Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 23:48, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является анализ эффективности профилактики девиантного поведения средствами акмеологических технологий.
Эмпирический объект исследования: подростки в возрасте 15-17 лет, обучающиеся в школе № 20 г. Архангельска.
Теоретический объект исследования: предупреждение девиантных форм поведения молодежи средствами акмеологических технологий.
Введение…………………………………………………………………. 1
Теоретический анализ с обоснованием проблемы
Девиации в молодежной среде
Личностные особенности девиантных подростков
Традиционные направления профилактики девиантного поведения подростков
Акмеологические технологии как инновационный способ работы с девиантными подростками
Выводы по теоретической части…………………………………………...
Сегодня, как показывает практика, наиболее резкие формы девиации среди подростков, например, хулиганство, кражи, драки, встречаются в период старшего подросткового возраста, то есть 13 – 15 лет. Он является наполненным новообразованиями и кризисами, ребенок в этот период становится более уязвимым.
В подростковом возрасте, в период полового созревания, поведение в значительной степени определяется характерными для этого периодами жизни реакциями эмансипации, группирования со сверстниками, увлечения (хобби), а также формирующимся сексуальным влечением. [Шнейдер 67] Именно эти реакции могут оказаться факторами, способствующими развитию некоторых видов девиаций. Остановимся более подробно на поведенческих реакциях пубертатного периода.
Реакция
эмансипации проявляется в
Реакция эмансипации может проявляться в двух случаях, когда реакция направлена на конкретных взрослых людей, и когда на взрослое поколение в целом. При последнем подростки объединяются с группой единомышленников и такое поведение может нанести вред обществу, то есть является антисоциальным, что может достигнуть уровня молодежного бунта.
Одной из проявлений реакции эмансипации служит особая форма поведения – «отравление свободой». При «отравлении свободой» поведение подростка становится противоположным тому, что от него требовалось раньше. В частности привлекает именно то, что не дозволялось ранее. [Шнейдер 68]
Следовательно «отравление свободой» может способствовать аддиктивному поведению с целью поиска чего-то нового и стремлением испытать то, что еще не пробовал (например, действие на организм психотропных веществ).
Реакция увлечения (хобби) препятствует аддиктивному поведению, при чем проявление стойких интересов и увлечений способствует резкому сокращению приема спиртных напитков в подростковом возрасте. [Шнейдер 68]
Существуют некоторые виды хобби, которые обладают особой противодействующей силой и препятствуют приему психотропных веществ. Например, увлечение литературой, музыкой, живописью. Данные увлечения получили название интеллектуально-эстетические хобби. Еще один вид – это телесно-мануальные хобби (стремление развивать силу, ловкость), безусловно, они препятствуют аддиктивному поведению, однако спортивные увлечения могут подтолкнуть подростка к злоупотреблению допингов в виде стероидов или стимуляторов, чтобы добиться максимальных результатов. Единственное исключение составляет особый вид хобби, названный информационно-коммуникативным. [Шнейдер 69] Подростки все время отдают бездумному общению в социальных сетях, ICQ, форумах, передаче ненужной и не требующей особой интеллектуальной направленности информации. Отсюда следует тяготение к асоциальному времяпрепровождению и таким же компаниям сверстников.
Реакция имитации – это стремление подростка манеру поведения, общения, вкусы, и пристрастия людей, к которым он испытывает положительные чувства от уважения до слепого почитания и обожания кумира. [Шнейдер 69] В качестве объекта могут выступать звезды шоу-бизнесса, кино, либо лидеры своей подростковой среды, пользующиеся уважением и авторитетом.
В
мечтах подростки как бы проектируют
свою будущую жизнь и деятельность.
В мечте воплощается идеал, к которому
они стремятся. Однако многочисленные
исследования показали, что моральные
понятия и убеждения подростка, формирующиеся
стихийно, под влиянием неверно понятых
фактов, книг, кинокартин, самостоятельного
анализа поведения взрослых могут быть
ошибочными и незрелыми. Подросток
в этих случаях может заблуждаться, иногда
следовать чуждым нам по духу моральным
принципам и установкам. Например,
весьма распространенная в подростковом
возрасте положительная оценка упрямства
связана с неправильным представлением
о принципиальности, независимости и самостоятельности
- качествах очень ценимых подростками.
[http://www.cross-kpk.ru/ims/
Реакция, обусловленные формирующимся сексуальным влечением, в определенной мере могут влиять на выбор психоактивных веществ и даже способствовать злоупотреблению ими. Препараты, получаемые из эфедрина и эфедриносодержащих смесей, обладают свойствами сильного сексуального допинга и могут использоваться подростками, ведущими половую жизнь. В подростковом возрасте бытует мнение, что курение препаратов конопли способствует повышению потенции и делает сексуальные ощущения особо острыми и привлекательными.
Реакция
группирования со
сверстниками. Джеймс Катц (James Katz), профессор
университета Рутгерс считает: «Главная
проблема для подростка — принадлежность
к группе и обозначение границ этой группы.
Если подросток неуверен в себе, находится
в подавленном, тревожном состоянии, ему
требуется постоянное подтверждение принадлежности
к той или иной группе.»[ http://www.effecton.ru/667.
