Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 23:48, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является анализ эффективности профилактики девиантного поведения средствами акмеологических технологий.
Эмпирический объект исследования: подростки в возрасте 15-17 лет, обучающиеся в школе № 20 г. Архангельска.
Теоретический объект исследования: предупреждение девиантных форм поведения молодежи средствами акмеологических технологий.
Введение…………………………………………………………………. 1
Теоретический анализ с обоснованием проблемы
Девиации в молодежной среде
Личностные особенности девиантных подростков
Традиционные направления профилактики девиантного поведения подростков
Акмеологические технологии как инновационный способ работы с девиантными подростками
Выводы по теоретической части…………………………………………...
Содержание.
Введение…………………………………………………………
Выводы по теоретической части…………………………………………...
Введение.
Проблема девиантного поведения среди несовершеннолетних связана как с социальными проблемами, так и с проблемами формирования личности, носящими глубоко индивидуальный характер. В связи с этим поиск психолого-акмеологических инноваций, нацеленных на развитие молодежью установок (аттитюдов) к систематической работе над собой, рефлексивного отношения к собственной личности, формирование предпосылок самоактуализации является сегодня перспективным направлением современного Российского общества, которое выступает в качестве носителя определенных ценностных характеристик, а также выступает пространством развития молодежи с девиантным поведением. За последнее время значительно выросли показатели отклоняющегося поведения подростков и юношей, происходит рост криминальных молодежных группировок, преступность молодеет, что, несомненно, оказывает определенное негативное воздействие на молодежь.
В
связи с этим психолого-акмеологическая
диагностика, коррекция, прогноз
и развитие личности подростков с
делинквентным поведением относятся
к числу приоритетных задач исследователей
и практиков: психологов и социальных
работников, общества и государства
в целом.
Целью данной курсовой работы является анализ эффективности профилактики девиантного поведения средствами акмеологических технологий.
Эмпирический объект исследования: подростки в возрасте 15-17 лет, обучающиеся в школе № 20 г. Архангельска.
Теоретический объект исследования: предупреждение девиантных форм поведения молодежи средствами акмеологических технологий.
Предмет
исследования профилактика девиантного
поведения среди молодежи
Задачи:
1.
Теоретический анализ
с обоснованием проблемы.
1.1
Девиации в молодежной
среде.
Оценка
любого поведения всегда подразумевает
его сравнение с какой-то нормой, проблемное
поведение часто называют девиантным,
отклоняющимся. Итак, девиантное поведение
- это (англ. deviation
— отклонение) - действия, не соответствующие
официально установленным или фактически
сложившимся в данном обществе (социальной
группе) моральным и правовым нормам
и приводящие нарушителя (девианта) к изоляции,
лечению, исправлению или наказанию [Мещеряков
Б., Зинченко В. Большой психологический
словарь http://www.gumer.info/
Девиантное поведение подразделяется на две большие категории. Во-первых, это поведение, отклоняющееся от норм психического здоровья, подразумевающее наличие явной или скрытой психопаталогии. Во-вторых, это антисоциальное поведение, нарушающее какие-то социальные и культурные нормы, особенно правовые. Когда такие поступки сравнительно незначительны, их называют правонарушениями, а когда серьезны и наказываются в уголовном порядке – преступлениями. Соответственно говорят о делинквентном (противоправном) и криминальном (преступном) поведении. [3, стр. 39 Алешина Ю.Е., Волович А.С. Проблемы усвоения ролей мужчины и женщины. Вопросы психологии. 1991. № 4. ]
Делинквентное поведение – поведение, проявляющееся в нарушении закона, совершении преступлений, то есть противозаконные действия. [Емельянова]
Также к типичным подростковым девиациям относят делинквентные действия, распространенные среди несовершеннолетних: наркомания, токсикомания, алкоголизм, угон автотранспорта и другие (В. Г. Василевский, Н. В. Вострокнутов, Т. А, Донских и другие). [шнейдер]
Выделение отдельных видов отклоняющегося поведения и их систематизация у разных авторов довольно расхожи, но в основе лежит классификация представленная Емельяновой Е. В., которая затронула все сферы отклонения в поведении.
