Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 23:48, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является анализ эффективности профилактики девиантного поведения средствами акмеологических технологий.
Эмпирический объект исследования: подростки в возрасте 15-17 лет, обучающиеся в школе № 20 г. Архангельска.
Теоретический объект исследования: предупреждение девиантных форм поведения молодежи средствами акмеологических технологий.
Введение…………………………………………………………………. 1
Теоретический анализ с обоснованием проблемы
Девиации в молодежной среде
Личностные особенности девиантных подростков
Традиционные направления профилактики девиантного поведения подростков
Акмеологические технологии как инновационный способ работы с девиантными подростками
Выводы по теоретической части…………………………………………...
Все
профилактические мероприятие девиантного
поведения подростков должны проводиться
совокупно в комплексе, чтобы
достичь максимально
Классификация
субъектов профилактики девиантного
поведения среди
К специализированным субъектам относятся участники профилактической деятельности, для которых задачи предупреждения правонарушений являются основными или профилирующими: ОВД; органы по делам молодежи; органы управления социальной защитой населения и другие . [3]
Под неспециализированными субъектами профилактики понимаются органы и должностные лица, которые выполняют задачи по предупреждению правонарушений попутно с обеспечением своих основных функций, носящих более общий характер. Как отмечал А.И. Алексеев, для таких органов борьба с преступностью и правонарушениями не является единственной профилирующей и даже одной из основных задач, но в силу социальной природы преступности они в состоянии решать задачи упреждающего противодействия социально-негативным явлениям [3].
К неспециализированным субъектам профилактики относятся органы законодательной и исполнительной власти, органы местного самоуправления, органы государственного контроля (например, Госстандарта, Госторгинспекции), общественные формирования, в том числе политические партии, фонды, движения, религиозные конфессии, благотворительные организации и так далее. [2] Выше перечисленные органы так или иначе принимают определенное участие в работе с девиантными подростками.
Федеральный
закон от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ
"ОБ ОСНОВАХ СИСТЕМЫ ПРОФИЛАКТИКИ
БЕЗНАДЗОРНОСТИ И ПРАВОНАРУШЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ"
в главе второй определяет конкретные
основные субъекты и направления деятельности
системы профилактики безнадзорности
и правонарушений несовершеннолетних.
Таблица 2
орган | функции |
Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав | 1)осуществление
мер по защите и 2)помощь несовершеннолетним, оказавшимся в ТЖС; |
Органы управления социальной защитой населения и учреждения социального обслуживания | 1) осуществляют меры
по профилактике 2) предоставляют
социальные услуги 3) посещать несовершеннолетних, проводить беседы с ними, их родителями или иными законными представителями и иными лицами. |
Специализированные
учреждения для несовершеннолетних,
нуждающихся в социальной реабилитации:
1)социально-реабилитационные
центры для несовершеннолетних,
осуществляющие профилактику 2)приюты для несовершеннолетних; 3)центры временного пребывания несовершеннолетних. |
1) принимают участие
в выявлении и устранении 2) оказывают социальную, психологическую и иную помощь несовершеннолетним, их родителям или иным законным представителям в ликвидации ТЖС; 3) содействуют
органам опеки и |
Специальные учебно-воспитательные учреждения открытого и закрытого типа органов управления образованием: виды образовательных учреждений открытого типа для несовершеннолетних, нуждающихся в особых условиях воспитания. | принимают для содержания, воспитания и обучения лиц в возрасте от восьми до восемнадцати лет, требующих специального педагогического подхода, на основании постановления комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав,. |
Органы управления образованием и образовательные учреждения | 1)осуществляют меры
по развитию сети специальных учебно-воспитательных
учреждений для детей-сирот;
2)разрабатывают и внедряют в практику работы образовательных учреждений программы и методики, направленные на формирование законопослушного поведения несовершеннолетних; 3) выявляют
несовершеннолетних и семьи, |
Органы опеки и попечительства | участвуют в пределах своей компетенции в проведении индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними, если они являются сиротами либо остались без попечения родителей или иных законных представителей, а также осуществляют меры по защите личных и имущественных прав несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства. |
Органы по делам молодежи и учреждения органов по делам молодежи | 1)участвуют в
разработке и реализации 2) оказывают
содействие социальным |
Органы управления здравоохранением и учреждения здравоохранения | 1)круглосуточный прием
несовершеннолетних, находящихся в состоянии
алкогольного или наркотического опьянения,
для оказания им медицинской помощи при
наличии показаний медицинского характера;
2)оказание
специализированной 3) выявление,
учет, обследование при наличии
показаний медицинского |
Органы службы занятости | участвуют в профессиональной ориентации несовершеннолетних, а также содействуют трудовому устройству несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства. |
Органы внутренних дел | осуществляют деятельность по предупреждению правонарушений несовершеннолетних. |
ОДН | прфилактика нарушений среди несовершеннолетних; выявление несовершеннолетних имеющих девиации; работа строится не только с несовершеннолетними, но и сих родителями, либо с законными представителями. |
Центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей | обеспечивают круглосуточный прием и временное содержание несовершеннолетних правонарушителей в целях защиты их жизни, здоровья и предупреждения повторных правонарушений. |
Подразделения криминальной милиции органов внутренних дел | выявляют, предупреждают, пресекают и раскрывают преступления несовершеннолетних, а также устанавливают лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших; |
Настоящий
Федеральный закон в
Что касается форм с девиантными подростками, то стоит учесть тот аспект, что в подростковом возрасте, начиная с 11 лет, взрослые утрачивают свое влияние на ребенка, и все большую значимость приобретает общение со сверстниками, причем, чем ниже социальный статус подростка, тем меньше его влияние на группу, а значит больше действий, с которыми он не согласен и совершает ради групповой нормы. Поэтому формы работы с девиантными подростками конструктивнее строить на групповой работе по средствам следующих направлений:
В отличии от подростков, у старшеклассников в возрасте от 15-17 лет в меньшей степени выражена эмоциональная зависимость от группы сверстников и на первый план выдвигаются формы поведения, выражающие индивидуальность. Поэтому в этом возрасте приоритет в выборе форм работы с девиантными подростками склоняется к индивидуальной работе:
1)
Проведение индивидуальных
2) Социальное обучение личности, включающее формирование представлений о риске связанном с той или иной девиацией. С помощью упражнений, тренингов ребенок усваивает нормы социально-положительного поведения. Ребенку необходимо научиться и освоить новые для него роли, что возможно путем поручения ребенку интересных для него функций внутри семьи и в школьном коллективе.
[Рудакова Ситникова Фальчевская 62-65]
На сегодняшний день проблема подросткового девиантного поведения является довольно актуальной и реальной, поэтому в практике существует довольно много органов и учреждений, которые занимаются профилактикой девиантного поведения несовершеннолетних на всех уровнях власти. И в заключении стоит еще раз подчеркнуть, что девиантное поведение несовершеннолетних – комплексная проблема. Ее решение может дать положительный результат только при условии, что все субъекты социально-педагогической деятельности объединят свои усилия, не будут стремиться решать вопросы, в которых они не компетентны, а подскажут подростку, где и кто его может проконсультировать по интересующему его вопросу.