Группа
сверстников для подростка
В подростковом возрасте проявляется феномен самосознания и актуализация восприятия себя самостоятельным субъектом, которая выражается в появлении "чувства взрослости". Таким образом, ведущее новообразование в личности подростка является возникновения у него представления о том, что он уже не ребенок (чувство взрослости); действенная сторона этого представления проявляется в стремлении быть и считаться взрослым.
Возникновение чувства взрослости стремление быть и считаться взрослым - стержневая особенность личности подростка, так как выражает его новую жизненную позицию по отношению к людям, окружающему миру, определяет содержание и направление социальной активности систему стремлений, переживаний. У подростка появляется своя позиция. Он считает себя уже достаточно взрослым и относится к себе как к взрослому.
Это проявляется в следующем:
Важнейшее
место в развитии самосознания, помимо
феномена «чувства взрослости», приобретает
рефлексия (познание) подростком себя
и других. Возникновение способности к
рефлексии связано с развитием мышления.
Подростковая рефлексия, хотя и поднимает
подростка на очень важную ступень его
возможностей, отличается свободной ассоциативностью,
так как мысли текут по разным направлениям
в зависимости от состояния на данный
момент. Целостность рефлексии в этом
возрасте придает направленность подростка
на самого себя. Подросток углубленно
изучает самого себя, открывает свой внутренний
мир, который доступен только ему самому,
в котором подросток самостоятелен. Благодаря
рефлексии, происходит активное наполнение
структурных звеньев самосознания. Адекватность
самооценки играет важную роль в межличностных
отношениях подростка. Интересно то, что
оценка своих качеств подростком производится
с точки зрения осознания своей взрослости,
то есть происходит соотношение себя с
"эталоном взрослости". Самооценка
является рычагом саморегуляции, а значит,
поведение подростка зависит от степени
адекватности восприятия себя. Самооценка
регулирует и восприятие других людей,
создавая избирательность восприятия
и внимания при их оценивании. [http://www.slotos.ru/mo_shul_
Кроме
того, в старшем подростковом возрасте
потребность самосознания возникает из
потребностей жизни, практической деятельности,
усвоении системы норм, отношений к миру,
друг к другу. Данные потребности определяется
растущими требованиями взрослых, коллектива.
В связи с ростом интереса к коллективу
и общественной жизни у подростка возникают
потребности оценить свои возможности,
найти свое место в коллективе, осознать,
какие особенности его поведения и личности
помогают или наоборот, мешают ему быть
на высоте предъявленных ему требований.
[http://www.cross-kpk.ru/ims/
[http://borytko.nm.ru/
На стыке требований взрослых и неготового к ним подросткового самосознания и сознания, у ребенка может наблюдаться негативистское отношения к требованиям и нормам общества в целом. Учитывая это исследователи в области педагогики и акмеологии, которая изучает развитие человека на ступени взрослости и достижения им вершины в этом развитии как природного существа (индивида), как личности и как субъекта деятельности, разрабатывают область знаний, которая могла бы решить задачу выяснить, какими особенностями должны обладать ребенок в подростковом возрасте, как в промежуточном периоде на пути к взрослению(микро акме). Необходимость решения данной задачи обуславливает будущее становление взрослой личности (макро акме), которая не будет иметь отклонений в поведении и найдет себе достойное место в обществе.
Естественно,
акмеологией и педагогикой
Поэтому если в период взросления подросток оказался в неблагополучной среде, проявляя девиантные наклонности, то педагогике и акмеологии необходимо найти пути компенсации недостигнутого оптимума в развитии ребенка, подростка, юноши на предыдущем отрезке их жизненного пути, при помощи традиционных средств профилактики девиантного поведения плюс подключения особых воспитательных воздействий и инициирования совершенно определенной собственной активности дошкольника (школьника), чтобы возникшее у него отклонение в развитии на предыдущем отрезке его жизненного пути снять.
Таким
образом, стоит сказать, что подростковый
возраст это специфический отрезок жизни
человека, который полон новообразований
и реакций ребенка на жизненные ситуации.
У подростка происходит бурная реакция
на события, происходящие в его жизни,
это и реакциями эмансипации, группирования
со сверстниками, увлечения (хобби), а также
реакция формирующимся сексуальным влечением,
все это, так или иначе побуждает подростка
к исследованию нового, но не состоятельность
и неосозноваемость подростком своих
действий может привести к проблемам в
его поведении. Поэтому на сегодняшний
день проблема девиантного поведения
подростков является актуальной не только
для организаций, которые работают с традиционными
направлениями в профилактике подросткового
девиантного поведения, но также и для
качественно новых и инновационных наук,
таких как акмеология.
Девиантное поведение имеет сложную многофакторную природу, что приводит к необходимости выбора адекватных методологических основ для изучения и поиска решения данной проблеме.
В контексте рассматриваемой проблемы важно рассмотрения понятие «профилактика».
Профилактика
в широком смысле - комплекс различного
рода мероприятий, направленных на предупреждение
какого-либо явления и/или устранение
факторов риска. [http://ru.wikipedia.org/wiki/