Отклонения в поведении в подростковом возрасте имеют также ряд специфических причин. Поэтому в исследовании отклоняющегося поведения значительное место отводится в изучении мотивов, причин и условий, которые способствуют его развитию. В психологии выделяют традиционные причины девиантного поведения: нарушение в становлении, формировании и развитии личности; в деятельности линий онтогенеза; влияние социо -культурных особенностей; влияние детско-родительских отношений и другое. Но данные причины являются довольно размытыми и не четкими, однако сегодня выделяют ряд конкретных причин отклоняющегося поведения несовршеннолетних (Таблица 1): [шнейдер15]
Таблица 1
№ | причина | № | причина |
1. | стремление получить сильные впечатления; | 18. | стремление к самостоятельности; |
2. | заболевания ребенка; | 19. | недостаток знаний родителей о том, как справляться с трудными педагогическими ситуациями; |
3. | повышенная возбудимость, не умение контролировать себя; | 20. | отставание в учебе; |
4. | неблагополучная ситуация в семье; | 21. | пренебрежение со стороны сверстников; |
5. | непонимание взрослыми трудностей детей; | 22. | недостаточная уверенность ребенка в себе; |
6. | отрицательная оценка взрослыми способностей детей; | 23. | стрессовые жизненные ситуации; |
7. | напряженная социално-экономическая ситуация в жизни ребенка (плохая обеспеченность, безработица родителей); | 24. | примеры насилия, жестокости, безнаказанности в СМИ; |
8. | чрезмерная занятость родителей; | 25. | конфликты с родителями; |
9. | обилие запретов со стороны родителей/педагогов; | 26. | постоянные нарекания, брань в семье; |
10. | слабость интеллектуальной сферы ребенка; | 27. | коммуникативность детей; |
11. | низкий уровень эмоционально – волевого контроля у детей; | 28. | одиночество, непонимание другими; |
12. | излишний контроль, авторитарность родителей/педагогов; | 29. | неспособность детей сопротивляться вредным влияниям; |
13. | генетическая предрасположенность; | 30. | неравномерность
психофизиологического и |
14. | отсутствие навыков социального поведения; | 31. | снижение культуры; |
15. | масса свободного времени; | 32. | скука; |
16. | желание обратить на себя внимание; | 33. | неполные семьи; |
17. | экономическая нестабильность; | 34. | влияние улиц. |
Выше приведенные причины, обуславливаются спецификой подросткового возраста и девиаций в нем. Специфика подростковых девиаций определяется динамикой отклоняющегося поведения подростка. Б. Н. Алмазов указывает три стадии динамики:
Подводя итоги к выше сказанному стоит отметить, что девиантное поведение – это комплекс различных отклонений в поведении подростка, в котором, в зависимости от складывающихся обстоятельств и ситуации в конкретный временной промежуток, в который попадает подросток, а также от ценностей и норм той группы, в которой он находится, наблюдается приоритетная выраженность того или иного отклонения в его поведении, но всегда взаимосвязанного и проявляющегося в комплексе с другими отклонениями.
1.2 Личностные особенности девиантных подростков
Подростковый возраст – это возраст до наступления совершеннолетия, он охватывает период от 11 до 15 лет, следовательно, является в определенной степени молодежным, так как на основе законодательства молодежь – это люди в возрасте от 14 до 30. Подростковый возраст является особенным, так как он трудный и противоречивый, потому что это переход от детства к юности. Особенности социальных условий жизни подростка в предшествующие годы, сложившийся характер взаимоотношений в семье и школе накладывают отпечаток на то, насколько бесконфликтно перенесет подросток те возрастные и психофизические изменения, которые происходят с ним в этот период, как будет происходить социализация ребенка в мире взрослых, и насколько ребенок определится со своим социальным окружением, характерным для данного возрастного периода.
Подростковый возраст с его бурным нейроэндокринными сдвигами считается фактором, способствующим злокачественному развитию девиантного поведения. Это один из кризисных этапов в становлении личности. [Шнейдер 67]