуб друзей хорошего
настроения», «Клуб вожатых»-
выступления в форме агитбригад. | |||||
МАЙ | |||||||||
17. | Познавательная
программа, посвящённая празднику «День Победы» |
Воспитание чувства патриотизма, гордости, уважения к ветеранам и труженикам тыла. | Изготовление
сувениров для ветеранов. Разучивание
стихотворений по теме.
Ансамбль «Ветерок»- исполнение песни «Алёшка». |
«Краеведы»-
рассказ о подвигах и жизни людей в
годы ВОВ, а также жителей посёлка в сопровождении
слайд-
фильма. «Клуб авторской песни»- исполнение песни «Родина». «ЮНКОРы»- чтение стихотворений собственного сочинения по теме. | |||||
18. | Экологическая
игра «Я и природа» |
Воспитание
экологического сознания. Формирование
понятия
о хороших и неблагополучных условиях жизни живых существ в зависимости от отношения людей к природе. |
Совместно
с родителями
изготовить и повесить кормушки для птиц у своих подъездов. |
Воспитанники
из
Объединений: «Краеведы», «Клуб друзей хорошего настроения», «Клуб вожатых», «Малютка – Кутюрье», «Клуб авторской песни», «ЮНКОРы» - подготовка заданий, загадок, вопросов и т.д. по станциям; а также разучивают роли лесных жителей и обыгрывают их в творческой форме на своих станциях. |
Вывод:
1. Данная мини-система воспитания нравственных качеств у воспитанников образовательного учреждения дополнительного образования ЦВР «Факел» через организацию культурно-досуговой деятельности, с элементами познавательных, конкурсных и театрализованых игр - включает в себя взаимодействие на четырёх уровнях: дети - родители, педагоги -родители, дети дошкольного возраста - дети и подростки учащиеся ОУ, дети-родители-педагоги. Такое взаимодействие является закладыванием общего фундамента нравственного воспитания. Большим значением предложенной системы является обучение неорганизованных детей.
Дети, посещающие дошкольное учреждение очень сильно отличаются от неорганизованных детей. Организованные дети овладевают необходимыми знаниями, умениями навыками в соответствии с их возрастом, кто-то в большей степени, кто-то в меньшей, в зависимости от наследственных факторов и влияния социальной среды. Неорганизованные дети отстают в развитии, для них практически не существует правил и норм поведения, в последствии такие дети испытывают трудности в общении и обучении в школьный период. Дошкольный возраст – важный этап развития личности. Коллективное выполнение поручений (разучивание стихотворений и песен, изготовление сувениров, постановка сценок) – особенно благотворно влияют на воспитание нравственных качеств у неорганизованных детей.
2. Мини-система разработана на основании положения отечественной психологии о том, что игра является ведущим видом деятельности ребенка дошкольника, и именно в ней заложены резервы, позволяющие ненасильственно осуществить адекватное развитие нравственной сферы ребенка, освоить нравственную ценность норм, правил поведения, развить нравственное сознание, значительно расширить опыт поведения, отражающий отношение к окружающим людям. В развитии игры выделяются 2 основные фазы или стадии. Для первой стадии (3-5 лет) характерно воспроизведение логики реальных действий людей; содержанием игры являются предметные действия. На второй стадии (5-7 лет) моделируются реальные отношения между людьми, и содержанием игры становятся социальные отношения, общественный смысл деятельности взрослого человека.
3. Основной путь влияния взрослых на нравственное воспитание – организация усвоения моральных норм. Эти нормы усваиваются ребенком под влиянием образцов и правил поведения. Образцами поведения для детей служат, прежде всего, сами взрослые – их поступки, взаимоотношения. Ребенок склонен им подражать, перенимать их манеры, заимствовать у них оценку людей, событий, вещей. Однако, дело не ограничивается близкими людьми. Ребенок дошкольного возраста знакомится с жизнью взрослых многими путями – наблюдая их труд, слушая рассказы, стихи, сказки. В качестве образца для него выступают поведение тех людей, которые вызывают любовь, уважение и одобрение окружающих. Взрослые обучают ребенка правилам поведения, и эти правила усложняются на протяжении дошкольного детства. Также именно взрослые организуют повседневное поведение детей и обеспечивают упражнение в положительных поступках. Предъявляя детям требования и оценивая их поступки, взрослые добиваются от детей выполнения правил. Постепенно и сами дети начинают оценивать свои поступки, исходя из представлений о том, какого поведения ждут от них окружающие.
Информация о работе Актуальные проблемы нравственного воспитания детей дошкольного возраста